Технологии 18 века. Искусство гидравлики
Продолжаем знакомить читателей tart-aria.info c историческими источниками. На этот раз предлагаю вашему вниманию книгу посвященному инженерному искусству, а конкретно касательно гидравлики и строительству в воде и на воде.
Книга эта была издана во Франции в 1737 году и называется она «Гидравлическая архитектура, или искусство отведения, поднятия и управления водами для различных потребностей жизни» (Architecture hydraulique, ou, L'art de conduire, d'elever et de menager les eaux pour les différens besoins de la vie).
Книга довольно объемная: в 4-х томах, каждый из которых содержит от 400 до 700 страниц и примерно по 50-70 подробных чертежей.
Чертежи очень интересные. Текст, возможно тоже. Но прочитать его мне сложно, потому что он написан не просто на французском языке, который я не знаю, а на старо-французском, который и для гугл- переводчика не всегда читаем.
Приведу выборочно некоторые картинки из этой книги.
Водяные мельницы
В 1-м томе рассказывается об общих принципах механики, различных механизмах, приводящие в движение колеса мельниц и дробилок.
https://imgprx.livejournal.net/63760f60029f0123a2d44f79baa9847be3793ce0/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY04yTT_fj8gccVcafiytAXQgpg5pz1LcNh3paGB-f4uBl8emvGaY57IlP3HvMWvm5nrx3xFphgFuPXmFCyxU5xoУстройство мельницТолщина стен этой мельницы впечатляет. Если принять толщину дымохода за 0,5 м, то толщина стен получается более 2-х метров верхней части и около 4-х – в нижней.
https://imgprx.livejournal.net/6d147d0e26c7b3acc3f5ad510536bd511ac9c57d/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY5Mk_GKrQvW3lBd4L1dGgXoURB85CxXgmg4aRZ5EzgUoq9DZDO-WQGfv63BFJq5CoHoi18yDwVshrJN-zPuvOLsПродольный разрез мельницыhttps://imgprx.livejournal.net/4f741f35b4c0f3c1ccd63c33926c13af2a47f8a0/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONYxKlML7ZgH_VC8dTtp3FERjCncc5fMa9D7e9YkHdOep1GTdU7dQ6qTrty_TRQQ6xYWAPwzGSeLVQAZaoLU9FaAUЧертеж мельницы в Провансе и Дофинеhttps://imgprx.livejournal.net/f756c99433c65873cb58fbe23e00a846a551e5ef/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY8aXJJCfAr1I_rIkC8KSloB0YlNBowuB4Ymroeqi7F0MWlpIpZrxmXlh5h3j0kHCXaltTs_kxsxJi4dPylARrRgПлан, разрез и разрезы цепочной (элеваторной) машины, служащей для откачивания воды строений РошфораРошфо́р (фр. Rochefort) — торговый порт во французском департаменте Шаранта Приморская, на правом берегу Шаранты, в 16 км от её впадения в Бискайский залив и острова Иль-д’Экс c цитаделью, фортом и маяком.
https://imgprx.livejournal.net/19c21285eb00cb9b148da4cef0cabb9e0177bec9/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY4iIfr_gepqqX5hlRnaS5OAjwRFtFA3lp_F1xIrSgJjV_AuL6lmlP5INx3rqPcs185POhv9WBeOX5kx4WwUuDe0дизайн новой машины для выпуска большого количества воды Вид сбоку; архимедов винт; уравновешивание двойного зигзага, вид спередиhttps://imgprx.livejournal.net/c824f3316994587deff66ae824c7c0a259aa6761/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONYzlYAZUD6AH8kevReHE4QLOCpC554xP3kZ7jxHsIakGLtwdk4HwzMgl6TmRziOIbfoqMtkAUDt6FrCqPmBFq-rYДизайн колеса для поднятия водыКаналы и шлюзы
Во 2-м томе речь идет об устройстве портов, каналов, ведущих к ним, шлюзов и различных механизмов и орудий для их строительства. В основном на примере французского порта Дюнкерк.
