Доклад С.Ю. Глазьева, помощника Президента (окончание)
«МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ПОЙТИ ПО ПУТИ МОНЕТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»
Если макроэкономическая политика останется неизменной, то мы в ближайшие два года будем жить в условиях продолжающегося денежного голода. За последние три года объем денежной массы сократился практически на четверть. Мы сегодня недосчитываем по сравнению с тем, что было еще четыре года назад, примерно 5 трлн. рублей — сократилось количество денег в экономике. И автоматически в условиях недомонетизированной экономики, сокращения количества денег затрудняется даже простое воспроизводство капитала.
Сегодня половина средств промышленных предприятий — это кредиты. Поэтому когда кредитование сжимается, повышаются процентные ставки выше нормы рентабельности, предприятие вынуждено либо отдавать кредиты, которые становятся невыгодными, либо поднимать цены, что, собственно, и стало причиной стагфляционной ловушки.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz14b.htm |
Динамика реальной денежной массы (слайд №14)
Мы предлагаем пойти по пути монетизации экономики, расширения денежного предложения под низкие процентные ставки, но делать это надо, конечно, осмысленно, не просто разбрасывать деньги с вертолета, как это делает сегодня ФРС США, а направлять деньги в стимулирование инвестиций. Здесь (См. слайд №14. Динамика реальной денежной массы.) вы видите связь между денежной массой и инвестиционной активностью.
Сегодня она крайне низка — примерно в два раза ниже, чем нам нужна для нормального развития экономики, и каждый раз, когда у нас происходит сжатие денежной массы, происходит и падение инвестиционной активности.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz15b.htm |
Зависимость темпов роста (снижения) ВВП от темпа роста (снижения) денежной массы (слайд №15)
Здесь (См. слайд №15. Зависимость темпов роста (снижения) ВВП от темпа роста (снижения) денежной массы.) вы видите абсолютно однозначную связь между динамикой денежной массы и динамикой производства. Это происходит потому, что наша экономика живет в условиях недостатка денег. Поэтому когда количество денег еще более сокращается, чем нужно для нормального воспроизводства, автоматически это влечет за собой сокращение оборотного капитала и падение инвестиций и производства.
Если бы у нас был избыток денег, тогда не было бы таких эффектов. Но живем уже длительное время в условиях недомонетизированной экономики. И, согласно экономической теории, если у вас есть свободные производственные мощности, то вам нужно увеличивать количество денег для того, чтобы их загрузить.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz34b.htm |
Изменение уровня загрузки производственных мощностей в 2013 и 2015 годах (слайд №34)
У нас загрузка производственных мощностей составляет сегодня примерно 60% (См. слайд №34. Изменение уровня загрузки производственных мощностей в 2013 и 2015 годах.). То есть мы могли бы производить в 1,5 раза больше товаров, если бы обеспечили полную загрузку мощностей за счет соответствующего увеличения денежного предложения.
Однако в ситуации, когда процентные ставки, вы видите (См. слайд №16. Рентабельность продаж и ставки по кредитам нефинансовым организациям в 2015 году.), выше нормы рентабельности практически по всем отраслям экономики, за исключением химико-металлургического комплекса и нефтегазового, фактически ключевые отрасли, особенно обрабатывающая промышленность, остаются без кредитов. Они вынуждены работать на своих собственных доходах, что не позволяет им ни модернизироваться, ни наращивать производство.
До тех пор, пока у нас будут такие «ножницы» процентных ставок, нормальное развитие экономики невозможно. Она будет оставаться сырьевой, поскольку при таком соотношении процентных ставок и рентабельности расширяться могут только сырьевые отрасли.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz16b.htm |
Рентабельность продаж и ставки по кредитам нефинансовым организациям в 2015 году (слайд №16)
Нам говорят, что нынешняя политика призвана снизить инфляцию, и, согласно теории монетаризма, если мы сокращаем количество денег, у нас сокращается спрос, будут снижаться цены. На самом деле все гораздо сложнее: связь между инфляцией и денежной массой — это не прямая зависимость, не линейная, не монотонная. И можно в каждый момент времени для экономики определить оптимальное количество денег. Если денег становится меньше, чем нужно для простого воспроизводства, экономика погружается в инфляцию точно так же, как если денег становится слишком много.
