Как в 17 веке Байкал стал русским
Байкал является Россией в миниатюре. На его берегах сейчас проживают потомки всех тех народов, которые на протяжении двух тысячелетий колонизировали прибайкальские земли.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753820_6036352__More_Baikal_s_yrochishi.jpg
У разных народов, знавших о существовании Байкала, имелись свои варианты названий этого озера. Например, одно из распространённых названий Байкала, бытовавших до XVIII века у народов Сибири — "Лама". В бурятском же языке есть слоко "байгал", заимствованное из якутского "байхал" – "большая глубокая вода; море". Но оба этих слова появились гораздо позднее, чем их монгольский и китайский аналоги. Первое упоминание озера Байкал под именем "Бэйхай" имеется в китайских письменных источниках от 110 г. до н. э. Под названием "Внутреннее Море" или "Тенгиз" озеро упоминается в "Золотой Тетради" — летописи всех монгольских ханов. Есть информация, что мать Чингиз Хана была родом с берегов этого озера. По легенде, могила самого Чингиз Хана так же находится на берегах Байкала.
До VIII века на берегах Байкала процветала курумчинская культура (баргуты и др.), вытесненная к XII веку монголоязычными племенами с запада, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII века.
После гибели Ермака в 1585 году атаман Мещеряк оставил город Сибирь (он же Искер) и вернулся со своим отрядом в Печору. Казалось, что плоды подвига Ермака погибли, но вслед за Ермаком и после него казаки и дальше стали отправляться в сибирские края «проведовать новые землицы» и ставить там «остроги», ставшие зародышами сибирских городов 17-го столетия.
В 1638 году из Якутска отправился на восток атаман Постник Иванов с тридцатью казаками опять поискать «новых землиц». Пройдя через горы и отбиваясь от нападавших кочевников ламутов, Иванов достиг реки Индигирки и, обследовав ее края, вернулся в Якутск с сообщением, что край тот богат пушным зверем и рыбой.
Для России Байкал открыли русские казаки. 2 июля 1643 года экспедиция из 74 тобольских казаков, во главе с атаманом Василием Колесниковым и пятидесятником Курбатом Ивановым, ведомые тунгуским проводником Можеулем, поднявший по Лене и Иликте и, преодолев Приморский хребет, по руслу реки Сармы вышли через Косую степь к Байкалу напротив острова Ольхон. Построив суда, казаки пересекли Малое море и высадились на острове.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753821_6036352__Otryad_eniseiskih_kazakov_otpravilsya_na_poiski_Baikala.jpg
Первоначально землепроходцы планировали добраться до восточного берега, но не смогли этого сделать, предположительно, из-за поднявшегося шторма. Посовещавшись, казаки вернулись на его западный берег и двинулись в обход, через Северный Байкал. Экспедиции удалось достичь Баргузинского хребта. Вернувшись в Верхоленский острог, Курбат Иванов составил карту озера — «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам… и на Байкале где можно быть острогу». Спустя 367 лет в деревне Чанчур открыли памятник первопроходцам.
Первым последователем после Иванова и Колесникова стал сибирский атаман Василий Поярков, который путешествовал по Прибайкалью в поисках серебряной руды. Благодаря Колесникову, Иванову и Пояркову географические чертежи региона были дополнены важными данными.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753822_6036352__Pohodi_rysskih_zemleprohodcev.jpg
Изучать Байкал стало постоянным рутинным государственным делом. Ежегодно на озеро совершался новый поход. Волею судеб в эти места занесло даже протопопа Аввакума Петрова (лидера старообрядцев). Период ссылки с 1655 по 1678 раскольник даже описал в своих мемуарах («Житие протопопа Аввакума»). Это было первое упоминание об озере в русской литературе.
Одно из первых литературных описаний Байкала сделал Спафарий, посол русского царя в Китае в 1675 г.
На рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков русский историк и географ С. Ремезов впервые максимально точно изобразил озеро на карте.
Восемнадцатый век ознаменовался созданием Российской академии наук, поэтому восемнадцатый век для Байкала – это время научных исследований. В 1723-1724 годах изучать «жемчужину Восточной Сибири» отправился Д. Г. Мессершмидт, между прочим, по личному поручению Петра Первого. Экспедиция принесла свои плоды: появилась новая карта Байкала, сведения об источниках и собственно научное описание.
