ПРАВОСЛАВНАЯ ЛЕВАЯ
Не будучи сторонником автора и его взглядов - думаю, есть над чем подумать
Андрей Бабицкий https://life.ru/1055170
Дмитрий Песков сделал заявление, которое тут же спровоцировало не сказать чтобы скандал, но, скажем так, слова его вызвали некоторое недоумение с заметным оттенком порицания. И дело даже не в том, что Кремль не собирается праздновать 100-летие Октябрьской революции, а в том, как об этом объявил пресс-секретарь президента России. По его словам, повод для празднования никудышный. Ну то есть не прямо так было сказано, но сама мысль считывалась из пренебрежительной интонации вопроса, с которым он обратился к журналистам: "А в связи с чем это надо праздновать?"
Легко понять, из каких соображений российские власти не хотят заострять тем или иным образом внимание на событии, произошедшем 100 лет назад. Дело в том, что и по сей день в оценке революции российское общество делится на две почти равные части. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 45 процентов респондентов считают, что она выражала волю народов, проживавших в Российской империи, 43 процента ответили на вопрос отрицательно. Очевидно, что при таком расколе власть не может себе позволить открыто поддержать ни одну сторону. Поэтому она предпочитает оставаться, что называется, над схваткой. Но удастся ли ей сохранять дистанцию достаточно долго без всякого ущерба для собственного авторитета?
Проблема в том, что левый тренд вновь и очень заметно завоёвывает популярность. Пока отжившие и вызывающие отторжение форматы вроде КПРФ или невнятной социал-демократии, которую пыталась изображать партия "Справедливая Россия", покрываются патиной и готовятся занять места на полках третьесортных музеев левого движения, идеи социализма и коммунизма обретают вторую жизнь в молодёжной интеллектуальной среде. Это со всей наглядностью продемонстрировал только что закончивший свою работу в Сочи Фестиваль молодёжи и студентов. Как ни пытались организаторы мероприятия прикрывать его "красную" подкладку и блокировать самых энергичных левых активистов и даже целые делегации, в символике, риторике, настроениях фестиваля отчётливо доминировала тема социальной революции. Площадка, на которой проходил международный молодёжный форум, буквально тонула в серпах и молотах, красных полотнищах, портретах Ленина и Че Гевары.
Русская революция давно уже стала культовым трендом для леваков всего мира. А попытка её родины — России — вроде бы оказалась неудачной, но при этом многие и сегодня уверены, что опыт строительства общества социальной справедливости хотя и не был свободен от недостатков, в главном должен быть признан величественным и исторически успешным. Да, именно революция как потрясение основ, тектонический разлом, насильственная смена одного строя другим, обошедшаяся в пересчёте на жизни баснословно дорого, является для половины жителей России предметом отрицания. Но те же опросы показывают, что сложившийся в нашей стране буржуазный порядок считают несправедливым большинство, а если приплюсовать тех, кто негативно оценивает приватизацию и реформы 90-х годов прошлого века, то выяснится: порядка 70 процентов российских граждан — это люди с предпочтениями и взглядами, которые можно назвать левыми. Они поддерживают стабильность и порядок, государство как гарант и механизм обеспечения этой стабильности, власть и конкретно Владимира Путина как силу, сумевшую вытянуть страну из хаоса и энтропии.
Но систему вещей они всё равно считают несправедливой. Думаю, что не только российскую — другие страны с капиталистическим укладом едва ли им представляются принципиально иными. Проблема здесь не в том, что коммунистическая эпоха с её идеологией отошла от всех от нас не на столь значительное историческое расстояние и, может быть, всё ещё продолжает "подсвечивать" сцену. Здесь стоит обратить внимание на культурный код, который заставляет русского человека искать справедливости, а не успеха, думать об униженных и оскорблённых, а не видеть в рынке и конкуренции безупречные механизмы, которые расставляют людей строго в соответствии с их природными данными — сильные и предприимчивые наверху социальной лестницы, а слабые и плохо ориентирующиеся в жестокой реальности — внизу. Вот это как раз и кажется нечестным, поскольку сплошь и рядом наверх выбиваются беспринципные циники, а внизу оказываются люди, не желающие действовать вопреки собственной совести и нормам морали.
Поэтому ценности, являющиеся непререкаемыми в западной культурной традиции, — собственность, достаток как критерий успеха и состоятельности — лишены императивного статуса в ценностной парадигме русской культуры, которая пытается нейтрализовать несправедливость системы вещей, прокладывая в ней пути для деятельного сочувствия, помощи, которую сильный оказывает слабому, связанности индивидов семьёй, родиной, верой. А потому и несущих друг за друга ответственность.
Левизна без революции — это православный подход к жизни, который, по всей вероятности, укоренён во всех нас так глубоко и прочно, что только с его учётом можно выстраивать какие-то стратегии управления Россией. Так что Песков, конечно, прав — праздновать особо нечего, но и игнорировать то русское фундаментальное, что, может часто по незнанию, пакует себя в "красную" идею, тоже не стоит.
На самом деле православная левая может, а на мой взгляд, и должна стать основой легитимации следующего срока действующего президента России Владимира Путина.
Источник