Этот порт находится на берегу Ла-Манша, в 75 км к северо-западу от Лилля и 295 км к северу от Парижа и 10 км от границы с Бельгией. Это тот самый Дюнкерк, где проходила известная Дюнкерская операция:
«Дюнке́ркская эвакуа́ция, кодовое наименование опера́ция «Дина́мо» (англ. Operation Dynamo) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.» History of the Second World War. Paulton, 1966 – 1968, p. 248
Даже фильм снят на эту тему. Называется «Дюнкерк». На этом чертеже представлено развитие Дюнкерка:
https://imgprx.livejournal.net/9b776ec21b168fe75045d8a34e3f3bc847c914bf/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY9ipCg6GUJu5s0RhUQ7zBV7vifYwBbet8KWo7uufxDfUjP2MCnBT88fckuIBzU2JQu6zzTkd5ML37x6uTjLYltg1 План первых стен Дюнкерка в 960 году при Бодуэне 3 графе Фландрии 2 План первого укрепления Дюнкерка, известного в 1400 году при Роберте де Марте 3 План города Дюнкерк, который был принят маршалом Тюренном 28 июня 1658 годаВ Атлантическом океане наблюдаются наибольшие по величине приливы. Которые происходят регулярно два раза в сутки. Наибольшая высота прилива -18м наблюдается у берегов Новой Шотландии (в Канаде). У берегов Франции они могут достигать 14-15 м, в проливе Ла-Манш (где расположен порт Дюнкерк) – до 11 -12 м.
Поэтому для Франции всегда было актуально иметь порты, не зависящие от приливо-отливного движения океана.
Для этого к порту прорывали канал, который перегораживали шлюзами, чтобы во время отлива вода не уходила из него и находящиеся там корабли оставались на плаву.
Здесь хорошо видно линию берега во время прилива -она обозначена валом. Собственно длина канала -это как раз разница в береговой линии во время прилива и во время отлива.
https://imgprx.livejournal.net/fda3fb38f6fc3dec1960d0ef005b07e90c746d0f/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY30QwEBS0-InQzPfTX4eP8mepZYXXJvVRZkSpwocwc5iFal50DUKlzxAKM3dNE366onizt044VXB-chYNoIT2q0План Кале (порт у пролива Па-де-Кале, Франция) относительно проекта шлюза для углубления порта и каналаhttps://imgprx.livejournal.net/43f2d5f10023d9000c24564ee2345218c1d11658/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY3dm38_sVHuagmML55PsL5nIKqGAZPO8puUus691uRpNR5XrY-5UNOjTBfxk8CR4Gd-VLPPbMXeVV0vjmA_Brs0план проектных работ для города и порта Шербур (Нормандия, Франция)Во всех этих планах мы видим один и тот же принцип: длинный канал, проходящий от береговой линии во время отлива внутрь крепости, и шлюз при входе в саму крепость. Удержание воды, возможно, было необходимо не только для стоянки кораблей, но еще и для ряда оборонительных рвов.
На черно-белом чертеже, возможно, плохо видно, что красивые правильные зубчики представляют собой сочетание земляных валов и рвов, наполненных водой. На этой схеме это видно более наглядно:
https://imgprx.livejournal.net/0a0b628a70ab396ccf6400c809583a8eb6077ed9/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONYwkQoUI8S-zDweOIFU3lYSRc8cgNAC7XIyGnbyjFIqDADNBckHG4bZ67l5AZ8PttNAПлан Дюнкерка, реконструкцияВсе крепости-звезды были окружены двойным или тройным водяным кольцом. Но были ли такие сложные формы необходимы для обороны? Это уже другой вопрос.
https://imgprx.livejournal.net/bfd99181c6d732fa85005be095ac4206ea23ae4c/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY8EUDkeGoaXdm9iP-6pf_ehUXlXf3J7UB8Glmcdi7q0KklpW2Hk25EIYjcQOJYtP4sQqpMQorF0J6Y-O74Q10lsПлан шлюза с двумя проходами, характерными для каналов, ведущих к морю Способ скрепления камнейhttps://imgprx.livejournal.net/aeec89107ea415b5ee3c8be43f42b7239dd81c06/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY_zzgz6u5UUF1yc9vHhQL8VSTBHcjrYNcxxmP9EA9qOA0hIoaVJ33cNHNQt-zcT43L7FZL2VCKv3ajOIAXYSVH4общее развитие большого шлюза, c показом основных частей, которые входят в его состав: план поверхности шлюза, вид по линии А-В, вид по линии С-Dhttps://imgprx.livejournal.net/c78bb96b2696734f4c5b23da5acd720fb0a72ec4/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY6fosxvhLJ8j9xdaG3Ee6r5CTaSuEFXkTbXUMdEon2fvyBEZtycXl1H–uMpIKdPkfYKN52Y61wWuuUnhIV0qMYЧертежи шлюзовых ворот, использующихся ранее в различных французских портах и профиль машины, используемой для подъема клапанов небольших шлюзов расположенные в боковых стенах шлюзовых камер.https://imgprx.livejournal.net/5c807728f5464c3a4782c498b7b6e28c8a12b46b/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY-hSYeZmgLQzRXhnlzgfBWpFlBM_P6ZGjCGRnKje3IF4j0JFAcM1zESavOyq89vbl_4DHtvZP69cx-KgHs1N5qgНесколько чертежей различных машин для забивания свайhttps://imgprx.livejournal.net/99a015618bceafef7353140cbf3f72a9e47be639/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY-QtUQisFCu4o58PhiqDs7jpP81VZNx6iiRfuKX8YV0iQKacudJGsLPHVB1akHLCsGDDcrSbkygvbPgjYsnqi5cСпособ забивания горизонтальных свай с поверхности воды.https://imgprx.livejournal.net/49d2c7655b16d52174a1af4cf16ae118771d7712/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY2oNY884bA_LKinE9PALSrOO0XrUT6BvadtITNSUbtmHPEKHkg165Fv9ozEuqyqz312Wcag6Y1YdYXM40wqHpD8Машина для забивки наклонных свайНасосы и водонапорные башни
3-й том посвящен искусству подвода, поднятия и очистки воды, а также описанию насосов, и других механизмов и изделий, необходимых для этого.
