Десять недостойных вещей, унижающих человека

4966 34
Оригинал взят у http://conductor77.livejournal.com/profileconductor77 в 10 недостойных вещей, унижающих человека
Оригинал взят у http://marena99.livejournal.com/profilemarena99 в 10 недостойных вещей, унижающих человека

http://www.kramola.info/sites/default/files/styles/page-main/public/images/vesti/205298w600zc0.jpg?itok=OYqgGpjBВ практике воспитательной работы нашей школы за многие годы выработались нравственные правила о "Десяти недостойных вещах, унижающих человека".

Мы утверждаем в сознании детей мысль о мерзости, недопустимости ряда поступков.

Только на основании мысли, убеждения крепнет чувство презрения к недостойному.

Слияние мысли и чувства утверждает ценную моральную черту личности — брезгливость к недостойному в своем собственном поведении, активное стремление к достойным поступкам, возвышающим человека; готовность, несмотря ни на что, действовать так, как подсказывают собственные убеждения о достойном и недостойном.

1. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека.

Мы стремимся к тому, чтобы в детском коллективе царствовала гармония благополучия, радости, счастья. Благополучие одного ребенка не должно ущемлять благополучия другого. Маленький человек не должен замыкаться в скорлупе своего счастья.

Идеал мы видим вот в чем: счастливый переживает угрызения совести от того, что его сверстник лишен счастья. Это переживание — очень чувствительный уголок детской души, в котором таится тонкое чувство достоинства.

Подлинное достоинство не может быть самодовольным, спокойным, безразличным к тому, что делается в сердце другого человека.






2. Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания.

Нравственная глухота и слепота, одеревенение сердца — один из самых мерзких пороков. Чувствование чужой беды и понимание того, что остаться в стороне от этой беды мерзко и гадко, — одна из основных линий всей воспитательной работы.

Воспитание достоинства на отношении к беде играет очень большую роль в школьной жизни, в связи с тем что большой бедой в учении являются неудачи в овладении знаниями. Очень важно, чтобы в отставании товарища, в его плохих отметках дети видели беду, сочувствовали ей, не оставались равнодушными к тому, что в классе есть неудачники.

3. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину.

Это сфера очень тонких духовных отношений, связанных и с учением, и со всем строем жизни коллектива и личности. Быть тружеником — честь, быть нахлебником —  бесчестье. Воспитание такого взгляда мы считаем средоточием убеждений, на основе которых формируется гражданин.

Очень важно, чтобы первым изумлением, первым откровением, пережитым человеком, была мысль: это сделал я своими собственными усилиями, этого достиг я своим разумом. Большого воспитательного мастерства требует оказание помощи слабому, несообразительному, несмышленому. Какой бы необходимой ни была помощь, она должна задевать самолюбие того, кому помогают. У маленького человека надо развивать стремление в конечном счете избавиться от помощи.

Быть слабым зазорно — такое убеждение стремится утвердить мастер-воспитатель у слабого. Напряжение мысли, поиск, самостоятельное решение задачи — плодородное поле, на котором можно вырастить людей, сильных духом.

4. Недостойно быть боязливым, расслабленным; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать.

Боязливость и нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Храбрость и отвага — источники мужества. Там, где опасно, я должен быть первым — такое нравственное правило наш педагогический коллектив стремится сделать нормой поведения.

Проявление храбрости, отваги, решительности, бесстрашия перед опасностью, стойкости — ни с чем не сравнимое состояние духа, накладывающее отпечаток на весь облик человека, рождающее в нем истинное благородство. Я убежден, что только в храбрости и отваге человек по- настоящему выражает и познает сам себя.

5. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа.

Тебе хочется есть или пить, отдохнуть или согреться у костра — в этом нуждается твое тело, но не забывай, что ты человек! Удовлетворяя свои потребности, ты должен проявлять благородство, сдержанность, выдержку. Это не только скромность. Это нечто более высокое и значительное: властвуя над своими потребностями и страстями, ты возвышаешь свою духовную сущность.

6. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость.

Недостойно говорить, когда твое молчание — честность, благородство и мужество, а слово — малодушие, подлость и даже предательство. Как много говорит о достоинстве человека его умение быть мудрым властелином слова, мастером, владеющим этим тонким человеческим инструментом!

7. Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то воля, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо.

Омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства. Наушничать, доносить на товарища равносильно выстрелу в спину. Здесь мы вступаем в сферу очень тонких человеческих отношений, благородство и чистота которых во многом определяют моральный облик человека на всю жизнь.

Чтобы воспитывать мужество слова и мужество молчания, воспитателю самому надо быть благородным и мужественным. Надо уметь уважать собственный взгляд, убеждение маленького человека, особенно подростка, даже тогда, когда не всё в его поведении кажется нам понятным и оправданным.

8. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания.

Одну из очень тонких граней подлинно человеческого характера, которую оттачивает воспитатель, я вижу в том, чтобы питомец был личностью кристально чистого и твердого слова. Для этого необходимо воспитание в юной душе того, что я назвал бы благородством воли.

С малых лет человека надо учить ставить перед собой цели, направленные на самовоспитание, самосовершенствование. Пусть эта цель вначале будет, казалось бы, незначительной; но человек не должен жить впустую; им должно двигать стремление; достижение цели пусть приносит ему радость и гордость.

9. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку.

Недостойно чрезмерное преувеличение личных огорчений, обид, бед, страданий. Недостойна слезливость. Человека украшает выдержка. Атмосфера стойкости, выносливости, несгибаемости — это, образно говоря, свет, при котором маленький человек видит истинные ценности в своем поведении.

10. Недостойно пьянство и чревоугодие.

Алкоголь и человек так же несовместимы, как разврат и верность. Алкоголь затуманивает сознание и освобождает инстинкт, низводя человека до скотского состояния. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.

Самое главное в этой воспитательной работе — богатство духовных интересов, человеческая гордость мыслителя. Самым большим счастьем, роскошью, наслаждением для ребенка, особенно для подростка, юноши должно быть общение с хорошей книгой, чтение, мышление. Презрение к затуманиванию сознания воспитывается также тонким пониманием и чувствованием прекрасного — в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.

Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному.

В.А. Сухомлинский

***

Источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
34 Комментария » Оставить комментарий
  • 1613 1357

    Без ярко выраженного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства личной чести и достоинства. Сухомлинский В.А.

    Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Паскаль, 1623-1662

    Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать собственное достоинство и достоинство других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком, недостойным Человека. Толстой Л.Н., 1828-1910 http://pandoraopen.ru/2016-11-14/samoprogrammirovanie-2-proshhenie-xarakter/ – глава “Достоинство”

    • 173 29

      Книги его полны прекрасными мыслями,но нет технологии организации воспитательного процесса,как он писал,не достиг мастерства своего учителя,а учителем его был А.С.Макаренко.Если кто стремится стать педагогом в полном смысле этого слова,изучайте труды Макаренко,особенно его Теорию создания коллектива.Его результатов воспитания Человека никто не достиг до сих пор.Многие повторили создание эффективных коллективов,много последователей,но технологию не развили,не усовершенствовали.Есть и для родителей труд “Книга для родителей”.Красивых слов мало,дельных советов и пояснений много.

      • 173 29

        Решила дополнить.Увы,идеи могут вдохновить,но не воспитать определённую личность,нужна организация процесса для их реализации,технология для обеспечения результата,что и создал Макаренко.Исходя из моего опыта работы,по отношению к его наследию и выявляется способен педагог к труду с детьми или нет.Минусовщики,как правило,ничего об этом наследии не знают,глубоко копать может только истинный педагог,тот,в ком сочетается любовь к детям,любовь к профессии и любовь к науке.Не моё определение,но я полностью с ним согласна.

        • 44634 23602

          Просто им нечего сказать в ответ кроме оскорблений,а это уже проигрыш.Если бы могли грамотно отстоять Сухомлинова,то надеюсь и без минусов обошлись,но я могу сказать что все таки он как руководитель школы проявил себя вполне достойно.Так что упрек в его адрес как теоретика несправедлив.Все школы разные,так же как и люди,потому что люди не роботы и идеальных программ не существует.Важна цель,для чего тот или иной человек это делал.Если для славы и почестей это одно,если стремился сделать людей лучше это другое.Так как мы не были знакомы с этим замечательным человеком,то и выводы делать безсмысленно.)

          • 173 29

            Жаль,что в моём высказывании читается упрёк,Сухомлинский работал по системе своего учителя,в чём его упрекать?Эта система описана в трудах Макаренко,запрещена троцкистами и извращена в школах.Я работала методистом,задача-улучшать результат на основе лучших достижений воспитательных систем.В педагогических институтах опыт самого эффективного перевоспитания правонарушителей не изучался,кафедра макаренковедения была только в полтавском институте и то в незалежной её закрыли.В Германии такие кафедры были во всех пединститутах и университетах,была создана лаборатория по изучению наследия Макаренко,выпущено 20 томов,предлагали педагогам его родины принять участие в издании,украинцы отказались.Горький высказался о нём как о “великом человечище”.При применении даже элемента его системы,как коммунарское движение 80-х,эффект явный,хотя в большинстве было,на Украине например,для показухи.

          • 30280 6716

            Не работает.
            Высокие помыслы на хлеб не намажешь.
            Потому сталкиваясь с жестокой реальностью они улетают как МИРАЖ.
            Что толку все эти пионеры и комсомолы если человечек подрастая понимает что вокруг ЛОЖЬ.
            И ВСЕ вокруг стремятся к материальным БЛАГАМ а не высоким идеалам.
            Толпа отлично управляется ДЕНЕШКОЙ.
            Цветными бумашками
            Потому идеи Макаренко и проч. выбросили за ненужностью

          • 173 29

            Вы не поняли,у Макаренко теория и технология,подтверждённая результатом в 3-х учреждениях и удостоверенная многочисленными записями посетивших эти учреждения отечественных,зарубежных делегаций и выдающихся личностей того времени,включая премьер-министра Франции.Он мастерски готовил детей к не менее суровой,чем сегодня,реальной жизни после гражданской войны.Из около 3-х тысяч выпускников,оступившихся ранее,ни одного случая правонарушения ни у одного,все стали достойными гражданами страны и их поколение грудью стало в 1941 на её защиту.Сегодня время создания таких воспитательных систем.

          • 30280 6716

            Вы забыли что с теориями и практиками Макаренко я ЗНАКОМ.
            И с уголовными делами ТОЖЕ.
            Потому МЕНЯ обманывать трудно.

          • 24297 8551

            Я обманываю…?Странное заявление,очень странное.В Википедии ведь всё есть.Я провела городскую конференцию по его наследию,около 20 докладов и выступлений.Не Вами его опыт исследовался,среди макаренковедов такие заявления-диагноз.

        • 1613 1357

          Наилучшие технологии – в наилучшем обществе – многопоколенной общине?

          • 24297 8551

            Да,основа макаренковской технологии в создании воспитательной среды с равными правами,общество без привилегий,выборность снизу вверх,а также раннее вовлечение в производительный труд на предприятиях современного уровня.

  • 1919 1495

    А теперь господа, считающие себя элитой страны, быстренько прикинули на себя нравственные правила. Что ни одного пункта не прокатывает?

  • 18951 12807

    Это просто идеал, к которому надо стремиться, а вот насколько ты к нему приблизишься – ещё вопрос.

    • 30280 6716

      Кому НАДО и ЗАЧЕМ?

      • 18951 12807

        Просто приятно быть хорошим. Разве не так?

        • 30280 6716

          Просто приятно ВЫГЛЯДЕТЬ хорошим.
          А БЫТЬ идеалом невозможно.
          Иногда хорошим быть еще и ВЫГОДНО.
          И это главная причина почему большинство старается хорошими ВЫГЛЯДЕТЬ.
          Часто таковыми не являясь.

          • 44634 23602

            А без выгоды разве не приятно быть хорошим.)))Некоторым приятно быть плохим,и даже без выгоды.)))Но лучше всего быть хорошим,но неприятным,зато никто не заподозрит в выгоде.)))))

        • 1613 1357

          Не то слово. Быть хорошим – быть счастливым и среди счастливых? Стремиться к Идеалу – уже счастье? Увы – для немногих! Большинство считает себя УЖЕ достаточно хорошими, но несчастными – и именно потому несчастными, что они хорошие-добрые, а злые окружающие этим пользуются… Есть и сознательно злые, находящие счастье во зле, не видящие добра, считающие его слабостью, несовершенством. Есть и служащие Злу. Но все эти люди (и даже нелюди, иносущности?) могут помогать выбравшему Добросчастье, он может пытаться использовать их (как в медитации “шинэ” в качестве опоры используется любой стимул) и быть им (точнее, Пославшему их?) благодарным (лучше тайно…)
          Именно зло окружающих (обычно ответное или заслуженное, как считает почти каждый причинивший) доводит до кризиса – до необходимости взглянуть на себя со стороны, заставляет в конце-концов начать разбираться в себеподобных и себе? Одним для этого нужен “кнут”, другим достаточно намёка? http://pandoraopen.ru/2016-12-16/dobroschaste-kniga-i-put/

