Тайна автора «Священной войны»

1313 6

Источник: www.stoletie.ru
Композитор А.В. Александров: от церковного регента до генерала Красной армии.

13 апреля этого года исполнилось 135 лет со дня рождения автора музыки Гимна России и песни «Священная война», создателя известного во всем мире Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александра Васильевича Александрова.

Дата, прямо скажем, не самая круглая. Тем не менее она была отмечена. В этот день в Твери, на одном из домов по бывшему Соборному переулку, а ныне улицы Ивана Седых, была открыта посвященная ему мемориальная доска, сообщившая о том. что в советские времена было покрыто плотной завесой тайны. А именно: 12 лет – с 1906 по 1918 годы – живший здесь музыкант был регентом кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Эта сторона деятельности композитора, которого, в общем-то, вполне заслуженно считают самым советским из всех известных советских композиторов, и поныне мало известна даже музыковедам.

Зато известно, что многие из песен, к которым он писал музыку, посвящены советским вождям и военачальникам. Да и музыка нынешнего Гимна России была написана в 1939 году не для государственного гимна, а для Гимна партии большевиков

Правда, исследователи отмечают, что музыка Александрова, как правило, была намного богаче и содержательнее тех вполне стандартных текстов, на которые она чаще всего писалась. Но в любом случае, одно упоминание о том, что создатель этой музыки первую половину своей творческой жизни почти полностью провел на клиросе православного храма и за сочинением духовной музыки, вызывает недоумение, а то и насмешку или даже прямое обвинение композитора в лицемерии и приспособленчестве.

Между тем нет ничего удивительного в том, что автор Гимна самой большой и самой загадочной на свете даже для ее жителей страны был такой же крупной и во многих отношениях загадочной личностью.

Гимн страны не может возникнуть случайно, на волне конъюнктурных соображений или из угождения чьим бы то ни было личным вкусам. То есть возникнуть то он может, но вот удержаться, закрепиться в сознании соотечественников – вряд ли. С гимном, созданным А.В. Александровым, такого не произошло.

Официальное принятие в 2000 году музыки А.В. Александрова на слова С.В. Михалкова в качестве Гимна России происходило в атмосфере споров по преимуществу политико-идеологического характера и воспринято было далеко не однозначно. Но с тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы убедиться: «старый новый» Гимн России принят обществом.

И как тут не вспомнить, что рождение Александрова-композитора произошло, прежде всего, как композитора по преимуществу духовного.

Более сорока лет его не столь уж продолжительной жизни было связано с церковным пением. На клиросе Богоявленской церкви его родного села Плахино Рязанской губернии он появился уже в возрасте четырех лет. В 10 лет он поет уже в Казанском соборе Санкт-Петербурга. По некоторым свидетельствам, пел он так хорошо, что послушать юного солиста собиралось множество любителей церковного пения. В 14 лет он поступает в регентский класс Придворной певческой капеллы, а в 19 становится регентом Покровской церкви в Бологом, откуда четыре года спустя перебирается в Тверь, победив в весьма серьезном конкурсе на места регента главного собора Тверской епархии.

Именно в Твери Александров сформировался как композитор, хореограф и музыкальный педагог. Да и к прославившей его военно-патриотической теме он впервые обратился тоже в тверской период своей жизни.

К глубокому сожалению, большая часть созданных им в эту пору музыкальных сочинений не сохранилась. От некоторых остались только названия…

Так, о написанной им песне «Русский солдат» сообщает только афиша состоявшегося 1 марта 1915 года «Славянского вечера», на котором её исполнил архиерейский хор под руководством автора.

Таким образом, прорисовывается связь между регентом Александровым и генералом Александровым. Да и его «Священная война», создающая ощущение духовного единения в борьбе с мировым злом, не столь уж далека от церковной музыки.

В нотобиблиографическом справочнике, составленном младшим сыном композитора Юрием Александровым, указаны шесть музыкальных сочинений его отца, созданных в 1911—1913 годах. Среди них две оперы – «Русалка» и «Смерть Иоанна Грозного», симфония, увертюра-поэма «Смерть и жизнь», фортепьянные прелюдии и соната для скрипки и фортепьяно. Сохранились рукописи только двух последних.

В настоящее время исследователями найдены многие (но, к сожалению, далеко не все) духовные сочинения А.В. Александрова, созданные как в Твери, так и позже, когда композитор регентствовал в храме Христа Спасителя и других московских храмах. Некоторые из них уже исполняются церковными хорами.

Вот так раскрывается секрет живучести Гимна Советского Союза, корни которого оказываются намного глубже той идеологической системы, музыкальным выражением которой он должен был являться.

Александров был человеком церкви – дышал её воздухом, чутким музыкальным ухом впитывал её звуки и сам их создавал как певчий и как регент. И как человек церкви, он был патриотом и государственником. Таким он и оставался всю жизнь.

Внук композитора Евгений Владимирович Александров говорил мне, что дед его оставался верующим всю жизнь. И в квартире генерала Красной Армии всегда была специальная молельная комната, которую он посещал ежедневно.