https://imgprx.livejournal.net/e7f2c72be3eacd1a8370ebe1d98733d2b7807162/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY4bII3yNFjpkqmF0jqmfc0kMoJcDQ5RugXlzHxeCjLYorfm9Zffjd6BVjs3-ZvQHCr6tctelLbfL9Zs08cYm03gразработка отечественного (французского) насосаhttps://imgprx.livejournal.net/deaa9a2312984bd9893607f8cec76c259d93102e/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONYxDFKEFDqlW1sqJYnrRYgz_2cZpA5QZOb70-m5rI8kzw-7AUgtjrrjALfLeqYJJnnQ7l0klcVnCAiC2aLFxzI8MРазработка машины, выполненной в Нимфенбургеhttps://imgprx.livejournal.net/decdb1a1045b084d92e1afcb52214b15adeaa99d/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY2EZhlAs-0kHoX-GVNuSO4evESwUuyVh5jUbmVxs6lh86syaH7uV1iQLAnRI5wWwFFzGIPzBkr5KW1L5egbVeu0Фасад здания, включающего гидравлическую машину, применяемую к новому мосту в Парижеhttps://imgprx.livejournal.net/469cbe10e8b76100e567abbd4676158c30de9208/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY-VCJFDzLJT7MyHwnnYjr8Z9te_eE0veoO-qz0A0SIOvxjayuNKu05bfDCG0p2m8ZijFYYupAZ90BkPUgOhdmYcПлан основания и разрез здания с гидравлической машиной , применяемой к новому мосту в Парижеhttps://imgprx.livejournal.net/a47bf435a506c371394b36ac127d59edb9f351f5/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY1Q5nmEkhMJL46KlhbrUcUH2ohiLGhCjZv9Dg57V6NB512xTO_0qkRyJUjQAIzl2Tj6Nj4sjW7B3W-Nfdx67-Nkразработки основных частей предыдущей машиныhttps://imgprx.livejournal.net/f49a40f0c8f2755e3bc885f3f7de0bc13d8e9a5f/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY2ohL4DGF91JhVOevmdZXlnRoTiyalb4lyUTg4w-N5mc1rEX8QwT_5OdvBRmrBTnbRrQAZIsku3oRrPF8qxUBBgразработка насоса для тушения пожаров, применяемая в Страсбургеhttps://imgprx.livejournal.net/10d0c09d5ab6df9581377b540fae823ae70844e5/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY9vwg0t6UoazaCv_TCr81zmpidDw4ASiU1sHA2ScQYiOpn_n6ke4nldchSYXNBkr6BG4J1molACwHh7yt4ovYdoВнешний вид цилиндра и сопутствующих труб для работы пожарной машиныhttps://imgprx.livejournal.net/0bd92f871d118f7b39fe8e2cf3d49eb0c7f59cdc/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY5lG3uDhmZqNhe1Cz4C6Im492iFjqS7aXT2-4oKtC5nOVmU2jrhDRW2JcuATEFfZ73AMv1gIv_uzRQS2ncRzNt4план и профиль колеса машины Марли и всех связанных с ней частей от реки до акведукаИз другого источника:
https://imgprx.livejournal.net/f6ed874656e8e9a54e74464a2b1a2f1a591f44db/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY7dJPOhivIYIcK_7Yc-r0_XW0LOdoEditI_QAScBokkFM07_5ETFn74O3jBQTyTuGwМашина Марли на картине Пьера-Дени Мартина (Pierre-Denis Martin)1723 годаhttps://imgprx.livejournal.net/30d53540f0e2d0e255d5ccc31d21312e9b11530c/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONYxqTCwyIkzI3cKmDAc_p4VvUoCMeWKQEzGWBlyLKAluKgiXE-obBIjO_dbRqrVWqF11CEC3hmql8vzRjqeQzmUYСпециальные профили насосов одного из оборудования машины, примененного к мосту Норт-Дам.Машина Марли (фр. Machine de Marly) была построена голландским архитектором Свалемом Ренкеном (Rennequin Sualem) в начале 1680-х годов при дворце Марли на территории современного Буживаля по заказу французского короля Людовика XIV для водоснабжения прудов и фонтанов Версальского парка.
