Время “графо”: Глупость. Ум. Мудрость
Глупость
Глупость – степень отсутствия ума? Или это иллюзия ума – иллюзия смысла? Непонимание ограниченности ума (с его продукцией) вообще и своего – в частности?
Обычно я считал себя дураком, если пропускал очередной «удар судьбы», и умным – если удавалось его избежать (правда, попав позже под другой…), добиться в чём-то успеха. Если глупость – это неоправданное доверие ограниченному уму, то оно необходимо возникает, если мир представляется опасным, бьющим – находящимся вовне: противостояние враждебному миру (обладающему умом бесконечным…) – ощущение себя отдельным, отделённым – ограничивает, загоняет в самоуверенность?
Леность – это глупость тела, глупость – это леность ума. И. Зейме, 1763-1810
Дурак не вступает в диалог с самим собой: первая же мысль захватывает его, не дождавшись ответа второй. Галифакс, 1633-1695 Уверен в правильности любой «своей» мысли, поэтому ни в чём не сомневаюсь, самоуверен? Или биокомпьютер виснет сам по себе?
Дураки – это лентяи мысли, а лентяи – мысли дураки,
И над ихним бытом понависли недостигнутые потолки. Глазков Н.И.
Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. Чехов А.П.,1860-1904
Пять примет глупости и невежества: сержусь без причины, говорю без нужды, переменяюсь неизвестно для чего, вмешиваюсь в вовсе меня некасающееся, не могу различить, кто желает мне добра и кто зла – доверяю всем без разбора. Индийский эпос
Одно из счастливых преимуществ дураков – это не замечать, что они надоедают. Фредерик Годе
О глупце все говорят, что он глуп, но никто не дерзает отвести душу и сказать ему это в лицо; он так и умирает в неведении. Лабрюйер Всё же говорят – в сердцах…
Нельзя правдиво описать дурака, не затратив достаточно времени на терпеливое изучение себя. Ф. Колби, 1865-1925 Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает. Грасиан Глупость сопровождает нас всю жизнь. Если кто и кажется разумным, то только потому, что его глупость строго соответствует его возрасту и положению. Ларошфуко, 1613-1680 «Как все, как все»?
Мы живём в мире, где один дурак создаёт много дураков, а один мудрый – очень мало мудрых. Лихтенберг, 1742-1799
Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом. Ремарк Глупость – потенциал мудрости?
Если ты не замечаешь собственной глупости, ты глупец, если замечаешь – умный, если предупреждаешь – гений. Жемчужников В.М., 1830-1884
Все глупцы – упрямцы, все упрямцы – глупцы, и чем неверней мнение, тем сильней упорство.
Две вещи быстро приканчивают – глупость и распутство. Одни теряют жизнь, потому что хранить её не умеют, другие – потому что не хотят.
Как добродетель – сама себе награда, так порок – сам себе кара. Грасиан,1601-1658
Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать. Цицерон,106-43 до Всем глупцам не терпится осмеять кого-нибудь. А. Поуп, 1688-1744
Страсть, честолюбие, гордость, зависть и тщеславие ведут существование независимое от разума, но побуждают его к действию. Под влиянием одной или нескольких из этих сил умные люди могут делать глупости. Луис Фишер, XX
Стараясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие. Гораций,65 до-8 н.э.
Если люди могут достигнуть в любой области сколь-нибудь разумных результатов, то только после того, как исчерпают в этой области все возможные глупости. Фонтенель, 1657-1757
Для глупости особенно характерно несоответствие между целями и средствами. Наполеон, 1769-1821
Между желанием и сожалением почти всегда находится место для глупости. Д. Дарк, 1840-1887 Беда – глупости соседка. Русская пословица
Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Даниил Заточник
Никто не бывает глупым в одиночку: один заражает своей глупостью других, да и сам он восприимчив к чужим глупостям. Сенека, 4 до – 65
Глупость становится незаметной, приобретая огромные масштабы. Б.Брехт Самосознание автора оторвалось от масс? Слившись с Миром, он увидит всё необходимым? (См. Бёрне, «Ум»)
Глупость – мать всех зол. Античный афоризм
Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его. «Дхаммапада», ок.III в. до
Глупость не обязательно делает злым, но злоба всегда делает глупым. Франсуаза Саган
Глупые не всегда безопасны: у них хватает уменья сказать ровно столько, сколько нужно, чтобы оскорбить или оклеветать ближнего. Г. Филдинг, 1707-1754
Глупец не может быть добрым: для этого у него слишком мало мозгов.
Хочет сделать добро, самоуверенно полагаясь на какое-то своё надуманное, замершее понимание, и – вредит? А кто из нас всегда чувствует момент во всей его полноте – абсолютно спонтанен в Добре?
Как часто люди пользуются умом для совершения глупостей. Ларошфуко, 1613-1680
Отказать в полном доверии обыденному, привычному, застывшему «уму» - законченным мыслям?
Глупость служит уму точилом. Шекспир,1564-1616 Глупость – великолепный катализатор здравомыслия. Натан Перельман
Если бедность – мать преступлений, то недалёкий ум – их отец.
Если бы глупец боялся сказать глупость, он уже не был бы глупцом. Лабрюйер, 1645-1696
Кто глуп и понял это – уже не глуп. Публий Сир, I век до
Миг, когда осознаёшь себя бездарным, озарён проблеском гениальности. Ежи Лец
Как разумные люди бывают часто очень глупы, так глупцы подчас отличаются сообразительностью. Гейне,1797-1856
Умный своё мнение меняет, дурак – никогда.
Никто не бывает всегда дураком, но иногда бывает каждый. Английские пословицы
Только для дураков каждый день праздник. Курдская пословица Так долой несущий горе ум! До самоотключения (точнее, подключения ко Всеобщему Разуму) он должен дорасти?
Дурак – это просто инакомыслящий. Стругацкие А.Н., Б.Н. Если обладать умом – не добродетель, то не обладать им – не порок. Дидро, 1713-1784
О зависти
Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума. Порок не был бы подлинным пороком, если бы не питал ненависти к добродетели. Шамфор
Если добродетель выпятилась – это порок? Т.о. порок борется с пороком?
Злым людям люди глупые сродни,
Способны только враждовать они. Юсуф Баласагунский, XI
«Это всего лишь метеор», презрительно сказала свечка.
Лучше всего подставляют ножку карлики. Это их уровень. Ежи Лец
Способным – мешают, талантливым – завидуют, гениальным – вредят. Паганини, 1782-1840 Не видят в них Добра?
Бездарность легче прощают человеку, чем талант. Э.Кроткий
Люди удивительно снисходительны: они готовы простить всё, кроме гения. О.Уайльд,1854-1900
Ум
Что может сравниться со счастьем иметь проницательный ум и честное сердце? Ф.Вейсс, 1751-1818. Лучше – «Доброе сердце»?
Ум сам по себе – единственное семя всего. Сансара и Нирвана происходят от него. Простираюсь перед ним, как перед драгоценностью, исполняющей все желания. Сараха
Всё обладает сознанием и долей понимания. Секст Эмпирик, II век до
Ум, несомненно, первое условие для счастья. Софокл, 487-406
Рукой не достану – умом досягну. Русская пословица
В пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её. Паскаль Блез, 1623-1662
Если твоя мать забеременела или родила тебя на корабле, ты не стал бы стараться ради этого сделаться его кормчим. Так и на земле тебе не следует желать себе богатства. В первом случае у тебя нет ничего общего с кораблём, в последнем – с богатством. Общее у тебя в обоих случаях с разумом. Если же разум дала тебе природа, если у тебя есть родство с ним – считай его своим, заботься о нём.
Умный борется со страстью, глупец становится её рабом.
Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум. Эпиктет, 50-138
Как несчастны люди! Беспрестанно колеблются они между ложными надеждами и нелепыми страхами, и, вместо того чтобы опираться на Разум, придумывают себе чудовищ, которых сами же боятся, или призраков, обольщающих их. Ш. Монтескьё, 1689-1755
Легче всего сбиваются на путь неразумия самые разумные, как легче всего разоряются самые богатые. Ривароль,1753-1801 Разум при этом, в отличие от богатства, не пропадает – лишь увеличивается?
Ум проницательный находит связь между различными явлениями. Ум обширный находит её между множеством явлений важнейших. Таким образом, проницательность – это как бы первая и необходимая ступень к истинной широте.
Широкий ум на первый взгляд уменьшает предметы, сочетая их в некое целое, где каждый низводится до своих истинных размеров; на самом же деле подобный ум возвеличивает их, проясняя отношения между ними и образуя из множества разрозненных частей единую великолепную картину. Вовенарг, 1715-1747
Чем умнее человек, тем больше необычности находит во всяком; для заурядного все люди на одно лицо. Паскаль, 1623-1662
Незаурядные умы относятся с глубоким вниманием ко всему знакомому и рядовому, заурядные же проявляют интерес и пристрастие лишь к выходящему из ряда вон. Ривароль, 1753-1801
Ум и знания способствуют развитию цинизма. Гениальные технические изобретения используются, чтобы принести вред человечеству. Альбер Робида, провидец-писатель, сер.ХIХ – нач.ХХ, предсмертная записка
А цинизм в молодости – причина депрессии в зрелости?
Пользующиеся умом не станут поклоняться ему: они слишком хорошо его знают. Поклоняющиеся – не пользуется, судя по тому, что они о нём говорят. Честертон, 1874-1936
Кого бог хочет наказать, тому он даёт ум. Эрнст Хайне. Точнее, отделяет от Своего?
Гордясь своим умом, ты подобен осуждённому, гордящемуся просторностью своей тюремной камеры. Из Э. Мелло
Хитрость – признак недалёкого ума: плод её – рано или поздно всплывающий обман.
Нет ничего глупее желания быть умнее всех. Ларошфуко,1613-1680. Счастье – в Присоединении?
Живи своим умом, а чужого справляйся. Русская пословица Глупец тот, кого губит избыток ума. Грасиан,1601-1658
Знание бесконечно. И поэтому знающий очень много бесконечно мало превосходит того, кто знает очень мало.
Знание только тогда знание, когда оно приобретается усилиями своей мысли, а не памятью. Толстой Л.Н., 1828-1910. Если знание встраиваю в личную систему знаний – его количество переходит в качественное изменение этой системы, приводя к изменениям личностным – личностному росту: в самоощущении, мышлении, поведении, образе жизни, даже физиологии, степени здоровья?
Чем больше неупорядоченных знаний – тем сильнее расстраивается мышление. Герберт Спенсер,1820-1903 Человек был так умён, что стал почти ни к чему не пригоден. Лихтенберг,1742-1799
Умный часто слывёт сумасшедшим, ибо собеседнику проще счесть его ненормальным, чем себя – глупцом.
Ум, если можно так выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл. Гельвеций, 1715-1771 Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным! Шамфор,1740-1794
Умный не только не говорит глупого, но даже и не слышит ничего глупого. Бёрне, 1786-1837
Глупец познаёт только то, что свершилось. Гомер,VIII до
Для обозрения того, что может случиться – нужен ум, а для обзора случившегося требуются только внешние чувства. Шопенгауэр, 1788-1860 Ум можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее. Лихтенберг, XVIII
Предугадавший ход событий на 24 часа раньше толпы 24 часа слывёт лишённым самого заурядного здравого смысла. Ривароль, 1753-1801
Поощряя проявления здравого ума, мы вливаем всё новую энергию в когерентное морфогенетическое поле. Новым рабочим принципом здравомыслящего мира может стать утверждение: жизнь есть совместное путешествие способных программировать себя на создание радостной жизни. По: Брюс Липтон, Стив Бхаэрман, «Спонтанная эволюция». Когерентность – согласованное взаимодействие волновых процессов?
Кто силён? Побеждающий себя. Кто умён? Предвидящий будущее. По Арию Эрлихману Речь скорее о степени зрелости и степени предвосхищения последствий исполнения намерений?
Истины точной никто не узрел и никто не узнает из людей о богах и о всём, что я только толкую: если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось, сам всё равно не знает, во всём лишь догадка бывает. Плутарх, 46-126
Каждый ограниченный ум, каков он у человека, подвержен заблуждению, потому что даже самые малые предметы имеют бесчисленное количество отношений, которые ограниченный ум не может понять, так как охотно полагает, будто отношения, которых он не замечает, вовсе не существуют. Гельвеций,1715-1771
Чем шире ум, тем больше его стесняют собственные границы. Тиодьер ,1837-1930 Доходит до их осознания?
Другой ум, который у нас всех одинаков, - это, я сказал бы, дешёвая модель: экономная мощность, подходящий для всех размер – чужеродное устройство, чужой синтаксис. Мы должны напрячь все силы, чтобы в одиночестве (древние маги делали это в группе) встретить силу, которая вынесет нас из языка…
Маги встречаются с неизвестным в самых повседневных происшествиях. Когда они сталкиваются с ним и не могут интерпретировать то, что воспринимают, им приходится полагаться на руководство внешнего источника (бесконечности, голоса духа)… Если маги не пытаются быть рациональными в том, что нельзя объяснить рационально, дух безошибочно говорит им, что есть что.
Благодаря дону Хуану я принял идею, что бесконечность – это сила, обладающая голосом и осознающая себя. Тем самым он подготовил меня быть всегда готовым услышать этот голос и действовать эффективно, но без предубеждений, ни о чём не судя заранее. Все мои действия должны быть актом магии. Актом, свободным от вторгающихся ожиданий, опасений неудачи, надежд на успех. Свободным от культа «я». Всё… должно быть импровизацией; магическим делом, результатом открытости импульсам бесконечного. Выбор в любом случае делает бесконечность. Воин-путешественник просто молча соглашается с этим выбором… и он – за пределами синтаксиса нашего языка. Искусство воина-путешественника в том, чтобы обладать способностью двигаться по малейшему намёку; искусство безмолвно соглашаться с каждой командой бесконечности. По Кастанеде Имею ввиду бесконечность живущего в сердце Добра.
- Концепции определяют, значит разрушают. Доктрины рассекают, убивают Действительность. – То есть, теории бесполезны? – Нет. Расчленив розу, мы можем получить ценную информацию, но совсем ничего не узнаем о самом цветке. Став учёным, человек получает много знаний, но он совершенно ничего не знает о самой Действительности. Из Э. Мелло. Ибо целое не равно простой сумме своих частей?
Не стоит обожествлять интеллект: у него есть могучие мускулы, но нет лица. Эйнштейн. Точнее – души, сердца?
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм. Омар Хайям, XI-XII. Пер. Германа Плисецкого
Ум теряет всё своё очарование, если он проникнут злостью. Р. Шеридан, 1751-1816
Ум без разума беда. Русская пословица
Я толщу тайны думой, словно бивнем, с налёта всею тяжестью долбил.
Мы в сторону любую мысль продвинем, но там… Я лучше б верил, пел, любил!
Я поздно понял, как мы значим мало в огромном мире, хоть он весь для нас.
Мне вдруг легко неимоверно стало. Я осмотрелся. Мило всё для глаз:
И облака, и дерева, и птицы… Рожденье, смерть, причина, время, цель –
Для разума железные границы, в глухих стенах хоть где-то хоть бы щель!
Назад, мой разум! Пятен много белых в доступных горизонтах бытия.
