Фильм “Белые ночи почтальона Тряпицина” (2014): О том, как не надо жить
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — драматический фильм 2014 года режиссёра Андрея Кончаловского. Фильм завершил трилогию Кончаловского о российской глубинке, и, войдя в конкурсную программу 71-го Венецианского кинофестиваля, получил главный режиссёрский приз «Серебряный лев». В январе 2015 года Андрей Кончаловский был награждён премией «Золотой орёл» за лучший сценарий. (Википедия)
С большим интересом начал смотреть "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", поскольку Кончаловский назвал этот фильм началом своей новой творческой биографии, попыткой снимать принципиально другое кино. На мой взгляд эксперимент не удался. О чём фильм? Практически ни о чём. Просто фрагмент из жизни почтальона российской глубинки. Места, в которых снималась картина, заповедные, природа редкой красоты, но фильм, увы, не о природе.
Стиль операторской работы очень напоминает работы Андрея Тарковского, но в силу отсутствия у Кончаловского зрелых сентенций, которые криком рвались бы наружу, экзистенциального кино не получилось. А что же получилось? Сырой квазидокументальный фильм о том как не надо жить. Нет ни одного положительного персонажа, ни одного красивого решения проблемы, всё неуклюже, нелепо, безрадостно и бессмысленно. Нет попытки понять причину депрессивной ситуации, которая против всех законов психологии сложилась на фоне дивной природы, нет и поиска выхода из того мрака сознания, который лишает вполне благополучных людей возможности действовать или созерцать. Оригинальность этого как бы художественного фильма в том, что жители села играют сами себя, но, с моей точки зрения, крайне неэтично было снимать алкоголика по прозвищу "Колобок", который постоянно находится в состоянии реального алкогольного опьянения.
Пожалуй, единственная ценность фильма — познавательная, поскольку с документальной точностью представлен быт и уклад жизни насельников Кенозерского национального парка.
Чему учит фильм
Наркотики:
Почти все герои фильма курят и один из персонажей на протяжении всего фильма находится в реальном алкогольном опьянении. Даже семилетний мальчик ради забавы пробует курить.
Секс:
Есть неуместная сцена маструбации взрослой женщины, персонажи нередко матерятся, но слова заглушаются звуком "пи".
Насилие:
Есть одна драка, без которой можно было обойтись, но жестокости нет, всё выглядит почти безобидным.
Мораль:
Ничему хорошему фильм не учит. Нет ни примера хорошего поведения, ни побуждения к размышлению.