Практическая Крия-йога — практика для всех!
Воображение важнее, чем знания.
Свами Вивекананда
Что же все-таки такое — Крия-йога? В хорошем смысле, прагматичная дисциплина: тут не надо ни мантры читать, ни делать какие-то другие непонятные вещи; все прозрачно, просто, доступно, логично. Но она и не примитивна, и вряд ли откроется человеку с грубым, потребительским отношением к миру, его незрелому сознанию — такой попробует и бросит.
Инструмент, который использует Крия-йога — в наличии у всех людей. Это внимание. Поэтому, в отличие от Хатха-йоги, жестких ограничений, противопоказаний и ограничений фактически нет. Можно начинать с любого уровня. А такие качества, как богатое воображение и усидчивость, будут большим подспорьем.
Идея, стоящая за использованием Крия-йоги — то, что ум современного человека находится в состоянии постоянной «турбулентности», он перегружен информацией и мечется туда-сюда, одурманенный многочисленными и по сути противоречивыми желаниями (подавляющее большинство из которых продиктовано извне). Современный человек, активно занятый в социуме, волей-неволей потребляет огромные массивы визуальной, голосовой, текстовой информации, даже просто перемещаясь по городу, не говоря уже о самой работе. Еще большей «информационной атаке» подвергаются люди, которые работают на телефоне и вообще много общаются, руководители любого уровня.
Ум современного городского жителя, занятого интеллектуальным трудом, разительно отличается от ума среднего индуса не только ведического, но и средневекового периода — а подавляющее большинство оригинальных текстов по йоге относится к этим, давно прошедшим, временам. Из этого следует — и это, к сожалению, подтверждается практикой — что традиционная медитация большинству современных людей недоступна. Просто недоступна. На это не стоит обижаться. Вы не можете сделать многих вещей: влезть на пальму с помощью набедренной повязки, пробежать 15 км по пересеченной местности, выжить в 40-градусной жаре на солнце, — вот и медитировать «как завещал великий Патанджали» — тоже сложно.
Классическая медитация — древняя, а ныне остро модная дисциплина, в которой иногда иллюзия успеха и избранничества расцветает еще более пышным цветом, чем в Хатхе. Многим людям медитация на самом деле помогает, так как в самой технике изъяна нет, если он и присутствует — то лишь в уме негодного для этого стиля йоги практикующего. Но еще большему количеству людей медитация не приносит ничего, кроме потери времени, боли в голове (и в пятой точке), и — если человек хотел не просто время убить, а действительно познать глубины своего естества — то и искреннего отчаяния, а в итоге подчас и разочарования в йоге вообще.
Концентрироваться на одном объекте, образе, или тем более мысли для среднего современного человека очень сложно, и — как результат — иногда даже вредно, т.к. имеющиеся загрязнения и страх, злоба в уме так не интегрируются, а лишь усиливаются. Соответственно, прямой и красивый путь к Самадхи и хотя бы вообще развитию сознания оказывается закрыт. Попробуйте хотя бы 5 минут удерживать в уме всего одну мысль — вы обнаружите, как это сложно. Даже в ходе многолетней практики однонаправленной медитации «по классике» большинство людей терпят неудачу, хотя и не все готовы в этом признаться.
Есть ли более простой и удобный, более прямой и короткий путь для современного человека, и так же утомленного думанием? Да.
Крия-йога (а также, например, Випассана и другие методы) — предлагает логичную альтернативу. Она использует тот факт, что человеческий ум — словно капризный ребенок. Если пытаться его заставить концентрироваться на чем-то одном — он начинает вырываться, брыкаться, протестует и негодует. Эффекта так добиться почти невозможно. А вот если предложить этому «ребенку» новую яркую игрушку — необычную визуализацию, медитацию, где не надо концентрироваться на чем-то одном (для «ребенка» это просто скучно!) — он вполне может позабыть обо всем на свете, вертя эту игрушку так и этак. Однонаправленность внимания может быть достигнута не только напрямую, путем изнурительных попыток заставить ум думать о чем-то одном — но и заставив ум блуждать в «трех соснах», постепенно сузив этот круг до минимума. Если дать уму не одну мысль, а, скажем, три образа — результат (избавление от всех других, посторонних мыслей) — достигается очень быстро и безболезненно, как бы играючи. В этом красота и сила Крия-йоги.
Медитаций Крия-йоги множество. Не все из них простые. Многие обязательно надо осваивать последовательно, и потом делать тоже в определенном порядке, чтобы добиться выдающихся результатов. Некоторые медитации лучше всего удается сделать только в самые «мертвые» предрассветные часы, при соблюдении определенной диеты, в идеале также — вдали от скоплений людей. И занимает полный цикл упражнений Крия-йога около 3х часов (а перед ней еще хорошо обычной Хатхи поделать, «для разгона»). Сложно? Еще как!
Но для наших целей концентрации и медитации — не обязательно забивать себе голову этими последовательностями и кучей разных техник и правил, добрую половину которых каждый россиянин ежедневно и постоянно по жизни нарушает.
