Александр Русин. Что посеешь в информационном поле – пожнешь в жизни. Посев сегодня ужасает…
Наверное, все смотрели фильм "Человек с бульвара Капуцинов" – о том, какие чудеса способен творить кинематограф и как меняются люди в зависимости от того, что за картинки им показывают на экране.
Вот только этот фильм рассказывает в основном о позитивном влиянии киноискусства на человеческие души, о пробуждении в людях совести и других лучших качеств.
Диаметрально противоположное влияние кинематографа тоже показано – когда вместо "белого прокатчика" мистера Фёста в городок приезжает "черный прокатчик" мистер Сэконд. И зрители разлагаются так же быстро, как перед этим трезвели и становились порядочными джентльменами.
Однако период, когда умами и сердцами зрителей владела темная сторона кинематографа, в фильме был недолгим. Вскоре вернулся мистер Фёст – и снова восторжествовало "белое" кино, а вместе с ним и всевозможное "облико морале".
К сожалению, в нашей жизни последнее время все получается наоборот.
Если посмотреть на современный репертуар, особенно телевизионный – возникает стойкое ощущение, что темный прокатчик мистер Сэконд убедительно побеждает мистера Фёста.
Наверное, две трети фильмов и сериалов посвящены тому, как один или двое положительных героев наносят тяжкие телесные повреждения отрицательным героям, порой попросту вбивая их в могилу. А в перерывах между мордобоями выясняют отношения друг с другом на повышенных тонах, временами опять же доходя до рукоприкладства.
Современный детектив – это уже не торжество дедуктивного метода, логики и проницательности сыщика. Это погоня с мордобоем, поножовщина, перестрелка, часто убийство преступника при задержании, избиения во время допросов и прочие нарушения УПК. И это – действия героя, который по сюжету считается положительным.
Про современный боевик нечего и говорить – сплошная мясорубка с короткими перерывами на перезарядку оружия.
Современный фильм о войне – концентрация внимания зрителя на том, как разлетаются части тела после прямого попадания артиллерийского снаряда или мины, смакование ранений.
Современная фантастика – это опять же побоище, только в космосе или на далеких планетах. Словно другой фантастики не бывает. Словно не было "Соляриса" Тарковского, не написаны сотни фантастических романов, в которых никто никому не рвет руки и ноги и не залезает в рот, чтобы прогрызть живот изнутри.
Фильмы других жанров тоже зачастую вызывают недоумение – если не мордобоем, то концентрацией внимания на подлости, ревности, жадности, ненависти и т.д.
Если же сегодня демонстрируется позитивный, человеческий фильм, в котором показаны люди с человеческими лицами, а не с разбитыми мордами – это как правило фильм советского периода.
И это не случайно. Ведь в советское время мистер Фёст неизменно побеждал мистера Сэконда и заботился о том, чтобы зритель после просмотра фильма становился лучше, добрее, чтобы в нем пробуждалась совесть и другие положительные качества.
Но Советский Союз проиграл в Холодной войне – и вместе с ним советский мистер Фёст проиграл западному мистеру Сэконду.
И теперь с экранов нас учат убивать, преступать закон ради торжества закона, снова убивать, калечить, бить друг другу морды, изменять, обманывать, завидовать и хамить.
И пусть даже условно-положительный герой в большинстве фильмов побеждает и наступает так называемый хэппи-энд, но на протяжении фильма условно-положительный персонаж многократно обманывает, нарушает закон, бьет морды и даже убивает. А это значит, что с точки зрения создателей фильма так можно и даже правильно. Это значит, что высокая цель оправдывает низкие средства.
А потом мы ужасаемся тому, как можно было жечь людей в Одессе и гордиться этим, как можно стрелять по жилым домам, школам и больницам, как мог президент страны говорить, что часть жителей, которых он считает своими гражданами, будет сидеть в подвалах.
Это все результат того, что зрители видят на экранах. Как "хорошие парни" отрывают головы плохим, как калечат, нарушают закон и после этого оказываются героями.
И сознание зрителей трансформируется – точно так, как показано в "Человеке с бульвара Капуцинов". Не так быстро, не за один сеанс, но все равно трансформируется.
И за прошедшие 25 лет сознание многих уже трансформировалось под влиянием того, что было показано на экранах.
И речь, конечно же, не только о фильмах. Новостные репортажи, политические ток-шоу, другие виды программ – все это трансформирует сознание зрителя, включающего телевизор изо дня в день. И трансформирует не в лучшую сторону.
Поэтому не надо думать, что в России невозможно то, что происходит в последние годы на Украине. Не надо думать, что наше общество намного здоровее, что у нас намного выше нравственность. Наш зритель в последние 25 лет смотрел примерно те же фильмы, что и украинский, а это значит, что у нас тоже могут найтись "герои", которые ради высоких целей будут готовы действовать в соответствии с просмотренными ими фильмами. То есть отрывать руки, ноги и головы тем, кого сочтут негодяями и врагами.
Конечно, большинство не готово устраивать расправы своими руками. Многие боятся крови, не способны на насилие чисто психологически. Но чтобы устраивать погромы, достаточно всего нескольких тысяч человек, а они найдутся. От большинства же требуется лишь то, чтобы оно сидело перед экранами и одобряло насилие, совершаемое ради высоких целей другими. От большинства не требуется убивать самим – достаточно ставить лайки под фотографиями трупов и видеозаписями убийств.
Вот так работает кинематограф. Он делает нормой жизни то, что демонстрируется на экране: обман, месть, зависть, нарушение закона во имя закона, насилие.
Мне много раз приходилось спорить с тем, что Интернет сам по себе сделает общество лучше, позволит правде пробиться через кордоны, раскроет людям глаза.
Нет, это не так. Подобно кинематографу Интернет – всего лишь инструмент, транслятор. Просто телевидение транслирует изображение, а Интернет – комбинацию изображения и текста. Телевизор показывает несколько десятков или сотен каналов, а через Интернет доступны миллионы сайтов, хотя крупных среди них опять же не так много.
Но в том и другом случае это всего лишь инструмент, а чему он учит зрителей – зависит от того, в чьи руки он попадает: мистера Сэконда или мистера Фёста.
Если большинство фильмов снимает и продюсирует мистер Сэконд – вы получите на экранах ужасы и насилие. Точно так же, если мистер Сэконд создает и редактирует большую часть сайтов – вы получите в Интернете то же самое насилие, обман, манипуляцию и все прочее, что ведет к озлоблению, падению нравов, деградации общества.
И к большому сожалению в наше время репертуар формирует преимущественно мистер Сэконд. И в Интернете тоже.
Впрочем не все еще потеряно.
Наше телевидение продолжает показывать советские фильмы, потому что мы с вами их по-прежнему смотрим и зачастую предпочитаем современной кинопродукции. А пока мы их смотрим, тем самым вынуждая телеканалы ставить их в программу, чтобы не потерять зрителя – сохраняется шанс, что мистер Фёст все-таки вернется и победит. Ровно так, как и было показано в фильме "Человек с бульвара Капуцинов".
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/110401/18952/-
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/110401/18952/-