ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом
Cвященник Михаил Воробьев
Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали:
— Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит.
— Ну что ж,— ответил я,— это не такой уж большой грех.
Успокоившиеся родственники повели меня дальше, но через некоторое время снова остановились.
— Батюшка, она ведь у нас всю жизнь была безбожница, ругала Церковь, а попов на дух не переносила…
Это было уже более серьезное препятствие. Довольно часто недавно пришедшие к вере люди хотят во что бы то ни стало спасти всех своих близких. Делают они это чаще всего неумело, и своими уговорами, а иногда и запугиваниями напрочь отталкивают их от Церкви. Однако неофиты упорны, они умеют ждать, и когда неверующий родственник приходит в состояние, делающее невозможным никакое сопротивление, бегут за священником, уговаривая его пособоровать и причастить умирающего человека. Для таких случаев существует особая «глухая исповедь». Священник перечисляет грехи, надеясь на то, что человек, уже потерявший дар речи, еще слышит его, понимает, о чем идет речь и, может быть, кается в своем сердце. Глубина Божественного сострадания поистине бесконечна. Можно согласиться и на «глухую исповедь», но только в том случае, когда человек, которого предстоит исповедовать, все-таки является верующим и, когда был здоров, исповедовался неоднократно. А здесь безбожница, да еще и курит…
— Может быть, лучше вернуться,— сказал я,— не будет ведь никакой пользы от этого формального причащения… один грех…
— Нет, нет, батюшка,— заторопились родственники,— она сама просила привести священника и именно Вас, и вообще — она в здравом рассудке, и память сохранилась, вот возраст только далеко за восемьдесят. И, Вы знаете, в церковь она никогда не ходила, но всегда передавала записку за упокой, правда, с одним только именем. Так что, пожалуйста, пойдемте.
Пришли. Собравшаяся умирать бабушка оказалась известным в городе санитарным врачом. Окруженная несколькими столь же престарелыми родственницами, она восседала в кресле, обложенная со всех сторон подушками, и было видно, что только в таком положении она могла дышать и говорить. Комната, в которой мы находились, сияла умопомрачительной чистотой и поражала выдержанностью стиля. Настоящая декорация в стиле ретро к фильму вроде «Пяти вечеров» Никиты Михалкова.
Мебель пятидесятых годов блестела как новая; настольная лампа с зеленым абажуром, покрытая кружевной салфеткой, соседствовала с первым советским телевизором «КВН», который вместе с линзой, казалось, не далее как вчера сошел с заводского конвейера.
Поздоровавшись, престарелая безбожница попросила меня прочесть молитвы из чинопоследования исповеди, немало удивив такой компетентностью в вопросе меня и всех, кто находился рядом. Я попросил оставить нас наедине, однако старушка пожелала исповедоваться прилюдно. Такой неправославный выверт мне зело не понравился, но я решил не противоречить умирающей, решив, что можно будет прервать разговор, если он зайдет не туда, куда надо. Откашлявшись, она начала:
— Я была иподиаконом у последнего Вольского епископа Георгия…
Эта новость поразила меня необыкновенно. В голове пронеслась мысль о преподобной Марине, которая выдавала себя за монаха Марина, о кавалер-девице Дуровой, про которую даже был снят фильм «Гусарская баллада»… Однако старушка, как бы прочитав мои мысли, продолжала:
— Не считайте меня безумной… Я все хорошо помню… Я действительно была иподьяконом у епископа Георгия (Садковского) в 1933–1936 годах, когда он служил в Вольске.
Бабушка оказалась в совершенно здравом рассудке. Более того, у нее была превосходная память. Она рассказала, что когда была двенадцатилетней девочкой, очень любила ходить в церковь. Во второй половине 30-х был единственный в Вольске православный храм, ранее принадлежавший старообрядцам беглопоповского согласия. Отнятый у них советской властью, он был передан православной общине после закрытия остальных городских церквей.