Можно взять 2-3 упражнения, попробовать их поделать — скажем, с неделю, каждый день — и потом выбрать то, которое больше понравится. Делать Крия-йогу можно прямо здесь, прямо сейчас, для этого не надо никуда ехать, не надо ничего покупать, узнавать или достигать.
Полюбившуюся вам медитацию Крия-йоги можно будет использовать по-разному: как самостоятельную практику медитации, и как дополнительный слой внимания (средство для концентрации) в ходе занятий по Хатхе. Если все делать верно, это дает заметный прирост и к волевому потенциалу «по жизни», и к времени удержания стоек и силовых асан, и к чувствительности относительно тонких (пранических) процессов, и к устойчивости в балансовых позах, и к концентрации в любых медитациях йоги (а также любых других психотехниках), а также, что немаловажно, улучшает качество Шавасаны и Йога-нидры в разы (сказанное — личный опыт). Немало, правда?
Все это звучит замечательно, многообещающе, так как же теперь попробовать заниматься?
Самые простые упражнения Крия-йоги для всех:
- Анулома-вилома (мысленная). Самая простая техника. Медленно и глубоко дышите так: мысленно вдыхайте через левую ноздрю (не зажимая правую пальцами) — потом выдыхайте через правую. Вдыхайте (мысленно!) через правую — потом выдыхайте через левую. Это может показаться невероятным бредом, особенно человеку, незнакомому с силой сознания — но на деле, это реально, и совсем не сложно. Вы не должны мне верить — попробуйте и убедитесь сами;
- Анулома-вилома и Прана Шуддхи (все делается мысленно). После четырех циклов (слева — направо, справа — налево — это один цикл) Анулом-виломы добавляется один цикл Прана-шуддхи: представьте, что воздух конусообразными воронками, сужающимися кверху, втягивается в ноздри, и живительная сила проникает и сосредотачивается в точке межбровья (Бхрумадье), а на выдохе — отработанный воздух по конусам выходит наружу. Это один цикл. Обычно для подсчета начинают со ста, и считают так (мысленно 4 раза проговаривая ведущее число — чтобы не сбиться и не отвелкаться на посторонние мысли): «100...» — вдох левой ноздрей, «100...» — выдох правой. «100...» — вдох правой — «100...» — выдох левой. «99...» — вдох левой нозрей... .и так далее, а на счете «96» идет одновременный вдох левой и правой ноздрей с визуализацией дыхания в конусы, и потом, как обычно, выдох и дальше... Затем на счет «95» снова попеременное дыхание. На счет «91» идет еще цикл Прана-шуддхи. И так до «1» или сколько есть время. Если сбиваетесь со счета — начинаете опять со 100! Поэтмоу внимание надо держать на дыхании и счете, постоянно.
- Мула-бандха (мысленная, эффективная только при мастерстве в обычной, мускульной Мула-бандхе). Попробуйте для разнообразия сжать Мула-бандху... мысленно, не используя мышцы! Возможно ли это? Проверьте сами. У людей, чутких к праническим процессам, может получиться сразу (появляются специфические, далеко не «воображаемые» ощущения, распространяющиеся по спине из области промежности и низа позвоночника, не болезнненные, скорее приятные — прана устремляется вверх по Сушумне, вверх — докуда она чиста), у других со временем. Это простая техника, которую полезно делать для получения чувства «пранического наполнения или подъема» — проще говоря, приятной легкости и бодрости. Особенно хорошо делать это утром. И определенно полезно делать ее перед началом занятия по йоге. Очень интересные ощущения также бывают в Шавасане, пробуйте.
- Со-хам медитация (Аджапа-Джапа). Пожалуй, самая красивая, увлекательная и мощная из начальных крий. Если вас не пугает бОльший «размер» картинки для визуализации (обычно просматривается область от пупка до горла, кончика носа или до макушки головы) — то делаем.
Еще лаконичней и красивей получается практика несложных визуализаций Крия-йоги в сочетании с асанами Хатхи. Попробуйте, сначала в несложной позе, например, Пасчимоттанасане или Падмасане, Ваджрасане — делать освоенную ранее медитацию (одну из приведенных выше). Результат может просто ошеломить: поза как бы «оживает», она «наполняется силой», по ощущениям.
Фактически, в любой позе йоги, не обязательно комфортной и устойчивой, можно делать различные медитации Крии — но только после достаточного освоения асаны в изначальном варианте.
Отдельная интересная тема — практика медитаций Крия-йоги в просоночном и предсоночном состоянии (сразу после пробуждения, не открывая глаз) или непосредственно перед засыпанием — когда тело уже полностью расслабленно и как бы «провалилось в темноту», но ум еще активен; а также в Йога-нидре или другой релаксационной технике (например, в аутогенной тренировке и т.п.). Это может стать настоящим «взлетом ракеты» для ваших регулярных дневных тренировок. Кроме того, очень полезно для успеха в Крия-йоге освоить и делать практику Кайя-стхайрам («Каменная неподвижность»). Но это уже нюансы, главное — начать!
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga