Преступление без наказания: почему США так и не извинились за сбитый А300
В этот день, 3 июля 1988 года, иранский авиалайнер Airbus A300 был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с крейсера Vincennes ВМС США. Все 290 человек, находившиеся на борту самолета, погибли, в том числе 65 детей. О том, почему преступная халатность американских военных так и не была наказана и почему США так легко забывают о своих преступлениях.
Во время ирано-иракской войны США направили свои военные корабли в Персидский залив. Официальным поводом для этого была защита танкеров от нападения со стороны обоих воющих государств, но на самом деле Америка преследовала совсем другие цели. США открыто поддерживали Ирак, причем далеко не только финансово, но и напрямую участвуя в военных действиях. На момент трагедии крейсер Vincennes осуществлял мониторинг воздушного пространства над заливом, чтобы затруднить полеты иранской авиации.
оследний рейс
В тот день ничто не предвещало беды: погода была замечательной, и даже тот факт, что вылет задержали на 27 минут, не омрачил настроение пассажиров и экипажа. В 10:17 самолет взлетел после промежуточной посадки в аэродроме Бендер-Аббаса. Важно отметить, что полет совершался в международном воздушном коридоре шириной 35 километров. Как и положено, самолет набрал в рамках этого коридора высоту 4300 метров и взял курс на Дубай.
То, что произошло дальше, не поддается никакому логическому объяснению. Увидев на радарах самолет, американские военные сделали несколько предупреждений по радио. Экипаж самолета не ответил на них, решив, что обращаются не к нему, а к разведывательному иранскому самолету P-3 Orion, который незадолго до этого пролетал в данном районе. Им и в голову не могло прийти, что по гражданскому самолету может быть нанесен ракетный удар.
Капитан американского корабля Уильям Роджерс решил, что профиль полета многотонного пассажирского лайнера очень сильно напоминает профиль выхода на атаку группы сверхзвуковых истребителей Ирана F-14A Tomcat и принял решение о пуске ракеты SM-2MR. Она попала прямо в фюзеляж, после чего лайнер развалился надвое и упал в воду, которая стала братской могилой для всех, кто был на борту.
«Все разговоры о том, что экипаж не смог отличить истребитель от гражданского самолета – "отмазки" американских военных. На самом деле они все понимали, но командир корабля решил перестраховаться и не стал заниматься дополнительной идентификацией цели. Это его решение и привело к трагедии», – считает военный эксперт полковник запаса Виктор Мураховский.
Преступление без наказания
Реакция американских военных на этот инцидент вызвала шок у всего цивилизованного мира. О том, что сбит именно пассажирский самолет, а не истребитель, экипаж корабля понял сразу после попадания в него ракеты, о чем было доложено начальству. Официальное расследование возглавлял адмирал Уильям Фогарти, рапорт которого был рассекречен только частично, причем вторая его часть стала доступна широкой общественности лишь в 1993 году. Согласно этому документу, действия экипажа американского корабля были признаны... оправданными. Главной причиной инцидента в документе обозначено «психологическое состояние» команды, которая испытывала «большое напряжение».
«Более того, пострадавшими в этой ситуации американцы посчитали себя. Они заявили, что военные США на корабле получили глубокую психологическую травму, поняв, что они убили почти триста невинных людей», – рассказал ТРК «Звезда» доцент РГГУ Сергей Серегичев.
О том, что американское командование не потрудилось наладить нормальный контакт с гражданскими авиадиспетчерами, и о том, что эксперты по вооружению позже признали недостаточным уровень подготовки экипажа, в отчете упомянуто не было.
Версия властей Ирана заключается в том, что самолет был сбит преднамеренно, чтобы оказать давление на них с целью заключения перемирия в ирано-иракской войне. В пользу этой версии говорит то, что никто из экипажа корабля не понес ни уголовной, ни даже дисциплинарной ответственности, не был уволен из вооруженных сил или понижен в звании. Более того, командир крейсера позже был награжден орденом «Легион почета» за хорошую службу.
«Вполне возможно, такие заявления ставили целью прикрыть действия руководителей военного ведомства и государства. Могло выясниться, к примеру, что президент США был в курсе происходящего и накануне выборов это сыграло бы против его партии, не говоря об угрозе импичмента. В конце концов, психологически проще признать ошибку, чем намеренные действия. Как бы то ни было, общая цепочка событий показывает, что действия американских военных могли быть намеренными», – считает независимый политический эксперт Владимир Пешков.
«Извинений не будет»
Не «опустилось» правительство США и до извинений перед родственниками погибших: было выражено сожаление о том, что погибли люди, но своей вины в этом правительство США не признало до сих пор. Американская газета Newsweek опубликовала следующую фразу вице-президента США Джорджа Буша-старшего по поводу трагедии с самолетом: «Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки, несмотря ни на какие факты».
Впрочем, правительство США предприняло попытку откупиться. После того как Иран подал иск к США в Международный суд ООН, Америка подписала с ним мировое соглашение, согласно которому родственникам погибших выплачивалась компенсация из расчета 300000 долларов на каждую трудоспособную семью, а общая сумма выплат за сбитый самолет составила 131,8 миллиона долларов. После этого Иран отказался от дальнейших претензий к США в связи с этой катастрофой, а дело в суде было закрыто. Проблема заключается в том, что судебный иск был нужен не столько для возмещения ущерба, сколько для признания вины США мировым сообществом. Сделано это так и не было.
«Иран принял решение о заключении мирового соглашения во многом под давлением: США использовали все доступные им для этого рычаги. Нужно понимать, что страна находилась на тот момент под санкциями США и все ее счета были заблокированы. Скорее всего, Америка намекнула правительству Ирана, что если оно не пойдет на мировую, своих денег в будущем может больше не увидеть, а это миллиарды долларов», – рассказал Серегичев. Кроме того, по словам эксперта, Ирану в тот момент была необходима валюта для закупки иностранных комплектующих, в том числе для военной техники, и компенсация США была очень кстати.
Забытое убийство
Трагедия 1988 года беспрецедентна по той причине, что сбитый гражданский лайнер не был нарушителем государственной границы (и именно поэтому любые сравнения со сбитым над Сахалином несколькими годами ранее Boeing 747 бессмысленны), а кроме того, потому что никто не понес наказание за бессмысленное убийство почти трех сотен человек.
«В сущности, авиакатастрофу можно считать одним из последних актов ирано-иракской войны: самолет был сбит 3 июля, а уже в августе война прекратилась. Однако это не снимает ответственности с военных, уничтоживших три сотни мирных жителей. Зато напрашиваются аналогии с ядерной бомбардировкой теми же США японских городов Хиросимы и Нагасаки, когда ценой тысяч невинных жизней американские лидеры сводили счеты со своими политическими оппонентами», – считает Пешков.
Кроме того, возникает вопрос о том, почему США так быстро забывают о своих ошибках и так легко могут начать обвинять в подобных действиях других. Хороший пример тому – то, что американские власти сразу после крушения малайзийского Boeing на Донбассе пришли к выводу, что виновник этой трагедии – Россия.
По материалам ТРК «Звезда»