Как воспитать помора
Пока современные родители испытывают на своих детях самые прогрессивные технологии воспитания детей, давайте вспомним русские народные педогогические традиции. Начнем с поморской системы воспитания, которая подарила России Михайло Ломоносова. Возможно, современные педагогические методики и способствуют всестороннему развитию ребенка и интеграции его в современные социальные реалии, однако нравственный аспект у них находится не на первом плане.
Поморами называли потомков древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этнонима «поморы» произошел топоним юго-западного побережья Белого моря – Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгородской республики, откуда и произошло большинство поселенцев. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадтский, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов.
http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2013/07/123-1160×606.png
Главные ценности, на воспитание которых ориентировалась поморская традиция, были почитание старших, уважение к женщине, честность и коллективизм, гостеприимство, чувство собственного достоинства. Без этих качеств в поморской среде человек считался неполноценным и не был способен быть частью сообщества.
Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.
Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. От традиционной русской семьи она отличалась полным равноправием между мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.
http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2013/07/68-1160×606.png
Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, называлась «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.
Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным. Женщин поморы называли и называют «жонками».
Мат в поморском сообществе был строго табуирован. Интересно, что даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Ну, а вставить крепкое словцо в обществе детей или женщин мог только умалишенный.
http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2013/07/7-1160×606.png
Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.
Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата – Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух – трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты.
Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась «большая» семья.
Наконец-то о высокой нравственности,как основе личности.
Там где нет накопительства и страсти наживы и денег,там и есть высокая нравственность.
Уберите эти ,,понятия,, из обихода людей.Дайте людям жить от Природы и для Природы – -Вот весь секрет,как воспитать в себе =Помора= и не только =Помора=.
На это способен лишь один народ НАРОД -Славяно-Арийский.Другие (народы) нет!
в любом достаточно изолированном обществе живут по такому образу, как единственно возможному.
Норвежцы, жившие рыболовством, никогда не закрывали двери, всем миром помогали погорельцам
и семьям утонувших рыбаков, совместно и даром строили им новые дома и лодки…
Люди были зависимы друг от друга и вольно-невольно блюли правила общежития.
С приходом “цивилизации” каждый начал тянуть одеяло на себя,
а самые отмороженные быстро съехали в города, дабы затеряться среди таких же отморозков.
Все эти поморские качества старательно искореняются сейчас. Не дадут воспитать так. А если и воспитаешь -ой трудно будет честному… Обманут, обворуют, ошельмуют и доведут до самоубийства.