Реальные прототипы героев русских народных сказок. Часть 2. Леший
Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
Все мы в детстве любили слушать народные сказки. И чем больше было в них фантастических существ, тем интереснее казалась история. Но, порой, нас занимал больше сюжет, чем волшебные герои. Поэтому мало кто задавался вопросом: откуда они взялись и почему они именно такие?
Во многих сказках и поверьях русских крестьян одно из центральных мест всегда занимает Леший. Его образ складывался на протяжении не одного столетия и был известен по всем регионам России и Восточной Европы. Поэтому у него множество разных имён. Лесовик, лесун, лесной дух, лесной хозяин – разные народы называют Лешего по-разному. Также ему приписывают разные возможности. Где-то он олицетворяет стихийные силы природы, где-то играет роль божества, а где-то существа, способного управлять судьбой людей.
Но почему Леший так распространён у народов Восточной Европы? И был ли у него реальный прототип?
У страха глаза велики
Ответить на первый вопрос легко: среди славянских народов просто не мог не появиться Леший. Почему?Леший – это дух, неразрывно связанный с лесной чащобой. А большинство славянских народов проживало на территориях, занятых лесом. Вся жизнь крестьян была тесно связана с ним: из леса брали дерево для строительства, топливо для печей, там же пасли скот, добывали пушнину и дичь, собирали ягоды и грибы. Часто густой лес окружал селения, через него проходили дороги. И, несмотря на это, лес был чуждой, иногда враждебной стихией, опасным местом, полным загадок и необъяснимых явлений.
Обычного человека, а не опытного охотника, в лесу поджидали дикие звери, топкие болота, тёмные чащобы, пугающие звуки ветра и эха. Суеверие и невозможность дать всему разумное объяснение придали этим явлениям в глазах крестьянина сверхъестественную сущность, наделили обычные вещи волшебной силой. Так вот и появился Леший, хозяин леса, зверей и птиц. Но от страха и отношение к нему было двойственное: с одной стороны его уважали, как справедливого хозяина леса, а с другой побаивались его силы.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/ea8c6a64caf957a2eb7eafcbd02a5254.jpg
Часто страх перед неизвестным создавал совершенно неожиданные представления о Лешем. Поэтому его образ полон нелепостей: Леший не имеет тени, в его глазах горит зелёный огонь, лапти обуты наоборот, его можно разоблачить, если посмотреть на него через правое ухо коня и так далее. Подобные представления, противоречащие логике и здравому смыслу, выдуманы только от страха и от желания нагнать страх на слушателей – любителей побасенок. Чтобы найти ответ на второй вопрос, мы не будем брать их в расчет.
Ближе к реальности
Но в образе Лешего также присутствует полно представлений, которые могут иметь под собой реальную основу. Вот некоторые из них:
Леший часто является в образе отвратительного старика.
В лесу он страшными криками и хохотом наводит ужас на людей.
При злом обращении леший отвечает злом, а при добром – добром.
Чаще его можно увидеть ночью или в сумерках.
Иногда представляется существом, похожим на человека, но голым и обросшим шерстью. Такого лешего в народе называли «диким» человеком. Считалось, что он не умел говорить и был глуп – хитрый мужик мог легко его обмануть.
Лешие могли жить бродягами, а могли селиться в избах или охотничьих домиках. Также часто встречаются поверья, что лешие живут целыми сёлами, в особых жилищах, с жёнами и детьми. У них есть собаки, скот и утварь, а возглавляют их свои «атаманы».
Лешие могли похищать заблудившихся в лесу детей и женщин и поселять их с собой. Иногда похищенные возвращались к людям и жили прежним образом.
Очень часто охотники и пастухи вступали с ним в сделки: в обмен за лакомство (пирог, пряник) леший мог показать «урожайные» места. Или даже сам помогает вспахать поле.
Не правда ли, эти представления словно описывают кого-то реального? На ум сразу приходят древние неандертальцы и изгои со страшными заболеваниями.
Версия 1. Неандертальцы
Вполне вероятно, что образ Лешего – это воспоминания наших предков о своих древнейших соседях – неандертальцах. Они не являются нашими предками, но жили совсем недавно, коло 25-35 тыс. лет назад бок обок с кроманьонцами. Последние как раз и есть наши ближайшие предшественники.
Что удивительно, облик неандертальца поразительно напоминает Лешего! По найденным в разных местах Евразии черепам неандертальцев советский антрополог и археолог М. М. Герасимов воссоздал их внешность. Всмотритесь в фото, они похожи на нас, но имеют диковатый вид. Возможно, «дикие» люди, как называли иногда Леших, – это неандертальцы.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/c8aa5d143810dc475373d4a58e5b5771.jpg
Изучая гены, извлечённые из костей, учёным удалось установить, что в умственных способностях неандертальцы сильно уступали нашим предкам, хотя, возможно, и обладали примитивной речью. Отсюда, вероятно, возникло представление о глупости Лешего.
Неандертальцы селились семьями в пещерах, землянках и примитивных хижинах. Им был известен огонь, утварь и одомашненная собака. Вот тебе и селение Леших!
Неандертальцы и кроманьонцы были слишком разными и вели постоянную борьбу за еду и территорию. В селениях обоих видов находили обглоданные кости друг друга. Поэтому «лешие» избегали встречаться с нашими более успешными предками. А самыми недоступными местами были лесные чащобы.
Также есть доказательства того, что «лешие» могли похищать заблудившихся женщин. В любом случае, имеются останки гибридов неандертальцев и кроманьонцев.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/f36b86cd06517188684ee8a2d116f556.jpg
Версия 2. Изгои
Если версия о неандертальцах опирается только на возможные воспоминания наших предков о давнишних соседях, то эта несёт в себе более реальную основу.
Человек подвержен многим заболеваниям, которые могут изуродовать его тело и лицо до неузнаваемости. Всем известная проказа, болезнь порфирия, лейшманиоз… Они вызывают необратимые уродства, отклонения в психике и могут быть заразны. Жизнь с такими людьми становится не просто тяжёлой, но даже опасной. Что же делали с такими людьми?
Есть подтверждения того, что несчастных больных выселяли из селения. Ставили им хижину, а родственники приносили им еду и всячески поддерживали. Люди, не знавшие о несчастье, могли напугаться, встретив их в лесу… А, как известно, у страха глаза велики.
Психологический фактор
Кто бы ни послужил прототипом Лешего, его существование приносило определённую пользу крестьянам. На него отмахивались при любых неудачах, случившихся в лесу. Заблудился, потерял корзину, уснул после обеда на муравейнике или произошли прочие неприятности – виноват всё равно Леший. Ещё его мнимое присутствие могло успокоить в лесу пугливого человека. Оставив лесному хозяину пряник, пришелец думал, что попадал под его покровительство, и, соответственно, с ним ничего не могло произойти. Такой способ самоубеждения психологи называют «методом ритуала».
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/53fccf9384847543ff01b75deb3f7e72.jpg
“А на кого намекают персонажи русских сказок?” – да ни “на кого”, а “о чем” – “Сказка – ложь, да в ней намёк…” что ж фразу то обрезал, автор? “…добрым молодцам урок”, а урок это не образ кого-то, а поступки, описанный в сказках. Учатся на поступках, а не на образах персонажей.