Александр Русин. Экономика «понтомобиля»: мы отдали триллионы за свои дикие понты

2204 12

1

 

Дворы, забитые иномарками, дорожные пробки, торговые центры и прочие объекты гордости и поклонения современного стяжателя – это неопровержимое доказательство того, что... мы все-таки продули наши полимеры!

А что недопродули – интенсивно продувается сейчас теми, кто продолжает поклоняться иномаркам, коттеджам, гипермаркетам и прочим айфонам.

Доказывается это очень просто.

Иномарка (равно как и айфон) – это импортный товар, который ввозится в Россию из-за рубежа и за который компания-импортер платит долларами, но не рублями. И если даже иномарка собирается в России, то из узлов, которые опять же импортируются. Поэтому большая часть стоимости автомобиля – опять же в долларах.

А откуда у компании-импортера эти доллары на иномарки, айфоны и прочий импорт? Главным образом – от продажи нефти и газа, чуть меньше от продажи другого сырья, зерна и оружия.

Но то, что доллары появляются в России не от продажи высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью – лишь полбеды.

Главная беда – что полученные от продажи нефти, газа и другого сырья доллары именно продуваются, а не идут на развитие экономики. Не вкладываются в промышленность, машиностроение, высокотехнологичные сектора, науку и образование. А постояв какое-то время во дворах и пробках, отправляются на свалку.

Потому что купленные на эти доллары иномарки – дорогой понтовый хлам. На нем один идолопоклонник покатается несколько лет и перепродаст его другому, который чуть беднее и не может позволить себе новую иномарку. Потом это железо еще пару раз перепродадут – и закончит оно свой век на свалке, уже в самом беспонтовом виде.

И за все 20 лет эксплуатации польза от этой кучи железа будет минимальной, а потраченные на нее доллары будут именно продуты, а не вложены.

Мне наверняка возразят, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения, и потому потраченные на него доллары именно вложены – в передвижение, мобильность и так далее. Иномарки превосходят продукт российского автопрома – и, значит, вложение в них денег эффективнее, чем в наши "ведра с болтами".

 

Средства передвижения, говорите? Но это – общественный транспорт, школьные автобусы, автомобили жителей села и тех, кто профессионально занимается извозом. Большинство иномарок, которыми заставлены дворы, особенно самые дорогие, тут ни при чем.

Они используются главным образом для того, чтобы два раза в день постоять в пробке – по дороге на работу и обратно. Воткнуть эту иномарку на забитую парковку перед офисом, вечером воткнуть ее во двор, а в выходные съездить на ней за продуктами в гипермаркет.

Никакого повышения мобильности иномарки, которыми заставлены дворы, не дают. Так как время, проведенное в пробках, часто превышает то, за которое можно добраться до работы на метро или другим общественным транспортом.

Британские ученые подсчитали, что скорость передвижения по Лондону за последние 100 лет почти не изменилась. В Москве она скорее всего даже снизилась.

Попытка передвигаться быстрее упирается в то, что миллион желающих побыстрее добраться из точки А в точку Б внутри города блокирует друг друга и стоит в пробках. При этом иномарки стоят с той же скоростью, что и продукты отечественного автопрома. И общественный транспорт стоит меньше, потому что имеет приоритет – не говоря уже о метро, в котором пробок нет.

Вот и получается, что иномарки, которыми забиты дворы – это не столько вложение в мобильность, сколько вложение в понты.

И не говорите, что ехать в собственном авто комфортнее, чем в маршрутке или в автобусе – а значит, можно приехать на работу свежим и отдохнувшим, эффективнее работать и так далее.

В сравнении с автобусом оно действительно комфортнее – и в сравнении с маршруткой тоже. Но кто мешает вызвать такси? В нем можно вообще читать Интернет или смотреть кино, не отвлекаясь на дорогу. При этом такси дважды в день выйдет дешевле, чем покупать и содержать более-менее солидную иномарку, с учетом ее стоимости со страховкой, техобслуживанием, бензином, ремонтами, штрафами и другими расходами.

И в гипермаркет тоже не обязательно кататься, можно все купить рядом с домом и донести в руках. В гипермаркет едут по принципу "раз уж есть машина – надо поехать и затариться". И затариваются, оставляя там еще больше денег, чем потратили бы в обычном магазине.

Поэтому большая часть иномарок, которыми забиты дворы – это не вложение в развитие экономики, а дурное удовольствие иметь свое авто, самому сидеть за рулем, быть владельцем не "ведра с гайками", а "настоящей вещи". Удовольствие обладать вещью "лучше, чем у приятеля", "лучше, чем у соседа" и так далее.

И чем круче иномарка во дворе – тем больше в ней именно понтов, а не реальной эффективности и мобильности.

 

Да, есть и такие, кто пользуется автомобилем эффективно, экономит время, делает с помощью автомобиля больше дел – но у них зачастую не самые новые и не самые понтовые иномарки. Такие люди обычно покупают "рабочие лошадки" – и зачастую как раз отечественного производства. Потому что стоимость владения ими ниже, а скорость перемещения по городу такая же, как у иномарок. Если же покупают иномарку, то скорее подержанную Тойоту, Рено Логан или что-то подобное, нежели Инфинити или ВМВ.

