Мидийская империя
Что это были за империи? Самой первой арийской империей была Мидийская.
Начиная со 2 тыс. до н.э. на Иранское нагорье – огромную территорию, которую в настоящее время занимает Иран и Афганистан, с севера волнами приходили арийские племена, в том числе и спасаясь от неблагоприятных климатических условий.
Они приходили из разных мест, с земель от Днепра до Урала. Они же дали этой земле своё имя – Ариана.
Прошло время. Какие-то племена обосновались на западе и создали государство Митанни, какие-то ушли на юг Иранского нагорья, какие-то повернули в Северную Индию.
Историческая наука мало что может рассказать о них.
Например, было такое племя касситов. Их ещё называют коссеи, киссии или кашши (аккад.). Они жили в горах огромной горной цепи Иранского нагорья Загрос во 2-1 тыс. до н.э.
В середине 18 в. до н.э. касситы вторглись в Вавилонию, а к 16 в. до н.э. овладели всей страной и правили ею с 1518 по 1204 гг. до н.э., образовав свою династию, так называемую касситскую династию).
Учёные затрудняются назвать их этническую принадлежность, а также, на каком языке они разговаривали. Хотя имеются некоторые немногочисленные археологические находки, которые позволяют высказать предположение, что касситы тоже были ариями. Например, касситская циллиндрическая печать с коловратом.
Кроме того, некоторые учёные, например, немецкий расолог Ганс Фридрих Карл Гюнтер, определяли их язык, как индоевропейский («Расология еврейского народа»). Касситы использовали колесницы и занимались коневодством (что является своеобразной «визитной карточкой» ариев, которых в те далёкие времена называли завоевателями на колесницах).
Имена правителей касситов тоже были арийскими: Сурьяс, Индас, Маруттас, о чём пишет британский историк и археолог Вир Гордон Чайлд в своей книге «Арийцы – основатели европейской цивилизации».
В начале 1 тыс. до н.э. прибыла вторая волна ариев, гораздо более многочисленная. Часть арийских племён – согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы – продолжали вести кочевой образ жизни, но два племени – мидийцы и персы выбрали оседлый и расселились в долинах Загроса.
Мидийцы поселились на севере, а персы на юге. Вернее, персы сначала поселились к северо-западу от мидидийцев, но ассирийцы выдавили их на юг и юго-запад. Вообще, мидийцы и персы часто воевали с Ассирией в 9 и 8 вв. до н.э., которая стремилась их покорить.
Мидийские племена были завоёваны Ассирией в начале 8 в до н.э., но в 673 до н. э. они восстали, разгромили Ассирию и создали своё государство со столицей в Экбатане (совр. Хамадан на западе Ирана).
Объединял племена и строил столицу вождь по имени Дейок (перс. Дайукку). Его сын Фраорт (перс. Фравартиш), по словам Геродота, не удовлетворился одной лишь Мидией, но покорил персов и другие народы Азии и даже ходил войной на Ассирию.
Так что в империю постепенно вошли Урарту, Северная Месопотамия, Парфия, Персия и часть Малой Азии (современная Турция). Мидийское царство простиралось почти до реки Инд. Из маленького г осударства-данника Мидия превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-416.jpgЕго преемник Киаксар (перс. Хвахшатра) окончательно разгромил Ассирийское государство. Умер Киаксар в 584 г. до н.э. Его сын Астиаг (перс. Иштувегу) вынужден был оборонять своё царство от персов.
После продолжительного царствования (около 30 лет) Астиаг потерпел поражение в борьбе с Киром (Курушем) – основателем персидского государства, который по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Астиага).
Мидия стала одной из сатрапий и платила дань персам, как и другие покорённые народы. Мидия платила 500 талантов золотом, а ещё конями. Ведь мидийцы считались лучшими наездниками и издавна занимались коневодством.
Они были знамениты своими «нисейскими» конями, которые разводились на Нисейской равнине и в Хорассане. Именно в Мидии начали культивировать кормовую траву люцерну, которая получила название «лошадиная пища».
Кроме того, на мидийских пастбищах на пути из Вавилона к Каспийским воротам паслось 50000 царских коней. Коней, кстати, они платили в качестве дани, ещё ассирийцам.
