Время “графо”. Истина
Верьте ищущим истину, не доверяйте нашедшим её. Анри Жид
Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи.
Владислав Гжегорчик
(два типа мышления)
(О творческом смысловом мышлении и связанных с ним понятиях, начиная с понятия "истина")
Мир бесконечно разнообразен. В том числе и во взглядах, которые расходятся, сталкиваются, отстаивают себя, взаимодействуют, взаимообогащаются, сливаются, рождают новые…
Вот одно из этих представлений: каждый из нас бывает в одном из двух состояний, обозначим их как «читаю» и «пишу» (лат. «лексо» и «графо»). Чаще мы находимся в режиме «лексо», позволяющем жить «на автопилоте», по привычке, ничего не выдумывая, не заморачиваясь… Этот режим определяется программой, звучащей примерно так: «Есть некая абсолютная Истина или Правильное Объективное Знание, которое можно выразить словами». Система «истинных» знаний называется правильным Учением. «Всё остальное – иллюзии, заблуждения, ересь». «Существуют люди, обладающие этим твёрдым Знанием – носители данного учения: Учитель, Авторитет, обладающий полным Знанием (или имеющий доступ к Нему), ученики – отчасти». Эту точку зрения разделяет большинство, и чем стабильнее условия жизни, тем оно больше. При этом оно разобщено, ибо исповедует разные Учения – множество религиозных, научных, политических, экономических, домостроевских и других учений. Причем и в рамках одной конфессии, партии, научной школы существуют разные варианты данного Учения, способные отделяться от «материнского». (Примеры: христианство – свыше 40 тыс. конфессий; эзотерия – множество направлений, психология – десятки школ и т.д. Развод, семейные конфликты также часто связаны с различиями в «твёрдых» представлениях о семейной жизни, ролях мужа и жены.)
Этот взгляд объединяет в группы, пока люди считают себя единомышленниками, одинаково думающими в плане Учения, но разъединяет общество в целом на непримиримые группировки, на «своих» и «чужих». Он запрещает собственное, индивидуальное понимание Учения, его самостоятельное, оригинальное развитие, совершенствование, мировоззренческое творчество – запрещает божественное начало, бытие Бога в Его же собственном «сосуде», ибо в этом случае человек уподобляется Творцу, становится Со-творцом, творит свой (наш!) Мир.
Максимум свободы здесь дают научные сообщества: они разрешают строить гипотезы, но лишь в рамках т.н. научной парадигмы – признанных ими знаний. Пример – теория эволюции («Запрещённая археология» М. Кремо, Р. Томпсон).
Свободного полета фантазии с целью творения – именно творения! – своего мира в состоянии «читаю» нет. Впрочем, в условиях стабильности в этом нет необходимости: нет смысла тратить энергию, каждый раз думая о том, как идти по знакомой лестнице.
В пределах этого миропонимания человек не исследует даваемое ему Учение, не анализирует его, не развивает, ибо считает Его совершенным. Он лишь подчиняется Ему, причем часто человеку только кажется, что он в точности следует Учению… При изменении условий жизни Учение перестаёт «работать», отвечать ожиданиям, рушится представление о его совершенстве – адепт впадает в депрессию…
Согласно этой программе, информация принимается к исполнению в готовом виде, целиком, либо отвергается вовсе. Критерием выбора является указание Авторитета (типичный пример – «Душечка» Чехова) или уже имеющаяся жёсткая установка, внушённая когда-то, например, «людям верить нельзя», «работай локтями», «победителей не судят», «смысл жизни в обладании материальным, в превосходстве, в удовольствиях», «ищи виновного» и т.п.
В состоянии «читаю» человек внутренне пассивен, не исследует истоков своих поступков, ограничиваясь вопросом «кто виноват?» Общение с «читающим» фиктивно, как с бытовым компьютером, и чем больше его узнаёшь – тем скучнее становится. Думаю, в каждом из нас предусмотрено состояние «пишу» для меняющихся условий. В нём пребывают редко. Может быть, «тумблер» заедает? (Из фильма "Терминатор"). «Пишущих» можно назвать разведчиками: они острее чувствуют, как «земля уходит из-под ног», ищут новую опору – идеи, ценности, планы, отвечающие новым условиям. Именно они способны броситься в безбрежный океан современной неопределённости в поисках очередной тверди. Программу, позволяющуя пуститься в такое плавание, формулирую примерно так: «Истина есть бесконечность». Т.е. бесконечный мир и есть абсолютная истина, постигаемая, но непостижимая.
