Управление талантами: где взять 10 миллионов профессионалов для новой экономики
К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 млн человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.
От правил — к самостоятельным решениям
В основу исследования была положена система датского ученого Йенса Расмуссена — распределение всех работников по трем категориям: "Правило", "Умение" и "Знание".
К категории "Правило"в данной системе относятся люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи.
К категории "Умение"— люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство экономистов и юристов, которых так лю
К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 млн человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.
Согласно результатам исследования российского рынка труда и человеческого капитала "Россия 2025: от кадров к талантам", единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов. Как это сделать — в материале ТАСС на основе данных исследования.
От правил — к самостоятельным решениям
В основу исследования была положена система датского ученого Йенса Расмуссена — распределение всех работников по трем категориям: "Правило", "Умение" и "Знание".
К категории "Правило"в данной системе относятся люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи.
К категории "Умение"— люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство экономистов и юристов, которых так любят готовить российские вузы).
И наконец, категория "Знание"— это люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.
Сегодня в России только 17% работающего населения относится к категории "Знание". По этому показателю наша страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур. Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, высокий индекс человеческого развития, а доля человеческих ресурсов категории "Знание" (это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны) превышает 25%.
Почему России не хватает "Знания"
Причина не в массовой утечке мозгов, как было в 90-е. Дело в разрыве между навыками, которые люди получают в вузах, и реальными потребностями экономики. Согласно исследованию, 80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. В этом есть вина и системы образования, и принципов оплаты труда, и личностных качеств.
Авторы исследования утверждают, что:
- 98% населения страны сегодня отдает предпочтение стабильности, а не возможностям роста;
- нет достаточно высокого спроса на знания. Это происходит, в частности, потому что оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации. Например, разрыв между заработком водителя 2-й категории и врача — всего 17%. Это намного меньше, чем в странах экономики знаний и даже близких нам по типу экономики стран переходного периода (см. график).
- в России пока не создана среда для развития и самореализации человека: 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
- учебные заведения не "слышат" бизнес. Образованность зачастую подменяется дипломированностью. Система готовит в основном сотрудников категории "Правило", а не "Знание" и не выстраивает регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ekonomika/4680191
бят готовить российские вузы).
И наконец, категория "Знание"— это люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.
Сегодня в России только 17% работающего населения относится к категории "Знание". По этому показателю наша страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур. Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, высокий индекс человеческого развития, а доля человеческих ресурсов категории "Знание" (это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны) превышает 25%.
Почему России не хватает "Знания"
Причина не в массовой утечке мозгов, как было в 90-е. Дело в разрыве между навыками, которые люди получают в вузах, и реальными потребностями экономики. Согласно исследованию, 80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. В этом есть вина и системы образования, и принципов оплаты труда, и личностных качеств.
Авторы исследования утверждают, что:
- 98% населения страны сегодня отдает предпочтение стабильности, а не возможностям роста;
- нет достаточно высокого спроса на знания. Это происходит, в частности, потому что оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации. Например, разрыв между заработком водителя 2-й категории и врача — всего 17%. Это намного меньше, чем в странах экономики знаний и даже близких нам по типу экономики стран переходного периода (см. график).
- в России пока не создана среда для развития и самореализации человека: 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
- учебные заведения не "слышат" бизнес. Образованность зачастую подменяется дипломированностью. Система готовит в основном сотрудников категории "Правило", а не "Знание" и не выстраивает регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ekonomika/4680191
Комментарий редакции
Редактировать
1. К 2025 году в России прогнозируется дефицит более 10 миллионов высококвалифицированных кадров, что угрожает конкурентоспособности страны в глобальной экономике.
2. В России только 17% работающего населения относится к категории "Знание", что показывает необходимость перехода к экономике знаний.
3. Причиной дефицита квалифицированных кадров является разрыв между навыками, получаемыми в вузах, и реальными потребностями рынка труда.
4. 80% трудоспособного населения не готово к современным вызовам из-за недостаточной подготовки и отсутствия связи между образованием и потребностями бизнеса.
5. Существует предпочтение стабильности среди 98% населения, что снижает мотивацию к росту и развитию навыков.
6. Низкая оплата труда высококвалифицированных специалистов по сравнению с другими профессиями способствует отсутствию спроса на образование и знания.
7. Система образования в России ориентирована на подготовку сотрудников категории "Правило", что неприемлемо для развития конкурентоспособности на международной арене.
Вывод:
Автор подчеркивает настоятельную необходимость качественной модернизации рынка труда в России, цель которой - увеличение доли высококвалифицированных профессионалов и улучшение соответствия образовательных программ требованиям экономики знаний. Отсутствие изменений может привести к серьезным последствиям, включая ухудшение экономической ситуации и потерю конкурентоспособности.
Вывод редакции:
Тезисы автора отражают актуальную проблему на современном рынке труда в России, где действительно наблюдается разрыв между образованием и его применением. Данные исследования подтверждают существующий дефицит высококвалифицированных кадров, однако важно отметить, что предложенные меры требуют тщательной проработки и системного подхода. Статья поднимает важные вопросы, которые требуют внимания со стороны образовательных учреждений, бизнеса и правительства, что указывает на необходимость внести изменения для улучшения ситуации.