По теме топливного кризиса в Росиии.
После сравнительной стабилизации цен на бензин тема топливного кризиса как-то ушла из повестки мейнстримных СМИ. А жаль. Потому что как раз на примере того как российская вертикаль власти реагирует на эту проблему можно увидеть и понять ее стратегию в отношении балансировки интересов бизнеса и общества, а также стратегию по балансировке интересов конкретных (и будем смотреть правде в глаза, привилегированных) секторов экономики и экономической системы в целом.
На авральную реакцию, к которой подключался лично президент Путин, смотреть было интересно, хотя бы потому что президент сделал два неортодоксальных для него жеста: он подчеркнул вину правительства в кризисе (сославшись на дефективную регуляторику нефтяного сектора) и подтолкнул к взаимодействию Медведева и Сечина, что тоже случается очень нечасто. Потом пресса переключилась на другие темы и практически не рассказывала широкой аудитории о системной работе для предотвращения повторения бензинового кризиса.
Например, Госдума ввела в законодательный пакет о завершении "налогового маневра" несколько мер по предотвращению дефицита бензина. А сейчас в прессу утекла информация о готовящемся принуждении нефтяных компаний к поставке на отечественные НПЗ не меньше 17,5% от своей годовой добычи. Если информация о том, что на правительственном совещании эта тема не только прорабатывается, но уже и получила соответствующую поддержку, соответствует действительности, то это будет мощным рычагом стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Судя по крайне негативной реакции представителей нефтяных компаний, мера действительно имеет все шансы быть претворенной в жизнь. Ее нельзя назвать полностью рыночной, но это и не глупый волюнтаризм, в котором сейчас обвиняют руководство страны. Скорее это напоминает существовавший много лет (с 1975 до 2015) в США запрет на экспорт нефти, который во многом способствовал развитию американской экономики в максимально благоприятных условиях. Россия постепенно учится рынок не кошмарить, а использовать, а где надо - подправлять его действия так, чтобы не давать конкретным рыночным интересам кошмарить всю остальную экономику. Американский опыт показывает, что экономике это идет только на пользу.