— Я ходила зимой в шапке-ушанке и была очень похожа на мальчика, тем более голова моя была стриженая,— рассказывала Екатерина Михайловна Иванцова,— прихожанки заставляли меня снимать шапку — говорили, ты же мальчик, тебе нельзя в церковь в шапке! Настоящих-то мальчиков в приходе не было.
Но для того чтобы совершать службу архиерейским чином, необходимо было найти хотя бы четырех иподьяконов, которыми в старое время всегда были мальчики. А здесь были только два старика да монахиня из уже разоренного Владимирского монастыря. Так что четвертым иподьяконом Владыка назначил меня. Я заходила в алтарь, выносила свечу, стояла с посохом, помогала облачать архиерея. Владыка меня очень любил, старался угостить чем мог в эти голодные годы, всегда оставлял для меня большую просфору…. Прислуживать ему, быть в церкви для меня всегда было большой радостью.
Жила тогда Екатерина Михайловна в Нагибовке, ходила на службу через весь город. Вспомнила она, что Владыка страдал каким-то тяжелым заболеванием ног. Теперь понимает, что это, скорее всего, были трофические язвы. Он получил эту болезнь во время заключения, и с трудом стоял во время длинных богослужений. Ему сшили мягкие сапоги, которые иногда к концу всенощной пропитывались кровью.
— У Владыки Георгия были замечательные облачения, которые ему присылали монахини из Белева, где он раньше служил. Перед Троицей 1936 года я должна была принести к службе только что присланное зеленое облачение. Когда я с узелком уже подходила к храму, меня встретила плачущая монахиня. Она сказала мне, что службы не будет, потому что Владыка арестован.
Горе, обрушившееся на двенадцатилетнюю девочку, казалось непереносимым. Она плакала, не переставая, несколько дней. Залезала повыше на дерево перед зданием городского отдела НКВД, чтобы за забором в глубине двора видеть иногда выводимого из камеры Владыку. А потом его увезли в Саратов.
— От монахинь я знала, что детская молитва быстрее доходит к Богу. Я молилась как могла, молилась изо всех сил, ночью, днем… Наступили каникулы. И ничто не мешало мне молиться целыми днями. Я так молилась! Но через месяц в Вольск пришла весть, что Владыка Георгий расстрелян… И тогда,— старуха заплакала,— я потеряла веру. Я поняла, что Бога, Который не услышал или не захотел ответить на молитву ребенка, просто нет. И всю жизнь я прожила без веры. Пустота, которая образовалась в моей душе, стала не просто отрицанием существования Бога, она наполнилась обидой на этого несуществующего Бога, обидой на Церковь, на священнослужителей, которые из глупости или корысти обманывают людей. И когда в войну в Вольске вновь открыли церковь, я с отвращением проходила мимо ее открытых дверей, а если вдруг слышала отголосок церковного пения, то просто заболевала на несколько дней…
Господи, какая чудовищная ошибка, подумал я, какое заблуждение — ведь епископ Георгий дожил до 1948 года! Но старуха продолжала:
— Недавно я узнала, что моя молитва всё же дошла до Бога, и Владыка Георгий не был расстрелян. Если бы я это знала тогда… Я поехала бы за ним, туда, где он был в лагере, в ссылке… Я жила бы подле него, стирала бы его одежду, добывала бы еду… Моя жизнь была бы совсем другой. И это главный грех моей жизни, в котором я раскаиваюсь перед смертью. Простите, батюшка!..
Екатерина Михайловна умерла к вечеру. На третий день я отпевал ее, думая о том, как удивительно складываются людские судьбы, как милостив Господь, возвращающий к Себе не по своей воле заблудшие души.
Cвященник Михаил Воробьев
Газета «Православная вера» № 18 (374) за 2008 г
Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали:
— Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит.
— Ну что ж,— ответил я,— это не такой уж большой грех.
Успокоившиеся родственники повели меня дальше, но через некоторое время снова остановились.
