28 панфиловцев
https://phototass1.cdnvideo.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20161124/4383904.jpg
Приобщился сегодня к "28 панфиловцам".
История создания этого фильма достаточно хорошо известна, как сложности с его производством, так и споры вокруг исторического содержания положенного в основу сюжета.
По итогу просмотра могу сказать – деньги собирали не зря, фильм снимали не зря, исторические споры вокруг фильма кипели не зря.
И так, перед нами, достаточно камерная история, в которой показано примерно 2 дня из жизни подразделения входившего в состав 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, которая отражала наступление превосходящих сил противника на широком фронте, решая задачи прикрытия Волоколамского шоссе. Фильм не сводит весь подвиг 316-й дивизии только лишь к бою у разъезда Дубосеково, а сразу довольно прямолинейно на штабной карте демонстрирует, что задача решалась комплексная, а то что показано в фильме, это часть решения этой задачи, над которой трудились и другие люди. Здесь можно посетовать, что вставка с компьютерной картой была бы более наглядной в плане погружения в критическую ситуацию в битве за Москву к 3-й недели ноября 1941 года и делала бы для незнакомого с темой зрителя более понятным накал происходящего. Так же на мой взгляд был бы уместен даже маленький эпизод с генералом Панфиловым, но это уже скорее субъективные пожелания.
В остальном же, фильм строго разбит на 3 части. Сначала стрелковая рота из 316-й дивизии готовится к бою, затем первая часть боя с отражением немецких атак, ну и в заключении та часть боя, где после выхода из строя части личного состава оборону держали 28 человек. Такой подход позволил устранить одну из главных претензий к фильму, связанный с тем, что немцев останавливало не 28 человек, а больше. В фильме смогли показать и подвиг конкретных 28 человек и общий вклад гораздо большего количества людей, которые сражались и умирали. К вопросу о достоверности обстоятельств боя, авторы опять же несколько прямолинейно, вложили в уста одного из персонажей своеобразное послание потомкам, когда в ответ на вопрос, а сколько вообще танков набили и немцев положили, один из персонажей говорит, что столько то и столько, ну а если для потомков припишут поболе, то ничего страшного. Такая себе отсылка к известному афоризму "Пиши поболе, чего их басурман считать".
В фильме нет каких-то небывалых полчищ из сотен танков наползающих на полуразваленные окопы. Есть оборудованные позиции, есть артиллерийские батареи, есть отвлекающие позиции, на которые наступает группа из 20-30 танков с пехотой и в ходе этих попыток теряет примерно половины техники и несколько десятков человек. Вместе с тем, авторы смогли показать, что даже уничтожить 10-12 танков с пехотой, было очень непросто и та же "четверка" с "окурком" была очень опасной машиной войны. Фильм в целом старается показать героев прежде всего как солдат, рефлексия которых вторична перед необходимостью любой ценой удержать линию обороны. Таких боев в ходе войны была масса, этот стал одним из самых известных в результате послевоенной героизации, но именно в подобных боях и ломался замысел плана "Барбаросса". В результате, фильм как бы показал типовой бой начального периода Великой Отечественной Войны, который более узнаваем лишь за счет известных крылатых выражений и знакомых названий подразделений. При этом немцы показаны не как люди, как безликая масса частей одной гигантской машины, которая лопоча на немецком и громыхая траками танков наползала на нашу страну. Очень хорошо, что авторы удержались от гнилой идеи "очеловечивания" немцев в данном фильме, где она была абсолютно не к месту – был враг, которого надо было убить и технику которого надо было взорвать – тут совершенно нечего очеловечивать. Чтобы жили мы, немцы наступавшие на Москву должны были умереть. Ради этого умирали наши предки. Интеллигенты нетрадиционной ориентации в данном вопросе идут лесом.
Сам бой снят достаточно напряженно и в ряде моментов весьма реалистично, что порадовало, учитывая далеко не самый большой бюджет. Отличные звуки стрельбы и взрывов создают настоящую какофонию войны, а гиковское внимание к "заклепочной" части, создает весьма достоверный исторический антураж при погружении в заснеженные поля Подмосковья. Можно конечно посетовать, что нехватка средств не позволила внедрить в фильм спецэффекты, которые могли бы сделать фильм более масштабным без утери реалистичности картинки. Поэтому фильм получился в какой-то мере камерным, но это не делает его плохим. Когда в конце камера отлетает от поля боя, картинка перекопанных позиций и коптящих танков производит сильное впечатление.