Трудись в положенных тебе пределах: твори добро – вот миссия твоя. Вадим Сикорский, «Заповедь». Точнее, «приводи сердце в Добро»?
Чем больше ума – тем меньше страстей, несовместимых с чужим счастьем. Стендаль, 1783-1842 Следовательно, и со Своим-Нашим счастьем – Счастьем?
Ум воспитывается учением и мышлением. Цицерон, 106-43 до Насколько ум воспитан – настолько он подчиняет себя Мудрости?
В уме ума не найти; природа его – Ясный Свет. Будда Шакьямуни, ок.VI в. до
Шаг к себе истинному… возможен только через перенос акцента с интеллектуального восприятия на ощущения, на внимание к жизни тела и раскрытие своей телесности… обладание умным, восприимчивым и открытым жизни телом.
Ощущения и интуиция — лишь дверь… когда человек соединяет рассудок и ум тела в стоящую над ними единую структуру, он выходит на качественно иной уровень Сознания, стоящий над интеллектом и интуицией… интуиция становится глубже и переходит на уровень прямого знания, а рассудочная деятельность освобождается от обусловленности и искажений… появляется новое измерение — глубина мгновения, тайна мгновения, в котором он соединяется с Вечностью.
Высший уровень… осознание Сознания самого себя. Это осознание себя как нерожденное сознание, как сознание в чистом виде, предшествующее идентификации с объектом. Вы обнаруживаете себя как ничем не обусловленное свидетельствующее сознание, которое никогда не рождается и никогда не умирает.
Человек осознаёт работу своего ума и систем восприятия, их роль в создании феноменального мира. Сделав это, он может выходить за пределы шаблонов восприятия к Целому. Теперь он и Целое — одно и то же. Внешний мир становится частью внутреннего, внутренний — частью внешнего, и всё это переживается как Единое. Ум… теперь является рабочим инструментом, а не единственным средством восприятия мира. По книге: М.Заречный, «Квантово-мистическая картина мира»; ppole.ru
Ум нам даётся для того, чтоб познавали мы Его могущество, величье, власть, тогда Он не позволит пасть. Любви поддержит Он огнём того, кто, не гордясь умом, своё поймёт несовершенство, и в этом мудрости блаженство. А.Лопатина, М.Скребцова, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Мудрость
Мудрость – стратегия, ум – тактика?
У пожилого священника, всю жизнь принимавшего исповеди, спросили, что же он узнал о человеческом роде. – Во-первых, люди куда более несчастны, чем кажется… и – взрослых не существует. Ирвин Ялом Характеристика именно исповедающихся?
Юноша становится взрослым, когда он наконец понимает, что взрослых не существует. Жильбер Сесброн
Первый шаг мудрости – нападать на всё, последний – переносить всё. Лихтенберг, 1742-1799 Может быть, это первый и второй, последний же – наслаждаться всем? Пример первого шага:
Если речь зайдёт об одной из тех вещей, без которых невозможна наша жизнь, тупым чурбаном покажется мудрец… ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чём полезен, ибо неискушён в самых обыкновенных делах и слишком далёк от общепринятых мыслей и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему, ибо в человеческом обществе всё полно глупости, всё делается дураками и для дураков. Эразм Роттердамский, 1469-1536
Глупостью людям порой кажется мудрость сама: нет у людей ни одной безупречно законченной мысли; что восхищает тебя, то – пустяки для других. Лукиан, 117-190
Осторожно разбавь собственную мудрость чужой глупостью. Ежи Лец
Искать мудрость вне себя – вот верх глупости. Дзен: "Собрание камней и песка", XIII в.
В отношении печатного слова: если «чужая» мудрость мне нравится – как и насколько я её понимаю, если этот смысл вошёл с чем-то во мне в резонанс, значит, в какой-то мере это и моя мысль? И пусть эта мера небольшая – это ещё не значит, что прав автор, а не я, что он мудр всегда и во всём, что он может что-то за меня решить в моей конкретной оригинальной ситуации – вот и комментирую, адаптирую… Да и дело-то не столько в «правильности», сколько в самостоятельности поиска, без которой никогда не ощутить себя Счастливым? Но как не искать Слово, стимулирующее этот поиск?
Учитель, что ходит в тени храма, учениками окружённый, даёт им не столько от мудрости своей, сколько от веры и полноты любви. И если он мудр воистину, не станет приглашать вас в дом мудрости своей, а поведёт к порогу разумения вашего. Джебран,1883-1931
Слова одухотворённых утончённы. Слова мудрых просты. Слова достойных ясны. Речи заурядных многословны. Речи низких суетны. Чень Цзижу,1558-1594
Мудрость нельзя получить в готовом виде, её открываешь сам, пройдя такой путь, который никто не может пройти за тебя, от которого никто не может тебя избавить, ибо мудрость – это свой взгляд на вещи. Марсель Пруст, 1871-1922
Обыкновенный человек ждёт хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя. Чехов А.П.,1860-1904 Мудрость побеждает судьбу. Ювенал, 60-127
Разум растёт с мира познанием. Эмпедокл,490-430 Разум – цельный ум – мудрость ?
Чтение – трата времени? Доводилось ли вам когда-нибудь читать текст, в котором пометки, сделанные читателем на полях, оказываются настолько же просвещающими, насколько и сам текст? Жизнь – это один из таких текстов. Из притчи
Мудрость – усталость ума. Натан Перельман Здесь: осознание недостаточности, ограниченности обособленного ума – выход за его пределы, подключение к Ноосфере, Высшему Разуму? Или момент утомления –ощущение постигнутости всего?Примерно как у Экклезиаста?
В минуты, когда испытываете трепет перед непостижимостью жизни, вы ближе к её постижению, чем когда бы то ни было. Джейн Вагнер
Знания в избытке – порядка нет. Правление посредством знаний ведёт к смутам. Правление без опоры на знания приносит покой. Лао-Цзы Знания всегда недостаточны? ЗНАНИЕ как состояние абсолютно?
И видит там, где слепы очи Знанья… Джон Китс, 1795-1821, сонет «Поэт», пер. с англ. А.Покидов; а. «Поэзия» №43
Потребовалась целая жизнь,чтобы понять,что вовсе не нужно понимать всё на свете Рене Коти Легко быть мудрым после того, как всё произошло. Англ. пословица
Мудр знающий, что такое старость, смерть, страх и страдание. Он спокойно приемлет жизнь, наслаждается, спит, веселится. Индийский эпос
Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью. Гончаров И.А.,1812-1891 Кажущаяся?-
Опыт очень быстро превращается в суждения, мы же стараемся запомнить их, полагая, что это и есть опыт. Б. Брехт
Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным. ЖанДюш Мудрость измеряется не опытом, а способностью к опыту. Шоу Б.
Для учения нет старости. Русская пословица
Быть мудрым означает умереть для этого мира. Аврелий Августин, 354-430
Ненависть и другие пороки отбросивший, наделённый состраданием и другими достоинствами, отринувший чувства и страсти зовётся мудрецом, свободным от желаний.
Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро – как на ком земли, на себя – как на всех других.
Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы – порокам, сну и ссорам. Индийский эпос
Философом делает разум, героем – славолюбие, мудрецом – только добродетель. Вовенарг, 1715-1747
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней. Сенека, 4 до - 65
Кто мудр? – У всех чему-нибудь научающийся. Талмуд
Мудрый учится у неучёных. Идёт проторенной дорогой. Помогает обрести себя многим. Воздерживается от действий. Лао-Цзы Непродуманных или неспонтанных (в состоянии Дао - Естественности) действий?
