Качества ума
Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.
1. Критичность ума, т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.
Человек с некритическим умом склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное.
Показателем же критичности yмa является уменье смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, отбрасывать те из них, которые этой проверки не выдержали, отказываться от начатых действий, если обнаруживается, что они не соответствуют условиям и требованиям задачи. Критический ум — это дисциплинированный, «строгий» ум.
Люди с живым и богатым воображением должны особенно заботиться о воспитании в себе подлинной критичности ума. Богатое воображение в соединении со строгой и дисциплинированной мыслью составляет основу творческой деятельности. Воображение, не дисциплинируемое критическим умом, может сделать человека фантазёром, живущим несбыточными проектами и невыполнимыми планами.
2. Гибкость ума, под которой разумеется свобода мысли от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи.
Гибкость ума выражается не только в свободе от сковывающего влияния трафаретных приёмов, но и в уменье разнообразить попытки решения, не повторять тех попыток, неправильность которых уже обнаружилась.
Многие люди плохо справляются с решением задач, главным образом, потому, что в поисках решения они снова и снова возвращаются к способу, который первым пришёл им на ум, хотя всякий раз убеждаются в том, что этот способ ни к чему не приводит.
Здесь обнаруживается своего рода «инертность» мысли: человек не умеет сдвинуть свою мысль с того пути, по которому она однажды пошла.
3. Широта мысли, выражающаяся в уменье охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей и деталей.
Успешность решения сложной задачи всегда зависит от того, насколько удаётся одновременно охватить мыслью все данные этой задачи, насколько удаётся, исходя из одной группы данных, не забывать в то же время о тех требованиях, условиях, ограничениях, которые вытекают из других данных. Значительная часть трудностей и ошибок, наблюдаемых при решении сложных математических задач, определяется именно неуменьем охватить сразу все данные задачи.
Широта мысли отличает крупных государственных и военных деятелей, так же как и больших учёных. Все лица, которым приходилось беседовать с товарищем Сталиным или наблюдать его работу, поражаются совершенно исключительной способностью его при разрешении сложнейших вопросов вникать в мельчайшие, но существенные для дела детали.
«Когда на совещаниях обсуждается какой-нибудь сложный вопрос, товарищ Сталин с исключительным вниманием выслушивает мнения рядовых работников, рассказывающих о мельчайших деталях своего дела. На эти детали и специфические особенности товарищ Сталин всегда обращает особенное внимание» (Герой Советского Союза Юмашев).
«Товарищ Сталин задавал такие сугубо специальные вопросы, касающиеся самолётостроения, что я частенько задумывался, чтобы опрометчивым ответом не «ввести в заблуждение»… Меня поразило… откуда человек, занятый делами государственной важности, знает тонкости авиамотостроения и лётного дела» (Герой Советского Союза Байдуков).
4. Быстрота мысли. Разные виды деятельности предъявляют различные требования к скорости решения умственных задач. Достаточно сравнить с этой стороны работу учёного и военачальника. Шестнадцать лет прошло между зарождением у Ньютона основной идеи закона всемирного тяготения и тем моментом, когда он сумел дать решающее доказательство этого закона.
Двадцать лет потратил Дарвин на подготовку к написанию «Происхождения видов». Совершенно другими сроками располагает военачальник для решения стоящих перед ним задач. «Одна минута решает исход баталии»,— говорил Суворов. «Я действую не часами, а минутами».
Бесспорно, что и для учёного быстрота мысли — качество очень ценное, но всё же в обычных условиях учёный располагает значительно большим временем, чем, например, лётчик. Вождение самолёта во многих случаях не допускает ни малейшего промедления, и поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.
Быстрота мысли является результатом высокого развития других качеств ума, и этим она отличается от торопливости мышления, которую на первый взгляд можно смешать с подлинной быстротой мысли, но которая по существу является свойством прямо противоположным.
Быстрота мысли зависит от способности сосредоточить в нужный момент все силы ума, проявить величайшую активность мышления; она зависит, далее, от широты мысли, позволяющей сразу видеть все стороны вопроса, и от гибкости ума, избавляющей от потери времени на повторные возвращения к неправильным способам решения; она предполагает, наконец, высокое развитие критической способности, дающее возможность быстро оценивать гипотезы и немедленно откидывать негодные.
В противоположность этому торопливость ума является следствием своеобразной лени мысли, заставляющей человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжёлую мыслительную работу, и толкающей на то, чтобы следовать за непроверенными гипотезами и принимать решения, основанные лишь на части данных. Решительная борьба с торопливостью мышления — необходимое условие развития положительных качеств ума.
Сочетание исключительной быстроты мысли с мудрой неторопливостью при решении сложных вопросов отличало гениальный ум Ленина. Товарищ Сталин, подчёркивая у Ленина гениальную прозорливость, «способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий», говорит о том, что он был мудр и нетороплив «при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учёт всех плюсов и минусов».
5. Способность впитывать большие объёмы информации и оперативно пользоваться ею. Важно, чтобы информация хранилась в единой “общедоступной” базе. У людей с эмоциональным, “правосторонним” складом психики информация, полученная в ходе очередного психопатического срыва, хранится как “запароленая” переполнявшими человека эмоциями, и не доступна, когда тот находится в относительно спокойном, неаберрированном, состоянии, выходя наружу только тогда, когда человек снова пребывает в этом же нервном срыве. Поэтому нервные люди ведут себя как заезженная пластинка, включаясь и выключаясь как по команде и отрабатывая один и тот же сценарий поведения сообразно “паролю”. Поэтому очень важно беречь свой ум от нервных потрясений, которые в виде постоянного негатива накачивают в нас СМИ, обращаясь к базовым программам поведения – выживания, которые способны легко преодолевать сознание, удовлетворяющего пп. 1-4 ума.
Нервозность появляется у людей-в спешке, когда ситуация заставляет действовать стремительно, а человек не готов к действию.
Хороший пример-вы спите, срабатывает будильник и чем дольше он звенит-тем сильнее “нервы накаляются” у вас.
мелко плаваешь, да ладно в спешке это мелочь, речь об окружающем мире! чего амеры такие тупые? да они биороботы они думать и рассуждать не могут, отучили, даже если им инфу с утра до вечера давай, даже если они знать будут – воспользоваться не смогут, их постоянно СМИ держат в стрессе, в эмоциях, их голливуд, ужастики, политики пугающие то СССР то терроризмом, один из элементов психологическая и эмоциональная накачка – Украина пример в совокупности с промывкой мозгов и пропагандой эдентичности опять же через эмоции! кто не скачет тот москаль! все Михан сказал точно! левой полушарие отключаем привет только правому, поздровляю вы биоробот с кнопкой – ВКЛ,ОТКЛ (с кодом доступа-активации), посмотрел-послушал СМИ – ВКЛ…..!!))))))))))
все правильно сказал)))поддерживаю)))
Очередная эклектическая экзерциция.
потому что гравицапа на полупроводниках
хорошая статья
“воспитание ума”-это что-то,ум не воспитывается!Мозг вообще служит для расшифровки сигналов извне для тела и мысль рождается не в мозге,а вне его,на стыке с объектом внимания.У него есть характеристики,которые можно и нужно улучшать,но воспитывать?Воспитание – это формирование отношений к миру,касается духовной сферы человека,его души.Не признающие этого и уверены,что человека может заменить искусственный мозг.