О национальном поэте Кондратии Рылееве. Александр Пыжиков

684 1

Фигура видного декабриста, казненного в Петропавловской крепости, канонизирована в советский период

http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/8228/i605_______.jpg

Историография той поры подавала Рылеева – истинным патриотом, почитателем родины. И с этим действительно можно согласиться, если бы не одно уточнение: какую именно родину воспевал пламенный поэт? Его немецкое происхождение, как может показаться на первый взгляд, тут совершенно ни при чем (по матери он Ессен). Кондратия Федоровича очень вдохновляли малороссийские и польские дали.

Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с его литературным наследием. Специалистами уже давно замечено: поэтические манеры декабриста воспроизводили стиль известного польского стихотворца Немцевича, а рылеевские «Думы» – это подражание польским поэмам последнего. Рылеев с удовольствием совершал поездки по украинским городам и весям (например, на протяжении 1822 года), знакомился с местными традициями и языковыми диалектами, разрабатывая тему борьбы свободы с самовластьем. Разумеется, все светлое и лучшее было связано с украинской стороной, а гадость и подлость – с московской.

Именно на этой идейной основе построен рылеевский «Войнаровский». Важное место в сюжете отведено истолкованию образа Мазепы. Тонкими штрихами заклятый враг России преподносится в героическом ореоле, совершенно не чувствуется его осуждения. Неслучайно в уста мятежного гетмана Рылеев вкладывает лозунг о борьбе свободы с самовластью (читай Москвой). С явным удовлетворением в поэме характеризуется политика Мазепы, нацеленная на благо Украины, гетманские заботы о казачестве.

Аналогичные сюжеты и в других произведениях. Например, в незавершенной поэме «Наливайко» о казачьем атамане, который преклоняется перед древней киевской историей. Все действия Наливайко мотивируются стариной, а его монолог о величии родины (т.е. киевщины) обращен к старцу-исповеднику Киево-Печерского монастыря. Еще в одной поэме «Гайдамак» перед нами вновь Мазепа, но если в «Войнаровском» действует гетман, то тут рассказывается о молодом Мазепе, начинавшем пажом при дворе польского короля. В этом же русле следует и трагедия «Богдан Хмельницкий». Как известно, этого деятеля отрядили олицетворять русско-украинскую дружбу после предательства Мазепы, хотя «наш» Богдан по уровню ненависти к России тому не уступал, что, видимо, ободряло Рылеева.

P.S. Возвышенное отношение к Малороссии – «родимое пятно» декабристских кругов. То же самое отличало творчество А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, В.Ф. Раевского, Ф.Н. Глинки. Интересно, с чего бы это?

Разобраться в фактах многовековой оккупации Руси и разблокировать народную память помогут: 

Книги Александра Пыжикова

============================================================================



Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 7801 6033

    В таком ключе интересен не Рылеев а Иван Франко его поэма Моисей на мове, это авангард понятный любому славянину от русского до серба и вопрос идеалов и борьбы за них подан как апокриф. Рекомендую особенно если аудио запись просто песня.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)