— Батюшка, она ведь у нас всю жизнь была безбожница, ругала Церковь, а попов на дух не переносила…
Это было уже более серьезное препятствие. Довольно часто недавно пришедшие к вере люди хотят во что бы то ни стало спасти всех своих близких. Делают они это чаще всего неумело, и своими уговорами, а иногда и запугиваниями напрочь отталкивают их от Церкви. Однако неофиты упорны, они умеют ждать, и когда неверующий родственник приходит в состояние, делающее невозможным никакое сопротивление, бегут за священником, уговаривая его пособоровать и причастить умирающего человека. Для таких случаев существует особая «глухая исповедь». Священник перечисляет грехи, надеясь на то, что человек, уже потерявший дар речи, еще слышит его, понимает, о чем идет речь и, может быть, кается в своем сердце. Глубина Божественного сострадания поистине бесконечна. Можно согласиться и на «глухую исповедь», но только в том случае, когда человек, которого предстоит исповедовать, все-таки является верующим и, когда был здоров, исповедовался неоднократно. А здесь безбожница, да еще и курит…
— Может быть, лучше вернуться,— сказал я,— не будет ведь никакой пользы от этого формального причащения… один грех…
— Нет, нет, батюшка,— заторопились родственники,— она сама просила привести священника и именно Вас, и вообще — она в здравом рассудке, и память сохранилась, вот возраст только далеко за восемьдесят. И, Вы знаете, в церковь она никогда не ходила, но всегда передавала записку за упокой, правда, с одним только именем. Так что, пожалуйста, пойдемте.
Пришли. Собравшаяся умирать бабушка оказалась известным в городе санитарным врачом. Окруженная несколькими столь же престарелыми родственницами, она восседала в кресле, обложенная со всех сторон подушками, и было видно, что только в таком положении она могла дышать и говорить. Комната, в которой мы находились, сияла умопомрачительной чистотой и поражала выдержанностью стиля. Настоящая декорация в стиле ретро к фильму вроде «Пяти вечеров» Никиты Михалкова.
Мебель пятидесятых годов блестела как новая; настольная лампа с зеленым абажуром, покрытая кружевной салфеткой, соседствовала с первым советским телевизором «КВН», который вместе с линзой, казалось, не далее как вчера сошел с заводского конвейера.
Поздоровавшись, престарелая безбожница попросила меня прочесть молитвы из чинопоследования исповеди, немало удивив такой компетентностью в вопросе меня и всех, кто находился рядом. Я попросил оставить нас наедине, однако старушка пожелала исповедоваться прилюдно. Такой неправославный выверт мне зело не понравился, но я решил не противоречить умирающей, решив, что можно будет прервать разговор, если он зайдет не туда, куда надо. Откашлявшись, она начала:
— Я была иподиаконом у последнего Вольского епископа Георгия…
Эта новость поразила меня необыкновенно. В голове пронеслась мысль о преподобной Марине, которая выдавала себя за монаха Марина, о кавалер-девице Дуровой, про которую даже был снят фильм «Гусарская баллада»… Однако старушка, как бы прочитав мои мысли, продолжала:
— Не считайте меня безумной… Я все хорошо помню… Я действительно была иподьяконом у епископа Георгия (Садковского) в 1933–1936 годах, когда он служил в Вольске.
Бабушка оказалась в совершенно здравом рассудке. Более того, у нее была превосходная память. Она рассказала, что когда была двенадцатилетней девочкой, очень любила ходить в церковь. Во второй половине 30-х был единственный в Вольске православный храм, ранее принадлежавший старообрядцам беглопоповского согласия. Отнятый у них советской властью, он был передан православной общине после закрытия остальных городских церквей.
— Я ходила зимой в шапке-ушанке и была очень похожа на мальчика, тем более голова моя была стриженая,— рассказывала Екатерина Михайловна Иванцова,— прихожанки заставляли меня снимать шапку — говорили, ты же мальчик, тебе нельзя в церковь в шапке! Настоящих-то мальчиков в приходе не было.
Но для того чтобы совершать службу архиерейским чином, необходимо было найти хотя бы четырех иподьяконов, которыми в старое время всегда были мальчики. А здесь были только два старика да монахиня из уже разоренного Владимирского монастыря. Так что четвертым иподьяконом Владыка назначил меня. Я заходила в алтарь, выносила свечу, стояла с посохом, помогала облачать архиерея. Владыка меня очень любил, старался угостить чем мог в эти голодные годы, всегда оставлял для меня большую просфору…. Прислуживать ему, быть в церкви для меня всегда было большой радостью.
