Сильная Россия! Здоровая Россия! Быть или не быть
Кому довелось родиться, учиться, жить и работать до зрелого возраста в стране с названием Советский Союз? В великой и счастливой стране. Дружной, многонациональной, наивной и очень доброй. Это сейчас понимаешь. С высоты прожитых лет. Какие мы тогда были, о чём мечтали и какое общество хотели построить. Про ошибки, совершённые многократно, хоть и надеешься учиться на чужих, а не тут то было, без ошибок никак. Не получается и наверное не получится. Ни у кого и никогда.
Я как раз из этого поколения. Поколения романтиков-мечтателей. Мы уезжали на крайний север и дальний восток именно за туманом, а не за деньгами. Нам был и рай в шалаше, лишь бы человек был любимым. Мы жили не так обеспеченно и не имели всех тех благ, что имеем сегодня, но мы были спокойны за своё будущее, за будущее своих детей, за старость и жизнь на пенсии. И мы необычайно гордились своей великой Родиной. Мы действительно были счастливы. По крайней мере, большинство из нас.
Вторая половинка жизни пришлась на перестройку и построение развитого капиталистического общества. Америка наш лучший друг, товарищ и брат. Даёшь джинсы и чупсы вместо ракет. Господи - как глупы мы были. И как много оказалось тех, для кого родина - это только деньги. Главными правилами стали три основных - моя хата с краю; сила есть, ума не надо; тащи все, что плохо лежит. Плохо лежала вся страна.
Сейчас любят приводить слова российского императора Александра III Миротворца «Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Согласен. Армия и флот очень важны. Необычайно. Но ещё более важны наши дети. Наше растущее поколение. Какими они будут? Что они будут любить и ценить? Насколько здоровы будут? Самыми главными нашими союзниками являются учителя и патриотическое воспитание. Воспитание с пелёнок. Исключительно профессионалами, а не дилетантами. И не только в школе. С экранов ТВ, интернет-ресурсов, общественных организаций. Одной семьи в таком деле недостаточно. Одна, без поддержки государства семья патриотов может и не воспитать.
Мне есть с чем сравнить. Жизнь тогда, при социализме. И сейчас. Какую роль играли государственные структуры для молодёжи в осознании себя единым целым, единой страной, великой страной, многонациональной, равной для всех народов и великой. Тогда и сейчас. Мой младшенький четвёртый ребёнок заканчивает школу. Каждый раз, открывая учебник истории мне делается грустно. Причём если идти по качеству наполнения учебников от старшего к младшему - делается всё грустнее. Когда учился самый старший - учебники были лучше. Потом по нисходящей. Грустно и больно.
У меня есть несколько вопросов к чиновникам, депутатам, политикам. Несколько больших "почему?" и целая куча таких же маленьких. Почему в школе не изучают подвиг советских пограничников в урочище "Зеленая Брама"? Единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами. 150 собак и 500 пограничников против полка фашистов и танков. Страшное зрелище битвы полуголодных овчарок, против поливающих их автоматным огнем фашистов. И пограничников с сапёрными лопатками и штыками против танков. Гитлер планировал провести встречу с Муссолини в Киеве. Этакий парад победителей. Встреча в Киеве не состоялась потому что плечом к плечу и холка к холке в последнем смертном бою встали люди и собаки.
Почему в школе не говорят про оборону крепости Осовец? То,что мировая военная история знает под названием «атака мертвецов». Приказ был продержаться 48 часов. Крепость держалась полгода. Именно тогда появилась крылатая фраза: "Русские не сдаются!" Солдаты императорской российской армии доказали, что даже смерть не может быть уважительной причиной прекращения сопротивления. Когда немецкая армия с марша попыталась взять крепость, сорок батальонов ландвера против одного российского пехотного полка — она понесла огромные потери. Только убитыми и ранеными — 6000 человек. После чего спешно откатилась на исходные позиции. Началась долгая оборона и обстрелы осадными орудиями 420-мм калибра. «Большие Берты», 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре. Всего за время осады было выпущено до 400 тысяч снарядов!
6 августа 1915-го стало для защитников Осовца черным днем: немцы применили отравляющие газы. Развернули 30 тщательно замаскированных газовых батарей в несколько тысяч баллонов. И 6 августа в 4 утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5-10 минут. Газовая волна 12-15 метров в высоту и шириной 8 км проникла вперед на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было. Когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась контратакующая русская пехота. Представляете зрелище: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Им оставалось жить минут 15-20. Они решили умереть в бою. Погибнуть не побеждёнными. Остаться в веках победителями. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Германские пехотинцы пришли в такой ужас, что, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало.
И таких примеров великого героизма бессчётное количество. История восстания советских пленных солдат в Бадабере, в Пакистане в апреле 1985 года. А восстание заключённых 20-го блока концлагеря Маутхаузен? 570 узников блока смерти восстали в январе 1945 года в Австрии. Узники 20-го блока получали только четверть общелагерного рациона. Ни ложек, ни мисок им не полагалось. Блок никогда не отапливался, не было ни рам, ни стекол ни даже нар. Зимой, прежде чем загнать узников в блок, эсэсовцы заливали пол блока водой. Люди ложились в воду и просто замерзали. В основном это были непокорённые советские офицеры. Бежавшие по нескольку раз из других лагерей, пойманные, битые смертным боем и привезённые в этот спец лагерь. «Смертники» имели особую «привилегию» — их не заставляли работать. Вместо этого они целый день занимались «физическими упражнениями» — безостановочно бегали вокруг блока или, если не могли бегать, то ползали.
На этих непокорённых нацисты отрабатывали навыки убийства голыми руками и подручными средствами. Существовала своеобразная «норма на смерть» — не менее 10 человек в день. План всегда перевыполнялся в несколько раз. И вот эти люди подготовили восстание и побег. Немыслимо. Это не просто героизм, это из всех подвигов подвиг.Вот о чём надо рассказывать и показывать нашим детям. Вот какие фильмы надо снимать.
Зачем столько времени уделяется изучению древней Греции, Рима или Египта? Может и полезно знать как звали лошадь Наполеона и какие панталоны носило дворянство, но почему почти ничего не говорят про подвиги и жизнь наших отцов, дедов, прадедов... Причём про подвиги всего нашего многонационального народа. Среди оборонявших Брестскую крепость было также много чеченцев и представителей народов Кавказа, Средней Азии. А подвиг Ингушского полка в Первую Мировую? Ведь после атаки ингушей на знаменитую "Железную дивизию" Кайзера она перестала существовать. Та самая "Железная дивизия", которая наводила страх на войска англичан и французов. 15 июля 1916 года 3 тысячи немецких штыков, пулемёты и тяжёлая артиллерия противостояли пяти ста саблям кавказских горцев. Но, несмотря на такое превосходство противника, ингуши бросились в лобовую атаку, и через полтора часа гордость кайзеровской армии ушла в мир иной.
Необходимо, жизненно необходимо во всех СМИ, с помощью всех медиа форматов рассказывать и показывать о том, как жили, дружили, воевали и строили города русские и украинцы, белорусы и таджики, узбеки и азербайджанцы, крымские татары и казахи - все народы, все, кто когда то составлял единство и мощь великой страны. Иначе беда. Иначе как в 90-е наши мальчики будут мечтать стать рэкетирами, а не лётчиками или учёными-ядерщиками. А наши девочки будут мечтать о карьере проститутки вместо врача или учителя. И все вместе будут искать недостатки и различия. Да что там будут, уже вовсю ищут эти различия в религии, в обычаях, в музыке - во всём. А должно быть по-другому. Должно быть как у Киплинга в "Маугли". Мы одной крови - ты и я. Мы отличаемся - но мы одной крови. И все вместе мы - РОССИЯНЕ.
Если вот такая моя мечта сбудется - тогда государство будет действительно сильным, богатым, счастливым. Для этого у нас есть все ресурсы. Осталось только выполнить. ВО ВСЁМ МИРЕ У НАС ТРИ СОЮЗНИКА - НАШИ ДЕТИ, НАША АРМИЯ И НАШ ФЛОТ. Ведь это нашим детям строить, сеять и командовать войсками. Нашим детям беречь Отечество и отстаивать интересы в мировой политике. Нашим детям бороться с преступностью и коррупцией. Вот только если мы воспитаем своих детей так, как надо - то и бороться в стране будет не с кем.
Олег Козлов. Самара.