Стратегия лидерства
Россия, как известно, страна богатая природными ресурсами, в частности – энергетическими. И вполне естественно, что целью энергетической политики России должно быть максимально эффективное использование данных ресурсов, как и всего энергетического сектора для устойчивого роста экономики. Что, в свою очередь, должно привести к повышению качества жизни населения нашей страны и укреплению ее внешнеполитических позиций.
Основополагающим документом, регламентирующим энергетическую политику нашего государства, является утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. Энергетическая стратегия России (ЭСР) на период до 2030 года.
Этот документ определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на указанный период, приоритеты и механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. Базируется же он на изучении реализации предшествующей
Энергетической стратегии России на период до 2020 года, доказывающем правильность ее положений даже в экстраординарных условиях кризиса. Настоящая Стратегия обеспечивает расширение временного горизонта до 2030 года, формируя новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития. Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, предусмотренными ЭСР, являются: переход на путь инновационного и энергоэффективного развития; изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов; создание конкурентной рыночной среды; интеграция в мировую энергетическую систему.
Главный внутренний тренд заключается в необходимости обеспечить в России стандарты благосостояния, соответствующие тем, что приняты в развитых странах мира; достижение научного и технологического лидерства России по ряду важнейших направлений, обеспечивающих ее конкурентные преимущества и национальную, в том числе энергетическую, безопасность; трансформация структуры экономики страны в пользу менее энергоемких отраслей; переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением; необходимость повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии), а так же последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и климат путем снижения выбросов загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, сокращения отходов производства и потребления энергии.
Какие же выраженные в конкретных цифрах задачи ставит ЭСР перед национальным энергетическим сектором? Перечислим вкратце важнейшие из параметров. Так, за период реализации настоящей Стратегии должно произойти снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных секторов и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года): доли топливно-энергетического комплекса в ВВП и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза; доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в ВВП - более чем в 3 раза; доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к ВВП - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза; удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза; удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза.
Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли топливно-энергетического комплекса в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.
Вместе с тем в период действия настоящей Стратегии российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов Российской Федерации.
Конечно, приведенные показатели еще будут корректироваться (с пятилетним интервалом) в процессе реализации упомянутых положений ЭСР на фоне изменений мировой энергетической конъюнктуры и трудно прогнозируемых политических пертурбаций. Однако если расхождение с заявленными установками не будет принципиальным, то реализация экономической политики России в фарватере Стратегии позволит вывести нашу страну на высокую экономическую и политическую орбиту.