Столица Мидии, Экбатана продолжала считаться одной из столиц сначала персидских, а затем и парфянских царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы. Мидийская империя просуществовала недолго – с 678 по 559 гг. до н.э. Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), греческий географ и историк, называл её Великой Мидией:
«Великая Мидия в древности, после того как разрушила державу сирийцев, господствовала над всей Азией. Впоследствии, однако, при Астиаге, Кир и персы лишили её столь великого могущества, тем не менее, она продолжала в значительной степени сохранять прадедовскую славу.
Экбатаны были зимней столицей персидских царей, равно как и македонян, которые после подчинения персов владели Сирией; и ещё в наше время город этот предоставляет парфянским царям те же удобства и безопасность». (Strabo. ed. A. Meineke, Geographica. Leipzig: Teubner. 1877). Он таже указывал на сходство языка мидян и скифов. (Strabo X 2, 8, 14).
Согласно Геродоту (484-425 гг. до н.э.) мидийцы включали в себя 6 племён: бузы (the Busae), паретацены (the Paretaceni), струхаты (the Strukhat), аризанты (the Arizanti), буди (the Budii) и маги (the Magi). Из них только одно племя не вызывает вопросов в отношении принадлежности к ариям. Это – аризанты, название которых происходило от Arya – благородный и Zantum – племя, клан.
«Арийство» остальных доказать труднее, хотя большинство из них созвучно именам скифских племён. Например, мидийское племя буди созвучно с именем будинов – причерноморских скифов.
Паретакенами назывались кочевые племена, которые обосновались в Паретакене, горная область между Персией и Мидией. Некоторые исследователи связывают их с паралатами, которых Геродот называл «царскими скифами», которые обитали между Днепром и Северским Донцом и в степном Крыму.
К слову сказать, иранское «парадата» обозначает героев архаичных мифов о первой существовавшей на земле династии царей-цивилизаторов и обозначает «первозаконники», «установители первых социальных норм».
Кто такие были бузы, пока неясно. Считают, что название происходит от персидского buza, что означает аборигенный, автохтонный, то есть, получается, что они не были ариями, хотя каково их самоназвание и как там было на самом деле, неизвестно.
Но тут на память приходят и славянские бужане, и боснийцы, и боспорцы, и предводитель антов Бус Белояр, и Василий Буслаев, которые были много позже мидийцев.
Ещё одна загадка – струхаты. Их название созвучно появившемуся позже сарматскому племенисатархов, которые проживали в Крыму во 2 в н.э. И последнее мидийское племя – маги. Они представляли собой касту священников зурванистов – течения, вышедшего из зороастризма, и предположительно были выходцами из Шумера.
О том, что мидийцы были ариями, свидетельствуют археологические находки. Во-первых, это использование солярных символов и в том числе свастики. Кроме того, в украшении многих вещей основным мотивом являются так называемые «скифские образы» – олень, пантера, голова грифа, заяц, баран, выполненные в скифском же стиле.
На фото представлены: ожерелье I тысячелетия до н.э., найденное при раскопках в провинции Гилян, что на северо-западе Ирана. Золотой кубок. Из района Калардашта. X в. до н.э. Археологический музей. Тегеран. Золотая декоративная подвеска 8-7 в до н.э. Северо-запад Ирана. Могила мидийского царя Киаксара с высеченным солнцем над входом. Золотая чаша из Хасанлу (Hasanlu) – археологических раскопок на северо-западе Ирана. Музей г. Бастам. На ней есть свастика, но все доступные фотографии этой чаши в интернете сделаны так, что она не видна.
Лишь на одной старой и не очень качественной фотографии, вероятно скан из книги, можно разглядеть свастику на бедре льва.
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-417.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-418.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-419.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-420.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-421.jpg
Но как же выглядели сами мидийцы? На стене дворца Ападаны в Персеполе есть рельефные изображения мидийцев (так определили историки), но все они исполнены в так называемом «ассирийском стиле» – с завитыми волосами и бородой и в профиль, а в прорисовках с чёрными волосами и бородами.
Вроде как похожи на некую «восточносредиземноморскую» расу.
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-422.jpg«Однако сами бактрийцы, мидийцы и персы помнили, что их арийские предки выглядели иначе.
Так, по легендам, знаменитый Заратустра носил родовое имя Спитама, что значило «белёсый».
Собственно, и древний обычай персов красить бороду и волосы хной в огненный цвет (из-за чего тюрки называли иранцев «кызылбаши» – красноголовые) есть ни что иное, как обращение к рыжеволосому первообразу.
