О петушках на храмах
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
„Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся“.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
„За такое одолженье, —
Говорит он в восхищеньи, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою“.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: „Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!“
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Пушкин явно что-то слышал об этих петушках: в его время, очевидно, полагали, что петушки на шпилях несут охранительную функцию, и эта мысль нашла отражение в сказке.
Похожее объяснение предлагает историк Игорь Гусев:
Но если последнее справедливо, то как объяснить, что помимо северогерманских церквей обычай этот — помещать петушков на церковных шпилях — практически не встречается больше нигде? Или же Испания, Италия, Польша, Литва относятся к евангельским притчам с меньшим почтением, нежели регион Балтийского побережья?
На самом деле всё объясняется гораздо проще, если мы вспомним о балтийских славянах — вендах, чьи земли были завоёваны германцами десять веков назад.
Напоминанием именно о славянских традициях являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов, — исключительно северогерманский обычай, принесённый к нам немецкими переселенцами. Мало кто знает, что в основе его лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они ещё долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала.
В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. На большом пальце этой руки, принадлежавшей, говорят, св. Оттону, апостолу поморян, изображён чёрный петух, символ, имевший целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.
Люнебургские венды долго ещё по принятии христианства приносили у священного дерева в жертву петухов. Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверье сжигать белого петуха у священного дерева.
Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особая, сакральная птица, отпугивающая всякую нечисть. Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях (выделено мной).
Как будет показано дальше, большинство утверждений Гусева ошибочны. Примеры петушков на шпилях в разных странах:
Золотой петушок на шпиле церкви Нотр Дам дю Саблон в Брюсселе, Бельгия
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/63353/63353_original.jpg
Шпиль храма в г.Гент, Бельгия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/60519/60519_original.jpg
Шпиль евангелической церкви, увенчанный петушком. Санкт-Мориц, Швейцария.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/68406/68406_original.jpg
Петушок на соборе Святого Стефана. Вена, Австрия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/60778/60778_original.jpg
Шпиль храма с золотым петушком. Брентвуд, Англия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/60951/60951_original.jpg
Собор Церкви Христовой. Дублин, Ирландия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/61301/61301_original.jpg
Собор Парижской Богоматери. Франция.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/63914/63914_original.jpg
Петушок на шпиле католического храма. Франция.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/67658/67658_original.jpg
Петушок на шпиле Старого Кафедрального собора. Саламанка, Испания.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/61528/61528_original.jpg
Башня Рыночной церкви. Ганновер, Германия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/61743/61743_original.jpg
Церковь в г.Кируна, Швеция.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/67183/67183_original.jpg
Петушок на шпиле собора Святого Вита. Прага, Чехия.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/68014/68014_original.jpg
Крест с петушком на колокольне Успенской церкви, Иерусалим.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/68105/68105_original.jpg
Купол церкви Святого Петра в Галликанту, Иерусалим.
Несколько примеров из неплохой подборки петушков на реформатских церквях Закарпатья:
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/62703/62703_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/62785/62785_original.jpg
Последние три примера говорят о том, что петушки на храмах не всегда использовались в качестве флюгеров — они были вполне самодостаточными, а приобретённый функционал флюгера — следствие асимметрии профиля петушка, из-за чего он вращался сам по себе. Т.е. насадить петушка на шпиль — не так уж и сложно, но куда сложней заставить его не вращаться на ветру, особенно сильном.
Петушок на шпиле Александровского собора. Нарва, Эстония.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть знаменитых рижских петушков:
Отдельный вопрос – петушки в России. В XVII веке их запечатлел на гравюрах Николас Витсен:
Каменная башня в Пскове.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/64233/64233_original.jpg
Панорама Казани (фрагмент).
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/64696/64696_original.jpg
Панорама Казани (фрагмент).
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/64989/64989_original.jpg
Мужской монастырь из дерева в Торжке.
http://ic.pics.livejournal.com/a_kudryavets/34810682/65277/65277_original.jpg
Псково-Печерский монастырь.
Если петушки в городах Северо-Западной Руси ещё можно объяснить прибалтийским влиянием, то каким образом они попали в Казань?.. Кроме того, Николас Витсен, по-видимому, единственный, кто запечатлел российских петушков на храмах. Более ни у кого, включая Сигизмунда Герберштейна и Адама Олеария, найти их не удалось. Петушков нет также на древнерусских иконах и миниатюрах – на храмах изображены только кресты. В "Книге Марсова или воинских дел от войск царскаго величества российских. По взятии преславных фортификацеи, и на разных местах храбрых баталии учиненных. Над воиски Его Королевскаго Величества свеиского" (Спб, 1713) есть изображения петушков на храмах:
Но это слабое утешение, т.к. показаны города, только что отвоёванные у шведов.