В итоге, получилось без сильного идеологического надрыва, показать картинку войны похожую на Великую Отечественную Войну. Касательно идеологической части, то фильм подчеркнуто дистанцировался от традиционной антисоветской клюквы российского кино – нет уродов-командиров, нет майоров НКВД рыщущих по тылам в поисках новых жертв, нет заградотрядов прильнувших к пулеметам в ожидании возможности расстрелять своих, нет безоружных солдат бросаемых в бой с одним черенком на десятерых, нет сошедших с ума немецких пулеметчиков уставших убивать волны большевиков, нет святых мин и божественных паучков, нет немцев "которые хотели, чтобы их любили", нет унылых и однообразных "любовных линий", нет "низачто" репрессированных интеллигентов, нет урок сбежавших из ГУЛАГа, чтобы научить дурных красноармейцев побеждать немцев, нет попов, без благословения которых красноармейцы никак не могли бы победить немцев, нет Сталина посылающих толпы с черенками штурмовать цитадели. В фильме конечно есть пара небольших моментов, которые резанули во время просмотра, но в целом они не портят общего благоприятного впечатления, в особенности в сравнению с "Утомленными солнцем" или "Сталинградом".
Есть достаточно детальная демонстрация рутины войны, которая для обычного человека выглядит как подвиг, а для солдат 1941 года, это многомесячная реальность, так как именно через такие ежедневные и еженедельные подвиги, они в том числе и своими жизнями стачивали немецкий блицкриг, а потом гнали немцев от Москвы. К юбилею контрнаступления Красной Армии под Москвой вышло вполне достойно. Показаны люди, которые сражаются и умирают. А бетонные монументы, в которых они растворились уйдя в вечность, это наша память о них. С этим связана на мой взгляд и самая сильная визуальная находка фильма, когда уцелевшие бойцы стоят на фоне заката и постепенно превращаются в известный памятник, устанавливая связь между прошлым и настоящим.
И что у нас получилось в итоге? С технической точки зрения фильм очень неплох – авторы с запасом утерли нос Михалкову, который при куда как большем бюджете, на схожую тему снял абсолютное убожество. Это к вопросу об эффективности расходования средств. При этом, по качеству картинки фильм с запасом опередил и "Брестскую крепость" и "Битву за Севастополь", лишь уже указанная ранее нехватка средств не позволила создать еще более впечатляющее аудиовизуальное полотно, так как легко можно представить, что при дополнительных расходах, картинку можно было еще сильнее приблизить по качеству к таким работам как "Тихоокеанский фронт" или "Братья по оружию". Как показывают "28 панфиловцев", у нас тоже могут очень качественно снять "заклепочную" часть.
Что касается содержания, то авторы достаточно грамотно подошли к вопросу о соединения реальных фактов с послевоенной героизацией, в результате чего фильм не выглядит чем-то надуманным и лживым – герои в нем живые, война не фальшивая.
В этом плане, можно отметить не только авторов фильма и тех, кто сдавал на него средства, но и тех критиков фильма, которые на этапе его разработки критиковали историческую и техническую его часть, что как полагаю, свое влияние на фильм оказало, и ответы на эту критику в фильме есть. На мой взгляд, первый блин такого рода для отечественного кино-краудфандинга не получился комом, фильм по качеству ничем не хуже "Брестской крепости" и вполне может сравнится по качеству если и не с признанными шедеврами советского кино на тему ВОВ, то на фоне других качественных советских фильмов о войне он бы точно не затерялся, а это по нынешним временам серьезное достижение.
Теперь, осталось все это подкрепить сборами, чтобы вслед за "28 панфиловцами" последовали и другие проекты такого рода, когда люди сами выступают заказчиками того, что они хотят видеть в кино про своих предков и свою историю. Ведь с нашей богатой дореволюционной, революционной и постреволюционной историей, там столько потенциальных сюжетов для экранизации. "28 панфиловцев" делом доказывают, что изначально любительский проект, при должной поддержке и реализации, может успешно конкурировать с фильмами снятыми по гос.заказу, а по качеству и превосходить их. Так что вся затея с "народным кино", которые изначально вызывало массу скепсиса, оказалась не зря. Осталось узнать, будет ли у всей затеи с народным кино" продолжение, потому что это на самом деле куда как важнее для отечественного кинематографа, нежели успех "28 панфиловцев", которые на мой взгляд вполне себе удались.
Приобщился сегодня к "28 панфиловцам".