Это связано с тем, что при сжатии количества денег, как я уже говорил, сокращаются кредиты, сокращаются оборотные средства предприятия, падает производство, падают инвестиции, сокращается, соответственно, покупательная способность денег, потому что меньше товаров на рынке, и, самое главное, теряется научно-технический прогресс. Именно научно-технический прогресс является главным фактором как экономического роста, так и снижения цен. Именно за счет новых технологий происходит повышение эффективности и снижение издержек, а инновации возможны только при расширении кредита.
Поэтому если денег слишком мало, их количество сокращается, сокращаются кредиты и инвестиции, замедляется экономическое развитие, экономика начинает отставать. И следствием этого становятся повышение инфляции, повышение издержек и снижение конкурентоспособности.
Снижение конкурентоспособности давит на девальвацию валюты, что провоцирует еще бóльшую инфляцию. Экономика оказывается в стагфляционной ловушке, из которой все труднее и труднее выбраться. Поэтому борьба с инфляцией в условиях недомонетизированной экономики путем сжатия количества денег, удорожания кредита — то, что происходит у нас, — это примитивные методы, которые не дают положительного эффекта.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz23b.htm |
Влияние снижения темпов роста денежной массы на увеличение инфляции (слайд №23)
Здесь (См. слайд №23. Влияние снижения темпов роста денежной массы на увеличение инфляции.) вы видите картину, прямо противоположную тому, что говорят монетаристы. Когда количество денег увеличивается в экономике, снижается инфляция. Это происходит потому, что расширяется производство, растут инвестиции, повышается эффективность. Вот это эмпирическое наблюдение полностью опровергает всю ту политику, которая сегодня проводится нашими денежными властями в расчете на снижение инфляции путем подавления спроса. В нашей ситуации нужно делать прямо противоположные вещи: увеличивать спрос, идти на дефицитное финансирование бюджета, проводить грамотную…
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz24.jpg
Инфляция в России: целевой уровень ЦБ и фактические данные (слайд №24)
Здесь показано (См. слайд № 24. Инфляция в России: целевой уровень ЦБ и фактические данные.), что, когда Центральный банк объявил о таргетировании инфляции и поднял процентные ставки, на самом деле индекс потребительских цен пошел не вниз, а вверх. То есть нам говорили, что переход к таргетированной инфляции означает ее снижение в 2 раза, а она в 2 раза поднялась, потому что были применены абсолютно, так сказать, деструктивные меры. Главным фактором инфляции стала динамика курса рубля. Мы больше всех пострадали (См. слайд №27. Девальвация национальной валюты, январь 2014-го – март 2016 года) от девальвации при том, что рубль — наиболее обеспеченная валюта на сегодня.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz27b.htm |
Девальвация национальной валюты, январь 2014- го – март 2016 года (слайд №27)
«У ЭТОЙ ПОЛИТИКИ ЕСТЬ СВОИ БЕНЕФИЦИАРЫ, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ ВЛИЯТЕЛЬНЫ И КОТОРЫХ ОЧЕНЬ ТРУДНО ОБУЗДАТЬ»
Два слова перед тем, как перейти к краткому изложению нашей программы мер. Вы понимаете, что любая политика, если она проводится, значит, она обслуживает чьи-то интересы, экономическая политика не может висеть в воздухе. Вопрос: кому эта политика выгодна? Вот вы видите (См. слайд №30. Объем торгов на валютном рынке ММВБ, инвестиций в основной капитал РФ, ВВП РФ в текущих ценах и внешнеторговый оборот.), что главным выгодоприобретателем проводимой политики стали биржевые спекулянты, валютные спекулянты прежде всего. Объем валютных спекуляций резко вырос после перехода к плавающему курсу рубля.