Вышеуказанное подтвереждает палеогенетика: так, согласно проведённому группой исследователей Страсбургского института судебной медицины изучению останков протоиранцев – носителей андроновской культуры Южной Сибири, у большинства из них были голубые или зелёные глаза, бледная кожа и светлые или рыжие волосы (Газета, 13.05.2009)». (Алексей Виноградов. «Русская тайна. Откуда пришёл князь Рюрик?»).
Империя Ахеменидов
Арийцы-мидяне возвысились ненадолго. Огромная территория оставалась под их управлением чуть больше 80 лет. На смену им пришло арийское племя персов, которые вместе с ними пришли в Иран.
О персах упоминают ещё ассирийские надписи 9 в. до н.э. Например, в надписи ассирийского царя Салманасара III, которую историки датируют 843 г. до н.э., говорится об области Парсуа – ассирийцы получили дань с 27 её царей.
Скорее всего, это были племенные вожди. Эта территория примерно равнялась современной иранской провинции Фарс, название которй является арабизированной формой от слова Парса, которе означало и страну, и народ персов, а также их столицу Персеполь.
Те же асирийские источники конца 8 в до н.э. упоминают страну Парсумаш, а в 714 г. до н.э. записи ассирийского царя Саргона II включают персов, как подданных этого царя.
Кстати сказать, на аккадском имя этого царя означает «царь истинный» и звучит как Шаррукин(Sar.ru.ki.in), то есть на аккадском царь так и произносилось – sar (правда, на месте африкативного «ц» стоит шипящий «ш»).
Например, титул «царь Шумера и Аккада» на аккадском произносился sar Sumeri u Akkadi.
Однако, не только титул ассирийских правителей похож по звучанию на русское «царь». Главное божество древних ассирийцев был бог войны Ашшур – ведический Асур, а в древних текстах лувийцев Ассирия называлась Асурьявана, часть территорий которой много позже стала называться Сурьей и далее Сирией.
Известно, что Сурья – это ведический бог Солнца. Кроме того, по сведениям греческого историка Кефалиона, четвёртым царём ассирийцев был царь по имени Арий.
Так что империя Ассирии не была семитской, как хотят её представить многие учёные-востоковеды. Ибо семитский царь вряд ли носил бы имя Арий, да и название страны и верховных богов – ведические, если бы семиты изначально создавали Ассирию, они бы дали и стране, и верховным богам свои названия.
Просто в Ассирии было то же, что и в других странах по всему миру – к автохтонному населению, в данном случае семитам, пришли белые люди, принесли им государственность и знания, стали у них правителями, составили касту воинов, священнослужителей и высших управленцев.
Но мы отвлеклись. Вернёмся к персам. В 553 году до н.э. правитель Парсы Кир II (перс. Куруш), названный впоследствии Великим, совершил государственный переворот и сел на мидийский трон.
Кир был из рода Ахеменидов, названного так по имени родоначальника – Ахемена, ведущего рода в персидском племени, именовавшемся Пасаргадами. Одновременно он был внуком мидийского правителя Астиага (Иштувегу), дочь которго по имени Мандана была замужем за знатным персом по имени Камбис (Камбуджия).
Об этом рассказывает Геродот, а также о том, что Астиаг распорядился умертвить ребёнка после пророческого сна. Ему приснилось, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза и эта лоза разрослась затем по всей Азии.
Маги-толкователи снов объяснили ему сон так, что сын его дочери будет царём вместо него. Он приказал своему управителю Гарпагу умертвить новорождённого, но получилось так, что мальчик попал на воспитание к пастуху, а затем, когда он достиг подросткового возраст, всё открылось.
Гарпаг поплатился за неисполнение жизнью своего сына. Жестокий царь велел убить мальчика и приготовить из него блюдо для отца, о чём тот не подозревал и съел своего сына. Когда всё открылось, он решил отомстить и помог Киру завоевать мидийский престол.
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-423.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-424.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-425.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-426.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-427.jpg
Удивительно, насколько легенда о персидском царе Кире и сне мидийского царя Астиага была популярна в средневековой Европе. На просторах интернета можно найти немало миниатюр 14-15 веков, её иллюстрирующих.
