Десять недостойных вещей, унижающих человека
Слияние мысли и чувства утверждает ценную моральную черту личности — брезгливость к недостойному в своем собственном поведении, активное стремление к достойным поступкам, возвышающим человека; готовность, несмотря ни на что, действовать так, как подсказывают собственные убеждения о достойном и недостойном.
1. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека.
Мы стремимся к тому, чтобы в детском коллективе царствовала гармония благополучия, радости, счастья. Благополучие одного ребенка не должно ущемлять благополучия другого. Маленький человек не должен замыкаться в скорлупе своего счастья.
Идеал мы видим вот в чем: счастливый переживает угрызения совести от того, что его сверстник лишен счастья. Это переживание — очень чувствительный уголок детской души, в котором таится тонкое чувство достоинства.
Подлинное достоинство не может быть самодовольным, спокойным, безразличным к тому, что делается в сердце другого человека.
2. Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания.
Нравственная глухота и слепота, одеревенение сердца — один из самых мерзких пороков. Чувствование чужой беды и понимание того, что остаться в стороне от этой беды мерзко и гадко, — одна из основных линий всей воспитательной работы.
Воспитание достоинства на отношении к беде играет очень большую роль в школьной жизни, в связи с тем что большой бедой в учении являются неудачи в овладении знаниями. Очень важно, чтобы в отставании товарища, в его плохих отметках дети видели беду, сочувствовали ей, не оставались равнодушными к тому, что в классе есть неудачники.
3. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину.
Это сфера очень тонких духовных отношений, связанных и с учением, и со всем строем жизни коллектива и личности. Быть тружеником — честь, быть нахлебником — бесчестье. Воспитание такого взгляда мы считаем средоточием убеждений, на основе которых формируется гражданин.
Очень важно, чтобы первым изумлением, первым откровением, пережитым человеком, была мысль: это сделал я своими собственными усилиями, этого достиг я своим разумом. Большого воспитательного мастерства требует оказание помощи слабому, несообразительному, несмышленому. Какой бы необходимой ни была помощь, она должна задевать самолюбие того, кому помогают. У маленького человека надо развивать стремление в конечном счете избавиться от помощи.
Быть слабым зазорно — такое убеждение стремится утвердить мастер-воспитатель у слабого. Напряжение мысли, поиск, самостоятельное решение задачи — плодородное поле, на котором можно вырастить людей, сильных духом.
4. Недостойно быть боязливым, расслабленным; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать.
Боязливость и нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Храбрость и отвага — источники мужества. Там, где опасно, я должен быть первым — такое нравственное правило наш педагогический коллектив стремится сделать нормой поведения.
Проявление храбрости, отваги, решительности, бесстрашия перед опасностью, стойкости — ни с чем не сравнимое состояние духа, накладывающее отпечаток на весь облик человека, рождающее в нем истинное благородство. Я убежден, что только в храбрости и отваге человек по- настоящему выражает и познает сам себя.
5. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа.
Тебе хочется есть или пить, отдохнуть или согреться у костра — в этом нуждается твое тело, но не забывай, что ты человек! Удовлетворяя свои потребности, ты должен проявлять благородство, сдержанность, выдержку. Это не только скромность. Это нечто более высокое и значительное: властвуя над своими потребностями и страстями, ты возвышаешь свою духовную сущность.
6. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость.
Недостойно говорить, когда твое молчание — честность, благородство и мужество, а слово — малодушие, подлость и даже предательство. Как много говорит о достоинстве человека его умение быть мудрым властелином слова, мастером, владеющим этим тонким человеческим инструментом!
7. Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то воля, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо.
Омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства. Наушничать, доносить на товарища равносильно выстрелу в спину. Здесь мы вступаем в сферу очень тонких человеческих отношений, благородство и чистота которых во многом определяют моральный облик человека на всю жизнь.
Чтобы воспитывать мужество слова и мужество молчания, воспитателю самому надо быть благородным и мужественным. Надо уметь уважать собственный взгляд, убеждение маленького человека, особенно подростка, даже тогда, когда не всё в его поведении кажется нам понятным и оправданным.
8. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания.
