Запрещенная палеонтология. Из наследия И.А.Ефремова. Александр Белов
Эволюция жизни на Земле – объективный процесс или иллюзия? Мог ли первый человек появиться еще 400 миллионов лет назад?
Иван Антонович Ефремов известен нам как писатель-фантаст и мало кто знает о его геолого-палеонтологической работе. Изучая процессы осадкообразования, Ефремов замахнулся на традиционную геологическую концепцию и теорию Дарвина. Палеонтолог Александр Белов рассказывает об оригинальной версии происхождения жизни на Земле, предложенной гениальным писателем и ученым. Как Ефремов опроверг теорию Дарвина? Почему классическая теория эволюции считает, что первые рыбы появились еще 400 миллионов лет назад, а человекоподобному существу – всего 2 миллиона лет? Кто были предками человека: обезьяны или инопланетяне? Могли ли обезьяны и люди существовать в одно время с кистеперыми рыбами или динозаврами? Какие доказательства древности человека может предоставить палеонтология? Почему осадки и окаменелости хорошо сохраняются только в водной среде? Как возникает иллюзия эволюции? Почему на материках ученые не находили и, скорее всего, не найдут останков древнего человека? Из-за чего научные работы Ефремова ни разу не были переизданы, а дело палеонтолога не продолжают даже его ученики? Будут ли найдены доказательства существования человека в древнейшие геологические периоды?
Белов Александр: Завтра исполняется день рождения Ивана Антоновича Ефремова, нашего известного писателя и фантаста, его именно так знает большинство людей. Но, на самом деле, он крупный геолог и палеонтолог, об этом мало кто знает, 30 лет своей деятельности он посвятил именно этому событию, именно этим исследованием очень… В общем, творчество Ивана Антоновича Ефремова держится на нескольких таких моментах важных. Собственно говоря, есть разные версии, как Ефремов пришел к литературному творчеству, но, на самом деле, проведя некоторые изыскания, пришел к выводу, что литературное его творчество является продолжением той самой его научной деятельности. Это книги его, которые Вы совершенно все знаете, «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка» была запрещена в советское время Андроповым, специально было заседание по поводу этого ЦК КПСС. В общем-то, почему Иван Антонович Ефремов перешел к такому своему литературному творчеству? Вот это его работа, которая ни разу не была переиздана после ее издания, это называется работа «Тафономия и геологическая летопись», труды Палеонтологического института, 1950 год, «Захоронение наземных фаун в палеозое». Эта работа, она, я считаю, очень фундаментальная тем, что она показывает, до каких высот поднялся Ефремов как ученый. Это он в Монголии в экспедиции. Важно нам понять, что Ефремов создал новую науку тафономия. «Тафа», тафономия, «тафа» — это могила, «номия» — закон, закон захоронения, то есть, грубо говоря, закон могилы, геологическая летопись. Почему именно так поставил вопрос? Ефремов в этой работе указывает, что многие палеонтологи, геологи совершенно не понимают исторической вот этой глубины времени, масштабы времени. И чтобы развеять некоторые двусмысленности по поводу этой глубины времени, Ефремов и написал свою книгу. Еще, в общем-то, на чем он базируется. Рассматривается в основном осадконакопление, которые осадочные процессы, в геологии это денудация – снос, удаление продуктов, транспортировка по водным артериям, например, по рекам.