Поэтому те иномарки, которые кое-кто считает признаком достатка населения (хотя на самом деле это признак достатка 1/10 населения) – в большинстве своем приобретены ради престижа, самоутверждения, статуса. Чтобы соответствовать своему окружению, доказать свою состоятельность и так далее.

Произведем простой расчет. Допустим, каждый десятый житель России приобрел иномарку ради понтов, престижа, самоутверждения – это вполне правдоподобная оценка.

10% населения – это 15 миллионов человек.

Значительная часть этих "понтующихся", конечно, живет в Москве и Питере, остальные распределены по другим крупным городам.

Каждый из них купил за последние 17 лет минимум один автомобиль. Многие сменили уже 3-4 автомобиля. Будем считать, что в среднем они купили за последние 17 лет по два авто. Возьмем среднюю его стоимость в 30 тысяч долларов.

И тогда получится, что 15 миллионов "понтующихся" в России за последние 17 лет потратили на свои понты 900 миллиардов долларов.

Почти триллион!

Как этот триллион сработал на развитие экономики? Польза от этого триллиона "понтодолларов", вложенных в "понтомобили", для российской экономики близка к нулю.

Эти деньги не пошли в отечественное производство, не улучшили его структуру, не решили никаких проблем. Они ушли только на то, чтобы 15 миллионов чудаков гнули друг перед другом пальцы и два раза в день стояли в пробках на своем собственном автомобиле, а не в такси и тем более не в маршрутке.

 

Но самое главное – что этот триллион долларов, потраченный за последние 17 лет на "понтомобили", можно было потратить на закупку оборудования и строительство заводов. Чтобы производить и автомобили, и бытовую технику, и многое другое внутри страны, а не покупать за доллары, получаемые от экспорта нефти, газа, зерна и оружия.

Кто желает, может поднять данные по стоимости АвтоВАЗа, Камаза и других предприятий, которые на момент их строительства были вполне современными и выпускали вполне конкурентоспособные автомобили.

Но не столь даже важно, сколько именно больших заводов можно было построить на триллион долларов – два, десять или больше. Важно, что не построено ни одного.

Не так важно, смогли бы мы или нет выпустит за эти деньги свои

30 миллионов автомобилей взамен купленных за рубежом – важно, что отрасль развивалась бы при вложении в нее указанного триллиона. И это и было бы структурное изменение экономики.

Это был бы переход от покупки иномарок за нефтедоллары к восстановлению и развитию отечественного автопрома.

По такой же схеме можно было восстановить и самолетостроение – если бы деньги, потраченные на Аэробусы и Боинги, хотя бы частично пошли на выпуск Ил-86, который до сих пор является передовой моделью. А также на создание новых моделей.

С электроникой и вычислительной техникой сложнее, но постепенно можно было бы развивать и их – если бы хоть часть денег, которые "понтующиеся" тратят на "понтофоны", направить на свои разработки.

Но ничего подобного не происходит.

Все, что за последние 17 лет строилось под названием "завод" – это либо сборочные цеха, либо птицефабрики, либо кирпичные заводы. При этом автомобили в сборочных цехах собирают из импортных узлов, птицефабрики работают на импортном инкубаторном яйце, а кирпичные заводы на импортном оборудовании. И все это лишь увеличивает зависимость России от зарубежных производителей.

Производство автомобильных двигателей в России не увеличивается, а сокращается – даже Камаз начал переход на импортные движки. Остальные либо завершили этот переход, либо находятся на заключительной стадии.

Промпроизводство за последние 17 лет только сокращается и переходит от выпуска сложной продукции к более простой. От автомобилей с собственными двигателями – к автомобилям с импортными, от производства Ил-86 к собранному из чужих деталей Суперджету. И так далее.

 

Промышленность сокращается и упрощается. А триллионы долларов уходят на закупку "понтомобилей", "понтофонов", строительство "понтоцентров", "понтомаркетов" и т.д.

Как минимум пару триллионов за последние 17 лет мы потратили на разные формы "понтования". А это значительная часть того, что заработали на экспорте нефти, газа, зерна и оружия.

То есть мы продули таки наши полимеры, с чего я и начал. Причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова.

 

Продали эти полимеры за доллары, чтобы потратить их на разные понты в виде иномарок и айфонов, которые со временем превратятся в хлам и будут выброшены. Причем за время эксплуатации многие из них не принесли никакой пользы – только примитивный восторг папуасов от обладания продуктами более развитой цивилизации.
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/110401/19290/-

Комментарий редакции

Редактировать

Тезисы автора:

1. В России наблюдается культ иномарок и импортных товаров, что приводит к значительным финансовым потерям для экономики.
2. Основная часть стоимости иномарок и других импорта формируется в долларах, которые Россия зарабатывает от продажи нефти и газа.
3. Полученные от экспорта доллары не инвестируются в развитие отечественной экономики, а «продуваются» на покупку понтовых товаров.
4. Иномарки не повышают мобильность населения, а создают проблемы с пробками, лишая городскую инфраструктуру реальной эффективности.
5. Большинство покупок иномарок делается не для практического использования, а ради престижа и статуса, что мотивирует расточительное потребление.
6. Примерная сумма, потраченная на иномарки с целью демонстрации статуса, составляет около одного триллиона долларов за последние 17 лет, что могло бы быть инвестировано в развитие отечественной промышленности.
7. Россия продолжает усиливать зависимость от импорта, вместо того чтобы развивать собственное производство и высокие технологии.

