От свастики к голубю. Как в Христианстве эволюционировал символ Духа Святого…
Мы все в своём детстве играли в игру "Испорченный телефон". Причём чем больше детей участвовало в этой игре, тем веселее она получалась. Если кто забыл, как это происходило, я напомню. По правилам игры ведущий загадывал какое-нибудь слово и шептал его на ухо первому игроку, причём так, чтобы другие дети не могли ничего услышать. Затем первый в цепочке ребёнок шептал на ухо второму ребёнку то, что ему удалось разобрать в шёпоте ведущего. Второй передавал услышанное шёпотом уже третьему игроку, и так далее по цепочке. Последний участник игры, приняв эстафету, громко вслух повторял то, что он услышал от предпоследнего участника. Практически всегда озвученное последним игроком слово даже близко не походило на первоначальное слово, загаданное ведущим. Этот факт непременно вызывал всеобщий смех и веселье.
Игра в испорченный телефон.
Примерно по такому же принципу "испорченного телефона" в Христианстве появился образ Духа Святого в виде птицы-голубя, причём он появился и в живописи, и в текстах евангелистов.
Увидеть образ Духа Святого в живописи можно, посмотрев на это раннехристианское изображение, рассказывающее о крещении Спасителя.
Мозаика купола храма. Арианский баптистерий в Равенне. Италия. 493-526 гг.
Увидеть умозрительно образ Духа Святого, переданный через слово, можно прочитав этот евангельский текст: "Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!" (Лк. 3: 21-22).
Вот так, с какого-то момента времени люди стали верить в то, что одна ипостась Бога, (который Триедин согласно христианским канонам), прежде чем спуститься с Неба, обрела телесный вид голубя и в таком виде спустилась сверху прямо на голову Христа, который после этого стал святым и обрёл нимб, как показано на этом раннехристианском изображении.
Даёт ли такое представление о Духе Святом какую-нибудь ясность молодому или уже зрелому человеку, который только пытается открыть для себя Христианство как явление?
Скажу сразу: нет, не даёт! Потому что такое представление о Духе Святом похоже на какую-то сказочную историю, и у любого человека, получившего его, а перед тем хорошо освоившего в школе ряд естественнонаучных дисциплин, внутренний голос обязательно скажет, причём с напористостью театрального режиссёра Константина Станиславского: "Не верю!".
В то же время историкам известно, что в религии Дух Святой не всегда изображался в виде голубя. Были и другие графические символы, которые использовались в Христианстве в прошлом, чтобы отразить хотя бы отчасти физический смысл Духа Божьего, пробуждающего в человеке различные таланты и "сверхвозможности".
Это прежде всего свастика, потом уже известный нам образ птицы-голубя, потом символ "глаз в треугольнике", потом снова свастика, затем опять образ птицы-голубя.
И вот когда мы имеем сразу три символа Духа Святого, которые применялись для обозначения физической сути Духа Божьего, уже совсем нетрудно догадаться, что изображение голубя на христианских картинах было призвано всего лишь дать намёк на то, что Дух Святый способен лететь, стремительно двигаться.
Образ птицы (и надпись "птiсiс") изначально использовались в изобразительном искусстве только для этого. А не для того, чтобы люди поверили, что нисшедший однажды на Христа Дух Святый "был в телесном виде, как голубь".
Мозаика кафоликона Дафни. Конец 11 века.
Изображение Духа Святого в виде свастики (вращающегося креста), какое было в раннем Христианстве до голубя, было призвано демонстрировать, что Дух Божий не просто движется в пространстве поступательно, но помимо этого Он вращается, как у пряхи веретено.
Напольная мозаика в раннехристианском храме в Иордании. Храм святого Космаса и Дамиана. 553 г. н.э.
Как видите, это представление о Духе Святом, было больше естественнонаучным, чем религиозным. Как собственно и вот это объяснение Христа, что Царство Небесное, из которого нисходит Дух Святой, состоит из "семян", самых наименьших в Мироздании.
"Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф. 13: 31-32).
Причём, если в Христианстве первых веков символом Духа Святого была свастика, то образ голубя использовался для изображения души какого-либо умершего праведника, как на этом рисунке, обнаруженном в катакомбах Присциллы в Риме!
Катакомбы Присциллы. Рим. 2-5 век н.э. "Сосуд со Святым Духом и душа праведника".
Изображение Духа Святого в виде "глаза в треугольнике", получившее широкое распространение в России после 1800 года, раскрывает ещё одно важное качество Духа Божьего и подчёркивает его физическую суть. Это, конечно, большая тайна, которая, как известно, была ведома древнеегипетским жрецам, строившим пирамиды в Гизе, но благодаря существованию этих величественных сооружений, современный мир узнал, что Дух Святой любит концентрироваться внутри объектов, имеющих форму кристаллов, и чем они больше, тем большей концентрации достигает в них сила Святаго Духа.
Именно это понимание физической сути Духа Святого побудило однажды российских императоров и священоначальников, правивших Российской империей, использовать изображение "глаз в пирамиде" и в качестве символа веры, и в качестве государственной символики для обозначения Святости.
Именно такой образ Духа Святого однажды появился и в православных христианских храмах, и на памятных российских медалях и даже на монетах Российской империи.
Символика Духа Святого в Казанском храме в Санкт-Петербурге.
Медаль 1812 года за победу над Наполеоном.
Медаль Александра I за взятие Парижа в 1814 году.
Немногим позже, когда археологи обнаружили в Риме и Иордане раннехристианские мозаики, на которых имелось свастичное изображение Духа Святого, уже последние императоры Российской империи обрели любовь к такому образу Божьего Духа.
Автомобиль царя Николая I со свастикой и дневник его супруги Александры Фёдоровны.
Отметилось к такой любви к свастике и священноначалие Русской Православной Церкви:
Как вы видите, само представление людей, что миром правит Дух Божий, который есть Дух Святой, побуждало их думать о высоком и стремиться к "стяжанию Духа Святого".
Именно для этого в Древнем Египте строили огромные пирамиды, внутри которых были помещения, где Дух Святый проявлял особую силу. Кстати, само слово "пирамида" имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как "огонь в середине". "Огонь" и "Дух" в теософии это слова-синонимы.
Расположение камер царя и царицы в месте наибольшей концентрации Духа Святого.
Согласно текста Евангелий, незадолго до своего Вознесения на Небо Христос сказал ученикам-апостолам: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8).
"Ученики Христовы хорошо запомнили эти слова. Они часто собирались вместе и часто вместе молились. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. И вот однажды случилось то, что предрёк Христос. На них снизошёл Дух Святый".
Эти слова иллюстрирует вот эта фреска художника Михаила Врубеля в Кирилловском храме города Киева.
Нисхождение Духа Святого на апостолов от "Отца Светов".
"При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились..." (Деяния. Гл. 2: 1-8).
Любопытно в этом отношении откровение апостола Павла к Коринфянам, который стал апостолом по воле случая, отдельно от тех 12-ти прямых учеников Христа.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1 Кор. глава 12).
Из этого уже понятно, что нисхождение на людей Духа Святого способно сделать их "богоизбранными" и дать им особые преимущества по отношению к другим "небогоизбранным" людям.
Именно из этого понимания родилась потом идея о СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.
Эта идея, мысль, что можно быть СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, обретя силу Духа Святого, никогда не оставляла в покое тех, кто мечтал обрести власть над миром. Мечтал об этом когда-то и Адольф Гитлер, который использовал раннехристианский образ Духа Святого на своих нацистских знамёнах и нацистской государственной символике.
Но это уже другая история...
А завершу я свой рассказ тем, что скажу, что учёные, занимавшиеся изучением тайн света, однажды установили совершено точно, что наименьшая частица света — фотон, равно как и частица, участвующая в образовании радиоволн, двигаясь в пространстве поступательно, обладает также и вращением (по-научному "спином"), что чётко сходится с раннехристианским представлением о Духе Святом как образом вращающегося креста, свастики. И чётко сходится со словами самого Христа: "Бог есть дух" (Ин. 4: 24). "Бог есть свет" (1 Ин. 1: 5).
И если люди научились в 19-м веке создавать искусственные радиоволны и искусственный свет, аналог Духа Святого, и наполнять радиоволны и искусственный свет информацией и передавать с их помощью информацию по всему земного шару, то получается, что тайна надмирного Духа Святого, который управляет жизнью из "Царства Небесного", осталась так и не раскрытой человечеством, потому что сработал принцип "испорченного телефона"?
Тут, как говорится, есть над чем задуматься!
Приложение: "От крещения ребёнка к тайне креста животворящего и символу православной веры".
6 декабря 2016 г. Мурманск. Антон Благин
Есть вещи о которых имеет смысл говорить только на духовно-практическом уровне, иначе они смущают умы и не дают пользы.
- Я даже могу подкинуть гипотезу о “физическом смысле” продажи души (У вас есть “тело сновидения”, это ваша энергетика, ваш “реактор”; он отделён от вас, вы вряд ли сможете даже вспомнить большую часть сновидения, не то что управлять им; вернуть душу, значит пройти 7 врат сновидения, можете посмотреть по ссылке “сновидение, арийские мантры”) – Ну и что вы с этим будете делать?
- Так что, давайте о доступном, слово есть дело.
Свастика никогда не была символом Духа Святого…аргументов нет,одни домыслы…,последняя российская императрица увлекалась эзотерикой – отсюда и свастика на капоте…,а хула на Духа Святого – самый тяжкий из известных грехов….
Где хула и где дух святой?