СМИ-иноагенты: ответ Москвы вновь оказался сильнее провокации Вашингтона
Российский закон о СМИ-иноагентах оказался гораздо серьезнее, чем ожидали в США
25 ноября президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в статью «О средствах массовой информации». До этих пор ответный шаг Москвы лежал исключительно в плоскости досужих домыслов и гипотетических заключений. Теперь же, с принятием «зеркальных» мер, любое иностранное СМИ, удовлетворяющее целевым критериям, может быть признано организацией, выполняющей функции иностранного агента. Сами такие структуры подпадут под положения Федерального закона «О некоммерческих организациях». А их работа в России будет строго регламентироваться 32-й статьей Федерального закона «об НКО».
В частности, для западной прессы это означает следующее. Во-первых, любая некоммерческая организация (в том числе СМИ, признанное иностранным агентом) будет обязана вести бухгалтерский учет и собственную статистику в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Во-вторых, годовая финансовая отчетность таких НКО будет подлежать обязательному и ежегодному аудиту.
В-третьих, размеры и структура доходов СМИ, признанных иноагентами, наличествующее имущество, численность и состав работников, оплата труда и использование безвозмездной помощи — всё это более не будет подпадать под разделы коммерческой тайны.
В-четвертых, некоммерческие организации будут обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, а также все проведенные аудиторские заключения. При этом в документах, представляемых СМИ-иноагентами, должны содержаться не только сведения о планах расходования денежных средств и использовании иного имущества, но и их фактическое расходование по итогам года для последующей сверки.
Документы о персональном составе руководящих органов, СМИ-иноагент обязано будет предоставлять один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества — ежеквартально, аудиторские заключения — каждый год. Также раз в полгода СМИ, выполняющие функции иностранного агента, обязаны будут публично предоставлять в открытый доступ и широкий отчет о собственной деятельности.
В-пятых, в любой момент времени соответствующими ведомствами России может быть инициирована внеплановая проверка некоммерческой организации по ряду изложенных в федеральном законе направлений: в случае истечения срока исправления выявленного нарушения, в случае поступления в уполномоченный орган информации о нарушении некоммерческой организацией законодательства, в случае подозрений на наличие признаков экстремизма или призывов к нарушению территориальной целостности страны, и так далее, и тому подобное. При этом подобная внеплановая проверка проводится уполномоченным органом незамедлительно, с извещением органов прокуратуры и без уведомления самого НКО.
В-шестых, в отношении некоммерческой организации российская сторона имеет право: запрашивать распорядительные документы, получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности, направлять своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях, проводить проверки соответствия деятельности НКО (в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества) тем целям, которые описаны в ее учредительных документах. Также, по действующему закону об НКО, СМИ-иностранные агенты должны будут регистрироваться в Минюсте и указывать свой статус во всех собственных публикациях.
Иными словами, итоговая редакция закона оказалась неожиданно жесткой. Наглядно в пользу этого говорит и тот факт, какую реакцию закон вызвал у такой «правозащитной» организации, как Transparency International. Данная структура, чью неприязнь к России сложно переоценить, описала нынешний шаг Москвы как то, что: «даже зимбабвийская газета, получившая $100 от своего правительства и написавшая заметку о России, вполне может попасть в российский реестр иноагентов».
И Transparency International в этом не одинока. В последние дни вся иностранная пресса, при традиционной поддержке оппозиционных российских СМИ, буквально впилась в термин: «может быть признан», а «может быть, и нет». Для них подобная постановка вопроса стала настоящим «Дамокловым» мечом, повисшим над «тонкими» корпоративными шеями. Сам же закон — банальным шоком, поскольку именно благодаря поводу, инициированному в отношении RT из-за рубежа, в руках Москвы оказался инструмент, позволяющий произвольно решать, кого считать иноагентом, а кого — нет. Подпасть под действие закона теперь могут не только любые иностранные СМИ, распространяющие информацию в России, но и российские СМИ с иностранным долевым участием более 20%.
В настоящий момент времени реестр НКО состоит из 87 организаций, однако исходя из вышеописанной информации, вскоре его может ждать серьезное расширение. Официально закон о присвоении СМИ статуса иноагента не несет в себе прямых запретов и ограничений на вещание, однако, вместе с тем, формальные санкции создают для такой «прессы» неформальные последствия. Среди них: нежелание органов власти и бизнеса взаимодействовать с подобными масс-медиа, потеря потенциальных рекламодателей, репутационные издержки, отток аудитории, усечение госгрантов, сокращение доходов, прибылей, субсидий да и просто влияния, оказываемого на публику этими СМИ.
Таким образом, используя американское давление в национальных интересах, Россия неожиданно для многих получила в руки те же возможности, которые есть разве что у самих США, но уже не против одной-единственной российской компании, а против целого пула корпоративных СМИ информационно объединенного против нас агрессивного Запада.
Еврейская радиостанция “Эхо Москвы” от Газпрома является иностранной, работает против России. Кто знает, будет распространятся на неё этот закон.
Теперь дело осталось за небольшим- внедрить на практике этот закон, а
не тянуть кота за хвост, как это часто бывает в нашей стране.