Бюджетная недостаточность: Что будет с “Арматой”, “Бумерангом” и Су-57 ?
В последнее время российские СМИ опубликовали ряд материалов, проливающих свет на перспективы недавно принятой госпрограммы вооружений. Наибольший интерес вызвали высказывания относительно закупок новейшей бронетехники, включая танки "Армата" и истребителей Су-57. Портал iz.ru разбирался в перспективах предстоящего перевооружения.
Недешевая "Армата"
Свое мнение о закупках новейшей бронетехники высказал вице-премьер, куратор оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.
"Зачем наводнять "Арматами" или "Бумерангами" все вооруженные силы? У нас танк Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все. По сравнению с "Абрамсами", "Леклерками" и "Леопардами" по цене, эффективности и качеству он значительно их превосходит", — сказал Борисов.
С точки зрения Борисова, танк "Армата", как и бронетранспортер "Бумеранг", слишком дорог и его массовое производство сейчас было бы нужным только в том случае, если бы имеющаяся российская бронетехника критически уступала бы конкурентам.
"Если бы существующая техника, в частности, модернизированный танк Т-72, БМП-3 или БТР-82 по своим возможностям резко уступали вероятному противнику, мы бы сейчас форсировали, закупали новые модели", — отметил куратор "оборонки".
Проблема высокой цены новой бронетехники действительно отмечалась. Оценка стоимости "Арматы" крутится в диапазоне 400–500 млн рублей. Для сравнения, модернизированный танк Т-72, что называется, с полной начинкой обойдется не более чем в 150 млн.
Вместе с тем цена "Арматы", как и любого другого высокотехнологичного изделия, неизбежно будет снижаться по мере развертывания серийного производства, так что финансовые параметры — лишь одна из причин решения.
Более серьезной причиной может быть неготовность танка к крупносерийному производству. По мнению некоторых специалистов, на уровень, позволяющий производство от 100 и более машин в год, "Армата" выйдет не ранее чем через пять лет, при этом модернизация танкового парка требуется российской армии прямо сейчас.
В этих условиях неизбежно встает вопрос о причинах спешки, и здесь напрашивается только один ответ: политическая обстановка близ границ России, в первую очередь в Средней Азии, чревата вспышками вооруженных конфликтов, которые могут потребовать более активного участия Сухопутных войск РФ, чем война в Сирии.
ем не менее получить боеспособные отработанные образцы без серийного производства новой техники невозможно — и в этих условиях, не исключено, логичным был бы запуск новых машин сначала в ограниченную серию, для перевооружения 1–2 соединений Сухопутных войск (скорее всего, на западном направлении), и получение опыта их рутинной войсковой эксплуатации.
Судьба Су-57
Отдельная интрига связана с перспективами запуска в серию истребителя Су-57.
Еще в начале июля Юрий Борисов сообщил об отсутствии смысла в форсировании производства этой перспективной машины: "Самолет проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения", — сказал Борисов в эфире телеканала "Россия 24".
С точки зрения куратора оборонной промышленности, Су-57 понадобится, когда серийные истребители начнут отставать по своим ТТХ от машин потенциального противника.
Эта точка зрения довольно распространена, но многие специалисты с ней не согласны. По мнению ряда опрошенных корреспондентом портала iz.ru офицеров ВКС РФ, такое решение чревато "проседанием" возможностей российской фронтовой авиации в период между обозначившимся отставанием машин типа Су-30СМ и Су-35 и массовым поступлением в части Су-57.
Разумеется, Су-57 в текущем виде не до конца соответствует требованиям технического задания по программе ПАК ФА (перспективный авиакомплекс фронтовой авиации), однако это тот случай, когда Вооруженным силам России стоило бы взять пример с западных стран, использующих метод "блочного" совершенствования машин нового поколения. На старте серийного производства и французские "Рафали", и англо-германо-итало-испанские "Еврофайтеры", и новейшие американские (с международной кооперацией) F-35 тем или иным образом отставали от заданных параметров, которые улучшались с каждой последующей производственной серией. При этом впоследствии ранее выпущенные истребители модифицируются до новых стандартов, получая свежее оборудование и дополнительные литеры и цифры после основного индекса.
Этот метод позволяет загрузить серийное производство, постепенно расширяя заказываемые объемы и совершенствуя уже произведенные самолеты, в то время как ожидание запуска в серию полностью доведенной машины может привести к большой потере темпа обновления — с ходу развернуть ее полномасштабный выпуск "по звонку" всё равно не получится.
Немаловажно и то, что даже "в базовой комплектации", с ограничениями по определенным системам, Су-57 может использоваться для переучивания летного состава и техников строевых полков. Однако для этого требуется производство как минимум нескольких десятков самолетов (которые впоследствии можно и нужно будет модернизировать), в то время как анонсированная партия в 12 машин позволит максимум переучить летчиков и специалистов Липецкого центра боевого применения и, возможно, один из лидерных полков.