Одну из очень тонких граней подлинно человеческого характера, которую оттачивает воспитатель, я вижу в том, чтобы питомец был личностью кристально чистого и твердого слова. Для этого необходимо воспитание в юной душе того, что я назвал бы благородством воли.
С малых лет человека надо учить ставить перед собой цели, направленные на самовоспитание, самосовершенствование. Пусть эта цель вначале будет, казалось бы, незначительной; но человек не должен жить впустую; им должно двигать стремление; достижение цели пусть приносит ему радость и гордость.
9. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку.
Недостойно чрезмерное преувеличение личных огорчений, обид, бед, страданий. Недостойна слезливость. Человека украшает выдержка. Атмосфера стойкости, выносливости, несгибаемости — это, образно говоря, свет, при котором маленький человек видит истинные ценности в своем поведении.
10. Недостойно пьянство и чревоугодие.
Алкоголь и человек так же несовместимы, как разврат и верность. Алкоголь затуманивает сознание и освобождает инстинкт, низводя человека до скотского состояния. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.
Самое главное в этой воспитательной работе — богатство духовных интересов, человеческая гордость мыслителя. Самым большим счастьем, роскошью, наслаждением для ребенка, особенно для подростка, юноши должно быть общение с хорошей книгой, чтение, мышление. Презрение к затуманиванию сознания воспитывается также тонким пониманием и чувствованием прекрасного — в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.
Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному.
В.А. Сухомлинский
***
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Без ярко выраженного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства личной чести и достоинства. Сухомлинский В.А.
Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Паскаль, 1623-1662
Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать собственное достоинство и достоинство других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком, недостойным Человека. Толстой Л.Н., 1828-1910 http://pandoraopen.ru/2016-11-14/samoprogrammirovanie-2-proshhenie-xarakter/ – глава “Достоинство”
Книги его полны прекрасными мыслями,но нет технологии организации воспитательного процесса,как он писал,не достиг мастерства своего учителя,а учителем его был А.С.Макаренко.Если кто стремится стать педагогом в полном смысле этого слова,изучайте труды Макаренко,особенно его Теорию создания коллектива.Его результатов воспитания Человека никто не достиг до сих пор.Многие повторили создание эффективных коллективов,много последователей,но технологию не развили,не усовершенствовали.Есть и для родителей труд “Книга для родителей”.Красивых слов мало,дельных советов и пояснений много.
Решила дополнить.Увы,идеи могут вдохновить,но не воспитать определённую личность,нужна организация процесса для их реализации,технология для обеспечения результата,что и создал Макаренко.Исходя из моего опыта работы,по отношению к его наследию и выявляется способен педагог к труду с детьми или нет.Минусовщики,как правило,ничего об этом наследии не знают,глубоко копать может только истинный педагог,тот,в ком сочетается любовь к детям,любовь к профессии и любовь к науке.Не моё определение,но я полностью с ним согласна.
Просто им нечего сказать в ответ кроме оскорблений,а это уже проигрыш.Если бы могли грамотно отстоять Сухомлинова,то надеюсь и без минусов обошлись,но я могу сказать что все таки он как руководитель школы проявил себя вполне достойно.Так что упрек в его адрес как теоретика несправедлив.Все школы разные,так же как и люди,потому что люди не роботы и идеальных программ не существует.Важна цель,для чего тот или иной человек это делал.Если для славы и почестей это одно,если стремился сделать людей лучше это другое.Так как мы не были знакомы с этим замечательным человеком,то и выводы делать безсмысленно.)
Жаль,что в моём высказывании читается упрёк,Сухомлинский работал по системе своего учителя,в чём его упрекать?Эта система описана в трудах Макаренко,запрещена троцкистами и извращена в школах.Я работала методистом,задача-улучшать результат на основе лучших достижений воспитательных систем.В педагогических институтах опыт самого эффективного перевоспитания правонарушителей не изучался,кафедра макаренковедения была только в полтавском институте и то в незалежной её закрыли.В Германии такие кафедры были во всех пединститутах и университетах,была создана лаборатория по изучению наследия Макаренко,выпущено 20 томов,предлагали педагогам его родины принять участие в издании,украинцы отказались.Горький высказался о нём как о “великом человечище”.При применении даже элемента его системы,как коммунарское движение 80-х,эффект явный,хотя в большинстве было,на Украине например,для показухи.
Не работает.
Высокие помыслы на хлеб не намажешь.
Потому сталкиваясь с жестокой реальностью они улетают как МИРАЖ.
Что толку все эти пионеры и комсомолы если человечек подрастая понимает что вокруг ЛОЖЬ.
И ВСЕ вокруг стремятся к материальным БЛАГАМ а не высоким идеалам.
Толпа отлично управляется ДЕНЕШКОЙ.
Цветными бумашками
Потому идеи Макаренко и проч. выбросили за ненужностью
Вы не поняли,у Макаренко теория и технология,подтверждённая результатом в 3-х учреждениях и удостоверенная многочисленными записями посетивших эти учреждения отечественных,зарубежных делегаций и выдающихся личностей того времени,включая премьер-министра Франции.Он мастерски готовил детей к не менее суровой,чем сегодня,реальной жизни после гражданской войны.Из около 3-х тысяч выпускников,оступившихся ранее,ни одного случая правонарушения ни у одного,все стали достойными гражданами страны и их поколение грудью стало в 1941 на её защиту.Сегодня время создания таких воспитательных систем.
Вы забыли что с теориями и практиками Макаренко я ЗНАКОМ.
И с уголовными делами ТОЖЕ.
Потому МЕНЯ обманывать трудно.
Я обманываю…?Странное заявление,очень странное.В Википедии ведь всё есть.Я провела городскую конференцию по его наследию,около 20 докладов и выступлений.Не Вами его опыт исследовался,среди макаренковедов такие заявления-диагноз.
Наилучшие технологии – в наилучшем обществе – многопоколенной общине?
Да,основа макаренковской технологии в создании воспитательной среды с равными правами,общество без привилегий,выборность снизу вверх,а также раннее вовлечение в производительный труд на предприятиях современного уровня.
А теперь господа, считающие себя элитой страны, быстренько прикинули на себя нравственные правила. Что ни одного пункта не прокатывает?
А прикинь их на СЕБЯ…))))
Нет людей на ПЛАНЕТЕ под эти правила подходящих )))
Опять бредовая сказочка
Есть такие люди и не только в нашей стране!
Назовите.
Фамилию,Имя,Отчество…
Будда,Магомет и Христос не в счет
А как же множество россиян гражданских профессий сражающихся на Донбассе в ополчении?В это время здесь комментаторы плачутся о плохой жизни,о плохом Путине и о минусиках,которые им поставили несогласные-это для них сплошная депрессия.Позорище или просто потреблятники,как и америкосы?Поэтому и поют в унисон с ними?
У них свои мерила, там все подходит)))
Это просто идеал, к которому надо стремиться, а вот насколько ты к нему приблизишься – ещё вопрос.
Кому НАДО и ЗАЧЕМ?
Просто приятно быть хорошим. Разве не так?
Просто приятно ВЫГЛЯДЕТЬ хорошим.
А БЫТЬ идеалом невозможно.
Иногда хорошим быть еще и ВЫГОДНО.
И это главная причина почему большинство старается хорошими ВЫГЛЯДЕТЬ.
Часто таковыми не являясь.
А без выгоды разве не приятно быть хорошим.)))Некоторым приятно быть плохим,и даже без выгоды.)))Но лучше всего быть хорошим,но неприятным,зато никто не заподозрит в выгоде.)))))
Не то слово. Быть хорошим – быть счастливым и среди счастливых? Стремиться к Идеалу – уже счастье? Увы – для немногих! Большинство считает себя УЖЕ достаточно хорошими, но несчастными – и именно потому несчастными, что они хорошие-добрые, а злые окружающие этим пользуются… Есть и сознательно злые, находящие счастье во зле, не видящие добра, считающие его слабостью, несовершенством. Есть и служащие Злу. Но все эти люди (и даже нелюди, иносущности?) могут помогать выбравшему Добросчастье, он может пытаться использовать их (как в медитации “шинэ” в качестве опоры используется любой стимул) и быть им (точнее, Пославшему их?) благодарным (лучше тайно…)
Именно зло окружающих (обычно ответное или заслуженное, как считает почти каждый причинивший) доводит до кризиса – до необходимости взглянуть на себя со стороны, заставляет в конце-концов начать разбираться в себеподобных и себе? Одним для этого нужен “кнут”, другим достаточно намёка? http://pandoraopen.ru/2016-12-16/dobroschaste-kniga-i-put/
Тому,кого не устраивает жизнь травы или животного,тот способен вызвать огонь на себя ради других.Были,есть и будут такие сыны нашей страны.Зачем?Низкий индивид живёт низкими смыслами и целями ради себя любимого,Человек живёт высокими смыслами и высокими целями,на других уровнях ему просто плохо.Счастливятся от разного.
