Минобороны попросило разрешения сбивать пассажирские самолеты, нарушившие госграницу
Министерство обороны РФ подготовило проект постановления правительства, в котором предлагает узаконить возможность сбивать пассажирские самолеты. Речь идет о случаях, когда воздушное судно несет реальную угрозу.
Документ "О порядке применения оружия и боевой техники при охране госграницы РФ в воздушном пространстве РФ" опубликован на федеральном порталепроектов нормативных правовых актов. 10 января закончилось его общественное обсуждение, сейчас проект постановление проходит этап независимой антикоррупционной экспертизы.
В документе предлагается разрешить применение оружия в отношении гражданского самолета, если он нарушил границу и его преднамеренное крушение может привести к экологическим бедствиям, гибели людей или уничтожению стратегических объектов.
В проекте постановления указано, что госграницу России в воздушном пространстве защищают соединения Воздушно-космических сил (ВКС), военных округов и Северного флота, находящиеся на боевом дежурстве по ПВО. Если они зафиксируют неопознанное воздушное судно, приблизившееся с сопредельной стороны к госгранице на расстояние 50 км (для Восточного военного округа - 100 км) или внезапно обнаружат его в 150-километровой приграничной полосе, дежурные силы тут же будут приведены в готовность N1.
В воздух поднимутся вертолеты или самолеты и попробуют установить радиосвязь с экипажем воздушного судна. Если на самолете произошла нештатная ситуация, то его предупредят о вхождении в воздушное пространство РФ и помогут приземлиться на ближайший аэродром.
"При отказе этим судном-нарушителем выполнять подаваемые радиокоманды (визуальные сигналы) на совершение посадки и при наличии сведений об отсутствии на борту заложников, по нему применяется на поражение оружие и боевая техника дежурных сил", - говорится в документе.
При этом судно-нарушитель предупредят о применении огня на поражение, в самом последнем случае применят предупредительный огонь. И только если на этот раз не будет никакой реакции, самолет собьют. Если самолет-нарушитель после открытия огня начал выполнять команды дежурных сил, применение оружия прекращается.
В чем смысл нового постановления
Отметим, действующий сейчас закон "О противодействии терроризму", подписанный президентом РФ Владимиром Путиным в марте 2006 года, позволяет сбивать любые гражданские самолеты в воздушном пространстве РФ, захваченные террористами. При этом решение о ликвидации самолета может быть принято только в том случае, если возникнет реальная угроза его направления террористами "для удара по каким-то жизненно важным объектам либо по местам массового скопления людей".
В то же время постановление правительства РФ "О порядке применения оружия... в воздушном пространстве" от 1994 года запрещает сбивать самолеты - нарушители госграницы, если известно, что на их борту есть пассажиры.
Как рассказал "Известиям" военный эксперт Владислав Шурыгин, новый документ должен устранить эти противоречия.
Вопрос о разрешении сбивать гражданские самолеты поднимался в 2011 году, тогда ВВС России объявили, что готовы уничтожить пассажирской самолет в случае его захвата террористами, если такое решение будет принято на высшем уровне и в соответствии с законодательной базой РФ.
Запрет сбивать гражданские самолеты был введен в СССР после трагедии, произошедшей 1 сентября 1983 года. Тогда главком Военно-воздушных сил России генерал армии Анатолий Корнуков, который тогда возглавлял 40-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ДВО, отдал приказ об уничтожении пассажирского Boeing 747 авиакомпании Korean Air, нарушившего воздушное пространство СССР. В результате погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
На момент катастрофы самолет авиакомпании Korean Air, следовавший из Нью-Йорка в Сеул с остановкой на дозаправку на Аляске, отклонился от курса более чем на 500 километров и вошел в воздушное пространство СССР. На территориях, над которыми пролетел южнокорейский лайнер, находились военные объекты, и полеты иностранных самолетов в этом районе были запрещены.
В числе погибших был член палаты представителей США Ларри Макдональд. Инцидент вызвал обострение в советско-американских отношениях, а Рональд Рейган, бывший на тот момент президентом США, назвал катастрофу "преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто".
По словам экс-заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ генерал-лейтенанта Айтеча Бижева, в США после 11 сентября 2001 года разрешено сбивать любые самолеты, которые представляют опасность для АЭС или других стратегических объектов. "Нормативно-правовая база должна предоставить возможность военным пресечь любой теракт и предотвратить катастрофу", - пояснил он.
Путин однажды отдавал приказ сбить пассажирский самолет
В документальном фильме журналиста Андрея Кондрашова "Путин", вышедшем в 2018 году, президент РФ рассказал, что в 2014 году лично отдал приказ сбить пассажирский самолет Boeing 737-800 турецкой авиакомпании Pegasus Airlines, следовавший транзитом через РФ из Харькова в Стамбул, на борту которого, как сообщили главе государства, находилась бомба для совершения теракта на открытии зимних Олимпийских игр.
Сначала Путин распорядился сбить самолет в соответствии с протоколом чрезвычайных ситуаций, но через несколько минут президенту сообщили, что это была ложная тревога: пассажир был пьян, и самолет продолжил путь в Турцию".
1 сентября 1983 года, сбитый самолёт пассажирским не был, а был переоборудованный Boeing 747 для разведывательных целей. Есть сов секретный фильм. как советские ластоногие в него вошли, в место багажа, там был самый настоящий мусор и ни каких останков людей. Ну а на счёт права на уничтожения пассажирского борта? Это очень тяжёлый моральный поступок! Тут сколько людей столько и мнений!
По В-747 всё совершенно верно. Постановка с многочисленной массовкой. Наших военных за него не наказали никого. Знали о действительном содержимом.
Моральный поступок – когда предполагаются, только предполагаются, несоизмеримо более тяжёлые последствия от пропуска нарушителя, какие могут быть моральные принципы? Ты главный, тебе решать. Иначе зачем ты сюда вылез?
Корнуков с опозданием, но принял решение, пока остальные более высокопоставленные сопли жевали. Честь ему и хвала.
А потом другие побоялись сбить Руста. Всего-то достаточно было истребителю мимо пролететь чуть ближе. И того не смогли приказать. Потом и поплатились.
советский лётчик его не сбил. Выпустил ракету вслед, она не попала. сбивали сами американцы – знали что он пустой.
т.н. “Сергеев”, в чём проблема? американцы сбили иранский пассажирский самолёт. даже не извинились.
И где Вы увидели проблему? А гражданские самолёты сбивали, сбивают и будут сбивать независимо узаконено это или нет. Примеров много, сбивали и американцы, и украинцы и наши. Если будет такой закон то вряд ли кто осмелится на провокацию навроде случая с корейским Боингом. Жаль только пассажиров которые по стечению обстоятельств оказались на борту.
Результат – вопли на весь мир. Пример свежий – МН-17.
Да расследование по делу МН-17, это просто шедевр западного идиотизма. Свои выводы следственная комиссия делает не на основании тех данных по полёту и параметрам! Следствие совершенно не интересует за чем днепропетровский диспетчер изменила курс и потолок борта МН-17 но она строит свои обвинения на яко бы независимой западной частной организации, которая яко бы из российского интернета получила данные на российских военнослужащих признавшихся что это они сбили борт. мало того что инет это забор! Любой может хоть тысячу страниц и написать всё что угодно. Но меня смущает больше всего один факт, как они могли разбираться в нашей лексике. Но всем всё равно. Просто нашей власти надо научится на всё это отвечать! Просто одной русской фразой! да пошли вы на куй!