На фоне того, что в этом году заказчикам должен быть передан 91 F-35, а в следующем году — более 100 этих машин, отставание с производством Су-57 приобретает уже угрожающие формы. Особенно с учетом того, что производство Су-35 также не отличается большими темпами — для сравнения, в 2019 году США и их союзники получат вдвое больше F-35, чем общее число Су-35 в ВВС РФ.
Многоцелевой истребитель Су-35
Разумеется, Россия не может и не должна соперничать по объему производства вооружения, включая авиатехнику, со всем блоком НАТО — паритет с альянсом обеспечивается в первую, вторую и третью очередь ракетно-ядерным потенциалом. Однако опасность локальных конфликтов, в том числе с передовыми в военном отношении странами, достаточно велика для того, чтобы оснащение ВКС современной авиатехникой было приоритетом первого уровня. Су-57 в этих условиях нужно сравнивать не с F-35, а с более крупным и тяжелым F-22, который, по сути, является самолетом "качественного усиления" ВВС США. 200–250 Су-57 в дополнение к нескольким сотням Су-35 и Су-30 могли бы дать ВВС России потенциал, позволяющий уверенно чувствовать себя в локальных конфликтах, в том числе и против США или коалиции европейских членов НАТО — особенно учитывая невысокие темпы обновления и низкую готовность ВВС стран Западной Европы: выпуск "Рафалей" не превышает полутора десятков машин в год, "Еврофайтеры" поставляются в пределах 20–30 машин ежегодно.
Но для сохранения потенциала отечественной военной авиации в сравнении с НАТО необходимо разворачивать серийное производство Су-57 и увеличивать закупки Су-35 уже сейчас.
Х…ю городит гн. Борисов, сводя всё к продаже военной техники за границу. Продавать можно и нужно только устаревшую и снятую с вооружения технику. А свою армию следует вооружать только новой. Только так можно сдержать амбиции потенциальных агрессоров. Конечно, процесс перевооружения займёт какое-то время, но искусственно сдерживать этот процесс,- это уже похоже на предательство.
Вопрос цены не так существенен, при переходе к серийному производству цена неминуемо снизится, возможно в разы.
пугают его речи, но он стрелочник.
Не обязательно, он может выступать и от себя, если его курируют амеры.
Не собирается РФия ни с кем воевать,тем более с США в крайнем случае локальная войнушка с населением,для этого не нужны все эти пиар проекты,Борисов и высказался в свете этой концепции все новейшее вооружение исключительно на продажу,в конце концов их основная цель бабло и власть для того ,чтобы делать бабло,остальное им не интересно.Весь этот милитаристский угар исключительно для сплочения населения для защиты кошельков власти от партнеров.Все !!! Забудьте!!! РФия это не СССР к ней неприменимы понятия государства – это бизнес- корпорация ограниченного круга лиц окопавшихся во власти.
Какие могут быть агрессоры на оккупированной территории,кроме оккупационной администрации.
Такое ощущение, что остальные государства мира, свободны и независимы.
вместо забора безвиз. про выездные визы никто не заикается…
ага, и финансовые потоки с дерипасок в бюджет уже переориентировали.
Бл**ь от кого вы собрались защищаться ,если живете по Конституции написанной в США, если ваш Центробанк управляется в МВФ,если “ваш парламент” принимает законы навязанные в МВФ против воли населения,вы где забор собрались возводить? Вокруг Москвы ? Хватит уже херню нести этот СУ -57 не ваш ,а корпорации Сухого и кому захотят тому они его и продадут,порядок в стране “наводят” уже без вас по указанию МВФ,”пенсионеров за борт”,остальных ободрать до нитки и тоже за борт.Что непонятно?
за блеяние госчиновников про Су-35 хорошо бы сразу сроки давать – ибо в войсках его нет, а почти всё произведённое сразу отправляют в Чайну! И при этом в прессу блеют, что он существует!!! Полсотни выставочных экземпляров сдали, при том, что СССР строил истребители партиями в 12 и 15 тысяч!!!
Такое наглое враньё от государства пугает. и не Борисов его автор. Он пешка.
“…танк Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все. По сравнению с “Абрамсами”, “Леклерками” и “Леопардами” по цене, эффективности и качеству он значительно их превосходит”… С точки зрения Борисова, танк “Армата”, как и бронетранспортер “Бумеранг”, слишком дорог” – а что, от продажи Т-72 нет средств на закупку новой техники – он же “пользуется огромным спросом на рынке, его берут все”? Что-то гн.Борисов не договаривает…;(( А не враг ли вы гн.Борисов? Часть ваших доходов не из госдепа ли? И не там ли вас учат что говорить и писать?
он озвучивает мнение начальства.
Ерунду вы все пишите. Вы представляете какой путь должна пройти боевая машина прежде чем её начнут как пирожки лепить? Зачем гнать в армию сотни сырых машин? Сначала нужно обкатать имеющийся батальон убить его в хлам, направить заводу тысячи рекламаций, довести до ума, а уж за тем закупать в войска.