На картинках изображены: миниатюра «сон Астиага», 1420-1440 гг., Мадрид, Национальная библиотека Испании; миниатюра «сон Астиага» 1330-1340 гг., Вена, Национальная библиотека Австрии; миниатюра «Кир, внук Астиага, короля Мидии, вскормленный животным», мастер Бусико (Boucicaut Master), Франция 1410-1430 гг.; миниатюра «сон Астиага», Франция 15 в.; миниатюра «сон Астиага», 1482 г., собор в Бриксене, Южный Тироль, северная Италия.
Примечательно в этих миниатюрах то, что герои на них отображённые – европеоиды, а женщины все – со светло русыми, даже золотистыми, волосами.
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-428.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-429.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-430.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-431.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-432.jpg
Кир был очень популярен в средневековой Европе, его изображали не только на средневековых миниатюрах, но и на гравюрах.
На рисунке представлена гравюра «Кир, король Персии» из набора из черырёх гравюр «Величайшие правители античности» 1590-е гг., фламандского художника и гравёра Адриана Коларта (Adriaen Collaert (1560-1618)). На них изображены Нин, царь Ниневии, Кир, король Персии, Александр Македонский и Юлий Цезарь (Метрополитен-музей, Нью Йорк). Кира изображали даже на витражах христианских храмов.
На рисунке представлен витраж в протестантской церкви Saint-Pierre-le-Jeune в Эльзасе, Франция. О персидском царе также писали длиннющие романы, как например, «Артамене или Кир Великий» (1649-1653) Жоржа и Мадлены де Скюдери.
Этот любовно-приключенческий роман 17 века вообще считается самым длинным романом, который когда-либо был издан, что неудивительно. Для его написания потребовалось 1 954 300 слов, а 13 095 страниц уместили в 10 томов.
Ещё Кир вместе с другими персидскими царями Камбизом, Дарием и Смердисом попали в «Нюрнбергскую хронику» – редчайшую книгу 1493 года издания, которая содержала хронику библейскойистории от сотворения мира, которую иллюстрировали 1809 рисунков, раскрашенных вручную.
Эти книги являлись примером для других книг – проще говоря, с них списывали все остальные – поэтому они назывались мудрёным латинским словом инкунабула, что значит «начало, колыбель». Книга была издана на латыни и немецком языке немаленьким тиражом – латинских книг было по разным подсчётам от 1400 до 1500 экземпляров, а немецких – до 1000.
Создателем этой хроники считают Хартмана Шеделя (1440-1514) – человека весьма широких интересов – врача, гуманиста и историка, а ещё он очень любил книги. Его библиотека, которая и послужила основой для Нюрнбергской хроники, насчитывала 370 манускриптов и 670 печатных книг – огромное по тем временам количество «информационных носителей» для частного лица.
Или он не был частным лицом? К сожалению, кем на самом деле был г-н Шедель, и почему он взялся за написание образца библейской истории для народов Европы, мы, скорее всего, никогда не узнаем. И да, в Нюрнбернской хронике все персидские цари изображены с европейской внешностью, впрочем, как и остальные персонажи на странице 69 «Хроник», включая Мардохея, Эзру и Юдифь. Одному Неемии, по какой-то причине, досталась семитская внешность.
Ещё одно интересное изображение Кира – на сборнике гравюр, который издал Гийомом Руйе, французский гуманист и крупный издатель книг в Лионе, в 1553 году. Сборник называется длинно и затейливо: «Собрания образов примечательных в миру людей, с добавлением их жизнеописаний, взятых в сокращённом виде из лучших избранных авторов» (лат. Promptuarii iconum insigniorum a seculo hominum, subiectis eorum vitis, per compendium ex probatissimis autoribus desumptis).
В сборнике содержится около 950 портретов исторических личностей, выполненных методом ксилографии в форме медалей. Среди них – персонажи Библии, античной и средневековой истории, начиная с Адама и Евы.
Однако с изображением Кира есть одна странность. Обычно на медалях писалось полностью имя и ещё какие-то бувы – то ли звания, то ли ранги и «должности». Причём, на всех медалях, которые можно разыскать в Интернете, имена личностей писались полностью на одной стороне, даже такие длинные как Артаксеркс.
Причём, «должность» исторического лица, типа царь, рекс, священник/святой и иногда даже его «национальность», помещали на другой. Так вот странность в том, что коротенькое имя «Cirus», причём написанное через i, а не через y, разделили почему-то на две части. Получилось CI RUS.
