Кто политизирует одежду, и зачем? часть 1. Иран.
Скандалы, происходящие в высших учебных заведениях и школах, колледжах относительно проблемы – можно или нельзя посещать их в религиозной одежде, и конкретно о хиджабах, продолжают множиться. Недавно разгорелся конфликт в МГИМО. Охранники отказались пускать девушку в институт, сославшись на жёсткий запрет в уставе вуза на ношение головных уборов.Что-то не припоминается, были ли подобные конфликты в советских ВУЗах и школах. Почему и кем проблема навязана сегодня? Историю «традиции» ношения хиджабов интересно проследить на примере Ирана.
Выдержка из статьи (http://inosmi.ru/world/20140524/220553110.html):
«Хиджаб представляет собой один из самых ценнейших культурно-социальных символов цивилизации исламского Ирана, история которого уходит еще в домусульманский период. Однако именно с приходом ислама ношение хиджаба стало высшей нормой и получило полноепризнание в обществе. Хиджаб, связанное с ним женское достоинство и целомудрие являются важнейшими принципами исламского учения, поэтому крайне необходимо принимать во внимание культурно-социальные условия формирования этой традиции, а для ее распространения необходимо проводить глубокую и регулярную воспитательную работу в семье, школе, институте и других общественных сферах».
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/b59445af21a62b767eb1ba21bdf2989f.jpg
Так как же одевались женщины в Иране в «домусумьманский период»?
Я вовсе не пытаюсь защитить «европейское» влияние на одежду иранских женщин. На российскую молодёжь европейские законодатели моды повлияли не лучшим образом, и это мягко сказано. Но это тема другой статьи.
Вот как выглядели иранские журналы о моде 40 лет назад. Ни намека на хиджаб или паранджу.
Всего 40 лет назад Иран был совсем другой страной. Вот так выглядели обложки разных номеров иранского журнала Sepid o Siah с 1974 про 1977 годы.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/bc6dba488b6d1dd100495c4e3668a044.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/ee46ad4ebe2d2bc57abe8a24e01d9690.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/0da1f32c8e12d036212ea30edfed065c.jpg
Некоторые из фотографий уж очень откровенны. Вряд ли бы современное правительство Ирана допустило бы такое в наши дни. Короткие шорты, едва прикрывающее тело маечки, шпильки, вызывающий макияж — всё в лучших традициях любого западного фэшен-издания.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/e9f84bd6a55347d216ac85839dc120fb.jpg
Тогдашние иранские журналы моды мало чем отличались от европейских.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/5ddc16b1709211f141f0faa17aaeb0f9.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/35c32f5d223d0e9f2bc29b4790b60514.jpg
И в тех краях знали люди о пинапе.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/0736d6527bc31fd166facaee443b9cb1.jpg
А это обложка Vogue за 1969 год. Это был тематический выпуск, съемки для котрого происходили именно в Иране. Над снимками работал гуру фотоискусства в фэшен-индустрии Генри Кларк.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/e25ed53d59b533a6be872b1206a8e225.jpg
Главными местами съемок стали Исфахан, Шираз и Персеполис.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/7b258c284b99ab2f1e63177c4563ad46.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/7c7c3fd77aa2ee63460079029afe32e1.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/a30a3acf5a2f75a7d590a41be4d30e44.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/53c76778687e3bd67d57b1205869133a.jpg
Ни намека на вульгарность или пошлость!
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/cfb42d196ee470e68861d4574ea552a2.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/52371c08f6bca44fb059109d82dadb58.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/2ded99ad7ad828d7a6ad54aa5ce4fcb7.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/2b1623eb765f0b33d11e0bcdd2cd21d0.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/7959be2e39a5f0859c99c43b75c5dfe9.jpg
А потом в 1979 году началась исламская революция в Иране. В ходе которой страна официально обрела статус исламской страны. Любое непослушание женщины или появление ее на публике без хиджаба — харам. Кто-то может легко отделаться штрафом, а кого-то может ждать повешение на кране: здесь уже кому как повезет.
На данный момент в Иране даже манекены вынуждены носить хиджаб. Торговцы, впервые нарушившие «дресс-код», получают предупреждения, однако повторяющиеся случаи наказываются уже в судебном порядке.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/88ec8aedbbe150503f9a4e4d2e3060b8.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/8f90109902e5870000c34464f10a4f2f.jpg
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/a7baef13644021fad2e72f6adcf47b31.jpg
Местные жительницы по-разному относятся к нынешнему законодательству. Одни беспрекословно следуют им, другие пытаются всячески бороться с этим.
По материалам сайта https://obaldenno.org/iranskie-modnye-zhurnaly-40-let-nazad
Школьная форма, государственного образца, должна неукоснительно соблюдаться! Если кто то решил приходить в школу в другой одежде, тем более в религиозной, тогда родители такого ребёнка ошиблись в стране проживания.
Есть признанные и прописанные в Конституции религии. При этом официальные документы религий гласят, что либо надо убивать гоев и отрезать кусок писюна, либо надо ходить в паранже и тоже не забывать про отрезание. Многие люди по наивности своей начинают всерьёз проникаться этими идеями. И получают осуждение двуличного бестолкового общества. Тут уж надо определиться с религиями в принципе – либо это “скрепы”, либо это опиум для народа. Если идти по пути “опиума”, надо будет потихоньку начинать говорить правду. А кому это надо? подсевшие на “опиум” массы будут очень возмущены. Потому и возникают локальные стычки из-за того, что есть много добросовестных людей, которые если что-то делают, то делают это качественно. Если верят – то по всем правилам. А общество предлагает им лицемерить по общепризнанной методике. Непонятно, кто здесь прав и кто виноват.
- Бог с ним с Ираном, им много тысяч лет, как-нибудь разберутся…
- Что касается нас, был случай в годы моей университетской практики:
- Приползает начальник (не суть важно, кто, он до сих пор там) и требует чтобы в аудиториях не было хиджабов, начальника этого я посылаю, так как у меня в потоке (а) мусульманка; (б) староверка; (в) индуистка – в очень похожих головных уборах – Кого из них я должен был выгнать из аудитории и на каком основании.
ВЫВОД: Мы готовы представить общий подход к символам, и воплотить его в “закон о символике”? Что, страшно от одного предположения об этом? Ну, так на…й же париться по поводу частных случаев, если мы не можем формализовать общее правило?
P.S. МЫ удачно поменяли “шовинизм” и “политкоррректновть” местами: мы боремся за то чтобы “никого не было”, а это и есть тот самый “шовинизм”, когда негр не может назвать себя негром, а мусульманка не может надеть хиджаб. Надо бороться за то чтобы “все были”. И в сотый раз повторяю, отношение к инородцам только на основание деяний, иначе мы их не выдрессируем никогда.