История создания этого фильма достаточно хорошо известна, как сложности с его производством, так и споры вокруг исторического содержания положенного в основу сюжета.
По итогу просмотра могу сказать – деньги собирали не зря, фильм снимали не зря, исторические споры вокруг фильма кипели не зря.
И так, перед нами, достаточно камерная история, в которой показано примерно 2 дня из жизни подразделения входившего в состав 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, которая отражала наступление превосходящих сил противника на широком фронте, решая задачи прикрытия Волоколамского шоссе. Фильм не сводит весь подвиг 316-й дивизии только лишь к бою у разъезда Дубосеково, а сразу довольно прямолинейно на штабной карте демонстрирует, что задача решалась комплексная, а то что показано в фильме, это часть решения этой задачи, над которой трудились и другие люди. Здесь можно посетовать, что вставка с компьютерной картой была бы более наглядной в плане погружения в критическую ситуацию в битве за Москву к 3-й недели ноября 1941 года и делала бы для незнакомого с темой зрителя более понятным накал происходящего. Так же на мой взгляд был бы уместен даже маленький эпизод с генералом Панфиловым, но это уже скорее субъективные пожелания.
В остальном же, фильм строго разбит на 3 части. Сначала стрелковая рота из 316-й дивизии готовится к бою, затем первая часть боя с отражением немецких атак, ну и в заключении та часть боя, где после выхода из строя части личного состава оборону держали 28 человек. Такой подход позволил устранить одну из главных претензий к фильму, связанный с тем, что немцев останавливало не 28 человек, а больше. В фильме смогли показать и подвиг конкретных 28 человек и общий вклад гораздо большего количества людей, которые сражались и умирали. К вопросу о достоверности обстоятельств боя, авторы опять же несколько прямолинейно, вложили в уста одного из персонажей своеобразное послание потомкам, когда в ответ на вопрос, а сколько вообще танков набили и немцев положили, один из персонажей говорит, что столько то и столько, ну а если для потомков припишут поболе, то ничего страшного. Такая себе отсылка к известному афоризму "Пиши поболе, чего их басурман считать".
В фильме нет каких-то небывалых полчищ из сотен танков наползающих на полуразваленные окопы. Есть оборудованные позиции, есть артиллерийские батареи, есть отвлекающие позиции, на которые наступает группа из 20-30 танков с пехотой и в ходе этих попыток теряет примерно половины техники и несколько десятков человек. Вместе с тем, авторы смогли показать, что даже уничтожить 10-12 танков с пехотой, было очень непросто и та же "четверка" с "окурком" была очень опасной машиной войны. Фильм в целом старается показать героев прежде всего как солдат, рефлексия которых вторична перед необходимостью любой ценой удержать линию обороны. Таких боев в ходе войны была масса, этот стал одним из самых известных в результате послевоенной героизации, но именно в подобных боях и ломался замысел плана "Барбаросса". В результате, фильм как бы показал типовой бой начального периода Великой Отечественной Войны, который более узнаваем лишь за счет известных крылатых выражений и знакомых названий подразделений. При этом немцы показаны не как люди, как безликая масса частей одной гигантской машины, которая лопоча на немецком и громыхая траками танков наползала на нашу страну. Очень хорошо, что авторы удержались от гнилой идеи "очеловечивания" немцев в данном фильме, где она была абсолютно не к месту – был враг, которого надо было убить и технику которого надо было взорвать – тут совершенно нечего очеловечивать. Чтобы жили мы, немцы наступавшие на Москву должны были умереть. Ради этого умирали наши предки. Интеллигенты нетрадиционной ориентации в данном вопросе идут лесом.
Сам бой снят достаточно напряженно и в ряде моментов весьма реалистично, что порадовало, учитывая далеко не самый большой бюджет. Отличные звуки стрельбы и взрывов создают настоящую какофонию войны, а гиковское внимание к "заклепочной" части, создает весьма достоверный исторический антураж при погружении в заснеженные поля Подмосковья. Можно конечно посетовать, что нехватка средств не позволила внедрить в фильм спецэффекты, которые могли бы сделать фильм более масштабным без утери реалистичности картинки. Поэтому фильм получился в какой-то мере камерным, но это не делает его плохим. Когда в конце камера отлетает от поля боя, картинка перекопанных позиций и коптящих танков производит сильное впечатление.