Человек с благородной душой пользуется каждым происшествием для увеличения своей опытности, между которой и его рассудком существует союз, и плодом этого союза являются его поступки. Он действует во имя Любви, но не из желания приобрести любовь… он повинуется и управляет с одинаковой охотой, потому что и то и другое основано на уважении. Считая рассудок небесполезным даром природы, он делается кормчим своей собственной судьбы. Томас Овербери, 1581-1613
Слишком старый, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар. Генри Хаскинс Умный любит учиться, а дурак – учить. Чехов А. П.,1860-1904
Мудрец большему учится у безумца, чем безумец у мудреца. Катон старший, 234-149
Глупость и мудрость с такой же лёгкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей.
Глупец думает, что умён, мудрый знает, что глуп. Шекспир,1564-1616
Мудрость требует от себя, ничтожество требует от других. Китайская мудрость
Проявить мудрость в чужих делах куда легче, чем в своих собственных. Ларошфуко, 1613-1680
Поэт, не ищи ничего другого! Ты создан и послан в мир, чтобы стать сознанием всего, что лишено сознания.
Поэты восседают на Олимпе, но они слишком маленькие, и ноги их болтаются над землёй. Жюль Ренар,1864-1910
Мудрость – тиран слабодушных. Вовенарг,1715-1747
Величайшая мудрость состоит в том, чтобы не всегда быть мудрым. М. Опиц, 1597-1639 Всегда – Добрым, даже когда берёт зло?
Мудрецу и счастье к лицу. Русская пословица
Мудрый ничего не делает против своей воли. Античный афоризм Он настолько мудрый, насколько его воля совпадает с Его, Добра волей? Он вдруг прозрел, понял, ощутил: при всём очевидном разнообразии воль – Воля единственна?..
Ибо тому, кто благ для Него, даёт Он мудрость, и знание, и радость.
А тому, кто согрешает, даёт Он заботу копить и сбирать… Экклезиаст Он Сам и есть Мудрость, и Знание, и Радость… Любовь, Счастье – Добро сердца?
Глупец норовит причинить добро и забывает о людях. Мудрец покоен. Глупый делает тысячу дел, и дела его нарочиты. Добродетель творит, не прилагая усилий.
Справедливость силится воцариться, возбуждает желание отвергнуть. Человек насаждает закон и по закону вершит наказание.
Утрачено Дао – действует Дэ. Утрачено Дэ – родится добродетель. Утрачена добродетель – выпячивается справедливость. Утрачена справедливость – вырастает закон. Закон есть угасание преданности и веры, и начало смуты. Лао-Цзы, VI-V; «Дао Дэ Дзин».Пер. О.Борушко. Дэ – проявленность Дао в мире форм, основное качество, принцип Дао (Естественности-Слитности с миром, Мудрости сердца)? Например, принцип сосредоточения на Добре в сердце – проявление Дао и, одновременно – путь к Нему? Лао-цзы о Дэ: "Создавать и воспитывать существующее; создавая, не обладать тем, что создано; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином – вот что называется глубочайшим Дэ". "Человек с высшим Дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен (или наоборот: добродетелен в силу высокого Состояния, поэтому все его дела – Добрые неспециально? – С.); человек с низшим Дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние (безыдейность?); человек с низшим Дэ деятелен, и его действия нарочиты". "Дэ появляется только после утраты Дао; человеколюбие – после утраты Дэ".
Чужим пороком мудрый исправляет свой. Публий Сир, I век до Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее. Грасиан,1601-1658
Мудрый всегда встаёт на сторону нападающих на него. (Но не всегда сообщает им об этом? - С.) Он больше их заинтересован найти в себе слабое место. Эмерсон, 1803-1882
Мудрый всегда находит себе помощь во всём, потому что дар его в том, чтобы извлекать добро из всего. Рёскин,1819-1900 Когда не слишком больно?
Мудрый умеет приобретать, теряя, и терять, приобретая. Хуан Мануэль Ничего не присваивать внутренне, ни к чему не прирастать душкой – дабы не страдать, теряя! Добро вытесняет все пристрастия?
Глупость, гоняясь за наслаждениями, находит разочарование; мудрость избегает зол Шопенгауэр,1788-1849
Мудрец не говорит того, что он сделает, но не сделает ничего такого, чего нельзя было бы сказать. Буаст, 1765-1824
Мудрый не отличается от других тем, что он говорит, делает, мыслит. Отличается он тем, что никогда не говорит, не делает, не размышляет. «Гуань Инь-Цзы», VII-X
Первое средство для привлечения дельных мыслей – это не думать ни о чём пустячном и пошлом. Расчистите место для дельных мыслей – и они придут сами. Шопенгауэр, 1788-1860 Каким образом расчистить? Поставить себя в соответствующие условия, обстоятельства? Анализировать недельные? Медитировать? Молиться о Дельном?
Не браться ни за какие дела – вот первый признак мудрости; взявшись же за дело, доводить его до конца – признак второй. Индийский эпос
Большинство думает, что путь к счастью – в непрестанном возвышении над прочими. Мудрость, напротив, шепчет: предпочитай спокойствие шуму; простоту – вычурности; прочность – блеску; скрывайся от взоров толпы и не сердись даже тогда, когда тебя ценят ниже того, чего ты стоишь. Последний в своём кружке – ты будешь первенствовать в следующем! Ф. Вейсс И споткнёшься о тщеславие?!.. Автор ценит себя – привязан к «я», отделен?
Мудрость многократно ближе, когда склоняемся в смирении, чем когда парим в облаках. У. Вордсворт, 1770-1850. Парение может прийти через Любовь-Понимание, а Понимающий смирен?
Мудрость – это преисполненная достоинством покорность. Вильгельм Швебель Покорность Высшему в себе-людях – Самому Себе, Ближнему – Добросчастью?
Мудрость в том, чтобы подчиняться всеобщей иллюзии, не будучи обманутым ею. Амиель, 1821-1881
Одного мудреца спросили: – До какой степени ты развил свой ум? – До такой степени, что я теперь никому не верю и ни на кого не надеюсь. Абу-ль-Фарадж, 897-967
Мудр не тот, кто думает, что всё знает, а тот, кто понимает, что мало знает. (Что н и ч е г о точно не знает? – С.) Клаудиус, 1740-1815
Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца всё ясно. По книге А.Лопатиной, М.Скребцовой, «Притчи для детей и взрослых», М.-2011
Учитель и ученики прогуливались по берегу реки. Учитель: «Смотрите, как рыбы всё время шныряют туда-сюда, как им заблагорассудится. Именно это доставляет им удовольствие». (Вот Оно, Счастье? – С.) Какой-то незнакомец, услышав замечание, спросил: «Откуда ты знаешь, что доставляет рыбам удовольствие? Ты же не рыба?»
Ученики открыли рты от изумления, сочтя это за наглость. Учитель улыбнулся, сочтя это за бесстрашный дух поиска. Он приветливо спросил: «А ты, друг мой, откуда знаешь, что я не рыба? Ты же не я?» Ученики засмеялись, сочтя это за ответный удар. И только незнакомец был поражён глубиной сказанного. Весь день он размышлял над ответом, а затем пришёл в обитель, чтобы сказать: «Может быть,ты не настолько отличаешься от рыбы, как мне казалось. А я от тебя». Из Э. Мелло
Первое условие мудрости – освободиться от предрассудка. Гораций, 65 до – 8 н.э.
Поселянин и лев
Однажды к пахарю забравшись в хлев, В ночи задрал и съел корову лев. И сам в хлеву улёгся отдыхать. Покинул пахарь тот свою кровать; Не вздув огня, он поспешил на двор – Цела ль корова, не залез ли вор? И льва нащупала его рука, Погладил льву он спину и бока. |
Льву думалось: «Двуногий сей осёл, Видать, меня своей коровой счёл! Да разве б он посмел при свете дня Рукой касаться дерзкою меня? Пузырь бы желчный лопнул у него От одного лишь вида моего!» Ты, мудрый, суть вещей сперва познай, Обманной внешности не доверяй. |
Руми, 1207-1273. Пер. Владимир Державин
Земная жизнь – наказание исправительно-учебное? Каждый из нас, пока «слеп», обречён повторять опыт Евы, обманываясь коварными смыслами «очевидно» необходимого выживания, «благоразумия», общепризнанных «благ», соблазнов? Задача возврата рая решается отказом от «протягивания рук» к этому пожирающему всех льву, кажущемуся коровой?
