Бобби Фишер – великий шахматист, антисионист и антиамериканист
Не успели 11 сентября 2001 года в результате самой известной террористической операции рассыпаться в прах нью-йоркские Башни-Близнецы, как Бобби Фишер выдал миру такое заявление: «Это великая новость. Давно надо было дать Штатам пинок под зад. Я аплодирую этой операции и хочу стать свидетелем того, как Америка исчезает с карты мира».
Фишер на протяжении почти что двух лет выступал с подобными заявлениями , а затем выкладывал записи своих обращений на одном из интернет-сайтов http://home.att.ne.jp/moon/fischer/). При этом он неустанно требовал, чтобы радиостанции всего мира, давали ему возможность рассказать в прямом эфире, о его видение мира и о угрозе человечеству со стороны мирового еврейского кагала, добавляя к этому, что " бен Ладен - герой, а Гитлер сделал далеко не все, в своей борьбе против «еврейских крыс".
Но ни один момент из жизни великого гроссмейстера невозможно понять, не обратившись к самому началу, к тому майскому дню 1949 года, когда ему, в шесть лет, на день рождения подарили шахматы.
Мальчик-вундеркинд записался в местный шахматный клуб и в 10 лет уже принял участие в своем первом шахматном турнире. Начиная с этого самого момента, Бобби Фишер выиграл все шахматные состязания, в которых участвовал и получил все возможные награды: стал самым молодым чемпионом США по шахматам (в этих соревнованиях он участвовал восемь раз и все восемь раз вышел победителем), в возрасте 15 лет стал самым молодым в истории международным гроссмейстером и самым молодым кандидатом на звание чемпиона мира. В то время Фишер говорил: «Мое единственное желание - играть в шахматы, и больше ничего».
При коэффициенте интеллекта в 180 пунктов Фишер был болезненно одержим игрой в шахматы. Неудивительно, что скоро у молодого гения появились всевозможные мании и странности, а рассказы о его эксцентричном поведении стали попадать на страницы газет и журналов.
В «матче века», в 1972 году, как до сих пор называют дуэль Фишер-Спасский сошлись еще достаточно молодой 29-летний американский шахматист и тогдашний чемпион мира 35-летний Борис Спасский, бывший в то время звездой целой плеяды талантливейших шахматистов, воспитанных в Советском Союзе.
В том поединке Фишер решил на практике применить свою теорию: недостаточно просто выиграть у соперника, надо еще и унизить его. В то время как Спасский после каждого сделанного хода уходил в свою комнату, чтобы там в окружении 30 советских шахматистов проанализировать партию, молодой американец ходил играть в кегельбан. Отчаявшемуся, связанному по рукам и ногам «американским дьяволом» Спасскому ничего не оставалось, как только сдаться своему противнику.
После триумфа в Исландии Бобби Фишера встречали в Штатах как национального героя. Пресса осыпала его лестными эпитетами, проливным дождем на него обрушились многомиллионные контракты - он отказался практически ото всех - а знаменитости и богачи Америки наперебой предлагали ему свою дружбу, которая была ему не нужна. Известные люди - певцы, актеры - платили шахматному идолу колоссальные суммы за возможность обучаться у него премудростям игры. В течение всего этого времени Фишер постоянно говорил, что больше не может выносить «стольких хищников», а через несколько месяцев он просто взял и исчез. И - все.
Нелепые выходки гроссмейстера уже стали неотъемлемой частью его характера. Только на этот раз шахматный гений растворился почти на три десятилетия. Международная шахматная федерация в 1975 году лишила его титула чемпиона мира после неоднократных отказов Фишера защищать свою корону в поединке с надеждой Советского Союза юным Анатолием Карповым. В отличие от молодых звезд, неспособных справиться с выпавшей на их долю славой и богатством, у Фишера никогда не было проблем ни с наркотиками, ни с алкоголем, ни с женщинами. Его слабым местом всегда была и оставалась самая сильная его черта: его собственный рассудок.
Денег у него было более, чем достаточно, но они были не нужны ему. На самой вершине своей карьеры он на некоторое время отошел от шахмат и образовавшуюся пустоту вместо любимой игры тут же заняли книги. «Бледнолицые должны покинуть Америку и вернуться обратно в Европу, негры должны уехать к себе на родину - в Африку, а эти земли надо вернуть индейцам», - говорит Фишер. За этим следуют обвинения: «Евреи захватили власть во всем мире». И дальше гениальный гроссмейстер изрекает: «Шахматы - это всего лишь разновидность умственной мастурбации».
В комнате шахматиста на протяжении долгих лет висел портрет канцлера Германии Адольфа Гитлера, которого он, по рассказам, боготворит за его способность "диктовать свою волю всему миру" и "за его непримиримую борьбу с мировым еврейством". Гений шахмат заявлял: «Оставшиеся нетронутыми синагоги должны быть разрушены, а все евреи-сионисты - уничтожены».
Этот воинственный антисионизм никто так и не смог объяснить: мать Бобби была еврейкой, а родился он в еврейском квартале.
Надежда найти утешение в апокалиптическом учении секты «Всемирная Церковь Создателя» испарилась, когда шахматист понял, что сектанты преследовали одну единственную цель - «выудить из него все до последнего цента».
Филиппинский шахматист Эугенио Торре (Eugene Torre) - один из немногих, который в последние годы жизни Фишера, часто общался с ним, говорит,«Это честный и порядочный человек. Человек с большой буквы и он - человек принципов. Я это точно знаю»,
Фишер всегда заявлял, что о результатах крупных международных соревнованиях договаривались заранее, и считал безумством соревноваться с машиной, как это делали и делают многие другие гроссмейстеры. Поэтому он изобрел новый способ игры в шахматы, в которых лучший игрок, а не тот, кто лучше знает стратегию игры и запомнил больше вариантов ходов, имеет все возможности стать победителем.
Мечта Фишера - провести революцию в современных шахматах. Хотя шахматы Фишера и были хорошо приняты среди любителей, крупные турниры по-прежнему проводились по старым правилам. Друг шахматного гения и его единственный защитник Эугенио Торре утверждает: «Бобби Фишер был лучшим игроком, потому что он добился всего без всех этих сегодняшних трюков».
Кто-то из аудитории радиостанции задал великому гроссмейстеру вопрос: кто самый великий среди великих - он или Гарри Каспаров. «Как Вы можете сравнивать меня с этим мошенником? Я не сыграл ни одной партии с оговоренным заранее результатом. Большинство побед Каспарова, повторяю - большинство, были заранее оговорены. Я же всего добился своими собственными силами. Не думаю, что многие люди могут сказать то же самое», - ответил шахматный гений на тот вопрос.