Идеология – это всегда преходяще. А высокое чувство принадлежности к великой стране, способной выстоять и сохранить свой дух в самых жестоких исторических испытаниях, выражено в Гимне А.В. Александрова настолько полно, что заменить эту музыку другой будет возможно, когда страна изменится до неузнаваемости. А пока мы – Россия во всей полноте этого слова, другого Гимна нам не потребуется.

В ещё большей степени малую значимость идеологических клише для истинно великой музыки доказывает история создания «Священной войны», написанной буквально за считанные часы. Столь стремительное создание гениальной музыки, буквально потрясшей страну в те страшные дни июня 1941 года, было возможно лишь при условии абсолютного резонанса, при котором вся многотрудная жизнь композитора, все его душевные и духовные силы сосредоточились на одном глубочайшем, пронизывающем все его существо патриотическом чувстве. Никакой другой «политики», кроме любви к своей стране и веры в нее, в этой великой песне не было…

Александров в полной мере сознавал значимость созданной им музыки и не раз говорил о том, что «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму. Чувство, вызываемое этой песней у слушателей, было столь мощным, что оно не могло напитаться однократным исполнением – её требовали исполнять вновь и вновь, так что выступление хора порой превращалось в концерт одной песни. Так было и на своеобразной «премьере», состоявшейся 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале перед отъезжающими на фронт бойцами. Так было и при выступлениях артистов ансамбля на фронте и в тылу. Да и теперь, через 73 года после Победы, «Священная война» вызывает у слушателей самые высокие и сильные чувства, объединяющие нынешнее поколение с поколением победителей.

Автор: Сергей Глушков

Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
6 Комментариев » Оставить комментарий
  • 38849 34181

    Со “Священной войной” они погорячились… Песня «Вставай страна огромная… » была написана в царской России в 1916 году во время 1 мировой войны ( тогда она называлась Великая Отечественная 1914 года) для подъема на борьбу “с тевтонской силой грозною” Александром Боде. 24 июня 1941 года, уже после начала Второй Мировой Войны, Лебедев-Кумач, подписавшись собственным именем и не упоминая Боде, опубликовал этот текст в центральных московских газетах «Известия» и «Красная Звезда» , изменив лишь несколько слов. Текст Боде выглядел так:

    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С германской силой тёмною,
    С тевтонскою ордой.

    Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна,
    Идёт война народная,
    Священная война

    Пойдём ломить всей силою,
    Всем сердцем, всей душой
    За землю нашу милую,
    За русский край родной.

    Не смеют крылья чёрные
    Над родиной летать,
    Поля её просторные
    Не смеет враг топтать!

    Гнилой тевтонской нечисти
    Загоним пулю в лоб,
    Отрепью человечества
    Сколотим крепкий гроб.

    • 2060 1662

      Слава, а инфа проверенная? Кроме жителя Тосканы Мальгина, коему сама Новодворская доверяет, это как-нибудь подтвердил? Мож ты тоже излишне горячишься?

  • 181 165

    Жаль, что многие произведения “потерялись”.

  • 699 506

    Не надо было и упоминать о тех людях у которых духовная матрица композитора “вызывает недоумение, а то и насмешку или даже прямое обвинение композитора в лицемерии и приспособленчестве”. Сталин в семинарии учился. Только такие люди и способны понимать замысел Творца… Церковное пение лично я всегда любила, на уровне классики нашей и зарубежной. И зал полный (в малом городе нашем) собирают хоры монастырей (и казачий), в отличие от попсы.

  • 19150 17568

    Помню, когда на линейке играл школьный оркестр гимн Советского Союза,
    то мурашки по спине пробегали. Особенно от большого барабана.
    Мощная музыка!
    Именно такой гимн и “Священная война” отражают суть великой страны и
    ее великого народа, который безгранично любит свою Родину и уничтожит
    любого врага, посягнувшего на ее свободу и независимость.
    Вечная память и низкий поклон Александрову.

  • 798 689

    Слушая “Священную войну” всегда задавалась вопросом: почему ярость вдруг благородная? Люди в ярости для меня не создавали благородного впечатления. Ярость и злость для меня всегда были синонимом. И вот недавно всё стало понятным, и благодаря славянским мудрецам для меня ярость действительно стала благородной.

    ЯРОСТЬ – это выжигание Светом несправедливости, восстановление Правды, что из мира Прави идёт. Ярость – это светлое чувство.

    ЗЛОСТЬ – это простое непонимание жизни и не желание учиться на своих ошибках.

    МЕСТЬ – желание передать свою боль и страдание другому человеку и тут о справедливости речь уже не идёт. Месть не может быть справедливостью.

    Композитор Александров, судя по его гениальным творениям, был очень чист в духовном плане. Его произведения созданы творцами небесных сфер, а он, как чистый проводник, сумел уловить музыку сфер. Это не отменяет его гениальность. В старину это называли музами.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)