Эта жизнь хороша напоминанием о Рае: вид природы, искусство… Прекрасное рождает состояние рая в душе, которое остаётся только поддерживать, отказавшись от ложного земного счастья – лапания льва?
Или же беречься бесполезно: каждый непременно должен испытать сколько-то страданий, забот, тревог, переживаний, усилий? И недостаточно: только когда эту чашу человек исчерпывает досрочно, усердно гоняясь в поте лица за призрачной коровой-Истиной, он – устав, выбившись из сил, опустошившись – обретает Рай ещё на земле? Поэтому Счастье если и приходит, то обычно в старости, последней жизни?
Копилка цела пока пуста… Хун Цзычэн, XVII, «Вкус корней»
Надёжного знания о мире не добудешь. Мир и наше знание о нём – как лезвие меча и рука: пока рука не дотронется до меча, она не поранится.
Во сне, в зеркале пребывает мир. Чтобы убрать снящийся мир, нужно бдить. Чтобы убрать вещи, отражающиеся в зеркале, нужно не смотреть в него. Чтобы убрать вещи мира, нужно опустошить сосуд, вмещающий их. Всё, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там. Мудрый устраняет не мир, а знание о нём. «Гуань Инь-цзы» Каким образом? Подвергая ранящее «знание» анализу? Отвлекаясь от него чем-то Настоящим? Или медитируя, например, на дыхании?
Говорливый редко переходит к делу. Слова мудрого меньше его дел. Китайская мудрость
Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания. Джорж Герберт,1593-1633 Доброе дело – дело в Состоянии Добра? Могут ли знания привести к Нему?
В мире есть немало вещей, о которых мудрец предпочёл бы не знать. Эмерсон, 1803-1882
Учитель спросил учеников, что важнее, мудрость или действие. –Конечно, действие, - ответили они, - какая польза в мудрости, которая не показывает себя в действии?
– А какая польза в действии, которое происходит от непросветлённого сердца? Из Э. Мелло
Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп. Персидская пословица
У дороги стояло старое, засохшее дерево. Однажды ночью мимо прошёл вор и испугался: ему показалось, что это стоит, поджидая его, стражник. Прошёл влюблённый юноша – и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он решил, что это привидение. Но дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами. Индийская притча
Всякий слышит лишь то, что понимает. Плавт, III-II века до
Мудрый составляет суждение обо всём, но особенно вникает в то, в чём есть глубокий и высший смысл, ибо полагает, что там есть больше, чем он предполагает. Так размышление проникает дальше первоначального суждения. Грасиан,1601-1658
Видя мудрого, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Видя немудрого, взвесь собственные поступки. Конфуций
Мудрые страдают нередко недостатком благоразумия. Глупцы, напротив, избытком рассудительности. Грасиан, 1601-1658
Когда мы начинаем отчаиваться во всякой вере… каким утешением может стать для неё возможность следовать за мудрецом его путями и видеть, что и он порою был только слабым и несовершенным. Гессе Г.
Все философы – мудрецы в своих сентенциях и глупцы в своём поведении. Франклин Бенджамин,1706-1790
Низкая нация распинает или отравляет своих мудрецов, и оставляет своих безумцев свободно бродить и гибнуть на улицах. Мудрая нация повинуется первым, сдерживает вторых и любит всех… Рёскин,1819-1900. Мудро ли повиноваться кому-либо, решив, что ему виднее? Другое дело – повиноваться Мудрости, насколько Она мне доступна, исходить из неё во всем?
Делами проявляй мудрость свою, ибо нет слов мудрее дела. Гиппократ,460-370 Мудрое дело – оксюморон? Просто деваться некуда: раз уж жив – приходится что-то делать… Может быть, мудрое поведение – безыдейное, спонтанное? В состоянии Добра. Но тогда слово равно делу, ибо в этом случае всё – Добро.
Ум успехом люди мерят. Еврипид,480-406 Мудрость –достояние не возвысившихся, но только смиренных. Восточ. мудр.
Вокруг подлинных гениев кружатся, толпятся и подымаются мысли… и нет этому конца; вокруг выдуманных гениев вертится нескончаемая словесная карусель.
Посредственное вынуждает рассуждать, талантливое – умолкнуть.
Видимо, гении (те, кто кажутся выше меня, но достаточно близки, чтобы я мог что-то у них понять) заставляют думать молча, на время поражая своим «совершенством», примеряться, «подтягиваться» до Уровня; те же, чьи мысли для меня неприемлемы по каким-то причинам (например, «пройденный этап»,«неправильны», «глупы») – раздражают, возмущают – «заводят», вызывают желание высказаться?
Не повторяйте ошибок особо даровитых людей, научитесь ошибаться самостоятельно и в меру своих сил. Натан Перельман Кто ищет – вынужден блуждать. Гёте, 1749-1832
В какой бы части мира вы ни находились, оглянитесь, - и вы удостоверитесь, что преобладающее большинство ведёт ограниченную внешними формальностями жизнь. Только маленькая группа просвещённых обращается к мыслительным и духовным процессам в глубине своего сознания… мир именно вашей внутренней жизни, т.е. ваши мысли, чувства и представления создают внешний мир. Джозеф Мёрфи
Можно ли одиночек можно назвать группой? Хотя, какая-то связь есть, особенно - во время уединения?
Мудрец менее всего одинок в одиночестве. Свифт, 1667-1745
Мы существуем только до тех пор, пока мы обособлены от того, что находится вокруг нас. Наш мозг подобен шлему космонавта. Человек должен оставаться внутри себя, иначе он погибнет. Набоков В.В.
Обособленный ум можно также сравнить с первой ступенью ракеты, которую нужно отработать до предела и отбросить, достигнув Свободы от «земли»?
По-видимому, чтобы быть мудрым, надо думать много, но лениво. Только тот, кто думает, забывая о том, что он думает, может до чего-нибудь додуматься. Чтобы думать, надо выпадать из жизни. Фазиль Искандер. Главное – запустить процесс мышления? Или он запускается только от хорошего пинка судьбы?
Настоящее человечество существует в скрытом состоянии в животном мире; точно так же и будущее человечество существует в нас в скрытом состоянии. Гюйо, 1854-1888
В этом мире каждый человек не столько творец, сколько его предвестие. Люди несут в себе пророчество будущего. Эмерсон,1803-1882
Сила разума в признании существования множества явлений, ему непостижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных!
Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к самому себе.
Все попытки разума оканчиваются тем, что он осознаёт, что есть бесконечное число вещей, превышающих его понимание. Паскаль Блез,1623-1662
У каждого из нас, людей, есть два сознания. Одно полностью наше и похоже на тихий голос, который всегда несёт в себе мир, порядок, смысл. Другое сознание – это нечто встроенное извне. Оно приносит нам конфликты, внутренние споры, сомнения, чувство безнадёжности. Из Кастанеды
Один человек, желавший стать мудрым, пришёл к раввину: - Скажи, что мне сделать, чтобы стать мудрецом? – Постой некоторое время под дождём, - ответил раввин. Человек удивился: «Разве это поможет?» - но вышел под дождь. Он чувствовал себя очень глупо и к тому же до нитки промок… Вскоре он вернулся: - Я сделал, как ты мне сказал, что теперь? – Пока ты стоял под дождём, посетило ли тебя какое-нибудь озарение? – Какое там озарение! Я думал, что веду себя как глупец! – Это великое открытие! Теперь ты на верном пути: если ты знаешь, что ты глупец, ты начинаешь мудреть! Изменения уже начались! Хасидская притча
Чтобы приобрести настоящую мудрость, сначала нужно побывать в ослиной шкуре. Апулей, II век
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно! –
Вот последняя правда, открытая мной.