И осаждения, накопление вот этого перемещенного материала. Значит, идет речь о чем? Когда мы имеем возможность увидеть окаменелость, что такое окаменелость? Окаменелость – это труп, труп животного, труп человека или труп другого живого существа, которое попало в определенные места осадконакопления и со временем сохранилось без доступа кислорода, и в этом состоянии произошло через микротрубочки накопление вот этих минеральных веществ и окаменения. Но этот процесс, он длительный, он происходит порядка двух миллионов лет. И фактически Ефремов не двусмысленно в своей работе вышел на очень интересную версию происхождения человека и происхождения животных. Она отлична, эта версия, от существующей парадигмы дарвинизма, и, в частности, последователь Дарвина Геккель, Эрнеста Геккеля, который считал, что были древние, вот это палеонтологическое древо животного мира, здесь мы видим, все лабиринтодонты или акулообразные рыбы, амфибии, веточка идет, соединяет рептилии, и млекопитающие, здесь сидит на этой вершине древа человек. Это палеонтологическое древо по Геккелю. По Ефремову вот это самое древо совпадает удивительным образом с осадконакоплением. Ефремов создал такую науку «литолеймономия» называется, но я понимаю, что это, может быть, сходу так трудно Вам, но «лито» — это камень, осадок, «номия» — закон, закон сохранения осадков каменных, грубо говоря. И в результате этой интересной особенности захоронения, получается вот такая, в этой книге он очень осторожно пишет об этом, но все-таки есть там слова, так сказано, «иллюзия эволюции». То есть фактически мы имеем, что касается эволюции, доказательства, сформулированный закон «Метод тройного параллелизма», автор тот же, Эрнест Геккель, соратник Дарвина, палеонтологические свидетельства, то есть те самые окаменелости, о которых мы говорим, они являются первейшими доказательствами существования рыб, затем амфибий, более поздние времена, рептилий и млекопитающих и человека. Эмбриональное сходство организмов, об этих двух пунктах я не буду говорить, об этом можно было бы поговорить, если бы время было.
И вот палеонтологические свидетельства в свое время вынудили Лайеля, Чарльз Лайель, соратник Дарвина, его учитель, геолог, написавший книгу «Основы геологии», сформулировать ту революционную концепцию геологическую, более или менее, которая представлена сегодняшним временем. Это принцип актуализма, то есть то, что было сегодня, то и было в разные периоды времени. Вот эта шкала, так называемая, шкала кистеперой рыбы, лабиринтодонты и типы, разные животные, которые уже рептильные, амфибиальные черты соединяли, уже млекопитающие ранние, и обезьяны, и человек. Вот такая пирамида выстраивается, и каждый из этих животных имеет свой возраст в окаменевшем состоянии. Получается, что древние рыбы появились 400 миллионов лет назад, амфибии 365, и так далее, и так далее, вплоть до нашего времени. Человек — молодое существо, он появился 2 миллиона лет. И в своей работе Ефремов замахнулся на эту структуру построения геологической летописи, которая исповедовалась многими учеными после Дарвина, сторонниками эволюционизма. Ефремов вывел на страницы своей книги правила срупени деструкции мастерика. Он пишет, что сохраняются осадки, сохраняются окаменевшие трупы только в водной среде и только преимущественно очень на долгие времена в низинах материка, в лагунах: в развитых литоралях, дельты рек, болота, озера. И чем выше мы на материк поднимаемся, тем хуже сохраняются остатки человека. И это удивительным образом совпадает с эволюционной лестницей эволюции, рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие. Грубо говоря, чем выше на материк, тем более развитое существо. И Ефремов впервые после своего учителя академика Сушкина, обратил внимание на зональную, вот эту ландшафтную существование разных типов животных. Человек, по Сушкину, он обитал в предгорной зоне, и здесь именно он эволюционировал. Получается так, что в предгорной зоне, где обитал человек, может быть, и в древние времена, сохраниться трупом человек практически длительное время не представляется возможным. Почему? Все окаменевшие остатки человека, их можно по пальцам перечислить, в основном это субфоссилии, такие полуокаменелости или даже совсем не окаменелости, просто черепа, которые погребены в пещерах, в каких-то асфальтовых лужах, в каких-то болотах, наносах озер, рек и так далее. Но Ефремов говорит, смотрите, с течением времени эти остатки, человеческие остатки могут не сохраняться, они могут разрушаться в силу того, что человек обитал на материке, конечно, он не обитал в океане или на уровне морей и подводных каких-то дельт. Понятное дело, что его остатки здесь сохраняются, но здесь же проходят другие процессы, процессы деструкции, когда происходит размыв, разрушение окаменевших остатков. И эти остатки, сам процесс разрушения окаменевших остатков, он соответствует лестнице эволюции мнимой, как мне представляется, что это все-таки мнимая лестница эволюции.