Таким образом, "ареал обитания" петушков намного шире, чем это представляется историку Игорю Гусеву. Не вызывает доверия и расхожая версия о том, что петушки напоминают об апостоле Петре, точнее о нелицеприятном событии, когда Пётр три раза отрёкся от Иисуса Христа. Возведение в культ предательства никоим образом не вяжется с заповедями христианства. Данная версия несостоятельна ещё и потому, что большинство петушков расположены на протестантских храмах, а не католических, с которыми ассоциируется Пётр.
Ещё более нелепым выглядит предположение, что петушки на католических и протестантских храмах своему появлению обязаны славянам, якобы приносивших в жертву петухов, о чём сообщал Константин Багрянородный: "Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов. После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми."
Если учесть, что в разные времена и у разных народов наиболее ценными были человеческие жертвоприношения, то, согласно этой логике, отсутствие на крестах изображений людей — жертвенной пищи богов — выглядит по меньшей мере странно. Похоже, интерпретаторы символики петухов собирали всю доступную информацию о них, чтобы тем или иным образом приладить её к петушкам на храмах: что-нибудь да сгодится. Не совсем, правда, ясно, каким образом они собирались устанавливать достоверность той или иной гипотезы.
Приведу сокращённый список характеристик петуха из наиболее объёмного ресурса, посвящённого символам — Symbolarium:
1. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Связан с божествами утренней зари и солнца.
2. Зооморфная персонификация небесного огня и просто огня.
3. Отпугивает нечистую силу и охраняет свою территорию.
4. Символизирует воскрешение.
5. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции.
6. В эпоху Античности петух (чёрный петух) выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.
7. Служит тотемом множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания.
8. Петух на колонне трактовался как петух Абрасакса — демона годового времени и эонов с головой петуха и змеями вместо ног.
Наиболее важная характеристика из всех перечисленных связывает петуха с солнцем, но она преподносится как опосредованная: петух возвещает о рассвете и восходе солнца, что, в свою очередь, равносильно возрождению. В действительности петух ни о чём не возвещает и поёт круглые сутки, даже если его закрыть в тёмном помещении.
Подсказкой нам послужит следующая иллюстрация:
Себастьян Мюнстер: план города Эгер (на территории нынешней Чехии), XVI век, фрагмент. (увеличить)
На шпилях видны кресты, солнце (справа) и золотой петушок (слева). Очевидно, все три варианта имеют равнозначный эмблематический смысл, в том числе, подразумевая, что храмы могут принадлежать разным религиозным деноминациям.
Крест символизирует Иисуса Христа, но ранее было показано, что его прообразом послужил бог Античности Аполлон. Кроме того, облик Иисуса вобрал в себя и бога Сераписа. Аполлон персонифицирует Солнце, а Серапис, по аналогии с Осирисом — воскрешение (в космологическом смысле, обозначая "встречу" солнца с созвездием Ориона).
Если также учесть, что на амулетах-абрасаксах змееногий петух символизирует солнце и отождествляется с Аполлоном, то характеристики обоих – Аполлона и Сераписа – с избытком перекрывают вышеприведённый список для петуха, т.е. мы получили полное семантическое совпадение храмовой символики в городе Эгер, представленной в трёх видах: петушок, крест и солнце.
В наиболее простом и доступном для восприятие виде эта идея отражена на следующей иллюстрации:
Церковь Святой Катерины в Стокгольме (Homann,1735).
Удивительно, но ещё сравнительно недавно на шпилях христианских храмов можно было видеть солнце, а не кресты!
Другой пример:
Русский лубок, конец XIX века.
Здесь представлено сравнение церквей старого обряда (справа) и нового (слева). Навершие старообрядческого храма допускает неоднозначную трактовку: его можно понимать как крест в виде Вифлеемской звезды, а можно и как солнце. Очевидно, подобное навершие служило переходной формой от язычества с явным поклонением солнцу, до поклонения богочеловеку.
Возвращаясь к гравюрам Николаса Витсена, можно отметить одну любопытную особенность крестов с петушками: в 12 случаях из 13 восьмиконечный православный крест заменён на шестиконечный. Но если вспомнить, что восьмиконечный православный крест символизирует Троицу — Демиурга, его сына-богочеловека и Богородицу, — то выходит, что один из персонажей представлен в образе петушка. И это, разумеется, сам Иисус Христос (богочеловек), поскольку он прямой "наследник" бога солнца Аполлона, который, в свою очередь, восходит к богу Хору-Ра. Его канонический образ в античную эпоху был переосмыслен и стал подаваться в виде петуха:
Источник.
а что ,если поедание сладких “петушков на палочке”,которых так любили дети – это символ поедания язычества,которого так боится РПЦ? И ведь совсем недавно образ петушка на палочке заменили шарами(Солнцем)…съедим Солнце-останутся только кресты…к чему бы это?(сарказм)…