Я – школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях, Омар Хайям, ок.1048-после1122
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров… Перевёл Герман Плисецкий
Последняя степень мудрости – узнать, что у нас её нет. Буаст, 1765-1824
Заблуждаются не потому, что не знают, а потому что воображают себя знающими. Руссо, 1712-1778
Лишь склоняющиеся перед лицом непознаваемого знают по-настоящему. Лао цзы, VI-V
Личности надо отречься от себя для того, чтобы сделаться сосудом Истины, забыть себя, чтобы не стеснять её собою. Герцен А.И.,1812-1870
Высшая мудрость заключается не в самоотречении, а в умении находить удовольствие в самых малых вещах. Д. Рёскин, 1819-1900 Первое является условием второго?
Мудрость – в способности действовать в соответствии с общезначимыми целями.
Мудрость – это не наука. Мудрость есть возвышение души. Гегель, 1770-1831
Мудрость – это свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей. И. Кант, 1724-1804
Мудрость – это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер
Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Лихачёв Д.С. Мудрость – руководство Добром, пребывание в состоянии Добра, Любви – Знания?
Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов и обманов, которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума; уничтожая соблазны, разум освобождает сущность души человеческой – любовь и даёт ей возможность проявить себя.
…люди стараются заглушить разум, чтобы он не мешал им жить так, как они привыкли. Толстой Л.Н.
Разум – тайный посланник к тебе, человек: Неспроста поселился он в сердце твоём… |
Как разведчик –о множестве тайных вещей Вопрошает, оставшись с тобою вдвоём. |
Хосров, 1004-1072
Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний самое нужное – знание того, как жить хорошо, т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра. Толстой Л.Н., 1828-1910
Мудрость: забота о важном за счёт ничтожного. Индийский эпос
В качестве души всякой подлинной философии следует признать тоску духа по Родине, царству Идеала, Вечному и Божественному. Эту тоску творческий философ пытается унять тем, что сооружает свою философскую систему. Гессен И. Философия –это маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы. Генри Адамс, 1838-1918. Когда слушающий не понимает, а говорящий не знает, что он имеет в ввиду – это философия. Вольтер, 1694-1778. Одни хотели бы понимать то, во что верят, другие – поверить в то, что понимают. Ежи Лец
Цель философии – гармония веры и знания. Гегель, 1770-1831
Деятельность мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто; таким образом, достижение верований есть единственная функция мысли. Ч. Пирс,1839-1914 Философия не даёт бесценных результатов, но изучение философии даёт таковые. Т. Котарбиньский
Чтобы страна могла быть действительно свободной, население должно состоять из философов, а правители должны быть богами. Наполеон,1769 -1821 Достаточно самому быть философом и видеть чудесность мира?
Ни искусство, ни мудрость не могут достигаться, если им не учиться. Демокрит, 460-370
Блажен, кто стяжал знание науки, не причиняет зла согражданам и не стремится к неправедным делам, но созерцает нестареющий строй бессмертной природы – как он возник, отчего? К таким никогда не льнут помыслы о постыдном. Анаксагор, 500-428 Достойная старость – мудрая, поэтому мудрость – наилучшее из достоинств. Аристотель,184-322
Мудрость копится исподволь у тех, кто не поддаётся восхвалению и отбрасывает ложь. Проходят годы, и вдруг ты открываешь в себе отсутствие прежних желаний и понимание своего места в жизни. Приходит самоограничение, осторожность в действиях, предвидение последствий, и ты – мудр. Ефремов Иван Антонович
Умный угадает невысказанное: мудрость – плод понимания скрытого. Индийский эпос
Чтобы стать циником, нужно быть умным; чтобы хватило ума не стать им, нужно быть мудрым. Буаст, 1765-1824
Мудрость: мыслить с пессимизмом, действовать с оптимизмом. Гессе
Надежда воодушевляет мудреца и обманывает самонадеянного и беспечного, легкомысленно полагающихся на её обещания. Вовенарг,1715-1747
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывно хорошее расположение духа. Монтень, 1533-1592
Каждый хотя бы в течение пяти минут в день бывает набитым дураком. Мудрость в том, чтобы не превышать этот предел. Э. Хаббард, 1856-1915
Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. Теодор Рабин
Высшая наука – быть мудрым, высшая мудрость – быть добрым. Изречения святых
Через Любовь мы мудрость познаём. Галына Лыса
Способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости. Эмерсон, 1803-1882
Правитель потребовал, чтобы Мастер учил его мудрости. - Мудрости невозможно научить. - Значит мне здесь нечему учиться. - Мудрости можно учиться. Но ей нельзя научить. Из Э. Мелло
Душа да остаётся мягкой, подобно тёплому воску (состояние Добра?- С). Но разум должен быть твёрдым, как кристалл. Шлифуй его грани. Лишь многогранный и чистый кристалл способен отразить в себе весь свет мудрости. Аристотель, 384-322
Жизнь мудрого – жизнь наслажденья всем тем, природа что даёт.
Не спать в свой век и с попеченья не чахнуть, коль богатства нет;
Знать малым пробавляться скромно, жить с беззаконными законно;
Чтить доблесть, не любить порок, со всеми и всегда ужиться,
Но только с добрыми дружиться… И в счастии не забываться
В довольстве помнить о других; добро творить не собираться,
А должно делать – делать вмиг. Вот мудра мужа в чём отличность.
Не в том беда, чтоб чем прельщаться, беда пороку сдаться в плен.
Не должен мудрым называться, кто духа твёрдости лишён. Державин Г.Р., 1743-1816
Мудрость не столько в том, чтобы побороть страсти, сколько в том, чтобы заставлять их содействовать счастью. Ж. Саньяль-Дюбе, 1754-1817
Я время тратил, не жалея дней, не думая, что заплачу за это.
Скорей весна бы, а потом за ней быстрей бы, что ли, наступало лето.
А между тем бегут себе года, и вот зима завьюжила тревожно… Виктор Косенков,
О, мудрость, ты являешься тогда, когда вернуть былое невозможно. а.«Поэзия» №43
Мудрость о былом не жалеет: Счастлива настоящим?
Мудрость – наука о счастье. Дидро,1713-1784
Мудрость – родная мать счастья. Софокл,497-406
Мудрец сам себе создаёт счастье. Латынь
Мудрость указывает способ достижения наилучших целей наилучшими средствами. Ф. Хатчесон, 1694-1747 Дерзай быть мудрым! Гораций, 65 до – 8 н.э.
Человек не будет мудрым до тех пор, пока в нём будет больше говорить характер, нежели ум. Зуфар Фаткудинов. Характер проявляется в действии, общении, ум – в состоянии покоя, уединении?
Развивая мудрость, вы путём размышлений стремитесь отыскать собственное существование исследуемых объектов – будь то вы сами, другой человек, ваше тело, ум или что-то ещё. Вы анализируете не только наружность, но и внутреннюю природу. Вывод... явления существуют… не так, как нам это представляется.
Однонаправленная медитация необходима для достижения непоколебимого спокойствия, затем аналитическая – для проникновения в суть вещей… Далай-лама, р.1935, «Буддийская практика…»
Учитель – ученику, жаждущему мудрости: – Сядь в своей келье, и она научит тебя мудрости. – Но у меня нет кельи. Я не монах. – Есть. Загляни внутрь.
