Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Вот уже два года шведов запугивают российской угрозой. То подводные лодки у Стокгольма «находят», то российский спецназ «спилил» несколько радиомачт вблизи границы, то неведомые российский хакеры «заблокировали» аэропорт Арланд и сервис заказа железнодорожных билетов. Что бы ни случилось в Швеции плохого или необычного, шведская пресса и шведские политики во всём винили Россию.
Остатки здравомыслия
А что? Игра-то стоит свеч. Число сторонников вступления Швеции в НАТО, которое не менялось двадцать лет, за два года увеличилось на целых 10%. Шведские генералы воспряли духом и даже пробили увеличение оборонного бюджета, для укрепления обороны, разумеется, от российской угрозы. Досталось от ангажированной прессы даже финскому президенту, который осмелился пригласить к себе самого Путина.
Но не все в Швеции сошли с ума. Остались ещё люди, способные рассуждать трезво. Один из них это главный редактор журнала Filter Маттиас Йоранссон, который в свежем номере, анонсированном в Aftonbladet, опубликовал статью с провокационным названием «Шведская фабрика троллей». Троллями Йоранссон называет не каких-то безымянных блогеров, а шведскую прессу, в первую очередь, таблоид Dagens Nyheter.
Этот таблоид больше всех разжигал антироссийскую истерию. Дошло даже до того, что когда Министерство обороны королевства объявило, что никаких российских подводных лодок у берегов страны не было, Dagens Nyheter позволил себе оспаривать официальное заявление оборонного ведомства.
Шведская контрразведка утверждает, что опасность для Швеции не стала больше, но журналистов это не волнует. Мало того, шведские журналисты в запале антироссийской истерии готовы назвать пятой колонной и друзьями Путина всех, кто не согласен с их точкой зрения. Например, бывший инспектор по вооружениям Ханс Бликс весьма скептически отнёсся к возможности завоевательного похода России против Швеции и немедленно был назван членом «шведской бригады Путина».
Информационная война
Вся эта истерика стала возможной благодаря распространяемым журналистами же словосочетаниям «информационная война», «гибридная война» или «диффузная война». Эти термины появились десять лет назад и описывали тактику террористической организации «Хезболла» во Второй ливанской войне. Очень скоро эти термины приобрели гораздо более широкий смысл.
Особенно часто об информационной или гибридной войне стали говорить с началом украинского конфликта. Так и не обнаружив российской армии на территории Донбасса, Запад стал обвинять Россию в ведении гибридной войны против Украины. Вся пресса только и пестрела сообщениями об этом. В Швеции даже вышел толстенный отчёт Управления по вопросам защиты общества и оперативного реагирования под названием «Украина и информационная война», где разбирается роль журналистики в событиях на Украине.
Самое хорошее в этой войне то, что в ней никого не убивают. Это отличное занятие для тысяч диванных стратегов и воинов. И ладно бы диванные воины били бы друг дружку в виртуальных дискуссиях, но, Маттиас Йоранссон обращает внимание на то, что шведская пресса направила всю мощь своей пропаганды против своих же сограждан. Не так уж и далеки от истины российские СМИ, которые пишут, что правительства стран НАТО ведут гибридную войну против собственного населения, накачивая его антироссийской истерией. В России об этом говорят давно, а на Западе только стали догадываться.
Выход
В чём же видит выход Маттиас Йоранссон? По его мнению, следует называть вещи своими именами. Информационная война вовсе и не война: никто не умер ещё от постов в социальных сетях, но само слово война настраивает на определённый лад. Лучше пользоваться старым словом «пропаганда». И тогда ясно станет, что делать.
Когда журналистов, блогеров и других людей, которые влияют на общественное мнение, считают участниками войны, то становится проще относиться к ним как к солдатам. Соответственно, и поступать с ними как с солдатами гораздо проще. Аресты и убийства журналистов на Украине стали обыденным делом.
Называя пропаганду войной, легко потребовать чрезвычайных мер по ограничению свободы или создания «министерств правды». Согласно докладу Института Кеннана, у России нет никакой доктрины гибридной войны, хотя этим термином в западной прессе описываются почти все действия России. Несмотря на это, в США создают Центр информационного анализа и реагирования для противодействия российской пропаганде на территории страны.
Каким же образом этот центр собирается противодействовать российской пропаганде, которую ещё нужно найти? Поскольку вся риторика идёт в военных терминах, то средствами контрпропаганды. Иными словами, правительство США будет целенаправленно промывать мозги своим же гражданам.
Если российские СМИ, ориентированные на США (телеканал RT), действительно занимаются пропагандой, то отличным средством против неё будет не контрпропаганда, а качественная объективная журналистика. Почему-то об этом варианте никто на Западе не задумывается. А может потому и не задумывается, что RT говорит правду?
Автор: Евгений Сизов
http://politobzor.net