Первые итоги двухлетней «санкционной войны» для Европы, России и Прибалтики
Санкционное противостояние России и Запада привело к ослаблению торгово-экономических связей между двумя крупнейшими экономиками Европы. Страны ЕС теряют целый ряд сегментов российского рынка. Сдерживаемая в своём развитии российская экономика вынуждена начать процесс трансформации, двигаться к большей самодостаточности. Что в итоге дала война санкций России, Европейскому союзу и самым громкоголосым промоутерам политики экономического сдерживания – Прибалтийским республикам?
Сельское хозяйство
Главными выгодополучателями санкционной войны оказались российские аграрии. Ограничение на ввоз продовольственных товаров из западных стран позволило сельскохозяйственной отрасли начать стремительное развитие. Ещё в прошлом году Россия достигла самодостаточности по выпуску мяса птицы. В настоящее время производители свинины переживают экспортный бум. Впервые в современной истории отечественные аграрии становятся крупнейшим поставщиком пшеницы на мировой рынок, обогнав бессменных лидеров – США и Канаду. На фоне этих успехов в России растёт поддержка политики запрета на ввоз европейских продуктов.
По данным последнего опроса Фонда общественного мнения, 82% россиян считают эмбарго правильной и полезной мерой.
Европейские фермеры тем временем переживают не самый лучший период. Так, только за одиннадцать месяцев, с апреля 2015 года по март 2016 года, объём продаж сельскохозяйственной и продовольственной продукции из стран ЕС в Россию сократился на 29% по сравнению с прошлогодним периодом. В финансовом исчислении убытки составляют 2,2 млрд евро. По оценкам Всемирного банка, из-за эмбарго в сельскохозяйственном секторе стран ЕС более 130 тыс. рабочих мест оказываются под угрозой.
Сильнее других от контрсанкций страдают ближайшие соседи, традиционно имевшие с Россией крепкие торговые отношения.
В первую очередь это Польша и Прибалтика. По расчётам Министерства земледелия Латвии, эмбарго Москвы приведёт к тому, что суммарные потери хозяйств молочной отрасли составят в этом году 233,5 млн евро. Четверть миллиарда евро убытков только у латвийских молочников – катастрофический урон для столь малой экономики. Сопоставимые потери переживают Эстония и Литва.
Промышленность
Западные санкции заставили российские промышленные предприятия переключиться на курс импортозамещения. Поскрипывая зубами, промсектор начал движение к самодостаточности по тем направлениям, где это было оправданно. Во втором квартале 2016 года о снижении физической доли импорта при закупках оборудования сообщили 30% предприятий.
Задача такой трансформации проста: снизить зависимость от иностранных поставщиков и поспособствовать росту производства в России. Это, однако, не означает, что Кремль выбирает политику изоляционизма и замыкается.
Напротив, Россия начинает осуществлять ряд шагов для привлечения зарубежных инвесторов к организации промышленных производств непосредственно на своей территории.
Новые инструменты упрощают доступ к государственным и региональным заказам, дают возможность иностранной компании получить статус эксклюзивного поставщика. Зарубежному инвестору предлагается специальный контракт, который на 10 лет защитит его от изменений российского законодательства.
«Тот же Китай вдруг осознаёт: размещать свои предприятия на русском Дальнем Востоке – поближе к дешёвому сырью и энергоресурсам – оказывается выгодно. Часть немецкой промышленности тоже нашла способ справиться с проблемой, – пишет ежедневник Die Welt, – теперь ряд концернов не экспортирует свою продукцию в Россию, а строит там заводы». Один из примеров – немецкий производитель сельхозмашин «Claas», создавший завод в Краснодаре. Концерн признан в России «отечественным производителем» и получает преференции от государства.
Европейская экономика продолжает неспешный рост. Вот только темпы промпроизводства у лидеров ЕС оказываются намного хуже прогнозов. Стимулирующие меры Европейского центрального банка – снижение ключевой депозитной ставки и включение печатного станка – сглаживают ситуацию, но не дают импульса к стабильному развитию. Потеря российского рынка оказалась слишком существенной.
В странах Балтии в это время продолжают падать показатели пищевой промышленности. Уже очевидно: для Латвии и Литвы антироссийские санкции обернулись мясо-молочным «самоубийством». Не вселяют оптимизма и результаты внешней торговли – они падают у всех трех стран Балтии
Энергетика
Взглянем на ограничительные меры против энергетического сектора российской экономики. Помимо прочего, санкции были направлены на создание российским энергетическим компаниям препятствий в получении финансирования. Ограничения якобы должны были блокировать реализацию сложных проектов по разработке морских месторождений нефти и газа в Арктике и других регионах.
Российские энергетические компании, однако, продемонстрировали удивительную устойчивость к внешним вызовам. Ослабление национальной валюты, увеличившее рублёвые доходы от экспорта, помогло отрасли пережить и санкции, и низкие цены на нефть. Западные компании, отказавшись от совместных проектов с Россией, остались за бортом крупных проектов в той же Арктике и лишились доступа к многомиллиардным контрактам. Так, американская нефтяная компания ExxonMobil была вынуждена выйти из всех 10 совместных предприятий с «Роснефтью», включая проект стоимостью 3,2 млрд долларов в Карском море.