Мир-универсум здесь рассматривается как бесконечный калейдоскоп, совокупность бесконечного множества узоров-картинок (фракталов в теории хаоса). Как бесконечная мозаика, состоящая из отдельных кусочков-фрагментов разного цвета, формы, фактуры… каждый из которых содержит в себе информацию о всех остальных, о всей мозаике, т.е. каждый из них представляет собой бесконечность, если начать в него всматриваться. С этой точки зрения и каждый из нас в любом своем проявлении – такой же бесконечный наряду с любым другим природным явлением. Т.е. истина здесь – космическая бесконечность, а понятие «иллюзия» или «тоннель реальности» относится к любой части универсума, если она обособляется, противопоставляется остальной Бесконечности, выделяется из неё.
Познавать истину-бесконечность разумом можно двумя крайними путями: или погружаясь в микромир отдельной точки универсума, а именно: отдельное учение, представление, образ, человека, песчинку, размышление (например, о Любви), или коллекционируя эти отдельности, собирая их – в любом случае познающий устремлён в Бесконечность, живёт в Ней.
Это мировоззрение окончательно «раскидывает» общество по одному человеку, ввергая каждого в пучину ощущения абсолютного одиночества, но только после этого начинается объединение на новой основе – взаимоуважения, предоставления свободы мысли. Она поощряет программное творчество, со-творчество.
В этом ракурсе возможно всё с определённой вероятностью, зависящей от опыта и состояния оценивающего. Для рассудка она никогда не равна нулю или 100%. В ощущении же это бывает: вдруг человек чувствует: ЕСТЬ!(НЕТ!).
Если в состоянии «читаю» ценится известный конечный результат, «плоды», то во втором положении упор переносится на процесс поиска, результатом же становится любое действие. В первом состоянии ценятся конкретные знания и качества человека, в состоянии «пишу» - способность искать, видеть потенциал.
Если в жёсткой программе «работает» простое (бинарное, дихотомическое) мышление: есть-нет, хорошо-плохо, правильно-неправильно, прав-виноват и т.д., то в гибкой – мышление становится развёрнутым, вероятностным: «в какой степени есть или нет? Кому хорошо (плохо), чем, насколько, почему? Что значит «правильно»? как он это определил? По каким признакам? Каковы объективная и субъективная составляющие решения? Какова вероятность этого для меня на разных уровнях сознания (рациональном, интуитивном; в разных состояниях, ситуациях, в будущем и т.д.) и т.п. – вопросы, ведущие в Бесконечность (т.н. «язык-прим» -Р.А.Уилсон, «Квантовая психология»).
Вся информация в этом состоянии представляется равноценной изначально, в принципе. Избирательность в её восприятии осознаётся как следствие собственной ограниченности, оригинальности. Осознаваемая информация принимается для переработки (к размышлению), осмысления, приспособления под себя, творческого присоединения к уже имеющейся системе знаний – чтобы усовершенствовать свою представленческую систему, «расширить» сознание, обогатить личность. Информация может быть отвергнута по существу, если её пока невозможно «встроить» в программное здание даже в изменённом виде, но и в этом случае она может быть использована как катализатор мышления, стимул к творчеству.
В отборе информации для рассмотрения идеально «пишущий» руководствуется собственным интересом, взяв на себя всю полноту ответственности перед собой же за принятие решения – чувствует себя свободным. Он любознателен, вдумчив. Непредсказуем: меняется, удивляет. С ним интересно. Он всегда чем-то увлечён, погружён в Жизнь. Часто радуется – каждому действию, ощущению, явлению, а не только общепринятым поводам: оценке, диплому, квартире, машине, должности, доходу… Он уважает. Разрешает себе и другим чувствовать. Не перекладывает ответственности – ни за совет, ни даже за приказ. Его ограничения сознательны, он ограничивает себя в меньшем ради большего. «Читающий» ждёт и надеется. Ждёт каких-то особенных условий для счастья, которое бывает моментами, если бывает вообще. Надеется на что-то, кого-то. «Пишущий» - радостный Творец, всё создаёт Сам. Одно из его ощущений: жизнь – условие удивительной, захватывающей игры, чудесного приключения (детское восприятие жизни). Пока человек «пишет» – он счастлив. Как только отвлекается суетой – Жизнь уходит…
Как пчела ищет нектар с любых цветов, ищи учение всюду,
Как олень, находящий спокойное место для пастбища,
Ищи уединение, чтобы усвоить всё, что ты собрал.
Как сумасшедший вне всяких границ, иди, куда нравится,
И живи как лев, совершенно свободный от страха. Тантра дзогчен
Из серии устаревших форм… актуальна ли суть?
Истина
Истину можно искать посредством слов, но Она живёт где-то за ними?
Когда-то боги решили передать людям драгоценный камень Истины, чтобы люди уподобились им. Честь передать его выпала самому юному богу. По дороге он споткнулся – Камень разбился на множество осколков, разлетевшихся по всей земле… С тех пор каждый нашедший осколочек считает, что обладает Истиной… Миф
Большой загадкой остаётся тот факт, что, несмотря на жажду сердца познать Истину – ибо только в ней оно находит освобождение и восторг – первой реакцией людей на Истину становятся враждебность и страх. Э. Мелло. Не настрадались ещё…
Эта реакция свидетельствует о том, что «Домой», в состояние Счастливого Наблюдателя себя-мира данному самосознанию рановато? Батарейки ещё не сели? Данная «я-программа» себя ещё не исчерпала, её защита работает исправно? Настощий кризис не наступил или защита чрезмерна: превышает потребность развития; даже если смыслы её бытия иссякнут – готова «умереть» только вместе с телом?
Ничто так не помогает победе истины, как сопротивление ей. Уильям Ченнинг, 1780-1842
Истина для большинства обозначает правдоподобие – нечто измеряемое числом полученных в её пользу голосов. Карлейль, 1795-1881
Истина перестаёт быть истиной, как только в неё уверует больше одного. О.Уайльд, 1856-1900. Искать не последователей какой-либо догмы, формулы, а таких же ищущих непосредственное добро как Чувство с помощью, в том числе, и формулировок?
Порою сердцу нужно очень мало, чтоб снова пламя вспыхнуло в золе
Мне больше ветка яблони сказала, чем речи всех пророков на земле.
Цветущей ветки голос одинокий. Тончайший бело-розовый узор...
Когда б его заметили пророки, об истине давно умолк бы спор. З.Миркина, stihi.ru
Действительность – это не только струящийся у нас перед глазами ручей, но и его первопричина, невидимый источник, скрытый глубоко под землёй. Х.Ортега-и-Гассет
…Выпал, грянул смертный бой за Правду каждому с собой! Александр Милях, «Сверстники». «День поэзии.1945-1990»
«Смертный»: Истина заполняет («убивает») личину, превращая её из самоцели в Своё средство?
Истина принадлежит лишь завоевавшему её. Нет установленной формулы, нет готовой истины, которую можно передавать друг другу: истину каждый может сотворить лишь по собственному образу-подобию и всегда лишь для себя одного.
(Себя-неизменного? –С)
Есть только одна истина – та, которую человек сознаёт как свою собственную: всякая другая лишь самообман. Цвейг, 1881-1942
Вмолчусь, прислушаюсь к костру и стану точно лес немою, как ствол в безветрие, замру и совпаду с собой самою. Вот с тою глубочайшей мной, что ниже трав и неба выше – с моей последней глубиной, что проступает лишь в затишьи.
Сейчас совпал мой вечный дом с земным. Соединились звенья.
Я знаю – истина в одном: вот только в этом совпаденьи. З. Миркина, stihi.ru
Сказал Дао – не сказал ничего. Промолчал о Дао – выразил Пустоту. Назвал имя – обрек имя на смерть. Начало неба и земли – Безымянное. Лао-Цзы
Не говорите: «Я истину нашёл», лучше: «Я нашёл одну из истин». Не говорите: «Я нашёл дорогу души» - лучше: «Я встретил душу на своём пути», ибо душа идёт по всем дорогам. Джебран,1883-1931
Настоящий человек во всём ищет Главное; найдя – действует в соответствии с Ним. Конфуций, 551-479 Возможно, под главным автор подразумевает Правило или Цель. Мне представляется: Истина – Состояние, а не Идея. Хотя, войти в Него можно и посредством идей, например, используя данное утверждение Конфуция?
Если за Истину, принять Добро в сердце (или, например, Естественность), а идеи рассматривать на способность вести к этому Состоянию, то у принявших эту Истину к руководству будет разнобой в идеях-средствах, разногласие: поскольку личности разнятся, то и действие идей будет заведомо разным: желаемое Состояние будет вызываться разными идеями-путями, а одна и та же идея-путь-метод может произвести разный эффект – до противоположного – в силу различий в организации личностей? Если данная идея-практика не вводит меня в состояние Добра – ищу другую, пусть она и «работает» у всех остальных – замечательно, но мне она не подходит! Я, может быть, поделюсь с ними, расскажу о своём средстве, но навязывать его не стану. И наоборот, если «моё» никто не принимает, не понимает – в интересах всех не переубеждать меня: ведь именно оно вводит меня в Добро – для всех!
Истина у нас перед глазами и мы не видим её потому, что нам недостаёт перспективы. Однажды Мастер взял с собой в горы ученика. На полпути, ученик обвёл взглядом подлесок и стал сокрушаться: - И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно толкуешь? - Ты находишься в самом его центре, в чём убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы. Из Э. Мелло
Истина менее изношена, чем слова, потому что не так доступна. Вовенарг,1715-1747
Да уж настоящего Счастья, состояния Добра никто не подарит, как бы ни старался? Разве что – передышку, пример для сердца, пищу для ума, желание искать?
Истина – не отвердевший догмат, который выделяется и образуется мозгом, как сталактиты – сводами пещеры. Истина – это жизнь. И не в мозгу должны мы искать её, а в сердцах других. Р. Роллан. Сердце у нас общее, Одно на всех: нашёл у кого-то – ощутил у себя – и наоборот?
Правда – цельность. Остальное – ложь. Зинаида Миркина, stihi.ru
Истина – корова, которая не даёт скептикам молока, предоставляя им доить быков. С. Джонсон, 1709-1784. //: с.382 («Вера»), И.Брянчанинов
Истине никогда не вредила насмешка, но рост истины останавливается в насмехающемся. Люси Мэлори,1846-1920
Мы все идём к тому же, но у всех нас разные дороги, а потому, покуда ещё не пришли, мы не можем быть совершенно понятными друг другу. Все мы ищем того же: всякий из мыслящих ныне людей, если только он благороден душой и возвышен чувствами, уже ищет желанной середины, уничтожения лжи и преувеличенностей во всём и снятия грубой коры, грубых толкований, в которые способен человек облекать самые великие и с тем вместе самые простые истины. Но все мы стремимся к тому различными дорогами, смотря по разнообразию данных нам способностей и свойств… Один стремится к тому путём религии и самопознания внутреннего, другой – путём изысканий исторических и опыта (над другими), третий – путём наук естествознательных, четвёртый – путём поэтического постигновения и орлиного соображения вещей… словом – разными путями, смотря по большему или меньшему в себе развитию преобладательно в нём заключённой способности. Гоголь Н.В., 1809-1852
Существует мнение, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема. Гёте, 1749-1832. Жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие. Тургенев И.С.,1818-1883. Скорее, отказ от вымотавших умствований в пользу Ощущения, снимающего все противоречия?
Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения. Гегель, 1770-1831
Перестав быть спорной, мысль перестаёт быть интересной. У. Гэзлитт, 1778-1830 Критерий истинного поиска – Интерес?
Истинные слова кажутся парадоксальными, но иное учение не может заменить их. Лао-цзы. Парадокс – это то, что представляется противоречием на данном уровне сознания? Разрешая парадокс, личность переходит на следующий – растёт? Счастье – в росте?
В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман так прочно укоренился, распознать истину может лишь горячо её любящий.
Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется... Поэтому тяготится духовной пищей не испытывающий духовного голода. Алкание истины: высшее блаженство. Паскаль, 1623-1662. Счастлив Ищущий? Счастье в Поиске? Меня по-настоящему Радуют какие-то события лишь когда я Устремлён, нахожусь в Пути, в Деле?
Путь небесной истины необъятно широк. Стоит лишь подумать о нём, и на сердце становится легко и просторно. Путь страстей предельно узок. Вступи на него – и перед глазами вечно будут колючки да грязь.
Когда сознание пусто (свободно от эгоистической суеты? Ведь «со» - совместное? – С.), в нём поселяется истина. Оно не может не быть пустым. Оно не может не быть и наполненным. Когда сознание полно (соучастием, Счастьем? – С.), в нём нет места желанию обладать вещами. Хун Цзычэн, XVII, «Вкус корней» Потому что «я» и «он» не противопоставляются, как собственные руки?
Истина скрыта в душе каждого, нужно только ей помочь родиться. Сократ,469-399
Истина устремляется навстречу лишь ищущему её. Феликс Минуций, р.200
Истина – то, что делает Человеком. А. Сент-Экзюпери
Иной живёт, стремясь красиво мыслить, другой вершит красивые дела;
Но можно к лику красоты причислить лишь то, что к цели Истина вела. Мирза-Шафи, 1792-1852 Красивым становлюсь я сам и всё, что от меня исходит, когда ведом Истиной?
Разум дан, чтобы кратчайшим путём достичь истины, не отвлекаясь на пустяки. Аристотель, 384-322
Обладание всевозможными знаниями без названия наилучшего редко приносит пользу – наоборот, большей частью вредит. Сократ, 469-399 Название – код сугубо личного, недоступного никому другому Образа-Чувства?
Сейчас главное – извлекать истину из её далёка и высевать щедро на всей земле: это единственное, что взойдёт из-под развалин, главный хлеб человечества.
Почему истины, добытые одним ценою всей жизни, не приживаются в другом, которому достаются даром? Аристотель, 384-322. Даром, без труда – одна из причин?
Дьявол вышел на прогулку со своим другом. Впереди они увидели человека, который наклонился и что-то поднял с земли. – Что там нашёл этот человек? – спросил друг. – Кусочек Истины, - ответил дьявол. – И тебя это не беспокоит? – Ничуть. Я помогу ему сделать из неё верование. Из Э. Мелло
Истина не в устах говорящего – в ушах слушающего. Восточная мудрость Точнее – в том, что за ними - в настроенности души на Истину, Её поиск?
Слушать следует лишь того, чья речь подчинена мысли, а мысль – истине и добру. Фенелон, 1651-1715
В воздухе носятся и такие идеи, для уклонения от которых требуется больше ума, чем для их восприятия. О. Холмз, 1809-1894
Незнание само по себе не приносит вреда, губительным может быть заблуждение, а более всего – обман. Руссо, 1712-1778
Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! Пушкин А.С.,1799-1837
Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни. Чехов А.П.,1860-1904 Нельзя не искать правду, но нельзя действовать именем правды. (Нельзя провозглашать, считать себя правым, действующим правильно – в отличие от остальных? ПРАВЫ все и каждый?– С.) Нельзя жить законами этого мира, но нельзя отворачиваться от жизни в этом мире. Чень Цзижу,1558-1594 С Универсумом (системной совокупностью всего видимого-невидимого) человек связан, главным образом, посредством пяти чувств, через явный, данный в ощущение мир, общество, но помнить нужно прежде всего о законах Большого-Цельного мира, постигаемых Разумом, Воображением, Наитием – в этом главное условие пути к Счастью? Искать несказуемую Правду именно в этой жизни, в этом мире, понимая, что интимность встречи с Ней не подлежит огласке в силу невозможности выразить?
То, что принимает за истину одна личность, реально никогда не является истиной, обязательной для другой личности. Вернадский В.И. Один код у разных людей вызывает разные образы, один пароль – разные отзывы-состояния?
Очевидное – это невидимое до тех пор, пока кто-нибудь не выразит его… Джебран,1883-1931 Похоже, ближние чаще не открывают нам глаза, а наводят морок? Потому что сами заморочены? Это такая Игра? Видимо, игрокам (Игроку?) пока не Больно…
Чтобы истина была услышана, надо, чтобы она была высказана с добротою. Торо, 1817-1862 Сказанное только кажется очередной истиной, на самом деле Истина – сама Доброта, содержащаяся в обращении, проницающая, пропитывающая его? Счастье – когда любое моё обращение – лишь средство донесения Истины, способ выражения, дарения Любви, Понимания?
Одно лишь только есть на самом деле сквозь все пространства, годы и века:
Струятся ввысь стволы берёз и елей, струится вдаль беззвучная река.
И в этот день бессолнечный, осенний, поняв, как мир бездонен и высок,
Я чувствую незримое струенье и погружаюсь в медленный поток. З. Миркина, stihi.ru
«О, как я прозрачна! – вода зажурчала в стакане. –
Ты, тёмное море, со мной не сравнишься в сверканьи».
Речь маленькой истины для пониманья легка.
В великом безмолвии Истина, что велика.
Сон говорит: «О Реальность! Я волен, ничем не стеснён».
«Вот почему, - отвечает Реальность, - ты ложен, о сон».
Сон говорит: «О Реальность! Ты связана множеством пут». -
«Вот почему, - отвечает Реальность, - меня так зовут». Рабиндранат Тагор, 1861-1941 Пер. Алев Ибрагимов
Путы – опосредованность, искажённость восприятия? Предыдущим опытом, указаниями, установками, застывшими представлениями, условностями языка, …? Реальность же жива, всегда нова, поразительна, чудесно-парадоксальна?
Совершенная истина почти всегда кажется невероятною. Мережковский Д. С., 1866-1941 "Совершенная": очередная, кажущаяся совершенной?
Отречение от личных убеждений значит признание истины. Герцен А.И.,1812-1870 Речь о разабсолютизации убеждений (даже основополагающих)? О понимании их условности, обусловленности?
Я не поверил своим глазам, когда увидел вывеску: «МАГАЗИН ИСТИНЫ». Продавщица была очень вежливой: какую истину я хотел бы купить – частичную или полную? Конечно, полную. Никаких хитростей в расчёте на меня, никаких механизмов психологической защиты. Я хотел своей чистой и бескомпромиссной истины. – Цена очень высокая, сэр. – Какова же она? – спросил я, вознамерившись получить всю истину, сколько бы она ни стоила. – Ваша безопасность, сэр. Я вышел с тяжестью на сердце. Мне по-прежнему было необходимо, чтобы моя неоспоримая религия оставалась в целости и сохранности. Из Э. Мелло
Однажды ученик вспоминал, как Будду, Иисуса и Мухаммеда современники клеймили позором как мятежников и еретиков. Учитель сказал: - Ни о ком нельзя сказать, что он достиг вершины Истины, пока тысяча искренних людей не обвинит его в богохульстве.
Посетителю, представившемуся искателем Истины, Учитель сказал: - Если то, что ты ищешь, - истина, то одно должно быть для тебя превыше всего. – Я знаю: непреодолимая страсть к ней. – Нет. Неослабевающая готовность признать, что ты можешь ошибаться.
- Я хочу видеть Бога. – Ты смотришь на Него прямо сейчас. – Тогда почему я Его не вижу? – А почему глаз не видит себя? Если вы попросите, чтобы нож разрезал себя или чтобы зуб укусил себя, это будет то же самое, что просить Бога явить Себя. Из Э. Мелло
А истина предстала мне берёзою в моём окне, и, перебив судьбу свою,
Я перед нею предстаю. И предстоянья тихий час сливает воедино нас. З.Миркина, stihi.ru
- Каждое слово и каждый образ, используемые применительно к Богу – это в большей степени искажение, чем описание. – А как же тогда говорить о Боге? – Посредством Безмолвия. – Тогда почему же ты говоришь словами? – Когда я говорю, вы не должны слушать слова, дорогие мои. Слушайте Безмолвие.
- Я проделал большой путь, чтобы послушать Учителя, но его слова кажутся мне совершенно обычными. – Не слушай его слова. Слушай его весть. – А как? – Поймай произнесённую фразу, потряси её хорошенько, пока не выпадут все слова. То, что останется, воспламенит твоё сердце. Из Э. Мелло
Знать истину можно всегда, изрекать – никогда. Джебран,1883-1931 Слова Истины – всего лишь Её интимный код, золотой ключик к собственной душе, добытый упорным домоганием и бесполезный для постороннего? К тому же код периодически сменяется, перестаёт работать (потому что меняется состояние души!) – нужно искать новый ключик. То, что было Истиной для меня-прошлого, бывшего иногда буквально мгновение назад, для меня-настоящего уже – заблуждение!
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна,
В сердце истина скрытно храниться должна.
И жемчужине, чтобы налиться сияньем,
Точно так же глубокая тайна нужна. Омар Хайям, XI-XII Пер. Германа Плисецкого
Истина – тайна, всегда тайна. Очевидных истин нет. Платонов А.П.
…И душа замолкшая твоя стала мерой полнобытия.Ты на целый мир совсем один.
Посторонних не было и нет. И на твой вопрос придёт ответ только лишь из собственных глубин. З.Миркина, stihi.ru
Истина, как и всё прекрасное в этом мире, оказывает своё благотворное влияние только на испытавшего на себе жестокое влияние лжи. Истина и есть то скрытое чувство, которое учит нас радоваться жизни и заставляет желать этой радости для всех. Джебран, 1883-1931
Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина – не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и её мощь, и её обречённость. А истина универсальна, в этом её уязвимость и долговечность. Богат Е.М.
Т.е. формулировать-кодировать истину приходится в каждой новой ситуации, а, поскольку ни одна ситуация в точности не повторяет другую, искать её выражение нужно постоянно? Истина одна, но проявляется по-разному, неповторимо? Истина – ступени лестницы в бесконечность, но любое открытие, любой шаг по ней может стать шагом в Небо? Или же Небо – это само движение в чудесное Неизведанное?
Мир питается крупицами Истины и большим количеством лжи. Немощен ум: он плохо переносит правду в чистом виде; надо, чтобы религия, мораль, политика, поэты и художники подавали ему правду в шелухе лжи. Р.Роллан
Заблуждения могут сталкиваться, но истины, о чём бы они ни гласили, всегда взаимно поддерживают друг друга. Б. Раш, 1745-1813. Вот и пытаюсь здесь всё увязать… У желанного Состояния может быть много разных ключевых слов, кодов?
Одного философа раздражали парадоксальные высказывания Мастера. - Я слышал, к востоку от Суэца два противоречащих друг другу утверждения могут быть истинными… - К востоку от Суэца и на сантиметр вглубь Реальности. Вот почему Реальность остаётся необъяснимой загадкой.
- Почему большинство людей остаётся непросветлённым? - Потому что ищет не Истину, а удобство для себя. Из Э.Мелло (Себя отдельного? Через сугубую отделённость проходят все? – С.)
Но трудно порой измерить фантазию и реал!.. Мишель А. Гордон-Голицын, «Параллели реальности»; “Е.С.”
- Я ухожу, потому что не верю ни единому слову Мастера.
- Мне знакомы твои чувства. Много лет я избегал этого человека, потому что слова его – словно контейнеры, перевозящие диких животных из джунглей прямо в мой маленький миленький сад. Намного проще слушать тех, чьи слова переносят гладкие белые кости из одной могилы в другую. Из Э. Мелло Удобство, оборачивающееся несчастностью? И тогда начинается Поиск…
Каждая открываемая истина – первый шаг к неоткрытым. Гельвеций, 1715-1771
Не только сама истина даёт уверенность, но и один поиск её даёт покой. Паскаль, 1623-1662
Когда приходишь наконец к уверенности, испытываешь одну из самых великих радостей, на какие способна душа. Л. Пастер, 1822-1895 Поиск истины важнее, чем обладание истиной. А. Эйнштейн Один из видов счастья – счастье поиска? А высокий Поиск – и Счастье под стать?
Логика – худший враг Истины, как ханжество – худший враг Добродетели, ибо первая не видит своих заблуждений, а вторая – своего несовершенства. Ауробиндо
- Этот человек несёт всякий вздор, - заявил посетитель после беседы с Мастером. - Ты бы тоже нёс всякий вздор, если бы попытался выразить Невыразимое, - ответил ему один из учеников. Реакция Мастера: - Каждый волен нести вздор. Главное – не делать это с серьёзным видом. Из Э. Мелло
Величайшие истины бывают обыкновенно самыми простыми. Мальзерб, 1721-1794 Сложно Их почувствовать?
Именно самые простые истины человек постигает позже всего. Гоголь Н.В.,1809-1852
Ясность – настолько очевидное свойство истины, что нередко их путают между собой. Ж.Жубер,1754-1824. Путают слова и обозначаемое ими Состояние духа, пока неизведанное? -
Без правильного настроя не понять слов Мастера. - А как правильно настроиться? - Будь подобен студенту, страстно желающему выучить иностранный язык. Произносимые слова кажутся знакомыми, но у них совершанно иной смысл.
Ученики были поглощены обсуждением речения Лао-цзы: «Знающие не говорят; говорящие не знают». О значении этих слов спросили Учителя. – Кто из вас знает, как пахнет роза? Переложите это в слова.
Ректор одного престижного университета, убеждённый в мистическом опыте Учителя, захотел сделать его деканом богословского факультета. С этим предложением он обратился к старшему ученику. – Учитель делает упор на то, чтобы быть просветлённым, а не учить просветлению, - ответил тот. – Это может помешать ему быть деканом богословского факультета? – Настолько же, насколько слону – быть деканом факультета зоологии.
Ученик: – Когда же я буду готов учить? Учитель: – Когда тебя оставит твоя чрезмерная готовность учить. Из Э. Мелло
Недостаточно владеть истиной, нужно, чтобы Она завладела нами. Метерлинк
Постигая истину радуются, если же радости нет – это лишь знакомство с истиной, но не постижение её. Р. Тагор, 1861-1941. Как ощутить Любовь, Добро, Счастье, если никогда не ощущал? Или всё же это Состояние когда-то было, но забылось, потому что Радость у нас негласно разрешена только детям, пьяным, влюблённым и сумасшедшим? «Нормальному» положено сжав зубы бороться за «кусок хлеба», за место под злым солнцем… Чтобы обуглиться в конце концов! Как быть?!
Величайшая почесть, которую можно оказать Истине – руководствоваться Ею. (Всякое дело сверять с умным сердцем: Добро ли это?- С.) Эмерсон, 1803-1882
Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывёт с компасом. Карамзин Н.М., 1766-1826
Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты. (Позволяющий Истине завладеть собой становится незаметным для соперничающих, борющихся друг с другом «младодарвинистов»?)
Правду знает не тот, кто глядит себе под ноги, а тот, кто знает по солнцу, куда ему идти. Толстой Л.Н.,1828-1910 Солнцу добра души?
Всё,что против Истины и Свободы и для них, одинаково идёт им на пользу. Гюго, 1802-1885
Не в силе Бог, а в правде. Александр Невский,1220-1263
Не в силе добро, а в добре сила. Зенон, 333-262
Истина – это правда Добра. Соловьёв В.С., 1853-1900
Сильнее всего направляющие свои силы на добрые дела. Маргарита Наваррская, 1492-1549 Добрые дела – дела в Добром, наивысшем состоянии души?
- Твоя ошибка в том, что ты ищешь Бога вне себя. - Нужно искать его внутри себя? – Понимаешь ли ты, что твоё «внутри» находится вне тебя?
Если ищешь Бога, то ищешь идеи и упускаешь Реальность.
Один монах жаловался: «Я мечтал о келье, откуда мог бы созерцать звёзды. А вид из моего окна закрыт этим глупым деревом.» Но именно долгое разглядывание этого дерева и привело к просветлению предыдущего обитателя кельи.
- Можно ли увидеть божественное? – Вы видите его сейчас. - Почему мы не распознаём его? – Вы искажаете его мыслью. Когда дует холодный ветер, вода превращается в твёрдые пласты, называемые льдом. Когда же вмешивается мысль, реальность превращается в миллионы твёрдых кусков, называемых «вещами». Из Э. Мелло
Всё полукниги, четвертькниги, а где ж – с начала до конца?
Есть атомы времён, есть миги, где ж неделимые сердца?
Нет, мне не надо полусердца, полулюбви, полудуши,
Не надо мне полубессмертья – уж лучше напрочь сокруши.
Так ничего и не исправишь? Но помню миг – как я был горд:
Артист нажал на десять клавиш, но целен был, как мир, аккорд. Вадим Сикорский, «Заповедь»
А Истина безмолвна. Все слова лежат в изнеможении, в бессильи.
Она растёт сквозь них. Она жива. И в немоте раскидывает крылья
На целый мир. Такая тишина! Нет будущего. Прошлого не помню.
О, Господи, насколько же она меня мудрее, глубже и огромней!
Как бы остановившись на бегу, внезапно перед морем я застыла...
Какое счастье жить на берегу Того, что сердце исчерпать не в силах!.. З.Миркина, stihi.ru
Истина, что свет: её самоё не видно, но все предметы видны и понятны, лишь насколько обладают её светом. Ключевский В.О., 1841-1911
- Говоря о БЫТИИ, Вы имеете ввиду вечное, трансцендентальное бытие или преходящее, случайное? - Да! – обескуражил Мастер. Позже пояснил: - Как только вы даёте Реальности определение, она перестаёт быть Реальностью. - Даже когда вы называете её «Реальность»? - Даже тогда. Даже когда ты называешь её «она».
Мастер упорно разрушал любую доктрину, любую веру, любую концепцию о Боге, ибо, первоначально задуманные как знаки на Пути, они превращались в определения. Он любил цитировать восточную поговорку: «Когда мудрец указывает
на Луну, идиот видит только палец». (Слово, код, символ вместо Ощущения? – С.)
Религиозная вера – это не утверждение Действительности, а намёк, подсказка к некой тайне, находящейся за пределами понимания. Это палец, указывающий на Луну. Одни никогда не продвигаются дальше изучения пальца. Другие выдавливают им себе глаза. Совсем немногие переводят взгляд от пальца на То, на Что он указывает – эти выходят за пределы веры и приобретают славу еретиков.
Обеспокоенный стремлением Мастера разрушить любое религиозное утверждение, ученик воскликнул: - У меня не остаётся ничего, за что я смог бы зацепиться! - Так говорит оперившийся птенец, когда его выталкивают из гнезда. Ты думаешь, что сможешь взлететь, комфортно расположившись в гнезде своих верований? Это не взлёт. Это бессмысленное трепыхание крыльями.
Ты несёшь людям абсолютную истину и – пустоту. Твои прихожане ищут Реальность. А ты предлагаешь им слова. Ты похож на человека, на письмо «Сэр, могли бы вы переслать нам всю сумму задолженности?» ответившего: «Вся сумма задолженности составляет сто долларов»
Думаешь, Истина – формула, которую можно обнаружить в книге? Истина продаётся по цене одиночества. Из Э. Мелло
Правду надо без слов говорить. Правда то, что умеет молчать.
Правдой можно лишь только быть… З. Миркина, stihi.ru
Пусть в тех словах, что сказаны меж нами, звучала будто ложь…
Не важно то, что сказано устами, а важно, что душой поймёшь. Панфилов В.
(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")
Истина (Добро, Счастье, Естествненность) – резонанс с Чудобытием? http://pandoraopen.ru/2016-07-26/rezonans-kak-osnova-vsex-yavlenij-v-prirode/comment-page-1/#comment-180421;
http://pandoraopen.ru/2016-07-27/chastota-iskrennosti/