Здесь бы хотелось сказать вот что. Ефремов в своей книге приводит такую схему, она очень интересная, но для специалистов, может быть, не понятная, тем не менее, он показывает, что эти зоны осадконакопления, выносы из материковых зон, они и сохраняют для нас окаменелости, например, рыб, динозавров, древний палеозой, ранний палеозой, время древнего периода, мезозой, средняя эра, средней жизни, это кайнозой. И в зависимости от сохраненности вот этих остатков, от осадконакопления получаются вот эти животные, которые мы в окаменевшем состоянии наблюдаем, рыбы, динозавры и так далее. Чем ближе мы идем к современности, тем более развитые существа. И возникает некая иллюзия, зависит она именно от осадконакопления, сохранения осадочных пород.
Ефремов ввел понятие, такие очень интересные рисует здесь, выпавшая летопись, вот эта окаменевшая, она денудированная летопись. Вот это ранний палеозой, поздний палеозой, мезозой, когда жили динозавры, и кайнозой. И он показывает, что от древних периодов сохраняется очень мало, очень мало, в основном это водные, околоводные формы, это рыбы, полообразные, разные панцирные рыбы палеонийские, это кистеперые рыбы и прочие, разные. От позднего палеозоя сохраняется значительно больше объема окаменелостей, здесь уже мы встречаем и амфибий и ящеров, и так далее, и тому подобное, и звероящеров. Далее идут уже млекопитающие, в мезозое появляются первые динозавры. И в кайнозое мы имеем огромный пласт захороненных остатков, но они покрыты морями, океанами, поэтому мы не можем их вскрыть, то есть они вскроются через значительные промежутки времени, исчисляемые сотнями или десятками миллионов лет. Запасы геологической летописи показывают, что та самая ступенчатая эволюция, от рыб до человека, она зависит напрямую от сохранения остатков. Это, если хотите, своего рода эскалатор, который в обратном отсчете идет от современности в прошлое. Грубо говоря, к чему приходит Ефремов, он говорит о том, что ошибаются, ошибаются ученые, ошибаются многие сторонники Дарвина. Конечно, он пишет это очень аккуратно, здравицей в честь Дарвина и Геккеля, в честь принципа актуализма говорит.
Это Южная Америка, именно здесь сохраняются древние остатки, и здесь именно найдены ископаемые рыбы и прочее, разное. И здесь на реке Амазонка она сохраняется в большей степени, ближе к нам по времени, то есть это временная шкала. Это ландшафтная и временная шкала одновременно. Получается занятная система, по Ефремову, материк, вот эта, так называемая, лестница эволюции, окаменелости в древности, в современные периоды, и область сноса, то есть мы имеем вот эту постадийную эволюцию от рыб к человеку, только благодаря области сноса и разрушения осадочных парод, только лишь. Если бы этого не было, если бы это навечно впечатлялось, то никакой бы эволюции не было, и никакой бы Дарвин и его учитель Лайель не смог бы нам рассказать эти сказки об эволюции. Это очень важная вещь, потому что зависит многое от понимания процессов, жили ли люди вообще в длительные времена, в палеозое, вот это другая схема, вернее, она показывает то же самое, в принципе, обратный отчет времени. Мы здесь имеем полный набор от человека до придонных организмов. Если мы погружаемся в древность, уже эрозия размывает, то есть обратный отсчет времени идет, в мезозое уже часть уходит, обезьяны уходят как древесные жители. В раннем палеозое мы уже не видим многих животных млекопитающих. И если древность, то остаются осадочные породы с печатаными окаменелостями, буквально рыбы, придонные организмы, это кембрий, 570 миллионов лет, где-то начало кембрия. Фактически, в зависимости от этого, формируется наше представление.
