Как бывший студент колонну танков остановил
Источник: zen.yandex.ru
Эту историю я услышал ещё в детстве от, своего деда. Как и все мальчишки, мы с моим братом, очень любили рассказы про войну. Поэтому, при каждом удобном случае, просили нашего деда, рассказать, как он воевал. Делал он это с большой неохотой и то, когда немного примет как говорят на грудь. И вот, в один из таких благоприятных для беседы моментов, нам удалось, разговорить деда. Усевшись поудобней, я и брат приготовились слушать.
Далее повествование будет идти от первого лица, так как рассказывал нам эту историю дед.
Было это в самом начале войны. Немец тогда был силён, и превосходил нас как в живой силе, так и в технике. Поэтому хоть и с боями, но нам внучки, приходилось всё таки отступать.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2018/03/img_5aa88f61e4ce4.png
Был я тогда простым бойцом стрелковой роты, это уж потом, после курсов, я стал танкистом. Так вот, во время отступления под Кривым Рогом, нашей роте была поставлена задача, задержать колонну немецких танков. Пока, наши организуют оборону и успеют окопаться. Задачу то, поставили, командиры, хреновы! А вот чем задержать эти железяки? Из всего противотанкового вооружения, только гранаты. Ну, всё, подумал я тогда, тут и пи…….ц мне и моим товарищам придёт.
Местность была там холмистая с глубокими оврагами и только одна пригодная для прохода танков дорога.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2018/03/img_5aa88f853f438.png
Вот у неё мы и приготовились встречать немцев, ну и скорее всего, свой конец. Командиром роты у нас был молодой лейтенант, можно сказать, пацан. До войны, говорил, учился в каком-то институте. Так вот, пропал этот летёха куда-то. Думали, струхнул пацан, ан нет, прилетает он через пол часа и командует всей роте опустошить свои вещь мешки и следовать за ним в сторону находящегося неподалеку, шлакового отвала, какой-то местной металлургической фабрики.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2018/03/img_5aa88fae7cdb2.png
Там, он приказал нам всем, набрать этот шлак в вещмешки, а затем направляться к дороге и уложить этот шлак хорошим ровным слоем. Там, где дорога шла в гору, приказал насыпать побольше. На наш вопрос: Нафига нам это здалось?
Наш студент ответил: « Да стыдно как то, люди к нам понимаешь, в гости из самой Германии едут, а у нас дорога такая разбитая».
Бляха-муха, решили мы тогда, точно, наш командир, с перепугу, умом тронулся. Но приказ есть приказ. Сказали, выполняй. Весь день мы немцам «ковровую» дорожку стелили. А к вечеру и ганцы появились. Рота залегла и приготовилась принять свой последний бой. Но тут случилось такое, что я честно сказать, сначала даже не сразу поверил увиденному. Как только фрицы въехали на своих железяках на участок дороги со шлаком , они один за одним начали скидывать свои гусеницы и становиться наглухо.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2018/03/img_5aa88fd5db3f6.png
Сразу же образовалась большая свалка из разутых танков и самоходок. Немцы хоть и наглые, но не дурные, поэтому пехота, вперед без танков не пойдет — затор. Нам же, на них нарываться, тоже нет резона. Из всего этого выходило, что задачу по задержанию танков мы выполнили. А если так, то наш командир послал гонца к командованию полка с донесением, что «Задача выполнена. Потерь нет». Через некоторое время, посыльный вернулся с приказом о том, что рота, под прикрытием ночи, может отходить.
Позже, наш летёха рассказал, в чем был его секрет. Как я уже говорил, наш ком роты до войны учился в институте по специальности техник по холодной обработке металлов. И увидев отвал из шлака, он понял, что это не просто шлак, а никельшлак — отходы металлургии, который является страшным абразивом, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Так что, никакие пальцы гусениц, не выдержат издевательства такой дрянью, и что самое приятное — гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода. Вот так вот, хлопчики, студент смог остановить целую колонну танков, не потеряв при этом не одного из своих бойцов. Ну а немцев утром, по предоставленным координатам, накрыли наши пушкари.
Читал про этот эпизод, но в рассказе есть несколько неточностей. Никелевых шлаков в то время в зоне боевых действий быть не могло, потому как вся никелевая промышленность находилась в то время на Урале. Специалистов по холодной обработке металлов начали готовить только после войны. Цвет отвалов не соответствует цвету никелевых шлаков. Скорее всего был использован доменный шлак, который обладает не меньшей абразивностью, либо шлак после производства феррасплавов.
Байка. Старая. И не правдоподобная. Сколько ты по наждачной бумаге не ходи, ноги не сотрутся. И в рюкзаках много не натаскаешь за день. Даже если ты коммунист.
Это точно.
Немцы гоняли на танках по пескам Ближнего Востока, Белоруссии (кварц – твёрдость по Моосу – 7) и – ничего. По абразивности далее только корунд да алмаз:)
Там скорее всего дело было не в абразивности, а в адгезии(прилипание) подшипники скольжения либо качения забиваются мелкой дисперсией до состояние заклинивания, в итоге двигатель не может провернуть гусеницы и атас, танкетка встала, из строя ничего не выводится, то чтобы все восстановить времени надо умотаться.
Насчет правдоподобности, небольшой расчет. Рота 90 человек состав, вещмешок вместит ведро шлака, если отвалы были неподалеку грубо скажем километр, за час человек с грузом пройдет 4 километра, тоесть за час 2 ходки, 2 вещмешка со шлаком. Итого за час рота может переместить 180 ведер шлака, тоесть 1,8 кубометра световой день 12-14 часов минус время на отдых грубо скажем 10 часов работы, за 10 часов рота переместит 18 кубометров шлака, это два самосвала-камаз. Засыпать нужно только ямы, колею таким образом засыпано было от 50 до 100 метров дороги. Чтобы вывести из строя пяток танков достаточно.
Расказка кухонного вояки, и танка не видавшего котлеты поедавшего.