Европа устала
Этот год начался с заявлений высокопоставленных лиц Европы о необходимости отмены санкций против России и восстановить полноценное сотрудничество во всех сферах.
10 января на традиционном новогоднем приёме Восточного комитета немецкой экономики министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль в очередной раз призвал ЕС поэтапно отменять санкции в случае установления длительного перемирия в Донбассе.
Более того, дипломат назвал связь между одномоментной отменой всех ограничительных мер в отношении России и 100%-ным выполнением Минских соглашений, оторванной от реальности.
Его австрийская коллега Карин Кнайссль в интервью изданию Kurier констатировала, что антироссийские санкции просто-напросто не сработали. Кроме того, глава МИД поддержала решение Москвы начать военную операцию в Сирии 30 сентября 2015 года и отметила, что этот шаг был согласован с рядом государств, в том числе США, Китаем, Ираном и Ираком. Благодаря действиям российских военных, в частности, удалось остановить наступление боевиков организации «Исламское государство» на провинцию Латакия.
В интервью изданию «Ведомости» министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр высказался за обязательное сохранение сотрудничества между французскими и российскими компаниями, причём ключом к развитию экономических связей Москвы и Парижа должны стать малый и средний бизнес, которым власти Франции готовы предоставить необходимую поддержку.
Кроме того, государственный банк по развитию инноваций и поддержке малых и средних предприятий Франции предоставил гарантию на сумму €350 млн для проекта «Ямал СПГ», начавшего работу в декабре 2017 года. Как стало известно, танкер Gaselys, принадлежащий Engie, 22 января должен доставить из британского порта Isle of Grainв терминал Everett в Бостоне партию сжиженного газа, добытого из ямальских недр. Юридически энергоресурсы принадлежат малайзийскому Petronas, которая стала собственников при отгрузке в Сабе, но российское происхождение газа — факт.
Главным энергетическим проектом для Европы, безусловно, остаётся строительство второй нитки «Северного потока», которая должна связать Германию и Россию по дну Балтийского моря и снизить риск при транспортировке голубого топлива по территории Украины. Главным лоббистом по этому вопросу был и остаётся Берлин.
После прихода в США к власти Трампа, поставившего крест на Парижском соглашении по климату и Трансатлантическом партнёрстве, раскол между США и ЕС усилился как никогда. К тому же победа правых сил на выборах в ряде европейских стран свидетельствует о том, что европейцы сыты по горло плясками под вашингтонскую дудку, которая к тому же теперь не столь ласкает слух.