Вот правила геолога и палеонтолога Ефремова. Я кратко пробегусь, я сформулировал его сам, я Вам должен сказать на основе, конечно, его книги, просто популярно изложил. Осадочные породы накапливаются неравномерно, чем выше на материк, тем хуже, фрагментарней, чем ниже к уровню моря, тем полнее и лучше. Возникает именно поэтому эта иллюзия эволюции. Сохраняются лучше под водой, именно поэтому мы и находим древние рыбы, палеонийские, кистеперые, разные, дышащие и прочие. Поэтому на долгое время сохраняются именно придонные рыбы, амфибии, водных рептилий, погребенные на дне их материалы. А здесь пласт осадочных парод стирается с материка, то есть от древних периодов практически ничего не осталось от палеозоя. Но ранний палеозой, мы практически не имеем континентальных осадочных пород. Это не значит, что континента не было, континент был, осадочные породы были, просто они все подверглись разрушению.
И какой вывод? Окаменевшие остатки сухопутных животных и человека быстро разрушаются в результате эрозии и размыва вместе с этой породой. То есть окаменевшей труп – это, грубо говоря, камень, и он подчиняется всем законам разрушения камней. Отсутствие окаменевших остатков высших животных и человека в пластах осадочных пород древнейших периодов, вплоть до раннего кембрия, не может являться свидетельством реального отсутствия высших животных и человека в древние периоды на нашей планете. Вот такой удивительный вывод делает Ефремов. И я подозреваю, что фактически он не смог, конечно, этот вывод обналичить в какой-то более или менее научной форме, вернее, в научной он его в «Тафономии» изложил, а популярно не смог. Он пытался изложить это в своих книгах «Туманность Андромеды» и «Час быка», например, где он показывает, что инопланетяне прибывают многократно на разные планеты и заселяют их извне. Но это так, я несколько, конечно, обобщаю, утрирую.
В чем правота Ефремова? Он обращает наше в книжке внимание на разные экзотические формы, которые находят в очень древних пластах, они не попадают в свои пласты осадочных накоплений, это тирадон прекрасный бесхвостый, которому 260 миллионов лет. Или обезьяны палеозоя, которые 260-245 миллионов, найдены в Котельниче, так называемое, это под Вяткой. Это обезьяны прекрасные, у них цепкий хвост был, такую рожу, конечно, сделали нехорошую , цепкие лапки были, в общем, лемуры палеозоя, о которых мало кто знает и которые жили 240 миллионов лет.
Если еще покопаться, скажем, в Котельниче, то можно, наверное, найти человека палеозоя или человека до кембрия. До кембрия мы не найдем, потому что все эти остатки, они содраны эрозией. Возникает такая иллюзия, теория эволюции Дарвина постадийная, долгая, мучительная эволюция, 590-570 миллионов лет до 2 миллионов и современности человека, от рыб до человека. И я уже свою версию Ефремова даю, что предки людей инопланетяне, они все время заселяли, заселяли и заселяли земную Ойкумену, на Земле все время обитали обезьяны, и рептилии, и амфибии, и млекопитающие, о чем это хорошо показал Ефремов. Судьба Ефремова, к сожалению, не завидна, Вы знаете, что по некоторым версиям его убили, а по другим версиям он английский шпион, вообще жуткая вещь, убивший своих уже родственников, трех сестер и жену. В общем, дело не закрыто до сих пор, родственники в шоке до сих пор, напуганы, его работой никто не занимается из палеонтологов, я курирую этот отдел, даже те, кто считается его учениками. Вот такая судьба, этому человеку исполняется завтра, он 1908 года, надо посчитать, сколько ему, сто с лишним лет, 107 лет, 22 апреля. Вот такое мое сообщение. Спасибо.