Разбираем методы пропаганды: Анонимный авторитет
С. Кара-Мурза
Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий,
Выявлять уловки политиков и журналистов – увлекательный интеллектуальный спорт. И если уж приходится смотреть телевизор и читать газеты, стоит иногда им заниматься. Хотя бы в профилактических целях, чтобы лишний раз убедиться, что мы – это все еще мы, и пока не превратились окончательно в «электорат» или «сегмент рынка».
Полезный совет
Простейшим приемом психологической защиты от пропагандистского «промывания мозгов» является сознательное прерывание контактов с источником информации.
Например, достаточно время от времени прекращать смотреть телевизор на одну-две недели, чтобы произошло «восстановление» сознания. Наваждение, внушенное телевидением, проходит. После этого резко повышается наблюдательность и какое-то время вы будете легко замечать, из каких телепередач «торчат уши».
И еще один совет: если вам нужна объективная информация – отправляйтесь в научную библиотеку. Если же хотите получить порцию рекламы и политической пропаганды – включите телевизор или купите газету. И внимайте…
Только временами останавливайтесь и отфильтровывайте от личных умозаключений те готовые штампы и иллюзии, которые изо всех сил пытаются внедрить в ваше сознание.
Анонимный авторитет
Излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к т.н. «серой» пропаганде.
Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности.
Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили…», «Доктора рекомендуют…», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.
При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
Так что, если пассаж в популярных СМИ начинается словами «источники информируют» или «ученые рекомендуют», будьте уверены – это не информация, а пропаганда или скрытая реклама; причем авторы послания очень далеки от учености и так же далеки от уверенности в своей правоте.
Виктор Сороченко
***
Комментарий редакции
Редактировать
1. Современные СМИ выступают как инструмент идеологии, а не как источник информации.
2. Основная цель сообщений СМИ – внедрение идей в сознание людей, зачастую контрабандным способом.
3. Понимание методов влияния на сознание повышает шансы на осознание манипуляции и уменьшает вероятность ее успешного применения.
4. Выявление манипуляций СМИ – это своего рода интеллектуальный спорт, который помогает сохранять индивидуальность против массового воздействия.
5. Эффективным методом защиты от пропаганды является временное прекращение контакта с информационными источниками для восстановления сознания.
6. Для получения объективной информации следует обращаться в научные библиотеки, а не к телевизору или печатной продукции.
7. Применение метода "анонимного авторитета" в СМИ – это не что иное, как серая пропаганда, которая использует незнакомые имена и источники для создания иллюзии доверия.
Вывод:
Статья подчеркивает важность критического мышления и осознания манипулятивных методов, применяемых СМИ для внедрения идеологии. Автор призывает читателей быть бдительными и фильтровать информацию, полагаясь на проверенные и надежные источники.
Вывод редакции:
Тезисы автора в значительной степени соответствуют действительности, так как многие исследования подтверждают, что СМИ могут использовать манипулятивные техники для контроля над общественным мнением. Проблема серой пропаганды и анонимных авторитетов актуальна в современном медиа-пространстве, и осознание этих моментов является важной составляющей медиаграмотности.