      • 173 29

        Тому,кого не устраивает жизнь травы или животного,тот способен вызвать огонь на себя ради других.Были,есть и будут такие сыны нашей страны.Зачем?Низкий индивид живёт низкими смыслами и целями ради себя любимого,Человек живёт высокими смыслами и высокими целями,на других уровнях ему просто плохо.Счастливятся от разного.

        • 30280 6716

          Опять 25.
          Вы часто “вызываете огонь на себя” ?
          НИКОГДА
          Т.е Вы трава или животное?
          Давайте находиться в зоне ЗДРАВОГО СМЫСЛА.
          Вы вроде в отличии от местных Шариковых чел вменяемый.
          Вызывают огонь на себя ПРОФИ у которых это ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ

          • 24297 8551

            А почему Вы думаете,что не вызывала?Я профи в педагогике,на Украине меня уволить было себе дороже.Унижали,кусали,вредили,да руки коротки,проблемы с отчётами и при проверках никому не нужны в провинции,вот и обломали зубы.Дело вела так как считала нужным по своему направлению.Поуходили противники сами ранее меня.Но, чтобы вести свою линию и побеждать,надо быть признанным спецом и на двух уровнях выше своего места.

  • 6 4

    Прекрасные рекомендации, причем, не только для педагога, воспитателя, но для любого, кто работает с людьми.

  • 594 492

    ну тут как в библии не то не сё и что мы наблюдаем а всё с точностью до на оборот психологи уже давно вывели что “не” не возпринимается подсознанием и если учить чему либо детей то это утверждением то есть достойно жить и любить достойно трудится достойно творить добро итд
    да простят меня гневные коментаторы
    сугубо личная точка зрения

    • 44634 23602

      Вопрос не в том чему учить,а как.)А это зависит от квалификации.Помнится Фауста Мефистофель тоже поучал на опыте других,но опыт свой ценнее.Ведь если не пытаться дать пример,то что тогда и требовать от грешных,мол жизнь таких научит.Научит как же,плохому научить недолго,зато хорошему всю жизнь учиться будешь,и все равно останешься в недоумении что пользы ноль,но польза есть.Она видна в сравненьи,что например сложней построить,чем разрушить,и то что нам казалось богом данным,ведь тоже кто то строил терпеливо из века в век.Разрушить же легко,одним лишь махом можно,вопрос что дальше будет на развалинах.Начнем опять сначала строить,ругаясь что не хранили что имели,а плакать некогда жизнь на кону.)

    • 18951 12807

      С постановкой вопроса согласна, но, когда попыталась перефразировать эти пункты, чтобы они звучали “позитивно”, у меня ничего не вышло, или вышло смешно. Короче, совсем не тот смысл. Подумалось мне, что в этих рекомендациях исключается только явное отрицательное поведение, но допускается позитивное и нейтральное, как не приносящие вреда окружающим. В конце концов, сплошной рьяный позитив тоже утомляет, переходя в свою противоположность.

      • 1613 1357

        Благодарю за идею – попробовал и я неуклюже:
        1.Достойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет заботы о другом человеке в союзе с ним. (“Люби – и делай что хочешь”. Августин, 354-430. Возможно, Истина в том, что вне душевного тепла человеку (насколько он Человек) ничего не нужно? «Польза», «добрые дела» – лишь возможность выражения Любви?)
        2. Достойно выручать товарища в беде, опасности.
        3. Достойно пользоваться результатами труда других наряду со своими.
        4. Достойно быть смелым, решительным, готовным к любым неожиданностям.
        5. Достойно давать волю потребности быть добрым и сосчастливым.
        6. Достойно быть честным.
        7. Достойно настоящего человека быть порядочным, ответственным перед самим собой за взгляды и дела.
        8. Достойно отвечать за слова, обещания.
        9. Достойна любовь к себе-цельному-единому с миром.
        10.Достойна трезвость и умеренность во всём, кроме главного – любви к лучшему, к прекрасному во всём и во всех.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)