Российские нефтяники тем временем устремили взгляд в Азию – регион, где пока ещё наблюдается значительный дефицит энергоресурсов.
ЕС по-прежнему зависит от России в вопросе энергетической безопасности. Москва поставляет в Европу треть потребляемых объёмов природного газа. Именно поэтому Берлин, наплевав на общебрюссельскую линию по экономическому сдерживанию России и прочие увещевания прибалтов и украинцев, начинает реализовывать с Москвой проект «Северный поток – 2». С его помощью Германия постепенно станет не только самым крупным импортёром российского газа, но и крупнейшим его дистрибьютером в другие европейские страны. Национальные интересы порой становятся дороже мнимого евроединства.
Вот и страны Балтии, поигравшись в энергонезависимость с помощью плавучего терминала СПГ в Клайпеде, снова возвращаются в лоно ненавистного им «Газпрома». Вильнюс ведёт переговоры с газовым гигантом о долгосрочных контрактах, Eesti Gaas в начале года подписывает трёхлетний договор, Латвия продолжает покупать российский «недемократический» газ в рамках старых соглашений.
Что же в итоге?
Санкционное противостояние наносит удар по всем вовлечённым сторонам, но, несмотря на падение реальных доходов населения и замедление экономического развития, российская хозяйственная система начинает на удивление быстро перестраиваться: открываются новые заводы, строятся космодромы и самолёты, привлекаются иностранные инвесторы.
Не попавшие под санкции страны очень быстро практически заместили на Российском рынке Западных конкурентов в тех сегментах рынка, где пока не сработало импортозамещение. Европейские компании тем временем всеми правдами и неправдами ищут лазейки на российский рынок для сохранения собственной прибыли. Ну а громкоголосые прибалты в свойственной им манере продолжают «жевать кактус»: отстаивают идею усиления антироссийских санкций и терпят убытки.
РС: Внешняя политика сегодня России не зависит от эмоций или обид. Она строится только на строгом расчете и целесообразности Российским интересам. И это не может не радовать, ибо еще недавно это было не так, а в девяностые так и вообще была катастрофа.
https://cont.ws
- – -Зачёт!!! – - -
Да, сегодня Россия переживает трудные времена. Но когда нам ПОБЕДЫ давались легко? Мы всегда приходили на помощь слабым. И пускай их неблагодарные потомки нас не редко предавали и ещё не раз предадут. Наше чувство справедливости, заложенное в генах (тем кто относит себя к РУССКОМУ МИРУ), не даст нам склонить головы и встать на колени. Как говорится в песне Геннадия Жукова: “Мы преклонились лишь на миг… Шнуруем берцы”. И сколько бы “ушлёпки” вроде чела под ником “STARIK”, визжащие о светлом социалистическом прошлом, но поступающие. как … либерасты. не кидали мне “-”. знайте мне на вас … Короче с высокой колокольни. А тебе STARIK – я минусы не кидал принципиально, руки, как говорится не хотел марать)). Не кидал)). Запомни, как сказал Горчаков:«Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
Лукашенко жалуется, что молоко со сметаной стало тяжело в России продавать. Российский Россельхознадзор постоянно ищет способы, что бы ограничить поставку белоруской сельхозпродукции на Российский рынок.
У нас увеличилось производство молока ?? Не знал…
Читал только, что стадо КРС за 2015 г. уменьшилось на 2 %.
А молока, сметаны и сыра стало больше, да так , что Лукашенко продать в Россию молочку не может ?
Не иначе, как манна небесная..))
Не пойму только, почему без санкций нельзя было сделать? Зачем так усиленно в ВТО вступали? Почему всю химическую и проплаченную субсидиями сельхоз продукцию покупать в Европе, когда можно гораздо лучше купить местное или из более лоялных стран?
отвечаю
Россия давала возможность паразитам запада, работать и обогащаться -Чтоб они не сдохли раньше времени!
Все вранье. Импорт как везли, так и везут, только через 3и страны ( поэтому он стал дороже) В России как не было производства так и нет. Все что называется промышленным импортозамещением это унылое, никому не нужное г..но собранное из импортных комплектующих. Условий для развития промышленности, да и любого предпринимательства в России как не было так и нет. И не надо брызгать слюной, я не меньший патриот чем вы но правде надо смотреть в лицо.
Ой-ой-ой! Всё плохо-всё плохо! Бедолага! Как, наверное, тяжело тебе жить! Вы из порды мух (Муха везде ***** найдёт) Даже если будет всё отлично, такие как вы всё равно г….. найдёте.
Не говорите злого, не слышьте злого и не смотрите на зло. Конфуций.
Добропорядочный человек не должен приумножать-зло!
Некоторые люди-личности глубоко отрицательные-ужас!
Не усложняйте. В России левая рука не знает что творит правая. Хоби великого Пу внешняя политика (этакий волд оф тэнк в реалиях), и он говорит нам кто враг, а кого мы должны любить в десна. А то что наши “друзья” везут ГМО ….