После были метеорологические, ботанические и зоологические исследования. В 1772 году участник экспедиции Георги и Палласа А. Пушкарев впервые произвел инструментальную съемку озера.
В 1845 году появилось Русское географическое общество, вследствие чего исследования в регионе стали более детальными и точными. После походов Меглицкого, Стахеева, Чехановского, в 1882 году И. Д. Черскому удалось составить геологическую карту окрестностей Байкала.
1896-1899 гг. была проложена железная дорога Иркутск — порт Байкал (68 км). А за тем строительство ветки было продолжено как Кругобайкальская железная дорога.
В конце девятнадцатого века благодаря строительству Транссибирской железной дороги исследования в этой области приобрели системный характер. Уже к концу позапрошлого столетия размеры Байкала были определены достаточно точно.
После октябрьской революции 1917 года, до 1923 года происходили административно-территориальные преобразования Прибайкалья и бурятско-монгольских земель, входивших в состав Российской Империи.
Двадцатый век — время открытий по тектонике и лимнологии. Исследования стали особенно актуальны во время строительства БАМа — одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь БАМа Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753823_6036352_BAM_Map_TransSiberian_railway.png
В двадцать первом веке озеро Байкал стало испытывать ряд проблем, связанных с уровнем воды и загрязнениями. В 2013 году был закрыт, построенный в 1958 году Байкальский Целлюлозно-Бумажный Комбинат, являвшийся основным загрязнителем озера, но на смену ему пришла водоросль спирогира, способствующая росту опасной для человека цианобактерии и подавляющая размножение микроорганизмов-чистильщиков. В довершение к тяжёлой проблеме, правительство соседнего государства Монголия начало строительство каскада из трёх ГЭС на реке Селенге, приносящей в Байкал 80% всех входящих в него вод. В 2016 году уровень воды в озере опустился ниже допустимых экологами норм.
P.S.
Чем закончится борьба за жизнь Байкала, довольно скоро увидят наши дети и внуки. Вопрос лишь в том, что должен сделать каждый из нас для того, чтобы сохранить это древнее чудо природы.(с)
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753820_6036352__More_Baikal_s_yrochishi.jpg
У разных народов, знавших о существовании Байкала, имелись свои варианты названий этого озера. Например, одно из распространённых названий Байкала, бытовавших до XVIII века у народов Сибири — "Лама". В бурятском же языке есть слоко "байгал", заимствованное из якутского "байхал" – "большая глубокая вода; море". Но оба этих слова появились гораздо позднее, чем их монгольский и китайский аналоги. Первое упоминание озера Байкал под именем "Бэйхай" имеется в китайских письменных источниках от 110 г. до н. э. Под названием "Внутреннее Море" или "Тенгиз" озеро упоминается в "Золотой Тетради" — летописи всех монгольских ханов. Есть информация, что мать Чингиз Хана была родом с берегов этого озера. По легенде, могила самого Чингиз Хана так же находится на берегах Байкала.
До VIII века на берегах Байкала процветала курумчинская культура (баргуты и др.), вытесненная к XII веку монголоязычными племенами с запада, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII века.
После гибели Ермака в 1585 году атаман Мещеряк оставил город Сибирь (он же Искер) и вернулся со своим отрядом в Печору. Казалось, что плоды подвига Ермака погибли, но вслед за Ермаком и после него казаки и дальше стали отправляться в сибирские края «проведовать новые землицы» и ставить там «остроги», ставшие зародышами сибирских городов 17-го столетия.
В 1638 году из Якутска отправился на восток атаман Постник Иванов с тридцатью казаками опять поискать «новых землиц». Пройдя через горы и отбиваясь от нападавших кочевников ламутов, Иванов достиг реки Индигирки и, обследовав ее края, вернулся в Якутск с сообщением, что край тот богат пушным зверем и рыбой.
Для России Байкал открыли русские казаки. 2 июля 1643 года экспедиция из 74 тобольских казаков, во главе с атаманом Василием Колесниковым и пятидесятником Курбатом Ивановым, ведомые тунгуским проводником Можеулем, поднявший по Лене и Иликте и, преодолев Приморский хребет, по руслу реки Сармы вышли через Косую степь к Байкалу напротив острова Ольхон. Построив суда, казаки пересекли Малое море и высадились на острове.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753821_6036352__Otryad_eniseiskih_kazakov_otpravilsya_na_poiski_Baikala.jpg
Первоначально землепроходцы планировали добраться до восточного берега, но не смогли этого сделать, предположительно, из-за поднявшегося шторма. Посовещавшись, казаки вернулись на его западный берег и двинулись в обход, через Северный Байкал. Экспедиции удалось достичь Баргузинского хребта. Вернувшись в Верхоленский острог, Курбат Иванов составил карту озера — «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам… и на Байкале где можно быть острогу». Спустя 367 лет в деревне Чанчур открыли памятник первопроходцам.