Уникальное для своего времени инженерное гидроустройство представляло собой сложную систему из 14 водяных колёс, каждое диаметром 11,5 м (около 38 футов), и приводимого ими в действие 221 насоса, служивших для поднятия воды из Сены по Лувесьенскому акведуку длиной 640 м в большой водоём на высоту около 160 м над уровнем реки и в 5 км от неё.
Далее вода по каменному акведуку (8 км расстояния) поступала в Версальский парк. На строительстве было занято 1800 рабочих.
Потребовалось 85 т деревянных конструкций, 17 т железа, 850 т свинца и столько же меди. Устройство обеспечивало подачу около 200 кубометров воды в час. Строительство было завершено в 1684 году, открытие состоялось 16 июня в присутствии короля.На обслуживании устройства и ликвидации частых поломок было занято 60 рабочих. В первоначальном виде машина Марли прослужила 133 года, затем в течение 10 лет водяные колёса были заменены паровыми машинами, а в 1968 году насосы переведены на электрическую энергию. Источник
Так выглядел этот мост в 18-м веке:
https://imgprx.livejournal.net/2aea225525aff0998e1cc6a40f6e4080651bef96/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY_Ae6hpS0wH1PdJqvpStyZvi3IWKgLdyIGDn-Utj6xuw8J0eqwMaYfL_qtUupyH2B33csNNysDhzDKPq84yUd4UcuNQpRBSjk7dYNmE20PhnНотр-Дамский мост, 1756г. Художник Nicolas Raguenet ИсточникИли художник изобразил рулевых на лодках непропорционально большими, или гиганты еще жили в середине 18-го века?
https://imgprx.livejournal.net/88b202f51a42a2f43a259da4fc2962b3fe287015/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY02HywTArchuItUWAKoetY5w9ThSGFvDH2BmbdDuUHX4TBZkO7k2lUgo23pb_E5ti7lZ5ZU_k72_PxEA9BaGj5kПлан водонапорной башни, используемой для моста Норт-Дам Планы, разрезы и фасады раздаточных чаш фонтанов Святой Катерины и ворот Сен-Жермена в ПарижеИ разные вентили и краны, картинка без подписи:
https://imgprx.livejournal.net/5f371993a13df767868d21828cd727a48ba3e161/t_pffWhQKPkS6mnSQNRDHM_fmJttWkqKzD37TfwZucdX_WlWZECbXdsUv3XenEEQWfojuInuThBqRI2vBdONY9VmUPOJiT75cC6Wuos7ObFhaU8licjcr_XxJvu516DfehNnXuR6gEJ7116qm0ij6os1J4zpCI2cinLPEJI0LrcТрубы изготавливались в основном из меди и свинца. Вот цитата из книги:
«Следуя этой теории, легко определить геометрически усилие, с помощью которого вода ломает трубку; но для его применения необходимо предупредить о каком-то опыте.
Мы знаем, что свинцовая труба диаметром 12 дюймов (30,5см) и высотой 60 футов (18,3м) должна иметь толщину в 6 линий (15 мм), чтобы выдержать напор воды.
Медная труба, также 12 дюймов в диаметре и 60 футов в высоту, должна иметь толщину в 2 линии (5мм), чтобы поддерживать силу воды, которой она заполнена. Из чего следует, что медные трубы имеют тройную силу свинца, при одинаковых размерах изделия, что хорошо согласуется с экспериментами, которые цитирует М. Парент.»
На этом пока все. Продолжение следует
В оформлении этой статьи использован фрагмент вида морской стороны Дюнкерка около 1700-1710 годов. Оригинал.
i_mar_a
Источник.
.
К чему это все? Что автор хотел сказать?
С целью расширить ваш кругозор.