Намеревающийся стать учеником решил убедиться в мудрости Учителя:
– Можешь ли ты объяснить мне цель и смысл человеческой жизни? – Не могу.
– Можешь ли объяснить мне природу смерти и потусторонней жизни? – Не могу.
Несостоявшийся ученик с насмешками ушёл прочь. Ученики были огорчены, что их Учитель оказался не на высоте. Успокаивая их, Учитель сказал: – Какая польза, если постигнешь природу жизни и её смысл, а саму никогда не пробовал? Лучше кушать пудинг, чем философствовать о нём. (Да, пока могу кушать и пока вкусно – незачем искать другие рецепты-способы приготовления и потребления? И если стала горчить жизнь – универсальных-объективных её смыслов-правил пока никто не сформулировал? Ищущему приходится пробовать множество рецептов, пока вдруг не появится безусловный ВКУС? – С.)
Просящемуся в ученики Учитель сказал: – Ты можешь жить со мной, но не становись моим последователем. – За кем же мне тогда следовать? – Ни за кем. В тот день, когда ты за кем-то последуешь, ты перестанешь следовать за Истиной.
- Хочу учиться. Будешь ли ты учить меня? – Не думаю, чтобы ты знал, как учиться. – Ты можешь научить меня учиться? – А ты можешь научиться давать мне учить? Учишь только тогда, когда кто-то учится. Учишься только тогда, когда чему-то
учишь себя.
- Можно я стану твоим учеником? – Глаза твои закрыты, но когда они откроются, ты увидишь, что нет ничего, чему бы ты мог научиться у меня или у кого-нибудь ещё. – Тогда для чего нужен Учитель? – Чтобы помочь увидеть бесполезность
Учителя.
- Где могу я найти Бога? – Он прямо перед тобой. – Тогда почему мне не удаётся увидеть Его? – А почему пьяному не удаётся увидеть собственный дом? Выясни, что делает тебя пьяным. Чтобы видеть, нужно быть трезвым.
- Помоги нам найти Бога. – Никто не может помочь вам в этом. – Почему? – Потому же, почему никто не может помочь рыбе найти океан.
(Мы живём в Боге, как рыба в океане? Вне Бога жизни нет? Мир божественен когда удаётся ощутить его Единым Процессом, непрерывным взаимопревращением видимого и невидимого? –С)
Учитель – человеку, не решающемуся начинать духовные поиски из страха перед необходимостью усилий и самоотречения:
- Сколько усилий и самоотречения нужно для того, чтобы открыть глаза и видеть?
- Что я должен делать для просветления? – Ничего. – Почему ничего? – Потому что просветление не приходит от делания: оно случается. – Как же его достичь? – Недеянием. – А что надо делать, чтобы достичь недеяния? – А что надо делать, чтобы уснуть или проснуться? (Устав – расслабиться, «плыть по течению»?-С) Из Э. Мелло
Уменье ничего не делать и долго-долго Бога ждать, своим деяньем скороспелым не потревожить неба гладь. Да, ни на миг не потревожив той бесконечной глубины – не слышной уху мысли Божьей, что тихо входит в наши сны. И зреет в нас. О, как ни много часов пройдёт – пускай вся жизнь – не действуй. Или действуй с Богом. Что б ни было, но ты дождись… Зинаида Миркина, stihi.ru
Излишне почтительному ученику Учитель сказал: – Свет отражается от стены. Зачем чтить стену? Будь внимателен к свету.
Учитель был в предсмертной коме несколько недель. Очнувшись, он обнаружил рядом с собой любимого ученика. – Ты не покидал моего изголовья всё это время? – спросил он тихо. – Да, Учитель, я не мог. – Почему? – Потому что ты - свет моей жизни. Учитель вздохнул: неужели я так ослепил тебя, сынок, что ты до сих пор отказываешься увидеть Свет в себе самом? Из Э. Мелло
И превратятся лица в лики на Божий ясный взгляд в ответ.
Расти, расти во мне, великий, из глубины встающий свет!
Твоим касаньем мир разбужен, и, тьму ночную разгоня,
Вот точно так же, как снаружи, расти во глубине меня. Зинаида Миркина, stihi.ru
- Для чего нужен Учитель? – Чтобы учить тебя тому, что ты всегда знал; показывать тебе то, на что ты всегда смотришь, - ответил ученик. – ?! – Художник своими картинами учил меня видеть закат. Учитель своими поучениями учил меня видеть реальность каждого момента. (Реальность – когда я счастлив видеть, слышать, чувствовать – БЫТЬ? – С.)
- Есть три вещи, которые вредны, когда слишком близки, и бесполезны, когда слишком далеки – их лучше держать на среднем расстоянии: огонь, правительство и
гуру.
- Как я могу стать великим человеком – таким, как ты? – Зачем тебе быть великим человеком? Быть человеком – само по себе достаточно великое дело. Из Э. Мелло
– «Мудрец» - ярлык, ситуативная оценка? Мудрым можно быть только для кого-то и временно? Для себя же самое мудрое – видеть свою личность в Общем Ряду?
Достоин ли тепличный дух доверья? Ты счастлив ли, мудрец, от бурь вдали?
Взгляни: в глухом урочище деревья от солнца всё берут и от земли.
Что толку, что мыслителем ты признан – с бесхитростными быть бы наравне:
Они живут, не ведая о жизни, они горят, не зная об огне. Вадим Сикорский, «Заповедь»
Мудрость – не что иное, как просветлённая энергия счастья. Метерлинк
«Настоящее счастье – это внутренняя работа». Если вы действительно хотите открыть для себя постоянное чувство покоя и удовлетворения, вам нужно научиться успокаивать свой ум. Только успокоение ума раскрывает его врождённые качества. Если вы позволите уму успокоиться, то неведение, привязанности, отвращение (неприятие неизбежных перемен?) и все прочие ментальные недуги будут постепенно сходить на нет, а на их месте будут раскрываться сострадание, ясность и безграничное пространство истинной природы вашего ума.
Лучший способ позволить уму успокоиться состоит в том, чтобы принять устойчивую позу… так, чтобы ум оставался одновременно расслабленным и бодрым. Если можете, скрестите ноги так, чтобы каждая ступня покоилась на противоположном бедре. Если вы не можете этого сделать, то просто положите одну ступню на противоположное бедро, а вторую оставьте под другим бедром. Если это положение для вас тоже неудобно, вы можете просто скрестить ноги. Можно даже удобно сидеть в кресле, ровно поставив ступни на пол. Главное – создать физическое основание, которое будет одновременно удобным и устойчивым. Если вы будете чувствовать сильную боль в ногах, то не сможете расслабить свой ум, потому что он будет слишком занят этими болезненными переживаниями.
Сложите руки под животом чуть ниже пупка так, чтобы тыльная часть одной кисти лежала в ладони другой. Не важно, какая кисть лежит поверх другой, можно чередовать их во время практики, если, например, за продолжительное время нижняя кисть нагрелась. Можно просто положить кисти на колени и ладонями вниз.
Оставьте небольшой просвет между руками и туловищем, либо позвольте рукам располагаться естественным образом, найти баланс между плечами, чтобы одно не было ниже другого, не сдавливать грудную клетку – дышать свободно.
Позвоночник держать прямо, найдя правильный баланс. Уравновесить голову. Подбородок при этом наклонён к глотке чуть больше обычного. Губы, язык расслабленны, зубы врозь. Глаза закрыты или открыты.
Главное – найти баланс между напряжением и расслаблением, чтобы было удобнее наблюдать за своим умом.
Если полностью эти условия соблюдать невозможно – достаточно держать позвоночник прямым, а остальное тело расслабленным. Эта поза сама по себе почти автоматически создаёт ощущение расслабленного осознавания. При этом никто не замечает, что вы медитируете.