Так вот, может Кира на самом деле звали Rus (у него и на персидском оно произносится Ку-руш), а Ci означает какую-то должность, принадлежность к чему-либо или что-то другое. То же самое видно и на гравюре Адриана Коларта.
Если присмотреться внимательно к надписи наверху «CY RVS MAIOR», то можно заметить, что пробел междуCY и RVS гораздо больше, чем межбуквенный, то есть это два разных слова. Достаточно вспомнить изображение креста с могилы всем известного короля Артура – главного рыцаря всея Британии, которое привёл Уильям Кэмден в своей книге «Британия» (1586).
На этом кресте ясно читается REX АRTU RIUS, то есть ЦАРЬ ОРДЫ РУС.
Особой популярностью пользовался сюжет обезглавливания Кира массагетской (скифской) царицей Томирис. Всем известна эта история, рассказанная Геродотом. «Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку.
Персы, оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небоеспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули.
Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис.
Узнав об этом, Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Пленённый Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобождён и как только смог владеть руками, лишил себя жизни.
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой.
Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а его голову Томирис сунула в винный мешок, наполненный человеческой кровью и сказала: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью…» (Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. «Народы нашей страны в «Истории» Геродота». – М., 1982).
http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-433.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-434.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-435.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-436.jpg http://peshera.org/khrono/Fotos-19/foto-437.jpg
На картинках изображены: миниатюра «Тамарис, королева массагетов убивает Кира Великого, основателя Персидской империи», мастер Бусико (Boucicaut Master), Франция 1390-1430 гг. Миниатюра из теологического труда на латинском языке в стихотворной форме «Зеркало человеческого спасения» (Speculum Humanae Salvationis), 1324 г., в котором события Ветхого Завета служат формой, прототипом для событий из Нового Завета. Картина Рубенса (1577-1640) «Царица Томирис перед головой Кира».
Заметим, что Рубенс нарисовал масагетскую царицу в кокошнике, а её придворные больше похожи на русских бояр. Картина Виктора Волфоета мл. (Victor Wolfvoet the Younger (1612-1652)). «Голова Кира принесена царице Томирис». Картина «Королева Томирис с головой Кира» Михиля Кокси (1499-1592), фламандского художника эпохи позднего Возрождения.
Хотя есть свидетельства и противоположные тому, что рассказывает Геродот. Это персы вошли в специально оставленый массагетами лагерь, там перепились и заснули, а воины Томирис перебили спящих воинов, в том числе и Кира. Об этом рассказывает Полиэн, греческий писатель македонского происхождения 2 в. н.э., автор сочинения «Стратагемы» (8.28).
Вообще-то в биографии персидского царя Кира много мифологических сюжетов, что может поставить под сомнение сам факт существования такой личности.
Его деду Астиагу приснился такой же сон, как и князю Гостомыслу и спутнице отца Вильгельма Завоевателя о произрастающем из чрева женщины растении, которое накрывает своей кроной всю Азию/град Великий/Англию. Астиаг сварил сына Гарпага так же, как и Тантал своего сына Пелопа, чтобы проверить так ли Зевс всеведущ. Его вскармливали своим молоком животные, как Ромула и Рема.
Однако о Кире писал не только Геродот, но и древнегреческий историк Ктесий, который жил в 5 в до н.э. и 17 лет провёл при дворе Артаксеркса II. Он написал объёмный труд «Персика», состоящий из 23 книг, в которм описал не только историю Персии, но и Ассирии и Мидии.
Оригинальных источников о Кире на самом деле мало, но они есть. Это так называемый «цилиндр Кира», где перечислен список его побед, его милостивых поступков и предков, и несколько частных вавилонских документов.
На вопрос: почему же персидский царь Кир (перс. Kurus) был так популярен в средние века в Европе, ответить просто.
В 14-15 вв., а это почти середина последней ночи Сварога, в Европе уже вовсю царило христианство – лунный культ (культ Осириса, Диониса и пр.), который окончательно победил солнечный культ жизни, последний оплот которого – катар – церковь уничтожила к крестовых походах в 1209-1215 гг.
Всё, что было связано с ними, с ведическими знания и знаниями вообще. тщательно уничтожалось и заменялось «правильной» информацией, например, библейским сотворением мира и прочим примитивным фольклором, а также подменой реальной истории человечества – библейской, то есть историей одного-единственного племени – иудейского.
Так получилось, что правление персидского царя Кира краешком затесалось в «великую» историю этого племени.
***
Источник.
.