Вывод: Автор считает, что пренебрежение инвестициями в отечественную экономику в пользу приобретения иномарок и других концептуальных товаров является экономически нецелесообразным и приводит к замедлению роста и зависимости от импорта. В итоге, значительные суммы денег уходят на ненужные понты, вместо того чтобы способствовать развитию промышленности и высоких технологий в стране.

Вывод редакции: Тезисы автора поднимают актуальные вопросы о состоянии российской экономики и зависимости от импорта. Однако аргументы касательно «понтования» и статуса автомобилей несколько упрощают сложную проблему потребительского поведения и экономических отношений. Важно отметить, что текущее состояние экономической ситуации в России действительно требует пересмотра стратегии потребления и инвестиций, но преувеличенное внимание к «понтам» может не учитывать реальные потребности населения и уникальные обстоятельства, в которых находится страна.
Редактор: mini4o
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
12 Комментариев » Оставить комментарий
  • 11306 8886

    С автором не согласен, но лет через 15 – соглашусь.
    Сейчас ещё есть люди и их технологии, но их “гасят”.
    Гасят благодаря тупости чиновников и алчности финансистов, равнодушию государства, только на словах объявившего импортзамещение, и лоббированию импорта.

    • 4075 3791

      Гасят потому как это так положено из-за бугра идут указания, не должна больше Россия возродиться, не ждите, не дадут.

  • 4101 3451

    Чем хуже у человека с моралью, тем больше он нуждается в “понтах “. Что бы прикрыть свои недостатки фиктивными достоинствами , для подтверждения своей значимости .( вместо того , что бы бороться со своими недостатками , уничтожать причину проблемы , а не воевать со следствиями или вообще закрывать на них глаза) . И это практически политика государства , результаты действия которой все больше дают о себе знать . Вместе с липовой демократией и моралью, с запада в Россию просочились такие же несостоятельные экономические и политические системы .Несостоятельные для внутреннего употребления в государстве ,но достаточно выгодные для запада . И чем быстрее страна избавиться от этого испорченного подарка запада и иллюзий с ним связанных , тем быстрее начнется ее восстановление .

  • 4 -4

    Идея статьи правильная, исполнение – бездарное. Сплошь домыслы – “Доказывается это очень просто” – “В Москве она СКОРЕЕ ВСЕГО даже снизилась”, “И за все 20 лет эксплуатации польза от этой кучи железа будет минимальной … ” А где ПРУФЫ БИЛЛИ?

  • 1167 983

    В этом государстве система управления построена таким образом, чтобы максимально высасывать “соки” из страны и ее народа, не отдавая ничего взамен.
    Если система управления не изменится, будет плохо всем, и стране с ее народом и тем кто ее грабил.

    • 6760 3799

      Речь в статье не о системе, а о примитивизме отдельных организмов, которые ради джинсов и жвачки готовы были “валить из совка”. Система здесь ни при чём. Это сущность человека.

  • 2713 2448

    Про понты и рабочих лошадок почти можно согласиться, но по поводу общественного транспорта… я бы посмотрел на этого диванного мыслителя, как бы он с пятью авоськами поехал на рейсовом автобусе из деревни в область, хотя при коммунистах деревенские так и ездили – с кошёлками на голове – туда и обратно. Кроме того негоже считать деньги в чужих карманах, т.к. авто – товар личного потребления, а завод – это производство, пусть даже и группы Б. Как говаривал один мой знакомый энергетик: “Чайник – это для одного, а котёл(на ТЭЦ) – это для всех”.

    • 969 -59

      Ресурсы планеты ограничены, они должны расходоваться на необходимое и достаточное для жизни и развития популяции планеты, а не на понты двуногих дегенератов.
      Не говоря уже об экологической катастрофе, как следствии тупого потреблятсва.

      • 6760 3799

        Ресурсы всегда ограничены. В этом нет проблемы. Это нормально. Как пример: саранча прилетает и сжирает всю растительность. Потом от нехватки еды и по естественным причинам сдыхает, удобряя собой землю. И на следующий год растительность произрастает ещё активнее. А человеческая саранча возомнила, что с ней сладу нет, что Земля не может сопротивляться человеческому могуществу. Это понты и амбиции. Живите спокойно. Всё будет хорошо.

  • 2 2

    Про понты всё правильно. Но! Эти деньги всё равно не были бы направлены на строительство заводов, потому что заводы строить запрещено Вашинтонгским обкомом.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru