Сказка о Купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде

7564 14

При жизни А.С.Пушкина “Сказ о Попе и работнике его Балде” не печатался. Позже, Василий Жуковский отредактировал произведение, где заменил Попа на Купца. В таком виде в царской России это произведение могло быть допущено к широким массам.

Только через 40 с лишним лет Россия узнала оригинал, но до революции он был доступен лишь в среде интеллигенции и в высшем свете….

Сейчас, спустя более чем век, в стране, где говорят о нанотехнологиях, как о прерогативе научных изыскательских направлений, где строят (ну, говорят, что строят) Сколково, где считается, что и государство – светское, и народ – умный, с глубокой и тонкой как нигде больше душой, – начали издавать царско-церковный (дореволюционный) вариант “жуковского” Сказа. Пока он будет распространяться в церквях и воскресных школах, но РПЦ в лице своих чиновников требует полной и повсеместной замены…

Читайте также: Инквизиторы РПЦ запрещают русскую культуру

Итак, встречаем “правильное произведение” А.С. Пушкина…

Ниже представлен мультфильм по оригинальной сказке, подпадающей под знаменитый закон об оскорблении чувств верующих, и текстовый продукт чаплинской редакции:

СКАЗКА О КУПЦЕ КУЗЬМЕ ОСТОЛОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

* * *

Жил был купец Кузьма Остолоп

По прозванью осиновый лоб.

Пошёл Кузьма по базару

Посмотреть кой-какого товару.

На встречу ему Балда

Идёт сам не зная куда.

«Что, дядюшка, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Кузьма ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же давай мне варёную полбу».

Призадумался наш Кузьма Остолоп,

Стал почёсывать лоб.

Щелчёк щелчку ведь рознь -

Да понадеялся на русский авось.

Кузьма говорит Балде: «Ладно,

Не будет нам обоим накладно,

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердье и проворье.

* * *


Живёт Балда в купеческом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за пятерых,
До света всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Хозяйка Балдой не нахвалится,
Их дочка Балдой лишь и печалится,
Сыночек их зовёт его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Один Кузьма лишь Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт и срок уже близенько.

* * *


Кузьма не есть, не пьёт, ночь не спит.
Лоб у него заранее трещит.
Вот он жене признаётся:
Так и так, что делать остаётся?
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Хозяйка Кузьме говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, что-бы стало ему не в мочь;
А требуй, что бы он её исполнил точь-в-точь».

* * *

Стало на сердце у Кузьмы веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник, Балда!

Слушай: Платить обязались черти

Мне оброк до самой моей смерти,

Лучшаго-б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный».

* * *

Балда с Кузьмой понапрасну не споря,

Пошёл, да и сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить,

Да конец ея в море мочить.

Вот из моря вылез старый бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

«Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить».

Беса старого взяла тут унылость.

«Скажи, за что такая немилость!»

«Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положеннаго срока.

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».

- Балдушка, погоди ты морщить море:

Оброк сполна ты получишь вскоре,

Погоди, вышлю тебе внука». –

Балда мыслит: «Этого провести не штука!»


* * *


Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок.
«Здравствуй, Балда мужичек!
Какой тебе надобно оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали:
Ну, так и быть, возьми, да с уговору,
С общаго нашего приговору.
Чтобы вперёд не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем приготовят там и мешок».
Засмеялся Балда лукаво:
– «Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, самим Балдою!
Экаго послали супостата!
Подожди-ка моего меньшаго брата?!

* * *

Пошёл Балда в ближайший лесок,

Поймал двух зайцев да в мешок.

К морю опять он приходит;

У моря бесёнка находит.

Держит Балда за уши одного зайку:

«Попляши-ка под нашу балалайку;

Ты бесёнок, ещё молодёнок,

Со мною тягаться слабёнок

- Это было бы лишь время трата.

Обгони-ка сперва моего брата!»

Пустились бесёнок и зайка;

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лес до дому.

Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёнок, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладить.

Глядь, а Балда братца гладит.

Приговаривает: «Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! Отдохни, родимой!»

Бесёнок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел.

На братца поглядывает боком.

«Погоди», говорит «схожу за оброком».

* * *


Пришёл к деду: говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Старый бес стал тут думать думу:
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось,
И волнами так и расходилось.

* * *


Вылез бесёнок: «Полно, мужичек,
Вышлем тебе весь оброк;
Только слушай: видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету,
Кто дале палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что-ж, боишься вывихнуть ручки?
Чего-ты ждёшь?» – «Да жду вон той тучки,
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался бесёнок, да к деду,
Разсказывать про балдову победу;
А Балда над морем шумит,
Да чертям верёвкой грозит.

* * *


Вылез опять бесёнок. «Что же хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь!»
«Нет», говорит Балда,
«Теперь моя череда -
Условие сам назначу,
Задам тебе, вражёнок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила!
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними-ка ты,
Да снеси её пол версты;
Снесёшь кобылу – оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы – он будет мой».
Бедненький, бес
Под кобылу подлез, понатужился,
понапружился
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

* * *

А Балда ему: «Глупый ты бес,

Куда ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног».

Сел Балда на кобылу верхом,

Да версту проскакал так что дым столбом.

Испугался бесёнок, и к деду

Пошёл рассказывать про такую победу.

Делать нечего, черти собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.

* * *

Идёт Балда, покрякивает,

А Кузьма, завидя Балду, вскакивает,

За хозяйку прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы требовать стал.

* * *

Бедный купец Кузьма Остолоп

Подставил лоб…

С первого щелчка

Прыгнул Кузьма до потолка,

Со второго щелчка

Лишился Кузьма языка,

А с третьего щелчка

Выбило ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, Кузьма, за дешевизной!»

***

/Перепечатано из журнала «Шут». -1898. – №46 (21 ноября-3 декабря).

- Правописание оригинала, в основном, сохранено, кроме устаревших букв. 

- Многоточия между стихами указывают на смену страниц с рисунками.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
14 Комментариев » Оставить комментарий
  • 961 745

    Смешно… еще неясно что больше вредит РПЦ достоверность первоисточников, или цензура. Для меня лично, Поп в сказке никак не менял мое отношение церкви. А после этого выпада РПЦ мне одновременно смешно и грустно.

    • 30280 6716

      Что-то я порылся в интернете и склонен думать что это КОММУНИСТЫ поменяли купца на попа.
      А изначально был КУПЕЦ.
      ВРУТ ВСЕ.
      И РПЦ и политики.
      Все жрецы-ЛЖЕЦЫ.
      Все СМИ тоже

      • 11 5

        Вот как характеризуется эта сказка в академическом “Полном собрании сочинений”, выпущенном в 1936 г. к 100-летию со дня смерти поэта
        ——–
        157. Сказка о попе и работнике его Балде.
        Печатается по автографу. Сказка была широко известна в литературных кругах (об этом свидетельствует ряд прямых указаний в письмах Гоголя, Комовского и др.), но при жизни Пушкина не могла быть напечатана вследствие цензурных препятствий. Впервые была опубликована только в 1840 г. В.А. Жуковским (“Сын Отечества” 1840, т. III, № 5), но с большими изменениями и с заменой “попа” “купцом”: вместо “поп-толоконный лоб” – “купец Кузьма Остолоп, по прозванию осиновый лоб”. Это вызвало соответственный ряд изменений и в заглавии и в тексте: вместо “попадья” – “хозяйка”, “поповна” – “дочка”, “попенок” – “сынок”; заглавие “Сказка о купце Кузьме Остолопе”.
        В таком виде сказка вошла и во все последующие издания.
        Подлинный текст впервые был опубликован А.А. Ефремовым (в издании 1882 года).
        (А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в шести томах. Academia. 1936)
        ——-
        Так что именно “поп”, а не “купец” фигурирует в автографе сказки.

      • 16519 10348

        Ты сосунок и дебил.
        Иначе бы эту информацию не в интернете искал бы, а знал с достоверностью, ибо люди например моего поколения, интересующиеся такими темами как “ящик пандоры” явно имели не одно издание полного собрания сочинений Пушкина и не одну книгу о нем в принципе.

  • 38849 34181

    Для начала надо сразу уяснить, что бог у христиан и иудеев один и тот же – ИЕГОВА… В моё время в школе читали стихотворение, где был именно поп, а не купец…
    ***
    “Христианство – это шедевр иудаизма, его слава и совершенство. Именно через христианство иудаизм завоевал весь мир”
    Э.Ренан, 1863 г.
    ***
    “Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись” Томас Карлейль
    ***
    “Отнимите у христианина страх перед адом, и Вы отнимите у него веру” Дени Дидро
    ***
    Современная церковь имеет такое же отношение к Богу, как и кассир театра к искусству.
    ***
    10 причин не выбирать христианство

    Причина № 1: Тора

    Итак, мы знаем, что в библии есть два завета: старый и новый. Изначально христианство (павлианство) было сектой иудаизма, которая признавала не только тору, но и новый завет. И тора как раз в христианстве называется старым заветом. Тогда получается, что все христиане – иудеи, раз признают еврейского бога, описанного в старом завете? Или христиане, просто не прочитав “лицензионного соглашения” поставили подпись, что они признают еврейского бога Иегову? То есть вы, христиане, которые не любите евреев и их религию, сами того не зная придерживаетесь ее правил и уставов. Соответственно, вы получаетесь потенциальными иудеями…

    Причина № 2: Эгрегор

    Так как христианство, как мы уже разобрались, является сектой иудаизма, хотите ли вы быть подцеплены на энергетическом уровне к еврейскому эгрегору, который будет взымать с вас плату в виде жизненной энергии? Если да, что ж, флаг вам в руки…

    Причина № 3: Апокрифы

    Апокрифы – грубо говоря, это вырванные страницы из изначального писания библии, которые не рекомендованы христианам к прочтению. Вопрос: А хотите ли вы, читать только то, что угодно РПЦ, чтобы вы читали, или все же вы хотите видеть изначально никем не отредактированный текст? Если вы уж христианин, который осознанно себя им считает, а не тот, которому сказали “правильно вот так, а не как иначе, то потрудитесь прочитать эти самые апокрифы прежде чем делать какие-либо выводы для себя…

    Причина № 4: Крещение Руси

    Итак, насколько мы знаем, Русь крестил князь Владимир в 988 году. И, как нам преподают в церквях, это крещение славяне приняли со слезами умиления на глазах. Давайте представим ситуацию: К вам домой приходит какой-то ***, и говорит вам, что вы неправильно живете, что вы почитаете не того бога или богов, и надо почитать этого, и никак иначе. Вопрос: что же сделаете вы? Ответ очевиден: пошлете его на другой конец России попариться в баньке… Из этого домысла, разве вам не приходит в голову мысль, что с этим самым крещением дела обстоят не так хорошо, как вам кажется… И Русь все-таки крестили “огнем и мечем”.

    Причина №5: Двоеверие

    Если уж никто так особо не спешил принимать христианство, значит народ стал как-то прикрывать себя от церкви продолжая славить родных богов, а не навязанных извне. Соответственно у нас получился синтез двух верований – христианства и родной веры. И между прочим, этот синтез сохранился и по сей день: христиане до сих пор празднуют языческие праздники, а именно рождество (бывш. Коляда), Купала, которое впоследствии стало Иваном Купалой, а почему Иваном, да потому что в этот день православная церковь “празднует” день рождества пророка Иоанна, и еще так же очень много всего… Да и вообще, русское христианство впитала в себя очень многое из родной веры предков. А не хотите ли вы, христиане, очиститься от этой мутной смеси недохристианства и язычества и предстать в полной мере пред родной традицией?…

    Причина № 6: “Православная инквизиция”

    Мы знаем, что в средневековье в Европе повсюду горели костры, на которых сжигались сотни, тысячи людей, неверных христианству. Вы скажете: “так это ж в Европе… У нас такого никогда не было…” Вот тут загвоздка. Давайте обратимся к летописям: первыми задокументированными жертвами церковного террора были четыре волхва в 1227 году, которые были приговорены к казни через сожжение. Далее, вплоть до XVIII века история имеет массу примеров церковного террора. Цитирую один из них: “В 1743 году сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеяна Кривого. Последний не только отрекся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону…” (ссылка на приговор сената в истории С. Соловьева под 1743 годом). Вот-те и добродушная церковь…

    Причина № 7: Магия Вуду в церкви

    Практически все обряды, которые происходят в церкви, основаны на магии. Важно понимать это. Взять, например, обряд причащения: человеку дают хлебец (просвиру) – плоть Христа и красное вино – его кровь. И важно не то, что человек это пьёт и ест. Важно то, что он сознательно настраивается на то, что поедает плоть Христа и пьёт его кровь.
    В магии Вуду – самой страшной из магий – это самый чёрный обряд: съесть плоть своего поверженного врага и выпить его кровь, чтобы сделать его сущность своим рабом навсегда. В обряде причащения используется принцип отождествления. Отождествление означает перенос астрально-ментальных свойств с одной сущности на другую. То есть человек, отождествляя себя с Христом, принимает на себя свойства уже умершего человека, присоединяясь тем самым к миру мёртвых. То же самое и с обрядом крещения, который тоже полностью построен на принципе магии Вуду, но об этом уже сами читайте…

    Причина № 8:
    К язычникам севера не ходите
    «И спросил Андрей Ионин, ученик Его: «Равви! каким народам нести благую весть о Царствии Небесном?» И ответил ему Иисус: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева» (Евангелие от Андрея (апокриф) гл.5 ст.1-3) Ну, тут и так ясно, что язычники севера, это как раз-таки славяне, так что я думаю, что тут комментарии излишни…

    Причина № 9: Иисус – мессия только для Евреев

    «Я (Иисус) ПОСЛАН (не сам взял и пришёл) лишь к заблудшим овцам дома Израилева» (Евангелие от Матфея, 15: 24). Понятно? К евреям, а не к Славянам!!!

    Причина № 10: Иисус против гоев

    В Евангелие от Матфея Иисус отвечая женщине хананеянке, которая попросила у него хлеба, потому что её дети умирали произнес: «Негоже отнять хлеб у людей (евреев) и бросить псам (гоям)» (Евангелие от Матфея,). Псы, теперь вам понятно?
    Христианство – это вообще разрушение семейных основ
    Библия о семье:
    «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (от Матфея 10:34).
    «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? … отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (от Луки 12:51).

  • 11 5

    Случайный повтор (см. мой комментарий выше)

  • 5 1

    В болдинских просторах, на опушке, средь берез, рябины и ольхи, написал поэт товарищ Пушкин неполиткорректные стихи. Удалившись от столицы шумной, занимался Пушкин ерундой: пасквиль сочинял неостроумный — про попа с работником Балдой. В этом тексте не прошел он мимо нездоровых экстремистских тем. И разжег такую нетерпимость, что нагадил в душу сразу всем. Хамски, неумело и нескладно, за собой не чувствуя вины, выставил поэт тупым и жадным духовенство всей своей страны. В недрах кучерявой черепушки сочинился откровенный бред. Как же это так, товарищ Пушкин? А еще, казалось бы, поэт.

    Поп в поэме выглядел дебилом. Церковь — некультурна и тупа. Сколько непочтительности было в жизнеописаниях попа! А поэт еще добавил грязи в откровенном кризисе идей: описал финансовые связи с бандформированием чертей! И в финале от удара по лбу этот поп совсем безумным стал. Ты бы, Пушкин, блоги лучше вел бы. Или книжки умные читал.

    Вот в какие “творческие выси” был поэт болезненно влеком! И в итоге мы имеем высер, говоря приличным языком. Осрамился перед всей отчизной, показав бездарность вместе с тем. Не гонялся б ты за дешевизной конъюнктурных и чернушных тем! Ишь, насочинял, роняя слюни, пачкая простой бумажный лист. Прямо как какой-нибудь Акунин — злобный и бездарный оранжист.

    Ты зачем под видом эвфемизмов впариваешь, гражданин поэт, несомненный признак экстремизма в каждый зарифмованный куплет? Возбуждая этим в общей массе (той, что называется толпа) ненависть к определенной рясе и иному признаку попа? Эта провокация поэта выглядит, как я судить могу, типа одиночного пикета — только у читателя в мозгу. А ведь где бы ни произносили эти экстремистские слова, есть у нас статья УК России номер двести восемьдесят два.

    Можно получить на всю катушку, если кто об этом сообщит. От таких, как ты, товарищ Пушкин, изолятор следственный трещит. Вреден, некрасив и непотребен, и реально кончится бедой этот твой, простите, панк-молебен — о попе с работником Балдой. Просто надо думать головою. Чтоб не оказаться вдруг, шутя, там, где буря мглою небо кроет, вечно вихри снежные крутя. Потому что церковь — не игрушка. Сам потом завоешь от тоски: няня, — скажешь, — няня, где же кружка, миска, ложка, паспорт и носки?

    Так что в рамках действующих правил в наш терпимый толерантный век Пушкина как следует поправил компетентный в этом человек: чтоб в сюжете не было агиток, чтоб из текста исключить вражду, чтоб как Бхагавад, простите, Гиту Томский суд не расценил Балду. В целом сохранилась вся интрига и нетронут авторский сюжет. Но теперь исправленная книга сможет без проблем увидеть свет.

    Правок было внесено немного: только криминал исправить чтоб. Черти превратились в бандерлогов. Стал герой Навальный, а не поп. Попадья, попенок и поповна в этой новой версии другой превратились в блогеров, дословно: Alex Exler, Dolboeb, Drugoi… А взамен героя-шарлатана с некрасивым именем Балда — шесть мигрантов из Таджикистана с биржи соискателей труда. И немножко их родных и близких. Все, конечно, с визой годовой. Все, конечно, с временной пропиской. Все, конечно, с книжкой трудовой. С медицинской книжкой, также чистой от туберкулеза и чумы: эти правки с грамотным юристом долго согласовывали мы.

    А назвали: “Сколково и Путин”, этим самым в корне превратив книгу, хулиганскую по сути, в яркий федеральный позитив. И настолько книга лучше стала, что людей потянет как магнит! И к началу съемок сериала Пушкин будет просто знаменит.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)