Суть реформ и оптимизаций в образовании
Советское образование считалось передовым. В 1991 году Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ставила советское образование на 3 место в мире. В 2007 – на 27, а в 2015 уже на 32.
Первый указ Ельцина, как только он стал президентом, касался образования – «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Тогда, как и теперь, сотрудники правительства утверждают, что делают все для улучшения образования. Ведь СССР был «всего» на третьем месте, а вот при помощи реформ можно улучшить результаты! На практике никаких улучшений нет.
Причины рациональны. Население нужно готовить к «жестокой реальности», необходимо сокращать расходы, то есть «подачки» со стороны государства в виде социальных прав. Академик РАН В.И. Арнольд писал:
«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».
Нечто похожее высказывал Герман Греф, в прошлом чиновник, а сейчас глава Сбербанка:
"А великие мыслители, такие как Лоа-цзы, придумывали свои теории Дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа, потому что они понимали, как только все люди поймут основу своего Я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания... Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает манипуляции. Как управлять таким обществом, в котором все имеют равный доступ к информации, и все имеют возможность судить напрямую и получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на голову. Средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Как в таком обществе жить?".
Изменилась общественно-экономическая формация – новые приоритеты. Ранее в широком смысле удовлетворение духовных, культурных и социальных потребностей каждого гражданина, теперь извлечение максимальной прибыли.
Поскольку образование все-таки нельзя считать бесплатным полностью, так как его оплачивают налогоплательщики, то государству с моделью, где приоритет – максимизация прибыли, нужно решить экономические вопросы. В частности, получить денег больше, но затратить меньше. Нужно сокращать школы, экономить на образовании и т. д.
Это не злая воля, а требование экономического развития при капитализме. И к этому еще нужно добавить, что уже с самого начала 90-х лоббируется идея ввести частично платное образование даже в государственных школах, хотя конституция гарантирует бесплатное образование. Сегодня идея – сделать уроки платными, но пока не все.
Школьник в такой системе может получить образование бесплатное, но его уровень знаний будет ниже, чем у детей, родители которых могут платить за уроки.
Эти меры проваливались долгие годы из-за социальных конфликтов, поскольку общество выступает против, даже некоторым чиновникам приходится поддержать народ. Но все идет к тому, чтобы медленно этот процесс запустить.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что население в России слишком образованное, и это минус:
«Слишком образованное население — две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками».
Такая позиция принята на верхах, но не озвучивается открыто. Кузьмин не просто ректор ВШЭ, но активный участник реформирования образования. Оптимизация и реформы образования как раз направлены на то, чтобы население не было слишком образованным. Оно и не нужно для экономики.
Характерно и знаменитое высказывание бывшего министра образования Фурсенко:
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Следовательно, населению нужны, по мнению чиновников, определенные навыки, а не знания. Нужны узкие специалисты, а не просвещенные люди.
В правительственной программе развития образования до 2020 г. указывается, что все современные реформы и подходы к образованию в целом сохранятся, результатами «реформ» правительство довольно.
Об успехах оптимизации свидетельствует статистика: в 1991 году было 69,7 тыс. школ, а в 2016 – 42,6 тыс.
Оптимизация и реформы часто сводятся просто к массовым сокращениям преподавательского состава и закрытию (иногда слиянию) школ, особенно в сельской местности, где порой детям образование в принципе недоступно.
Дзюбенко С.