Отечественная интеллигенция и фильм Сергея Мокрицкого «Я – учитель»: история и современность. (К 75-й годовщине нападения Германии на СССР)

1066 0

Фильм «Я – учитель», режиссера Сергея Мокрицкого  был показан по телевидению 8 мая 2016 года и 9 мая 2017 г. в день Победы. Не касаемся художественных достоинств фильма. Это дело профессионалов, коллег кинорежиссера по  цеху – кинематографистов, кинокритиков.  .  Автор к.и.н., имеет вторую профессию  - спецпропаганда, как выпускник Истфака МГУ. В этом контексте проводили анализ,  как  рецензий специалистов, так и отзывов зрителей, отечественной интеллигенции, граждан России.

События фильма «Учитель происходят в  1943 году. Зритель сразу же погружается в страшные реалии войны. Фильм начинается показом документальных кадров о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  Действительностью войны была и оккупация, угон жителей в Германию, сложное положение населения, интеллигенции – необходимо было выживать. Анализ рецензий и отзывов зрителей, полученный методом случайной поисковой выборки в интернете, показывает, что современные пользователи,  интеллигенция не ясно  представляют, что информационно-психологическая борьба является составной частью военного противоборства сторон, частью боевых действий. В том числе и в годы Великой Отечественной войны. А именно война интеллигенции с оккупантами, как  информационными оккупантами и показана в художественной форме в фильме «Я учитель».

        Нацистские пропагандисты   воздействовали на все слои населения и на русских интеллигентов, используя «их склонность к дебатам и длинным спорам о вопросах мировой политики». Сотрудники Геббельса считали целесообразным противопоставить интеллигенцию сталинскому режиму, подчёркивая при этом, что в годы репрессий были убиты и замучены тысячи и тысячи учёных, писателей, людей искусства.

В диссертационных исследованиях 2010 – х  гг. изучались особенности содержания и организации образовательной политики оккупационных властей на оккупированных территориях.   Целью образовательной политики фашистской Германии было формирование живого материала, который был бы способен трудиться на благо и процветание «Великой Германии».  Осуществляли учебный процесс как старые, так и новые кадры.   Для той части советского учительства, которая согласилась работать в открываемых фашистами школах, были поставлены определённые пропагандистские цели, тиражирование их шло в печати и по радио. По сути, как и прежде, учитель должен был стать носителем идеологии, правда, если раньше большевистской, то теперь нацистской, со всеми вытекающими отсюда последствиями: славить и восхвалять кумиров и проводников нового режима; праздновать новые «красные дни календаря» (например,   день присоединения края, области к немцам).     

Сравним художественное и научное  восприятие, представление исторических событий периода Великой Отечественной войны. Расшифровку текстов фильма сравниваем с официальными немецкими документами. Основные  тезисы немецкой,  нацистской  пропаганды в фильме соответствуют настоящим источникам.

           События на уроке по теме «Биография Гитлера» 24:30 – 30:00. Как говорилось выше,  учитель во время оккупации  должен был стать носителем идеологии,     теперь нацистской,  славить и восхвалять кумиров и проводников нового режима. Особенно Адольфа Гитлера.  Когда портрет Гитлера упал и под ним оказался портрет А.С.Пушкина, как аллегория освобождения от фашистской идеологии. Учитель читает стихи Пушкина о защите родной земли  «Воспоминания о Царском Селе»:

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля...

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных",

Сердца их мщеньем зажжены…

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря22.

 Однако  учитель  должен был во всех отношениях считаться с интересами германских военных властей, нарушение этого принципа считалось саботажем и каралось по законам военного времени. Примером этого является сцена наказания, избиения учителя, стрельбы по портрету Пушкина. И это  факт  действий оккупантов, которые силой заставляли служить им.

     Тезис агитатора власовцев о том, что только объединившись с великой Германией Россия сможет победить большевистскую заразу (01:00:14)  соответствовал пропаганде РОА и немцев. В процессе пропаганды упор делается на  приоритете материального над духовным, отказе служить своему Отечеству, ликвидацию патриотизма, отказ от традиционных российских, русских ценностей. Взамен сыр и ветчина, постановка на довольствие, освобождение от тяжелых работ, жизнь…

4) Информационное противостояние, противоборство, война агитатора власовцев Рыкова Константина Дмитриевича, актер А. Смоляков, далее Агитатор и учителя Павла Андреевича Зубова, актер А.Ковтунец,  далее Учитель. Противостояние идет за молодежь в лице пасынка Учителя  Ивана, «патриотичного и бесстрашного»  (актер Сергей Походаев, мама  -  Юлия Пересильд)

Подросток берет пример с гражданской позиции мамы, которая говорит, что наши придут. И ведь придут. Но учитель должен был стать носителем нацистской идеологии. Иван показывает на портрет Гитлера в классе, задает учителю вопрос: «И когда они придут, знаете, что они с вами сделают за это?» (12:40).  