И обратите внимание, на фоне падения производства, падения инвестиций — это все в текущих ценах дается. Если мы возьмем в ценах фактических, то у нас все эти нижние линии пойдут вниз. Так вот все падает в экономике, а растет только объем торгов на валютном сегменте Московской биржи. То есть объем спекулятивного оборота вырос в 5 раз и достиг астрономической суммы — 100 трлн. рублей в квартал. Что происходит? При такой политике деньги уходят из производственной сферы, засасываются финансовым рынком, на котором за счет манипулирования курсом рубля спекулянты получают гигантские сверхприбыли — 100% годовых и выше.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz30b.htm |
Объем торгов на валютном рынке ММВБ, инвестиций в основной капитал РФ, ВВП РФ в текущих ценах и внешнеторговый оборот (слайд №30)
При таких сверхприбылях за счет манипулирования курсом процентные ставки роли не играют. Центральный банк может и 20% поставить, и 40, это было у нас однажды. И все равно спекулянты будут брать деньги и раскачивать рубль, получая сверхприбыль за счет обесценения доходов и сбережений всех остальных участников хозяйственной деятельности. То есть у этой политики есть свои бенефициары, которые очень влиятельны и которых очень трудно обуздать.
В чем сложность реализации политики денежного смягчения? Сложность в том, что если мы при такой ситуации начнем накачивать экономику деньгами, деньги будут перетекать на валютный рынок, потому что там за счет манипуляций прибыли намного больше и рисков меньше. Именно так это все и происходило в предыдущий кризис. В 2008 – 2009 году Центральный банк проводил политику количественного смягчения, в экономику были впрыснуты 2 трлн. рублей при условии, было сказано, что деньги банки должны направить в реальный сектор. Вместо этого они направили деньги на валютный рынок, поэтому эта антикризисная программа оказалась малоэффективной.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Основным источником экономического роста являются инвестиции в новые технологии. Поэтому любой пример экономического чуда — это всегда резкое повышение нормы накопления, объема инвестиций. Вы видите здесь (См. слайд №35. Повышение нормы накопления в периоды экономического рынка.) примеры последних экономических чудес, норма накопления увеличилась в этих странах, совершивших скачки в своем развитии, в полтора, два, а кое-где и в три раза. При этом норма накопления в Китае сегодня достигает 44%, в то время как в России она составляет всего 18%. Президент ставил задачу довести ее сегодня до 27%. То есть в рамках той экономической модели, которая сложилась, задача оказалась невыполненной.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz35b.htm |
Повышение нормы накопления в периоды экономического рынка (слайд №35)
Почему? За счет чего наращиваются инвестиции в странах относительно бедных, в число которых мы, к сожалению, будучи самой богатой страной в мире по национальному богатству на душу населения, с точки зрения финансового рынка, возможностей сбережения и финансирования инвестиций, принадлежим? У нас нет больших пенсионных фондов, нет гигантских страховых компаний, вся наша банковская система меньше одного крупного американского банка. Поэтому где взять деньги?
Исторический опыт говорит о том, что другого способа взять деньги для модернизации, кроме как управляемая кредитная эмиссия, просто не существует. Существует легенда о том, что китайское экономическое чудо было инициировано иностранными инвестициями так же, как европейское — планом Маршалла. Все это, конечно, имело место, но в размере от 1 до 3%. Главным источником финансирования подъема инвестиций в модернизацию экономики было расширение внутреннего кредита за счет кредитной эмиссии денежных властей.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz37b.htm |
Существующий механизм денежной эмиссии в России (слайд №37)
Как у нас сегодня устроена кредитная эмиссия? Мы видим (См. слайд №37. Существующий механизм денежной эмиссии в России.), что объем тех денег, которые сегодня вброшены в российскую экономику, идет вот по этим ручейкам. Главный ручей, точнее река, видите, верхняя, — иностранные кредитные инвестиции. Это то, что нам перекрыли сегодня экономическими санкциями. До этого он был главным источником (до 70%) формирования российской денежной базы.
У нас остаются рублевые и валютные репо, это механизм рефинансирования коммерческих банков под краткосрочные нужды, на три-четыре дня, максимум на неделю, для большинства кредитов. Для производственной сферы эти деньги не нужны. Они нужны только для спекулянтов и для банков с целью балансировки ликвидности на рынке. И только около 2 трлн. рублей у нас направляется под нерыночные активы, это под обязательства предприятий, всего полтриллиона рублей направляется на специальные инструменты кредитования.
