МАНИПУЛЯЦИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ В РОССИИ 2
"..как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело, ....люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания.." с огорчением признался Герман Греф
"Отнять силой или купить у русских эту свободу духа и быта нельзя. Но выманить обманом — технически возможно. Этим сейчас и занимается целая армия специалистов. Думаю, помогать им — большое свинство. Да и кончится это, скорее всего, плачевно. Лишнего горя добавит, да и чинить разрушенное обойдется дороже." С. Кара-Мурза
«В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий. … Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства». Э. Фромм.
Научно-техническая и последующая за ней культурная революции двадцатого столетия стали толчком к стремительным изменениям и глобальным открытиям практически во всех отраслях науки и затрагивали все сферы жизнедеятельности общества. Появление и активное развитие таких направлений как нейропсихология, кибернетика, информационные технологии, психология, политология, социология, политическая психология и др. позволило в значительной мере расширить арсенал средств и методов управления, как небольшими социальными группами, так и целыми народами.
В условиях безудержного развития рыночных отношений на Западе, специалисты в области маркетинга, менеджмента, рекламы начали изобретать все более изощренные методы воздействия на массы с целью пробудить в них желание, заставить бездумно покупать и потреблять товар, который им предлагают те или иные компании. Крупные предприниматели начали вкладывать огромные деньги в развитие научного знания о психологии потребления, об управлении массами, о воздействие на массовое сознание и о том, как превратить народ с относительно рациональным мышлением в бездумную толпу.
С развитием либерально-демократических институтов эти технологии стали имплантироваться в сферу политики. Рыночные машины управления массами, внушения и убеждения были поставлены на политические рельсы. В политике появились такие понятия как политическая реклама, политический PR, политический имиджмейкинг, политический лоббизм и прочее. Все это можно объединить термином «манипуляция».
Манипуляция массовым сознанием есть один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. В отличие от пропаганды, которая была основным идеологическим инструментом и оружием в борьбе с политическими конкурентами и является систематическим распространением фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение с целью мобилизации и побуждения людей к действию, манипуляция есть латентное воздействие на подсознание индивидуумов посредством слов, жестов, визуальных образов, музыкального сопровождения и др., внедрение в подкорку идей и желаний, которые заведомо выгодны манипулятору, а жертва искренне убеждена в том, что это решение есть ее личный и осознанный выбор. В большинстве своем жертва манипуляции даже не подозревает о том, что мысли в ее голове и самые глубинные желания есть установка, запрограммированная кем-то из вне.
Манипулятивные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Они используются как в экономических отношениях, так и в политических. В бесконечном потоке информации и огромном количестве информационного мусора сложно отличить правду от лжи. Повсеместно используются такие методы как игра слов, подмена понятий, замалчивание и прочее. В каждодневной политике манипуляция используется для подготовки общественного мнения для внедрения в жизнь какого-то политического решения, для зондирования общественного мнения «пойдет или не пойдет» предполагаемая реформа. Но основным полем действия манипуляции общественным сознанием являются выборы.
Цель любого политического манипулирования есть получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки. Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу, а затем убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная. Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.
Общий смысл политической манипуляции заключается в получении поддержки населения. Задача заключается не в том, чтобы довести до людей свою программу и снискать одобрение, а в том, чтобы, изучив ожидания и предпочтения электората, подстроиться и создать нужный образ. Ведь население не знает, за кого в действительности оно голосует - оно знает только агитационные заявления кандидата. Фактически избиратель голосует не за человека, а за образ этого человека, а то каков человек на самом деле и то какой ему создали демонстративный образ – большая разница. Поэтому нередко кандидат на ту или иную должность старается не свою программу донести до людей, а, напротив, выстраивает ту программу, которая, по его мнению, в наибольшей степени отвечает ожиданиям избирателей. Цель манипулятора - создание политического мифа, т. е. «комплекса идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности», говорит американский социолог Г. Лассуэлл. Для того, чтобы политическая манипуляция достигала цели, манипуляторами проводится постоянное зондирование общественных мнений и представлений. Большое внимание уделяется более ли менее точному определению умонастроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить своевременные коррективы в пропаганду, устранять возникающий диссонанс между воззрениями кандидата и чаяниями народа.
Все средства манипулирования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, - это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру.
Выборы особенно показательны для исследований политических манипуляций потому, что, во-первых, в период агитационных кампаний мобилизуются все манипулятивные ресурсы с целью побудить население к активной поддержке тех или иных сил, а во-вторых, в ходе выборов можно легко наблюдать результаты манипулятивных операций. Тем не менее политические манипуляции отнюдь не ограничивается выборной практикой. Манипуляция может быть успешной только при условии тотальности (всеохватности и непрерывности) и безальтернативности (отсутствия сколько-нибудь масштабных и действенных противоположных по направленности манипулятивных акций). Поэтому механизмы политической манипуляции постоянно действуют, совершенствуются, отлаживаются, чтобы в критические моменты сработать на полную мощность и привести к заданному результату. Один из важных элементов системы манипулирования есть внедрение в массовое сознание нужных социально-политических мифов.
В советское время в сознание населения внедрялись мифы о безупречности социального строя в СССР, об отсутствии определённых недостатков и пороков (как, например, наркомания, проституция, межнациональная рознь). Сегодня содержание мифов изменилось, а форма их подачи усовершенствовалась.
При помощи прессы и особенно телевидения власти ориентируют население на нужные социально-политические установки, контролируют противодействие, дают фактам нужную оценку, внедряют определённые ценности и идеалы.
Например, положительный имидж современной либеральной демократии западного образца и конкретных демократов в частности. Пользуясь популярностью термина «демократия», манипуляторы исказили его значение и, пользуясь термином как прикрытием, оправдывали «демократией» любые действия. Особенно ярко это можно проследить в событиях 90-х годов. В народе бытует мнение: «Мы в 90-е досыта наелись вашей демократии, когда на улицу выйти страшно, когда в магазинах пусто, зарплаты по пол года не платят и есть нечего. Бардак – эта ваша демократия».