Жила тогда Екатерина Михайловна в Нагибовке, ходила на службу через весь город. Вспомнила она, что Владыка страдал каким-то тяжелым заболеванием ног. Теперь понимает, что это, скорее всего, были трофические язвы. Он получил эту болезнь во время заключения, и с трудом стоял во время длинных богослужений. Ему сшили мягкие сапоги, которые иногда к концу всенощной пропитывались кровью.
— У Владыки Георгия были замечательные облачения, которые ему присылали монахини из Белева, где он раньше служил. Перед Троицей 1936 года я должна была принести к службе только что присланное зеленое облачение. Когда я с узелком уже подходила к храму, меня встретила плачущая монахиня. Она сказала мне, что службы не будет, потому что Владыка арестован.
Горе, обрушившееся на двенадцатилетнюю девочку, казалось непереносимым. Она плакала, не переставая, несколько дней. Залезала повыше на дерево перед зданием городского отдела НКВД, чтобы за забором в глубине двора видеть иногда выводимого из камеры Владыку. А потом его увезли в Саратов.
— От монахинь я знала, что детская молитва быстрее доходит к Богу. Я молилась как могла, молилась изо всех сил, ночью, днем… Наступили каникулы. И ничто не мешало мне молиться целыми днями. Я так молилась! Но через месяц в Вольск пришла весть, что Владыка Георгий расстрелян… И тогда,— старуха заплакала,— я потеряла веру. Я поняла, что Бога, Который не услышал или не захотел ответить на молитву ребенка, просто нет. И всю жизнь я прожила без веры. Пустота, которая образовалась в моей душе, стала не просто отрицанием существования Бога, она наполнилась обидой на этого несуществующего Бога, обидой на Церковь, на священнослужителей, которые из глупости или корысти обманывают людей. И когда в войну в Вольске вновь открыли церковь, я с отвращением проходила мимо ее открытых дверей, а если вдруг слышала отголосок церковного пения, то просто заболевала на несколько дней…
Господи, какая чудовищная ошибка, подумал я, какое заблуждение — ведь епископ Георгий дожил до 1948 года! Но старуха продолжала:
— Недавно я узнала, что моя молитва всё же дошла до Бога, и Владыка Георгий не был расстрелян. Если бы я это знала тогда… Я поехала бы за ним, туда, где он был в лагере, в ссылке… Я жила бы подле него, стирала бы его одежду, добывала бы еду… Моя жизнь была бы совсем другой. И это главный грех моей жизни, в котором я раскаиваюсь перед смертью. Простите, батюшка!..
Екатерина Михайловна умерла к вечеру. На третий день я отпевал ее, думая о том, как удивительно складываются людские судьбы, как милостив Господь, возвращающий к Себе не по своей воле заблудшие души.
Cвященник Михаил Воробьев
Газета «Православная вера» № 18 (374) за 2008 г
Поделиться:
Записи на схожие темы
Всё это бред сивой кобылы. Магометяне не поймут.
Понятие «грех» выдумали религиозные мракобесы, как психологическую уловку для порабощения своей жертвы и вымогательства. Они заставляют свою жертву грех замаливать, либо откупаться от него путём жертвования денег или имущества в пользу церкви, монастыря либо мечети. У славян нет такого понятия, как грех, есть нравственное падение. Если Человек совершил зло по отношению к себе, своим близким, родным, либо к Природе, погряз в лености либо кривде, он обязан найти в себе силы и подняться – исправить зло, признаться во лжи и отказаться от пагубных страстей. Жизнь человека на земле – это Путь к Богу. Упал – поднимись, вытри свои кровавые сопли, обмойся и иди дальше. Нашим Богам не нужны твои молитвы. Ему нужен достойный Человек! Молитвы – напрасно потраченное время, которое должно проводить либо в труде, либо в отдыхе, либо со своими близкими в семье. Человек – дитя Божие, чтобы не сбиться с пути к своим небесным Родителям, должен сверять его с Совестью и руки его должны дружить с головой, он должен беречь Любовь свою к ближним и родным, к земле своей. Должен не дать упасть половине своей и чадам своим, оберегать и наставлять их. Путь Человека – это путь к Вечной жизни, вечному служению Богу нашему Роду.
Вячеслав! Грех это и есть нравственное падение. Нет в понятии “грех” ничего лживого. К тому же очищение от греха (от нравственного падения) никак не связано с приношениями. От греха нельзя откупиться а можно лишь очиститься духовной жизнью, личным раскаянием. Другое дело, что существуют лжеучителя, которые сделали из этого промысел. Они морочат людям головы, уводят от истины, вовлекая их тем самым в грех. Именно лжеучителям мы обязаны искажению Истины, истинной веры, истинного учения, к которым каждый приходит сам, собственным путём! Веры без греха не бывает, как не бывает знаний без ошибок, как не бывает законов без перечня тяжёлых и легких преступлений и наказаний за них. Добросовестный служитель церкви может только попытаться помочь справиться с падением (или грехом) если к нему обратятся. Он всегда сделает это безвозмездно!
И ты знаешь, чем отличается религия от веры?
Если своими словами, то религия это форма веры, её выражение, а вера – естественная, необходимая потребность человека. Спрашивают: какой ты веры? Отвечают: христианской.
Существует только 2 греха. Это жажда власти и жажда богатства. Всё остальное производное от этих грехов.
ничего вы не понимаете,рабы божьи.
Ты – раб, а славяне – не рабы… Мы – внуки и правнуки своих Богов… Наши Боги нас рабами не называют. Ты же – раб своего бога Иеговы…
Растёт куст конопли, его только потереть в ладошках и а папироску. Рабам божьим не понять.
На приходе муравьи становятся опасными, могут сломать руку….
Все очень круто…Но это рассказ…Я знаю и более удивительные истории…НИЧЕМ НЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ.
Выслушайте мой(уже 3-ий раз на ЯП выкладываю).У меня отец на флоте служил 4.5 года.От природы юморной и…умный.Стало скучно на 3.5 года службы.И он,ради шутки,отправил свои документы на поступление в духовную семинарию.И забыл….Шутка же.На флоте никто не шутит.Через 3.5 месяца пришел ответ…Как раз попало на “землю”.15 суток “губы”,общение с политруком в советское время….Но ответ отдали.Приговор…Только в 3 предметах допускаются 4-ки(и это не математика),должен уметь играть на одном духовом инструменте,и на одном струнном.И САМОЕ ГЛАВНОЕ….ЕГО ДОЛЖЕН ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ УЖЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛЬ.Позднее…они его почти приняли(поэтому был такой резонанс на флоте,отец в “загранки военные” ходил).Отец умел доносить мысль.Суть…7 лет учишься,начисляется стипендия,на руки денег не получаешь,еда,проживание,одежда….все за счет “заведения”.По “Выпуску” стипендия за 7 лет выдается на руки одной суммой.Ну приход там дают или в епархию…
Люди…просто поймите.Уровень МГИМО,советского времени,и “духовная семинария”.Эти понятия равнозначны,но разнонаправленны…Уровень МГИМО-это способность написать рассказ,который можно напечатать в любом издательстве…Это-не комменты.Абсолютно адекватный уровень образованного человека…И 3 класса “церковно-приходской”…Это нужно понимать.ОНИ БОЛЕЕ ОБРАЗОВАННЫЕ.И “слезы и мудрость” ОНИ доносят спокойно “деб.лу”.Пожалуйста,поймите это,люди.Все “мудрые и слезоточивые” тексты-это манипуляции…Они обучены.
Хоть кто-нибудь,с.ка,понимает о чем я говорю…
У тебя превратное знание о ЦПШ… Если раньше выпускник ЦПШ мог преподавать почти ВСЕ предметы в школе, то теперешние выпускники ВУЗов в состоянии, с грехом пополам, преподавать (не учить детей) только один свой предмет…
Вот скажите мне,как вы ЦПШ отличаете от РПЦ…Просто примеры.,..Ничего более не прошу.
Не получится ответить,правда….Потому что все поверхностное…И понятие о ЦПШ,и о РПЦ…Но “понтов” и общения на “ты”,выше крыши…Так-то это серьезная тема.НИКТО НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО СЕЙЧАС ПРЕПОДАТЬ В ВУЗЕ….Ваш Мир-Ваши Дела.Живите в скорлупе,вам так комфортнее.
На “ТЫ” славяне обращались и к своим Богам и к царям… А ты что за цаца такая?
Не Бог,не царь и не брат тебе…просто интернет-общение.Может ты “жидовка манипулирующая текстами”…мне откуда знать.Тут не сайт”Славяно-Арийских вед”…Тут каждый в текст вкладывает свои смыслы…МОИ Такие…И общение на “вы”-это признак уважения.А общение на “ты”-это признак маргинальности.Много ты тут,Вячеслав, братьев встретил…А если встретил,то почему это не “куражащиеся фсбшники”…Как ты “брата-славянина” определяешь…На “ты”…Нах…мне тексты Хиневича.Я их пересмотрел.Это тексты Хиневича.Понравилось тебе…Ну слава Богу,вернее Богам…Твоего-то нет ничего…Все пусто…Поэтому “ТЫ”,поэтому пересказ чужого текста…ПУСТО,Вячеслав…Последний максимально корректный мой коммент,Вячеслав.
Ты свои выкладываешь, я – свои… Проблема-то в чём?
ЦПШ – это Церковно-приходская школа… А про РуПЦер ты и так много чего в инете набрать сможешь… А не найдёшь, это почитай:
Немногие знают, что различных т.н. православных церквей русской традиции можно насчитать почти с десяток. Вот например (ссылки ведут на их страницы в Википедии):
• Русская православная церковь (Московский патриархат)
• Истинно православная церковь
• Апостольская православная церковь
• Российская православная церковь
• Российская православная автономная церковь
• Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
• Русская православная старообрядческая церковь
• Древлеправославная поморская церковь
И это не считая различных старообрядческих согласий, православных сект разных периодов, бесконечных «осколков» РПЦЗ, в том числе мелких и неоформленных, и т. д.
Почему же подавляющее большинство православных россиян выбирает первый пункт? Это нельзя объяснить просто данью традиции. Если человек чтит традицию, то почему не выбирает старообрядчество, которое более традиционно для России, или какую-то из «катакомбных» юрисдикций, которые не пошли на сотрудничество с большевиками и до сих пор не признают «красный» Московский патриархат? Ирония в том, что религиозная организация под названием «Русская православная церковь» – одна из самых молодых в России, поскольку была создана только в 1943 году по указу Сталина. И веселит то, что ОНА МОЛОЖЕ ДАЖЕ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ. РПЦ – это внутренний проект КГБ, созданный с конкретными идеологическими и политическими задачами: восхвалять коммунизм, «бороться за мир», обеспечивать прикрытие для внешней разведки и т. д. Даже название этой церкви придумал лично Сталин: до революции церковь в России называлась Православная российская (иногда греко-российская) церковь. Но слово «российская» ему не нравилось, поскольку напоминало о Российской Империи, а слово «советская», как даже он понимал, было перебором.
Любая религия – средство управления народом. Более 90% населения любой страны легко поддаются внушению и соглашаются считать себя рабами. Попы и другие религиозные пастыри используют это в своих корыстных целях.
Советский инженер 50-х 60-х – это был настоящий инженер! и советский священник, тех же годов выпуска был настоящий священник! Сейчас уровень рядового инженера и рядового священника сильно приблизились друг к другу, не скажу за всех, но в общем и в целом падает планка и там и там.
Прошли те времена, когда священник мог вылечить лучше врача.
Кое-кто ещё конечно кое-что может и кое-где, но это скорей исключение чем правило.