Вот эти специальные инструменты рефинансирования, точнее, это проектное финансирование федерального правительства, это специальные инструменты поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса. Об этом очень много разговоров, но видите, объем денег, которые выделяются на эти цели, составляет всего полтриллиона рублей. Ну и, наконец, небольшая часть денег эмитируется в пользу государства, как это делается в большинстве других стран.
Что мы предлагаем? Схема (См. слайд №38. Предлагаемая схема денежной эмиссии.) гибкого денежного предложения, которое обосновано историческим опытом практически всех стран мира, предполагает управляемые потоки кредитной эмиссии по соответствующим государственным приоритетам таким образом, чтобы конечные заемщики в производственной сфере получали кредиты не дороже чем под 3% годовых. Но успех этой схемы возможен только в случае, если мы будем обеспечивать контроль за целевым использованием денег.
Во-первых, мы не должны допускать перетока денег на валютный рынок на подпитку финансовых пирамид. И, во-вторых, мы должны эти деньги направлять в соответствии с ожидаемыми направлениями перспективного экономического роста. Поэтому данная схема предполагает наличие механизмов стратегического и индикативного планирования. То есть мы должны вместе с бизнесом, государство, наука, деловые круги, совместно формировать индикативные планы на основе научно-технических прогнозов, на основе стратегических приоритетов, формируемых совместно, брать на себя обязательства.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz38b.htm |
Предлагаемая схема денежной эмиссии (слайд №38)
Примером таких планов являются на сегодня специальные инвестиционные контракты, где субъекты Федерации договариваются с бизнесом на своих территориях о расширении и модернизации производства. В рамках контрактов, которые подписываются на уровне первых лиц субъектов Федерации, государство гарантируется, точнее субъекту Федерации гарантируются соответствующие налоговые режимы, предоставление базовых видов инфраструктуры. Корпорации берут на себя обязательства по наращиванию производства и созданию новых рабочих мест.
«У РОССИИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАСШИРЯТЬ ЭКОНОМИКУ, НАХОДЯСЬ В АМЕРИКАНО-ЦЕНТРИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ»
Вот такие схемы должны работать во всей стране, в больших объемах. Мы должны увеличить объем кредитования экономики на 5 – 7 трлн. рублей. То есть речь идет об увеличении количества денег в 1,5 раза в течение 5 лет, но только по каналам целевого кредитования. В Татарстане накоплен большой опыт государственно-частного партнерства. Я думаю, модель Татарстана является очень хорошим примером того, как можно было бы это делать на федеральном уровне. Если мы этого делать не будем, то мы дальше будем находиться в этой ловушке неэквивалентного обмена, о которой я говорил.
Мы ежегодно теряем порядка $100 млрд. за счет того, что сидим на подсосе иностранных кредитов (См. слайд №39. Оценка трансфера России в пользу мировой финансовой системы.). И объем денег, которые вывозятся из России по процентным ставкам, по разным теневым схемам, обеспечивает чистые потери нашей финансовой системы порядка $50 – 70 млрд. ежегодно. Вторая половина этих денег возвращается. Вы видите здесь схему офшорных зон, все хорошо видно, что у нас воспроизводство капитала идет через офшоры, потому что нет внутренних источников кредита. Половина, $50 млрд., ежегодно через офшоры крутится в воспроизводстве нашей экономики, еще 50 – 70 млрд. уходит безвозвратно.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz39b.htm |
Оценка трансфера России в пользу мировой финансовой системы (слайд №39)
Всего, таким образом, у нас уже частного капитала накоплено за границей больше чем на триллион, из них полтриллиона по-прежнему вращается в нашей экономике, полтриллиона практически навсегда осело на западных счетах. Вот вы видите (См. слайд №43. Карта мира по рыночной капитализации стран.), насколько сегодня слабомощна наша финансовая система. Эта своеобразная финансовая карта мира показывает, что у России нет особых возможностей расширять производство, расширять экономику, находясь в американо-центричной финансовой системе, где американцы генерируют гигантский поток денег вместе со своими партнерами по клубу резервных валют, раздувают финансовые пузыри. Наша самая большая в мире страна на этой финансовой карте мира едва заметна. Отсутствие дешевых источников кредитов влечет за собой технологическое отставание.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz43b.htm |
Карта мира по рыночной капитализации стран (слайд №43)
Вы видите (См. слайд №44. Научно-технический потенциал стран мира.), насколько мы отстали по техническому развитию. Здесь график: на оси абсцисс доля НИОКРов в валовом продукте, на оси ординат количество инженеров и ученых на миллион человек населения, общие площади кругов отражают абсолютное количество ученых и инженеров и абсолютный объем расходов на науку и опытно-конструкторские разработки.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz44b.htm |
Научно-технический потенциал стран мира (слайд №44)
Большая часть этих расходов сегодня эмитируется, финансируется за счет денежной эмиссии. Либо это эмиссия в пользу государства через покупку государственных облигаций, как это делается в США, либо это эмиссия через покупку обязательств предприятий, как это делалось в послевоенной Европе и Японии. Нам, вы видите, какие усилия нужно предпринять, практически речь идет о повышении инвестиций в два раза, о повышении расходов на науку в два-три раза, о создании крупных высокотехнологических корпораций, для чего тоже требуются кредиты.
«ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — ЭТО ИМПЕРАТИВ»
На этом я макроэкономическую часть своего выступления завершаю и, возвращаясь к главной теме — евразийской интеграции, хочу обратить ваше внимание еще раз на то, что евразийская интеграция — это императив.
Мы неизбежно должны будем расширять наше экономическое пространство, если хотим выжить, расширять масштаб нашей экономической деятельности. Но для того, чтобы это экономическое пространство эффективно использовать для себя, нужны стратегическое планирование и четкие приоритеты долгосрочного развития.
То есть мы должны видеть, где наше конкурентное преимущество, что мы хотим от сотрудничества с Китаем, навязывать свою стратегию интеграции. Для этого нужно формировать собственные механизмы стратегического планирования и реализовывать крупные инвестиционные проекты.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/pic/1703/16glz49b.htm |
Схема трансевразийской транспортно-логистической сети (слайд №49)
Вот схема (См. слайд №49. Схема трансевразийской транспортно-логистической сети.) транспортно-логистических коридоров, которые мы сегодня обсуждаем с нашими партнерами, прежде всего китайскими. Первый элемент этой схемы — высокоскоростная магистраль Москва — Казань — скоро, наверное, заработает, мы надеемся.
Она станет главным мостом транспортным между восточным центром экономического роста в Китае и не только Евразийским союзом, но и Европой. Параллельно железнодорожным магистралям есть такие же проекты по автомобильным магистралям. Определенные наметки, чем наполнить евразийскую интеграцию с точки зрения инвестиций, есть, но еще много предстоит сделать.
Спасибо.
***
“Если денег становится меньше, чем нужно для простого воспроизводства, экономика погружается в инфляцию точно так же, как если денег становится слишком много”.
Нехватка денег не инфляция, а дефляция.
Нужно повысить покупательную способность граждан страны. Повысить пенсии и минимальные зарплаты в 2-3 раза, не повышая цены на товары и услуги. Затем решить вопрос о насосе, который поставили себе в сообщающийся сосуд слишком хитропредприимчивые граждане. Т.е. приведу пример: В Люксембурге в тюрьме сидел или сидит миллионер, который зароботал денег больше положенного лимита. Если все подлецы так будут перетягивать на себя денежные ресурсы, то понятно, что не хватит сознательным гражданам.
Капиталист!!! Ты богатый не потому, что умный, а потому что хитрожопый! Я говорю это потому, что знаю эту категорию мерзавцев.
P.S. Если депутаты будут ездить в Думу на велосипедах, а не с мигалками и охраной это повысит их авторитет и высвободит дополнительные средства для экономики. Зарплаты их должны быть пересмотрены. Возможно, тогда в Думе увидим идейных и сознательных граждан.
Наше правительство живет своей жизнью и его мало интересуют доводы – кроме своих собственных , перед ними можно песни петь , диаграммы чертить , результат тот же .
В лучшем случае несколько вырванных из текста мер , что без системного подхода все равно ноль .. Доклад С.Ю. Глазьева так и будет не востребован , потому как подобные высказывания не новы , а результат все тот же ..много разных предложений было и что толку – а васька слушает да есть .