Первым последователем после Иванова и Колесникова стал сибирский атаман Василий Поярков, который путешествовал по Прибайкалью в поисках серебряной руды. Благодаря Колесникову, Иванову и Пояркову географические чертежи региона были дополнены важными данными.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753822_6036352__Pohodi_rysskih_zemleprohodcev.jpg
Изучать Байкал стало постоянным рутинным государственным делом. Ежегодно на озеро совершался новый поход. Волею судеб в эти места занесло даже протопопа Аввакума Петрова (лидера старообрядцев). Период ссылки с 1655 по 1678 раскольник даже описал в своих мемуарах («Житие протопопа Аввакума»). Это было первое упоминание об озере в русской литературе.
Одно из первых литературных описаний Байкала сделал Спафарий, посол русского царя в Китае в 1675 г.
На рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков русский историк и географ С. Ремезов впервые максимально точно изобразил озеро на карте.
Восемнадцатый век ознаменовался созданием Российской академии наук, поэтому восемнадцатый век для Байкала – это время научных исследований. В 1723-1724 годах изучать «жемчужину Восточной Сибири» отправился Д. Г. Мессершмидт, между прочим, по личному поручению Петра Первого. Экспедиция принесла свои плоды: появилась новая карта Байкала, сведения об источниках и собственно научное описание.
После были метеорологические, ботанические и зоологические исследования. В 1772 году участник экспедиции Георги и Палласа А. Пушкарев впервые произвел инструментальную съемку озера.
В 1845 году появилось Русское географическое общество, вследствие чего исследования в регионе стали более детальными и точными. После походов Меглицкого, Стахеева, Чехановского, в 1882 году И. Д. Черскому удалось составить геологическую карту окрестностей Байкала.
1896-1899 гг. была проложена железная дорога Иркутск — порт Байкал (68 км). А за тем строительство ветки было продолжено как Кругобайкальская железная дорога.
В конце девятнадцатого века благодаря строительству Транссибирской железной дороги исследования в этой области приобрели системный характер. Уже к концу позапрошлого столетия размеры Байкала были определены достаточно точно.
После октябрьской революции 1917 года, до 1923 года происходили административно-территориальные преобразования Прибайкалья и бурятско-монгольских земель, входивших в состав Российской Империи.
Двадцатый век — время открытий по тектонике и лимнологии. Исследования стали особенно актуальны во время строительства БАМа — одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь БАМа Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/753/129753823_6036352_BAM_Map_TransSiberian_railway.png
В двадцать первом веке озеро Байкал стало испытывать ряд проблем, связанных с уровнем воды и загрязнениями. В 2013 году был закрыт, построенный в 1958 году Байкальский Целлюлозно-Бумажный Комбинат, являвшийся основным загрязнителем озера, но на смену ему пришла водоросль спирогира, способствующая росту опасной для человека цианобактерии и подавляющая размножение микроорганизмов-чистильщиков. В довершение к тяжёлой проблеме, правительство соседнего государства Монголия начало строительство каскада из трёх ГЭС на реке Селенге, приносящей в Байкал 80% всех входящих в него вод. В 2016 году уровень воды в озере опустился ниже допустимых экологами норм.
P.S.
Чем закончится борьба за жизнь Байкала, довольно скоро увидят наши дети и внуки. Вопрос лишь в том, что должен сделать каждый из нас для того, чтобы сохранить это древнее чудо природы.(с)
Поделиться:
Записи на схожие темы
ну ну, Байкал стал русским в 17 веке, а нашей истории 1000 лет….)))))))))))))))
Как это всё сюда попадает?Это в дверь выпроваживают а оно в окно лезет.
Нам нет разницы, когда озеро Байкал стал Российским. Нам нужно хранить и охранять русские богатства от паразитической нечисти.
не понял я чего не так сказал?))))))
а разница огромная: нет прошлого-нет будущего…