(Как я понял, не стоит обучаться медитации не отчаявшимся, не разочаровавшимся в жизни, пребывающим в поисках иллюзорного, неустойчивого, мстительного (оборачивающегося горем) счастья в мире страданий; преследующим эгоистичные цели, исходящим из низменных чувств, дорожащим своей отдельностью. Начиная новую Жизнь, нужно полностью отринуть старую, совершить как бы обряд отказа, например, вслух и трижды. При необходимости отказ можно повторять вслух или мысленно – С.)
Чувства — это не факты. Они приходят и уходят в зависимости от моего состояния в данный момент, беспокойства или умиротворённости. Если бы они были реальными фактами, то они никоим образом не изменялись бы, в какой бы ситуации я ни находился. То же самое можно сказать о мыслях, восприятиях и телесных ощущениях — все они представляют собой преходящие проявления безграничных возможностей пустотности. Они подобны людям, проходящим через аэропорт по пути в другой город. Если вы спросите их о том, что они здесь делают, они скажут, что они здесь «просто проездом».
Вам не нужно подавлять возникающие мысли и эмоции, но и не нужно следовать за ними, просто замечайте их. Пребывайте в открытом настоящем, в «центре осознавания», позволяя происходить всему, что возникает. Когда мы медитируем в этом состоянии, ум пребывает в своей естественной ясности, полностью безразличный к проносящимся мыслям и эмоциям. Эта ясность, лежащая за пределами дуалистического понимания субъекта и объекта, всегда присутствует в нас, точно так же, как всегда присутствует пространство. В каком-то смысле безобъектная медитация подобна тому, чтобы спокойно принимать облака и туман, которые могут закрывать небо, в то же время осознавая, что само небо остаётся неизменным – голубым, открытым и ясным – даже когда оно скрыто от взора.
Всё, что требуется – это пребывать во внимательной осознанности, наблюдая за действиями своего ума без привязанности или отвращения к мыслям, эмоциям и прочему, что приходит и уходит, сохраняя своего рода детскую непосредственность: «Ух ты! Сколько мыслей, чувств и эмоций проносится в моём осознании в этот момент!» или «Чего только в нём не возможно!»
Позвольте своему уму просто расслабиться в состоянии чистого осознавания настоящего момента.
Самый эффективный подход для начинающего – успокаивать ум на очень короткое время много раз в день. Практикуя таким образом «по капельке», вы обнаружите, что постепенно освобождаетесь от умственных и эмоциональных ограничений, которые служат источником усталости, расстройства, гнева и отчаяния, и открываете в себе безграничный источник ясности, мудрости, усердия, спокойствия и сострадания.
Ясность – способность видеть работу ума на многих уровнях одновременно.
Если что-то – звук, запах, боль, зуд, мысль, чувство – выводит из состояния наблюдения, воспринимается как препятствие – можно обратить его в объект сосредоточения, по принципу «что нам мешало – то нам и поможет» – вернуться в исходное состояние.
Сколько бы мыслей ни проходило через ум во время медитации, это нормально. Если в течение минуты через ваш ум проходит сто мыслей, значит, у вас есть сто опор для медитации. «Если сумасшедшая обезьяна в твоей голове прыгает с места на место, это чудесно! Просто наблюдай, как она мечется. Каждый прыжок, каждая мысль, каждое отвлечение, каждый объект чувств служит опорой для медитации».
Даже неприятная мысль-чувство может быть опорой: «Павлины едят яд, превращая его в красоту своих перьев».
(Наблюдать пришедшую не по моей воле, =>, не по моей вине-заслуге мысль, но не останавливать, не присваивать её! Иначе она присвоит меня.
Со временем характер течения мыслей меняется: «водопад» - «река» - «озеро», блаженные промежутки («чистое небо») между мыслями-облаками увеличиваются, до полного Просветления в перспективе. Мысли, видимо, полностью не исчезают, но Солнца больше не застят – С.)
Можно медитировать даже во время сна. Засыпая, вы можете либо расслаблять свой ум в безобъектной медитации, либо мягко направлять своё внимание на чувство сонливости. Кроме того, вы можете несколько раз мысленно повторить: «Я буду осознавать свои сновидения...»
Во время формальной практики появляются отчётливые переживания блаженства, ясности и безмыслия. Иногда все три переживания возникают одновременно. Иногда одно переживание проявляется сильнее двух других. Вы можете чувствовать, что ваше тело становится лёгким и менее напряжённым. Вы можете обнаружить, что ваши восприятия становятся более ясными и «прозрачными» в том смысле, что они не кажутся такими весомыми или давящими, какими могли казаться раньше. Мысли и ощущения больше не кажутся такими мощными; пропитываясь «соком» медитативного осознавания, они выглядят скорее как преходящие впечатления, нежели как абсолютные факты. Когда вы «входите в реку», то обнаруживаете, что ваш ум становится спокойнее. Вы больше не воспринимаете его движения всерьёз и в результате спонтанно испытываете большее чувство открытости и уверенности в себе, которое остаётся непоколебимым, с кем бы вы ни встречались, куда бы ни шли и что бы ни переживали. Хотя подобные переживания могут приходить и уходить, вы начинаете ощущать красоту окружающего мира.
Прекращение практики в момент ощущения блаженства открытости, ясности нужно для того, чтобы избежать тенденции привязываться к таким переживаниям. Цель медитации — научиться принимать имеющееся состояние ума и работать с ним, а не стараться достичь определённых переживаний (парадокс: чем меньше цепляешься за них, стараешься удержать – тем чаще они являются сами). Конечно, принимать свой ум таким, каков он есть, — это трудная задача; но это лучший способ приблизиться к состраданию. Истинное сострадание подразумевает осознание собственных недостатков, ограничений и изъянов своего характера — именно так вас озаряет ясный свет истины. Если вы не хотите видеть себя такими, какие вы в данный момент, то как вы сможете помогать другим осознать себя?
Прекращая медитацию в миг истинной ясности вы накапливаете энергию, высвобождая которую в ходе следующей медитативной практики, вы сможете изменить весь мир. (Ассоциации: манера Шехерезады рассказывать сказки, эффект
незаконченного действия Зейгарник – возникает желание продолжить – С.)
Не важно, хороша ли ваша практика. Главное – это намерение медитировать. Одного этого достаточно.
Каждое «Оп, а ведь я перестал наблюдать!» – момент ясности самоосознания.
Если вы помните, что осознавание всего, что бы ни происходило – это медитация, медитировать становится гораздо легче, чем вы могли подумать. По книге Й.М.Ринпоче «Будда. Мозг и нейрофизиология счастья»
Рецепт Счастья от буддизма: стать Наблюдателем всего, в т.ч. наблюдать собственные переживания в этой жизни? Наблюдая ЭТУ жизнь – попадаешь как бы в иное измерение, зависаешь над «колеёй», открывается панорама всевозможных «путей-дорог» Сознания в бесконечном разнообразии лиц-судеб-форм ?
Когда мысли возникают, я не считаю их недостатками, а осознаю их пустотность и оставляю их такими, каковы они есть. Гоцангпа, 1189-1258 Если расслабить ум, сплетённый в узлы – он освободится. Сараха
Точное слово некрасиво, красивая речь неточна. Добрый говорит мало, говорливый редко добродушен. Знающий не ищет доказательств: доказательство – верный знак заблуждения. Мудрый – избавлен от поклажи: отданное принадлежит ему навсегда. Дао Неба – глубина без поверхности, дела его безвредны, благотворны, дао мудрого – пламенное бездействие. Лао-Цзы
В юности Мастер, отправляясь на поиски мудрости, обещал сообщить о находке. Спустя годы, осознав бессмысленность такого сообщения, он её нашёл. Из Э. Мелло
(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")