В итоге, получилось без сильного идеологического надрыва, показать картинку войны похожую на Великую Отечественную Войну. Касательно идеологической части, то фильм подчеркнуто дистанцировался от традиционной антисоветской клюквы российского кино – нет уродов-командиров, нет майоров НКВД рыщущих по тылам в поисках новых жертв, нет заградотрядов прильнувших к пулеметам в ожидании возможности расстрелять своих, нет безоружных солдат бросаемых в бой с одним черенком на десятерых, нет сошедших с ума немецких пулеметчиков уставших убивать волны большевиков, нет святых мин и божественных паучков, нет немцев "которые хотели, чтобы их любили", нет унылых и однообразных "любовных линий", нет "низачто" репрессированных интеллигентов, нет урок сбежавших из ГУЛАГа, чтобы научить дурных красноармейцев побеждать немцев, нет попов, без благословения которых красноармейцы никак не могли бы победить немцев, нет Сталина посылающих толпы с черенками штурмовать цитадели. В фильме конечно есть пара небольших моментов, которые резанули во время просмотра, но в целом они не портят общего благоприятного впечатления, в особенности в сравнению с "Утомленными солнцем" или "Сталинградом".
Есть достаточно детальная демонстрация рутины войны, которая для обычного человека выглядит как подвиг, а для солдат 1941 года, это многомесячная реальность, так как именно через такие ежедневные и еженедельные подвиги, они в том числе и своими жизнями стачивали немецкий блицкриг, а потом гнали немцев от Москвы. К юбилею контрнаступления Красной Армии под Москвой вышло вполне достойно. Показаны люди, которые сражаются и умирают. А бетонные монументы, в которых они растворились уйдя в вечность, это наша память о них. С этим связана на мой взгляд и самая сильная визуальная находка фильма, когда уцелевшие бойцы стоят на фоне заката и постепенно превращаются в известный памятник, устанавливая связь между прошлым и настоящим.
И что у нас получилось в итоге? С технической точки зрения фильм очень неплох – авторы с запасом утерли нос Михалкову, который при куда как большем бюджете, на схожую тему снял абсолютное убожество. Это к вопросу об эффективности расходования средств. При этом, по качеству картинки фильм с запасом опередил и "Брестскую крепость" и "Битву за Севастополь", лишь уже указанная ранее нехватка средств не позволила создать еще более впечатляющее аудиовизуальное полотно, так как легко можно представить, что при дополнительных расходах, картинку можно было еще сильнее приблизить по качеству к таким работам как "Тихоокеанский фронт" или "Братья по оружию". Как показывают "28 панфиловцев", у нас тоже могут очень качественно снять "заклепочную" часть.
Что касается содержания, то авторы достаточно грамотно подошли к вопросу о соединения реальных фактов с послевоенной героизацией, в результате чего фильм не выглядит чем-то надуманным и лживым – герои в нем живые, война не фальшивая.
В этом плане, можно отметить не только авторов фильма и тех, кто сдавал на него средства, но и тех критиков фильма, которые на этапе его разработки критиковали историческую и техническую его часть, что как полагаю, свое влияние на фильм оказало, и ответы на эту критику в фильме есть. На мой взгляд, первый блин такого рода для отечественного кино-краудфандинга не получился комом, фильм по качеству ничем не хуже "Брестской крепости" и вполне может сравнится по качеству если и не с признанными шедеврами советского кино на тему ВОВ, то на фоне других качественных советских фильмов о войне он бы точно не затерялся, а это по нынешним временам серьезное достижение.
Теперь, осталось все это подкрепить сборами, чтобы вслед за "28 панфиловцами" последовали и другие проекты такого рода, когда люди сами выступают заказчиками того, что они хотят видеть в кино про своих предков и свою историю. Ведь с нашей богатой дореволюционной, революционной и постреволюционной историей, там столько потенциальных сюжетов для экранизации. "28 панфиловцев" делом доказывают, что изначально любительский проект, при должной поддержке и реализации, может успешно конкурировать с фильмами снятыми по гос.заказу, а по качеству и превосходить их. Так что вся затея с "народным кино", которые изначально вызывало массу скепсиса, оказалась не зря. Осталось узнать, будет ли у всей затеи с народным кино" продолжение, потому что это на самом деле куда как важнее для отечественного кинематографа, нежели успех "28 панфиловцев", которые на мой взгляд вполне себе удались.
Поделиться:
Записи на схожие темы
Ещё добавил бы идею Русской многонациональной цивилизации. В фильме неоднократно намекается, что русский – это объединеняющее, цивилизационное, культурологическое определение, а не национальность.