Опять 25.
Вы часто “вызываете огонь на себя” ?
НИКОГДА
Т.е Вы трава или животное?
Давайте находиться в зоне ЗДРАВОГО СМЫСЛА.
Вы вроде в отличии от местных Шариковых чел вменяемый.
Вызывают огонь на себя ПРОФИ у которых это ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ
А почему Вы думаете,что не вызывала?Я профи в педагогике,на Украине меня уволить было себе дороже.Унижали,кусали,вредили,да руки коротки,проблемы с отчётами и при проверках никому не нужны в провинции,вот и обломали зубы.Дело вела так как считала нужным по своему направлению.Поуходили противники сами ранее меня.Но, чтобы вести свою линию и побеждать,надо быть признанным спецом и на двух уровнях выше своего места.
Прекрасные рекомендации, причем, не только для педагога, воспитателя, но для любого, кто работает с людьми.
ну тут как в библии не то не сё и что мы наблюдаем а всё с точностью до на оборот психологи уже давно вывели что “не” не возпринимается подсознанием и если учить чему либо детей то это утверждением то есть достойно жить и любить достойно трудится достойно творить добро итд
да простят меня гневные коментаторы
сугубо личная точка зрения
Вопрос не в том чему учить,а как.)А это зависит от квалификации.Помнится Фауста Мефистофель тоже поучал на опыте других,но опыт свой ценнее.Ведь если не пытаться дать пример,то что тогда и требовать от грешных,мол жизнь таких научит.Научит как же,плохому научить недолго,зато хорошему всю жизнь учиться будешь,и все равно останешься в недоумении что пользы ноль,но польза есть.Она видна в сравненьи,что например сложней построить,чем разрушить,и то что нам казалось богом данным,ведь тоже кто то строил терпеливо из века в век.Разрушить же легко,одним лишь махом можно,вопрос что дальше будет на развалинах.Начнем опять сначала строить,ругаясь что не хранили что имели,а плакать некогда жизнь на кону.)
ваша философия для меня сложновата
Понял.)Учту,немного намудрил,вы же предупредите ребенка что НЕльзя трогать горячую плиту,или будете говорить что достойно жить плиту презреньем награждая,и обходить ее стараясь незадевая(опять не),то есть мимо проходя.)По моему фигня.)
Предупредив – дать немножечко обжечься…
С постановкой вопроса согласна, но, когда попыталась перефразировать эти пункты, чтобы они звучали “позитивно”, у меня ничего не вышло, или вышло смешно. Короче, совсем не тот смысл. Подумалось мне, что в этих рекомендациях исключается только явное отрицательное поведение, но допускается позитивное и нейтральное, как не приносящие вреда окружающим. В конце концов, сплошной рьяный позитив тоже утомляет, переходя в свою противоположность.
Благодарю за идею – попробовал и я неуклюже:
1.Достойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет заботы о другом человеке в союзе с ним. (“Люби – и делай что хочешь”. Августин, 354-430. Возможно, Истина в том, что вне душевного тепла человеку (насколько он Человек) ничего не нужно? «Польза», «добрые дела» – лишь возможность выражения Любви?)
2. Достойно выручать товарища в беде, опасности.
3. Достойно пользоваться результатами труда других наряду со своими.
4. Достойно быть смелым, решительным, готовным к любым неожиданностям.
5. Достойно давать волю потребности быть добрым и сосчастливым.
6. Достойно быть честным.
7. Достойно настоящего человека быть порядочным, ответственным перед самим собой за взгляды и дела.
8. Достойно отвечать за слова, обещания.
9. Достойна любовь к себе-цельному-единому с миром.
10.Достойна трезвость и умеренность во всём, кроме главного – любви к лучшему, к прекрасному во всём и во всех.