…Утром Иван добровольно одевает форму РОА. Учитель проиграл психологическое, информационное противоборство за  молодежь в лице Ивана.

Учитель осознает, что совершил ошибку и просит полковника еще раз поговорить с Ваней. Ему отказывают. Сила на стороне врага.

Агитатор профессионально показывает, что сделал Учитель. Ловко, на личном примере! Учитель он же авторитет для ученика. Теперь я стану его учителем! Он мой. (01:15:30 – 01:15: 55).

Мирок выживания Учителя в оккупации окончательно разрушен психологически, информационно. Потеряна женщина, предателем стал ребенок, которого она доверила ему. Учитель оказался несостоятелен как педагог – на личном примере показал неверный путь предательства. Остался один выход – взяться за летальное оружие, снайперскую винтовку для уничтожения враждебной идеологии, пропаганды в лице Агитатора.

Готовясь к выстрелу, боевому действию Учитель читает молитву.

«Молитва за всякого усопшего»...

Агитатор – убит.

Учитель – погибает в бою за Родину, решает боевую задачу группы советских парашютистов. За кадром вновь  звучат    стихи А.С.Пушкина.

Над классной доской портрет А.С.Пушкина. На доске надпись: «Ваня, прощай твой дядя Павел».

Подросток Иван, сознавая последствия, снимает форму РОА.

Учитель личным примером, ценою жизни победил в психологической, информационной войне за молодежь с фашистской, предательской, коллаборационистской   пропагандой в условиях Великой Отечественной войны.

Характерен отзыв  СофияЛо Россия, Курган. Дата отзыва: 2016-05-12. Герой, лично у меня вызвал только чувство презрения и омерзения. И не только по тому, что он не герой, не все могут быть героями. Он трус, не все обязаны были в годы войны быть сильными и храбрыми, как и сейчас. Все люди разные, но вот он совсем какой-то слизняк что ли. И если бы не последние минуты фильма, я бы так и осталась с чувством презрения. А так могу даже сказать, что горжусь за него. … И там было место подвигу. Маленькому, незаметному, но подвигу, потому что борьба с самим собой, это самое тяжелое, что есть. ULR:  http://otzovik.com/review_3327866.html.

А как сам художник, режиссер, актер относился к ведению войны силой духа, сплочённости и веры; какова их гражданская позиция? 11.05.2016 г. режиссер Сергей Мокрицкий в интервью МИА «Россия сегодня», которое ведет свою историю с 24 июня 1941 года, когда было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро),   заявил, что во время войны люди опирались на «основные ценности».

Александр Ковтунец во время съемок фильма  объяснял,  почему его герой Учитель не на фронте. Даже если бы он хотел воевать, куда бы он пошел? Все произошло слишком быстро, и деревня оказалась на оккупированной территории. Он не становится полицаем, а продолжает учить детей. Он учит их русской культуре. Но, оказывается, этого мало.

В тот момент, когда Павел, казалось бы, раздавлен, в нем просыпается русский характер. Физически он не способен противостоять немцам, он — не Шварценеггер. Русский человек побеждает за счет внутренней силы»

Победа русского человека за счет внутренней силы,   силой духа,   веры в психологической войне  с фашистской идеологией, идеологией коллаборационизма, показана в фильме    «Я – учитель».    В сложных условиях войны, в том числе психологической, информационной войне с пропагандой нацизма и коллаборационизма  молодежь берет пример со своих современников патриотов, матери,  учителя. Решающим фактором победы над идеологией нацизма в фильме был личный пример, подвиг  учителя, как в истории, так и современности.

У каждого свое информационное поле Куликово. У учителя его класс, где вместо долларов и иже с ними (т.н. правозащитников западных ценностей, геополитических интересов оппонентов России)   портрет А.С.Пушкина – аллегория культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации…

22 июня 2016 года.

 

Корупаев А.Е. Отечественная интеллигенция в информационно-психологической  войне с пропагандой Третьего Рейха, коллаборационистов РОА в фильме  Сергея Мокрицкого «Я – учитель»: история и современность. (К 75-й годовщине нападения Германии на СССР)// Дискуссии интеллигенции России в 2016 году. Дилемма: художник и гражданин. Дискуссионные заметки интернет-историка. Выпуск 10. М 2017 - https://sites.google.com/site/diskussiiiintelligencia/korupaev-a-e-diskussii-intelligencii-rossii-v-2016-godu-dilemma-hudoznik-i-grazdanin-diskussionnye-zametki-internet-istorika-vypusk-10-m-2017

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)