Время “графо”: Правда. Труд ума. Нужда учит
Правда
Сложнее всего с правдой в те времена, когда всё может оказаться правдой.
Порой ложь так тесно смыкается с правдой, что в оставшейся между ними щёлке тяжко жить.
Правда обычно лежит где-то посередине. Чаще всего без надгробия.
Некоторые люди лишены дара видеть правду, но зато какой искренностью дышит их ложь!
Правда всегда выплывает наружу. Поэтому ей тут же приходится нырять. Е. Лец
Голая правда похожа на чистое заблуждение. Лао-Цзы Истина – это заблуждение, которое длилось столетие.Берне,1786-1837 Истина рождается как ересь, а умирает предрассудком. Гегель,1770-1831 Научный факт – результат соглашения группы лиц. Богданов (Малиновский) А.А.?(1873-1928)
Так жизнь устроена: порадует вначале, а вслед за радостью приходят к нам печали.
Они отнимут всё, что накопил ты прежде, - конец твоей мечте, конец твоей надежде!
Их изгоняет явь, и по её веленью приходит истина на смену обольщенью. Ибн Абд Раббихи, 858-940. Это ещё не Истина – просто осознание, вид очередного тупика?
Голос истины противен слуху. Лао-Цзы Слуху предвзятому, привязанному к догмам (в том числе – к своей личности, определённому представлению о ней, о её «достоинствах» и «недостатках»)?
На вопрос, почему на его критические замечания никто не обижается, Мастер ответил: - Всё зависит от того, как это делать. Ведь люди – всё равно что цветы: открываются и радуются летнему дождю и закрываются перед ненастьем. Из Э.Мелло
Истина – зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия. Шиллер, 1759-1805 Равно как и для невежества – незнания себя-«негативного», когда вдруг достоверно узнаю, что в моей личности (особенно если считаю её своей сущностью, не разделяю Сущность и личину) есть то, что осуждал в других?
Истина – это крапива: дотрагивающийся до неё слегка – обжигается, смело же к ней подходящему она не причиняет ни малейшего вреда. М. Сафир, 1795-1858 В Шоке боли не чувствуешь? Тем более, что всё не только цело, но становится Целым? Истина исцеляет - целит? В Истину, Добро, Любовь нужно бросаться как в Целебный Источник, перепрыгивая искусственную запретную полосу, не позволяющую подойти к Нему? Или постепенно разминировать подход, анализируя всё мешающее Счастью?
Все наши речи и поступки – смягчение правды и поиски путей примирения её с предрассудками и страстями. Массийон, 1663-1742 Правда – в необходимости отречения от догм, запрещающих счастье Детства?
Самая верная ложь – это ложь хитрая, сложная и облечённая в торжественность и великолепие... Л.Н.Толстой, 1828-1910
Ложь перед самим собою – это наиболее распространённая форма порабощения человека жизнью. Л.Н.Андреев, 1871-1919
Разоблачение самообмана может знаменовать духовное возвышение личности, преодоление ограниченности восприятия действительности, но оно же может вести к кризису личности, пессимизму, цинизму, суициду.
Содержание правды периодически меняется, развивается, совершенствуется, изменяется до противоположного – достаточно болезненный процесс преодоления привычных догм, борьбы с собой в поиске истины. По книге Юнацкевича П.И., Кулганова В.А. «Психология обмана…», СПб-1999. Разоблачать стоит только самому и только мешающее, отжившее – в виду нового, вдохновляющего?
Нестрашащемуся правды нечего бояться лжи. Т. Джефферсон, 1743-1826
Истинные слова неприятны, приятные слова неистинны. Лао-Цзы
Правда полезней слышащему... Паскаль, 1623-1662
Чтобы выслушивать горькие истины не обижаясь, или высказывать их не оскорбляя, потребно немалое благородство ума и сердца; редкий человек способен не дрогнув стерпеть правду или сказать её в глаза. Вовенарг, 1715-1747. Стремящегося облагораживает опыт и знания? Вера? Уединение? Смена общества? Любимое дело? Любовь?
Один сказал Сократу: «Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?» Сократ ответил ему: «Прежде чем сказать мне эту новость, просей её через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?» — «Я слышал это от других.» — «Значит, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?» — «Совсем нет.» — «И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?» — «Сомневаюсь.» — «Ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем её тогда говорить?» Притча. Может быть, достаточно одного «сита» - Добра сердца? Оно содержит все остальные?
В беде житейской опыт не может нам помочь:
Мы доверяем кривде, а правду гоним прочь. Абу-ль-Аля аль-Маари, 973-1057 Беда озлобляет, искривляет душу?Беда –следствие этого доверия? Ждать, когда вылечит время? Искать Правду? Разоблачать ложь?
Губит нас не правда, а то, каким образом мы её высказываем. Вольтер, 1694-1778
Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна. У. Блейк, 1757-1824 Молчать, когда не испытываешь к человеку Любви?
Преувеличение – это вышедшая из себя истина. Истину же как Истину не преувеличишь: Она беспредельна.
У истины много сторонников, но мало защитников. Константин Мелихан Истина-ощущение невыразима, значит – неуязвима? Ей можно только принадлежать?
Правда – это такая удобная штука, что нет никакой надобности заменять её ложью. И так из неё можно сделать что угодно. Сергей Лукьяненко
В медицине (как и в жизни в целом? – С.) нет ничего точного, всё в ней построено на одних лишь гипотезах, более или менее остроумных догадках, единственно серьёзный подход – сомнение. Мигель де Унамуно, 1864-1936
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького. Толстой Л.Н., 1828-1910. Великий – тот, кем владеет Истина? Но тогда для всех он обыкновенный, маленький? Любое знание для него – свидетельство непознаваемости Данности до конца, очередной тупик лабиринта очевидности? Любая правда – шаг в неизведанную Бесконечность?
Ядром нашего существа является факт восприятия, а магической тайной нашего бытия – акт осознания. Восприятие и осознание являются обособленной нерасчленённой функциональной единицей. Мы воспринимаем… Но то, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов, столь же однозначно установленных. Ибо мы обучаемся тому, что и как воспринимать. Из Кастанеды Восприятие+осознание – целое; правда – это «чистое» восприятие-осознание - без искажений в призме предвзятостей, призме сформированного, обусловленного «ума»: мнений, выводов, умозаключений, «правда» которых изначально носила недостаточный или вероятностный характер, а в применении к новой (как бы ни казалось, что она похожа на старую) ситуации – тем более?
Восприятие мира — это резонанс внутреннего и внешнего, резонанс струнок снаружи и струнок внутри. Ум подменяет звучание струны представлением о ней в памяти. …У некоторых струн нет соответствия в памяти, и восприятие объекта подавляется. Например, согласно многочисленным свидетельствам, первое время жители тихоокеанских островов просто не видели больших кораблей европейцев, для них море оставалось чистым... В то же время они прекрасно видели на море небольшие лодки. По книге: М.Заречный, «Квантово-мистическая картина мира»; ppole.ru
Правда – хорошо, счастье – лучше. Русская пословица Истина как состояние души - синоним Добра, Любви, Естественности - синоним Счастья?
Учитель с учеником на околице встретились с правителем, решившем, что они вышли оказать ему приём: «Не стоило беспокоиться» – «Вы ошибаетесь, Ваше Высочество, - сказал ученик. – Мы гуляем, но если бы мы знали о Вашем приезде, то оказали бы Вам достойный приём». Учитель же промолчал. – Надо было тебе говорить ему это? Видел, как он глупо себя почувствовал? – Но получилось бы, что мы обманули его? – Мы бы вовсе не обманули, он обманулся бы сам. Из Э. Мелло
Правдолюбие обнаруживается в умении повсюду находить хорошее и ценить его. Гёте, 1749-1832 Плохое – ложно, результат лжи, отсутствия Правды?
Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды. Уэйтли, 1787-1852 Это, в частности, слепое своекорыстие? Глубокая основа – внушённый запрет на Правду, Хорошее? Страх перед Истиной – результат гипноза, наведения морока?
Труд ума
Орудия войны и ремесла, орлы да львы… Они – в гербах обычных.
А разум где? Иль, может, от чела пошёл не человек, а челобитник?
Иль не родня – умение и ум и не от сметки слово «сметь» и смелость?
А мощь красна, когда и наобум сметает то, что всем во благо спелось?
Да, сплот рук прославлен каждый век, они – и хлеб насущный, и обитель,
Но всё же человек – не «руковек», пусть даже если он – «руководитель».
Не зря людские промыслы трубят про помыслы, про мышление, про мысли,
Звучащие с промышленностью в лад иль с мощью, помышляющей про высь.
А потому и к молоту-серпу во славу созидательной работы
Как к самому премудрому гербу нелишне приобщить перо иль счёты
И братом возвести на пьедестал мыслителя к рабочему с крестьянкой,
Чтоб новый мир с могучим лбом предстал и гордой, атлетической осанкой. Николай Ваганов, «Чело и руки»
Без думы люди действуют бессмысленно. Платонов А.П. Головной мозг – орган, которым мы думаем, будто мы думаем. Бирс Амброз, 1842-1914 Никто не страдает оттого, что он глупее соседа. Жюль Ренар,1864-1910
Легче встретить людей, обладающих умом, нежели способностью употреблять его в Дело, ценить ум в других и находить ему полезное применение. Лабрюйер Результат исследований А.Маслоу: 99% людей живут механически, как роботы. Если только на момент исследования - не удивительно: существуют ли люди, непрерывно что-нибудь переосмысливающие? В то же время, наверное, нет человека, однажды - в непривычных обстоятельствах - не задумавшегося над чем-то привычным?
Праздный мозг – мастерская дьявола. Английская пословица Эта книга была бы полезнее в виде шарады? Читать походя бесполезно?
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Козьма Прутков, нач.50-х-1863
Если у глупого хорошая память, голова у него набита всевозможными случаями из жизни и мыслями, но сделать из них Вывод он не может – а ведь в этом вся суть! Вовенарг,1715-1747
Окно в мир можно закрыть газетой.
Некоторые люди, даже когда смотрят во все глаза, видят, как в глазок тюремной камеры.
Мудрости довольно быть вдоволь, ведь ею мало кто пользуется.
Где хранилища мудрости? Обычно там, где её схоронили.
Разве в определении «человек мыслящий» содержится комплимент человечеству?
Иногда так трудно дышать на поверхности, что надо опуститься в глубину, дабы отдышаться.
Наверняка. Если к нам бочку прислать Диогена, у нас разговор короткий: отмоют до блеска её непременно и сразу наполнят водкой!
Человек – мера всех вещей. И как удобно мерить – ведь он то исполин, то карлик! Ежи Лец
Идеи у него в голове – как стёкла в ящике: каждое в отдельности прозрачно, все вместе – темны. Ривароль,1753-1801 Люди полагают, что они думают, в то время как они просто перебирают свои предрассудки. Джеймс Уильям,1842-1910
Она была завита, как овца, и так же развита. Он давно уже обещал собраться с мыслями, но собрание так и не состоялось. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
Иногда нужно много мыслей, чтобы запомнить одну. Эмиль Кроткий
Создать человека – была славная и оригинальная мысль. Но создавать после этого овцу – значило повторяться. Марк Твен,1835-1910
Свободомыслящий. Достаточно просто – мыслящий. Ренар, 1864-1910
Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления Боуви К.,1820-1904
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзаёт, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. Леонардо да Винчи, 1452-1519
Трудно даже представить себе, до какой степени этот господин, прогуливающийся в глубочайшей задумчивости, способен ни о чём не думать.
Флюгер замирает, как будто он способен погружаться в размышления.
Он ничего не говорит, зато известно, что он думает: глупости.
Упорно скалывать лёд, который образуется в мозгу. Всячески препятствовать обледенению.
Просто думать – этого мало: надо думать о чём-нибудь определённом. Жюль Ренар, 1864-1910
Только сокровища ума действительны. Ими можно делиться, ничего не теряя, они даже умножаются, когда ими делятся. Чтобы приобрести такое богатство, надо трудиться. Демофил
Трепет охватывает при мысли, сколько трудов требуют поиски истины, даже самой малой её части. Стендаль, 1783-1842 Был бы интерес?
Для усовершенствования ума надо больше размышлять, чем заучивать. Декарт, 1596-1650
Нужно движение, беспрерывное трение о мир, чтобы задымилась искра мысли, а потом нужны тишина и одиночество, чтобы эту искру раздуть. Фазиль Искандер
Мысль уже созрела, вроде, но ты с нею не спеши. Пусть она ещё побродит палестинами души, пусть помучается вдоволь, одинока и нища, - в твоей жизни бестолковой сокровенное ища… Валерий Клебанов, «Пульс»; Сочи-1998
Образование даётся не тупой учебной повинностью, оно – дар свободы и досуга. Томас Манн, 1875-1655 Учение приходит изнутри, а не снаружи. Индейская (племя Хоппи) пословица
Образование должно начинаться пословицами, а заканчиваться мыслями. «Тридцать два румба»
Свободное и всестороннее исследование Истины – единственное средство против безумия и заблуждения, какого бы рода они ни были. И. Гердер, 1744-1803
Ты болен разумом и верой. Приди за словом, и тело снова станет сильным и дух здоровым. Абу-ль-Аля аль-Маари, 973-1057
Люди более склонны к занимательным спорам и разговорам и к блужданию от одной вещи к другой, чем к строгому исследованию.
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Бэкон,1561-1626 Всё это может делать думающим, размышляющим. Делает ли?
Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Рубакин Н.А.
Пусть мысли, прочитанные тобою в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого – процентами на него. Абу-ль-Фарадж, 897-967
Чтение – одно из испытанных средств для достижения счастья. Оно ведёт нас к счастью потому, что само исходит из него: мудрость – его родина, куда оно охотно ведёт и своих друзей. Э. Фагэ,1847-1916 Интересно, автор сам подбирал себе книги?
Как много открывших новую эру своей жизни по прочтении хорошей книги!
Пусть каждый… постарается окружить себя хорошими книгами. У. Ченнинг, 1780-1842
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Испокон века книга растит человека.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Русские пословицы
Глаза живые мёртвым закрывают, а открывают – мёртвые живым! Валерий Синёв, а.«Поэзия» №43
Все подлинно мудрые мысли приходили в голову разным людям уже тысячи раз; но, чтобы сделать их по-настоящему своими, мы должны снова обдумать их честно и искренне… И. Гёте, 1749-1832. Возможно, мудрость и великого Лао-цзы – результат творческого прочтения им большого числа лучших книг его времени?
Исследуй всё, пусть на первом месте будет разум; предоставь ему руководить тобой. Пифагор, 580-500
Читать не размышляя – что есть не переваривая. Э.Борк,1729-1797
Человек живёт не съеденным, а переваренным – это справедливо и для ума. Франклин, 1706-1790
Всё достоинство человека – в его способности мыслить. Паскаль,1623-1662 Без некоторого самопринуждения - никак...
Мастер заботился о том, чтобы в монастыре были самые разнообразные книги: политические, философские, исторические, научные, по психологии, искусству, поэзия и… художественная литература, к которой чаще всего обращался он сам. - Упаси нас Бог от людей, которые не думают, не думают, не думают…
При этом у входа в библиотеку он повесил плакат с черепом и скрещёнными костями и надписью «КНИГИ УБИВАЮТ». – Почему?!
- Потому что книги порождают идеи, а те, застыв, превращаются в убеждения, приводящие к негибкости ума и искажённому восприятию РЕАЛЬНОСТИ.
Для него не было ничего более неприятного, чем человек с ограниченным умом, фанатик одной-единственной книги. Это удивляло учеников, ибо противоречило понятию НЕ-ДУМАНИЯ, внеконцептуальной осознанности, составляющими основу учения Мастера. – Клин вышибают клином, не правда ли? Из Э. Мелло
Масса людей усваивает какие бы то ни было истины путём рутины и подражания. Привычка становится у них вместо рассудка. Ф.Вейсс, 1751-1802
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый лёгкий – подражание, третий, самый горький – опыт. Конфуций,551-479 – Первый требует внутреннего, умственного напряжения – невидимого. Требует уединения. Следуя сим путём, человек как бы исчезает из поля зрения ближних, но они об этом не догадываются. Точнее, догадываются ровно настолько, насколько сами живут внутренней, сходной с ним жизнью. Счастье этого пути сильное, но тихое, невыразимое. Поведение человека обычное, либо странное, непонятное. Насколько окружающим неинтересно размышлять, настолько он кажется им скучным. Слава для идущего внутренним путём – помеха счастью.
Подражают же известным – идущим (точнее – шедшим) путём третьим, горьким, болезненным: путём осуществления желаний с обязательным последующим разочарованием, состоянием опустошённости, выход из которого – в новых поисках, приводящих периодически на путь первый… Впрочем, третий путь может оказаться наикратчайшим путём в Небо – через глубокое отчаяние и последующий полный отказ от земли.
Как первый, так и третий пути требуют воли, целеустремлённости, энергии. Второй – для детства, инфантильности, дилетантства, невежественности и пустоты? Разумеется, каждый идёт всеми этими путями поочерёдно. Так ли? Не получив опыта не поразмышляешь? И все мы – дети малые и старые?
Быть погруженным в созерцание не значит быть праздным. Созерцать – всё равно что трудиться. Мыслить – всё равно что действовать. Взгляд, устремлённый к Небесам – деяние. Гюго,1802-1885
Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить. Шекспир, 1564-1616
Всякий удаляющийся от идей в конце концов остаётся при одних ощущениях.
Созерцание без мышления утомляет. Когда у меня нет всё новых и новых идей для обработки, я точно больной. И. В. Гёте,1849-1832
Старайся дать уму как можно больше пищи. Толстой Л.Н.
ЖИТЬ – значит Созерцать? Как я сейчас понимаю, созерцать по-западному – внимательно наблюдать нечто (объект, явление, событие, ощущение, мысль, процесс и т.д.), фиксировать это (учитывать, вести учёт), обрабатывать (обозначать, кодировать, формулировать, классифицировать, анализировать, сопоставлять) – для последующего использования, творческого синтеза; созерцание, эта форма активности здесь, несмотря на всю свою увлекательность, носит прикладной характер? Во всяком случае, не занимает всю жизнь, не является единственным или даже главным, ведущим её смыслом? (Главный – выживание? Комфорт? Удовольствия? Социальный успех? Самовыражение в творчестве?) Если западного человека во время созерцания и посещает Ощущение чудесности, Праздничности существования, то он Ему не доверяет, не доверяется до конца (боится? пребывает во власти Страха?)?
В восточной же традиции созерцать – взаимопроникаться воспринимаемым, отдавшись ощущению чудесного при сознательно-детском увлечении чем бы то ни было – вдруг встретившимся очередным сюрпризом Жизни (наслаждается яством на Пире жизни); здесь созерцание самодостаточно, тождественно Жизни – естественное, непрерывное состояние, чем бы человек ни занимался при этом – он Активизирован, Просветлён, подобен Волшебному Миру? Свою активность человек ощущает как активность вечного Целого, не разделяет их, страх же смерти, увечья тела инстинктивен, не носит характера идеи, оценки, убеждения?
Молчит царевна Тишина, безмолвие – её страна,
Ни тени лжи вокруг неё, души язык – язык её.
И этот трепетный язык – не разговорный, не из книг.
Из глубины он мирозданья и носит имя – созерцанье. А.Лопатина, М.Скребцова, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Уединение для ума – что диета для тела. Вовенарг,1715-1747
На перемене класс опустел: ученики выбежали во двор, учитель ушёл обедать, закрыв дверь на ключ, а малыш Ситах замешкался и оказался один в пустом классе.
Когда все вернулись, Ситах сидел на своём месте. - Что ты здесь делал один? – спросили его. - Я слушал тишину. - И много ты услышал? – засмеялся кто-то.
- Я слышал, как пылинки шелестят, задевая солнечные лучи, как столы и стулья скрипят от усталости, а забытые слова грустно шепчутся. - Хватит врать! Вот выдумщик, - закричали ребята. Но учитель остановил всех и предложил послушать тишину всем вместе: «Сядем тихо-тихо и послушаем наши сердца, чтобы они открылись навстречу тишине и стали большими». Все затихли, словно школа опустела. Через минуту ребята заговорили: - Ой, я слышал, как бьётся моё сердце.
- А я услышал песню. Мама пела мне её, когда я был маленький. - Я слышал, как ветер шелестит за окном. - У тишины так много значений, - заметил учитель. – чтобы научиться их слышать, нужно иметь большое сердце. А.Лопатина, М.Скребцова, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Титул «ищущий» следует присваивать находящему.
Пока есть искания, будут и находки.
Жизнь коротка, и я пытаюсь успеть крупицу знания рассмотреть и изучить со всех сторон. Каково же лицам, стремящимся взвалить на себя целые мешки знаний? Натан Перельман, «В классе рояля», М.-2007
Знание умножает печаль… Незнание делает её непреодолимой.
Конспектировать можно двумя способами: либо опуская чужие мысли до своего уровня, либо подымая свои – до чужого. Борис Печерский, «Экспромт-фантазия», М.-2008
Мужество ума состоит в том,чтобы не отступать перед тягостями умственного труда. Герцен А.И.,1812-1870
Особенность живого ума в том, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Д. Бруно, 1548-1600
Если бы догадывались, как много наслаждений дарует активная умственная деятельность и сколько страсти может обнаруживать интеллект. Б.Шоу
Продуманность придаёт действию оттенок одухотворённости и даёт удовлетворение. Иван Ахметов
Удовлетворённость ума – признак ограниченности или усталости. Благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом, всегда станет притязать на большее… Монтень, 1533-1592
Мы поймём смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения. (Суть – убийство времени? Уход от скуки? От Труда? От Счастья? )
Уму свойственно верить, а воле – хотеть; если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным. Паскаль, 1623-1662
Счастья ищет каждый, и существует только один способ, один верный путь найти его – это контроль над своими мыслями. Счастье не зависит от внешних условий, оно зависит от условий внутренних. Дейл Карнеги
Лёгкий путь. Ходжа Насреддин обратился к людям: - Хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперёд без жертвы? – Хотим! Хотим! – закричали все. – Чудесно, - сказал Насреддин. – Я тоже хочу и, если когда-нибудь узнаю, как это сделать, с радостью сообщу вам. Суфийская притча
Каждый – единственный мыслитель в своей собственной вселенной. Джозеф Мёрфи
Люди сделали из судьбы всесильную богиню, чтобы свалить на неё свои глупости. Оксеншерна,1583-1651
Тщеславие не любит отказываться от своего мнения; этому противится ещё и леность: чтобы отказаться от своего мнения, нужно было бы поразмыслить, а обычно человек – враг размышления, всегда утомляющего. Гельвеций, 1715-1771
Люди слишком ленивы , чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся авторитетным мнением. Фукидид,V до
Мысль – главная способность; выражать её – одна из главных потребностей, распространять – самая дорогая свобода.
Умственные наслаждения удлиняют (Счастливую – С.) жизнь настолько, насколько чувственные укорачивают. Буаст, 1765-1824
Умственные занятия оказывают такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу: рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. Гумбольдт, 1767-1835
Добрый разум наживают не сразу. Русская пословица
Любовь к занятиям не терпит отвлечения; эта любовь заставляет знаменитых жить в уединении, коему они обязаны своими простыми нравами, неожиданными и наивными ответами, так часто доставляющими людям посредственным предлог высмеять их.
Следует свой ум углублять, а не расширять, и, подобно фокусу зажигательного стекла, собирать всё тепло, все лучи своего ума в одной точке. Гельвеций, 1715-1771
При сосредоточенном внимании умственные способности приобретают силу подобно тому, как лучи солнца, попадая в зажигательное стекло и собираясь в одной точке, дают жар. Сила ума пропорциональна силе его сосредоточения. Сосредоточение же означает экзальтацию, экстаз, вдохновение. Смайлс, 1816-1903
Не имеющий определённой Цели ум теряется: быть везде – значит быть нигде. Монтень, 1533-1592
Хотя бы один день остающийся без полезной нагрузки ум даёт ростки безумств, которые можно уничтожить только постоянным и усердным трудом. Д. Аддисон, 1672-1719
Нужда учит
Намного легче двигаться в условиях максимального стресса, чем быть безупречным в обычных обстоятельствах. Из Кастанеды
Однажды лягушка скакала по грязной дороге и попала в глубокую колею. И сколько ни старалась выбраться, ничего не получалось! Не помогли и другие лягушки, которые давали советы и подбадривали. Наступил вечер, и, расстроенные, они ускакали, оставив бедолагу на произвол судьбы. Было ясно, что ночью она погибнет. Но утром, к своему огромному удивлению, они увидели, что лягушка весело скачет у дороги. – Как тебе удалось выбраться? – стали наперебой спрашивать они. – Очень просто: появился грузовик – и мне пришлось выбраться! Суфийская притча
Для иных, чтобы выказать всю силу своего характера и гения, достаточно встретить большое затруднение, по мере преодоления превращающееся в одну из величайших побудительных причин их дальнейшего преуспевания. Смайлс, 1816-1903
Загорелась нефтяная скважина. Вызвали спецбригаду, но пламя остановило её на дальних подступах. В отчаянии обратились за помощью к добровольцам местной пожарной дружины… Наконец, показался старенький автомобиль, с ходу вкатился в адский жар, подъехав почти вплотную к огню, выпрыгнули пожарные, облили друг друга водой и ринулись тушить… В честь бесстрашных спасателей устроили банкет, где превозносили их отвагу и преданность долгу, командиру расчёта вручили чек на огромную сумму. На вопрос журналистов, как планируется поступить с этими деньгами, он ответил: – Первым делом отремонтируем эти проклятые тормоза! По Э.Мелло
Уж так небеса захотели, что я – как теперь ни ершись – //до гроба прикован к галере с заманчивым именем «Жизнь». //И хочешь того иль не хочешь, куда бы тебя ни несло, - //но надо и денно, и нощно опять налегать на весло! Валерий Клебанов, «Струна»; Сочи-1995
Возможно кто-то знает средство, но я не ведаю, увы, - //как жить, не утруждая сердца, не напрягая головы. //Опустошенья опасаюсь, - ведь все мы – времени рабы… //Но разве зря душа, как парус, взвилась над лодкою судьбы? В. Клебанов, «Пульс»; Сочи-1998
Всё происходящее с нами оставляет тот или иной след в жизни, всё участвует в создании нас. Гёте,1749-1832. Если же я себя «как есть» не устраиваю – ищу обстоятельства, в которых легче всего улучшаться – легче думать о Хорошем – чувствовать Его – делать. Ещё раз спасибо этому сайту!
Жизнь вынуждает многое делать добровольно.
Пришлось расправить крылья, поскольку сбросили меня с горних высот без парашюта.
Под палками даже в барабане просыпается муза.
Можно очутиться на дне и не достигнуть глубины.
Роды – болезненный процесс, в особенности если человек рожает Себя сам, да ещё в зрелые годы.
Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь.
Глупость не освобождает от необходимости думать.
Смотрю на оставшихся ещё в природе обезьян. «Вам уже не стать людьми. Все сроки вышли!».
О глазах. Если б он не поднял век, я бы думал – человек… Ежи Лец
Не слово, а несчастье – учитель глупцов. Демокрит, I век
Благополучие всегда делает глупца надменным, а беззаботное мирное житие ослабляет силу духа и легко направляет к плотским соблазнам. Пьер Абеляр, 1079-1142
Нужда мучит, нужда учит, нужда душу веселит. Русская пословица
Не зная тьмы, мы б не желали света; без глупости не оценить ума.
Как истина нам ни противна эта, но жажду света порождает тьма.
Они различны, как огонь и вьюга, а вот прожить не могут друг без друга! Ованес Овак, перевёл Валерий Клебанов, «Струна»; Сочи-1995
Нужно быть очень уж глупым, чтоб под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть. Лабрюйер,1645-1696
Жизнь не учит, если нет желания поумнеть. Б.Шоу
Самые одаренные наилучшим образом проявляют свой творческий потенциал когда сталкиваются с преградой, для преодоления которой вынуждены использовать и совершенствовать свои способности. Э. Хоффер. С Целью появляются и вдохновляющие преграды?
В праздник горожане собрались на мосту, чтобы смотреть представление. Вдруг в реку упала маленькая девочка. Началась паника, раздались крики «Помогите!» - но никто не решался прыгнуть. Наконец, нашёлся смельчак – он прыгнул вниз, схватил девочку и, отчаянно барахтаясь, поплыл. На берегу его встретили как героя. Однако, выслушав поздравления восхищённых его смелостью людей, он ответил: - Спасибо! Только я хотел бы знать – кто столкнул меня в воду?! Ведь я не умею плавать! Суфийская?
Голодная блоха высоко прыгает. Латышская поговорка
Только гонимый достигает беспредельности. Цвейг, 1881-1942
Опыт даётся дорогой ценой, но дураков ничто иное не научит. Англ. поговорка
- Учиться можно у любой вещи, - говорил рабби ученикам, - всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас. – Чему же учит нас, - с сомнением спросил один хасид, - железная дорога? – Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить всё. – А телеграф? – Тому, что каждое наше слово учитывается. – А телефон? – Всё, что мы говорим здесь, слышно Там. Хасидская притча
Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ответам. Левис, 1764-1830
Объединяться в лес деревья учат – пусть смешанный, но всё-таки народ.
Цветок стоит на неприступной круче: трус – иероглиф мужества прочтёт.
И я без звёзд не мог бы научиться так близко к сердцу далей даль принять.
Без солнца кто бы мог так излучаться, до глубины души людей пронять. Вадим Сикорский, «Заповедь» Каждый вечер: чему научился у прожитого дня? С Благодарностью…
Нас солнце учит /ни о чём/ не жалеть, река – на месте не сидеть,
Звезда – гореть, земля – искать, простор небес – с земли взлетать.
Дожди нас учат чистоте, цветы – любви, закат – мечте,
Сопротивленью – паруса, прощенью – мамины глаза.
К учителю пришёл человек и, поклонившись, сказал: «С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, возьмите меня в ученики». «Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе». Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое. Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска. – Когда ты всё успел?! – удивился учитель. - Солнце научило меня вставать с первым лучом, - ответил ученик. Грамота давалась новичку тяжело, но он говорил: «Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству». Младшие ученики часто подшучивали над ним. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на дерево. Ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик подставил руки – оба упали, к счастью, отделавшись лишь ушибами. - Прости меня, товарищ, - попросил юноша. – Я не сержусь. Моя мама велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок. – А чему ты ещё научился у земли? – поинтересовался учитель. - Много чему, - улыбнулся ученик. – У цветов научился любви, у воды – чистоте, у полей – щедрости. По А.Лопатиной, М.Скребцовой, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Жизнь учит лишь тех, кто её изучает. Ключевский В.О.,1841-1911
Учись, как будто предстоит вечность; живи, как будто предстоит умереть завтра. Смайлс,1816-1903 Здесь: жить – действуя, собирать информацию, учиться = обрабатывать её ради Цели?
Старость начинается с утраты способности учиться. Перефраз: Граф Артуро,1848-1913
Дурак лишь тот, кого ничто не учит. Его лишь мучит жизнь… Иль может он жизнь мучит? Панфилов В. Когда мучаюсь или мучу, я – дурак? Жизнь учит одному: Летать? Как глупого птенца мама выталкивает из гнезда – в увлекающий Труд (начинающийся с увлекательного занятия в детстве?), в Энтузиазм, в Полёт –или в падение, если он не способен?
(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")