Уважаемый Сергей Юрьевич Глазьев допускает одну огромную ошибку, он видит развитие только в “монетизации экономики”. Пока учёные не поймут, что для этой “монетизации” необходимо не только дать деньги экономике, но и ПРИВЕСТИ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ДЕНЬГИ БУДУТ НЕ ИЗЫМАТЬСЯ ИЗ ПРОИЗВОДСТВА, а ОСТАВАТЬСЯ В НЁМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. Одна монетизация этого не решит. Если этого не сделать, то ВСЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛИВАНИЯ БУДУТ БЕССМЫСЛЕННЫМИ.
Откройте Налоговый кодекс. В нём огромное количество самых различных налогов, сборов, платежей и т.д. и т.п., в результате, с каждого заработанного рубля производители обязаны отдавать государству почти 89 копеек (цифры могут разница в зависимости от применяемой налоговой системы). При такой НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ДЕНЬГИ НЕ БУДУТ РАБОТАТЬ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ, а уходить «в тень» и направляться на спекулятивный рынок и в оффшоры.
ЭТО ПЕРВОЕ ЗЛО НАШЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, навязанного либеральным Правительством и узаконенное Государственной Думой в виде Налогового кодекса. ВТОРОЕ ЗЛО – Бюджетный кодекс. Там много такого, что требует пересмотра, но обращаю внимание на статью 51 этого кодекса, которым определены Неналоговые доходы федерального бюджета. Там указан огромный их перечень, но, обращает на себя внимание следующее:
«-прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установленным федеральными законами;». То есть, ГОСУДАРСТВО, в лице Правительства и ГД заинтересованы в том, ЧТОБЫ СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, как и КЛЮЧЕВАЯ, БЫЛИ ВЫСОКИМИ, это идёт на пополнение бюджета и ещё больше связывает производственную сферу. Такая формулировка в законе означает, что ЦБ ни такой уж независимый, как нас пытаются уверить некоторые теоретики. Все безобразия творятся внутри страны и обеспечиваются законодательно.
С.Ю.Глазьев бьётся только над тем, что закреплено в законах о ЦБ и Банках и банковской деятельности. Они, без двух первых, особой роли не сыграют.
Экономика страны находится в кризисе, из-за условий, которые нашли закрепление в Налоговом и Бюджетном кодексах. А банковское законодательство, только помогает этим двум, душить то, что не задавлено налогами.
Подтверждение разрушительности выбранного курса:
“«Ведомости»: Минфин предлагает увеличить НДС и нагрузку на зарплаты
Как сообщает газета «Ведомости», глава Минфина Антон Силуанов на встрече с премьером Дмитрием Медведевым и президентом Владимиром Путиным предложил реформировать систему взымания страховых взносов с зарплат уже с 2017 года. Об этом изданию рассказали два чиновника, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил факт встречи, однако он не уточнил ее содержания.
По данным издания, Минфин предлагает с 2017 года начать взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по единой ставке в 29% и к 2019 году довести ее до 26%. Согласно существующему альтернативному варианту, рассказали источники издания, в 2017 году НДС может быть повышен до 20%, 10% льготная ставка повысится до 12%, а с 2019 года увеличится на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. По словам одного из чиновников, уже в следующем году можно будет получить еще почти 600 млрд руб., еще 400 млрд — в 2018 году и еще 200 млрд — в 2019 году. Чиновник финансово-экономического блока, знакомый с инициативой Минфина, отметил, что реализовать такие предложения с 2017 года не получится, потому что необходимо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию.
Статистика частных доходов и внутреннего спроса в августе 2016 года, как и предполагал «Ъ», оказалась хуже ожиданий экономистов. Темпы падения реальных доходов в годовом выражении ускорились, а динамика реальных зарплат, с учетом сезонности, в августе обнулила весь рост, достигнутый в первом полугодии. Всплеск потребления непродовольственных товаров в июле—августе сочетается с тем, что большинство потребителей продолжают экономить на продовольствии. Восстановления положительной динамики зарплат и частного спроса до конца года ждать не приходится.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3094216