Как американцы планируют воевать в городских условиях
Инфраструктура – жилые и офисные здания, торговые центры, кинотеатры, стадионы, транспортные артерии, промышленные и складские сооружения и т.д. – составляет один из трех важнейших элементов города как системы.
В отличие от городов-крепостей прошлого, современные города не создаются для ведения в них боевых действий. Городская планировка не производится в соответствии с возможной осадой или штурмом иноземной армией.
Современный город – это среда деятельности и обитания человека. Задачи архитекторов, планировщиков, строителей состоят в том, чтобы сделать его более удобным и комфортным для жизни и передвижения жителей, более эффективным для развития экономики и бизнеса, торговли и коммуникации.
Несмотря на то, что город и его инфраструктура не создаются с учетом военной угрозы (реальной или потенциальной), угроза безопасности отдельным его частям или объектам считается весьма вероятной.
Некоторые районы и объекты в городах предназначаются для обеспечения безопасности жителей (как правило, части городского населения), однако эта безопасность предполагает защиту от уличной или организованной преступности, актов терроризма, стихийных бедствий или социальных катаклизмов (восстаний, беспорядков, массовых нарушений общественного порядка).
К таким объектам относятся, прежде всего, правительственные учреждения, посольства иностранных держав, тюрьмы, аэропорты и вокзалы, электростанции (особенно атомные) и некоторые промышленные объекты. Эти объекты оборудованы соответствующими системами внутреннего и наружного видео наблюдения, имеют подземные помещения и большие помещения для общего сбора, укрепленные стены и перекрытия.
Международные террористические организации в последние десятилетия уже неоднократно в своей деятельности прибегали к захвату важных зданий и объектов внутри городов. В современных условиях именно эта угроза, а не гипотетический штурм воображаемого противника, представляется наиболее серьезной и вероятной для современного западного города.
Однако американские специалисты не исключают применения войск США в ходе военных интервенций в другие государства. И тогда американские части могут оказаться перед необходимостью проведения операций по овладению отдельными зданиями или сооружениями в контролируемом ими городе. В связи с этим в США выработан целый комплекс мер и мероприятий по проведению такого рода операций18.
При проведении операций по взятию крупного объекта, удерживаемого противником или захваченного террористами, создаются штурмовая, обеспечивающая, поддерживающая группы, управление и резерв. Как правило, освобождение объекта не бывает быстрой акцией, поэтому для ее проведения предусматривается ротация личного состава. Некомбатанты, возможные заложники внутри здания должны получить необходимую медицинскую и психиатрическую помощь. В случае их освобождения противником, они должны быть допрошены для получения разведданных и проверены на предмет соучастия в преступлении.
Обеспечивающая группа должна гарантировать контроль над толпой. Средства массовой информации должны получать необходимую информацию, однако допуск их в зону огня недопустим. К проведению операции необходимо привлекать местных политических лидеров, разные муниципальные службы, а также армейских специалистов в области гражданской администрации, разведки, психологических операций.
Для проведения штурма готовятся и оборудуются: район сбора; тактический оперативный центр; защищенная линия связи от тактического оперативного центра в район сбора и до объекта штурма; безопасный маршрут материально-технического обеспечения. Как только штурмовая группа врывается в здание, необходимо немедленное широкомасштабное материально-техническое обеспечение операции. Поддерживающая группа ответственна за своевременность и объем материально-технического обеспечения.
Штурмовая группа имеет специальное вооружение и оснащение – бронежилеты, защитные маски, щиты, наколенники и налокотники. Для «очистки» здания используются различные образцы стрелкового оружия на базе ручного пулемета MP-5, гранатометы SL-6 и M-203 и пистолеты. Применение автоматической винтовки М-16 внутри помещения считается опасным, так как высокая начальная скорость пули приводит к рикошету и, как следствие, к возможному поражению своих же бойцов.
Вспомогательным оснащением личного состава штурмовой группы считаются лом, топор, молоток, веревки, взрывчатка. Эффективным считаются боеприпасы «Stinger» – покрытые резиновой оболочкой пули, содержащие газ раздражающего действия. Весьма эффективными для обнаружения укрывшегося в помещении противника могут стать ИК-приборы .
Крупномасштабная операция по «очистке» объекта городской инфраструктуры может проводиться воинскими подразделениями до батальона методом «прыжка лягушки»: один взвод или рота «очищают» один этаж, второй взвод или рота – следующий этаж. Максимальный период боевой работы штурмового подразделения – 8-10 часов, после чего оно подлежит замене.
В некоторых ситуациях при проведении операций по взятию городского объекта, оказавшегося, например, в руках террористов, части и подразделения вооруженных сил могут взаимодействовать с местной полицией, прежде всего с полицейскими отрядами специального назначения.
В США один из первых таких военизированных полицейских отрядов был создан в конце 60-х годов в Лос-Анджелесе шефом полиции Дэрилом Гейтсом. Он предназначался для борьбы со снайперами, террористами и для разрешения ситуаций, связанных с захватом заложников.
По мнению американских специалистов, взаимодействие с полицией позволяет войскам избежать действовать более эффективно, так как именно местная полиция обладает всей полнотой информации о конкретной социальной и криминальной обстановке в районе проведения операции, полиция знает также сам район проведения операции, особенности инфраструктуры, наземные и подземные коммуникации и т.д. С другой стороны, войска обеспечивают проведение операции тем, чего нет у полиции – разнообразным вооружением, в том числе и тяжелым.
В мае 2000 года в США было издано специальное «Справочное пособие по ведению боевых действий в городской местности»[1]. В нем констатируется, что американские вооруженные силы имеют длительные исторические традиции ведения операций в городской местности еще со времен Войны за независимость.
Американские военные специалисты считают, что города сами по себе имеют громадное политическое, социально-экономическое и культурное значение. Они выступают, фактически, в качестве «центров тяжести» общества, и их уничтожение является принципиально важным для достижения успеха военных операций. Именно в городах располагаются государственные органы управления, политические организации, финансово-экономические центры государства.
Проведение операций в городских условиях, по американским взглядам, предполагает использование вооруженных сил США на зарубежных территориях. В связи с этим, возможны два варианта: местное население и органы власти поддерживают американское вмешательство и местное население и органы власти враждебны США и противодействуют американскому вмешательству. В США отмечают, что и в том, и в другом случае военное вмешательство должно быть легитимным и оправданным.
Однако, если в первом случае войска могут рассчитывать на поддержку и помощь со стороны местного населения, административных и правоохранительных органов, местных силовых структур, то во втором случае американские войска будут действовать фактически во враждебном окружении. Такая ситуация сложилась, в частности, при проведении операции по умиротворению в Сомали.
Операции в городской местности, как считают американские специалисты, объективно отличаются от военных операций на другой местности двумя важнейшими параметрами: в городах преобладают искусственно возведенные конструкции, и в городах сосредоточено огромное количество гражданского населения (некомбатантов).
Операции в городской местности считаются одними из самых сложных с точки зрения их правового обеспечения. Из-за большой скученности гражданского населения в городской местности военные операции в городе осуществлять крайне сложно.
Местные жители одним своим присутствием препятствуют действиям войск, блокируют дороги, ограничивают маневр и подвижность. Из-за присутствия гражданского населения в зоне конфликта ограничены возможности войск по применению оружия, особенно тяжелого. Большое количество некомбатантов в городской местности ставит много проблем в плане обеспечения безопасности (воровство имущества и оружия; саботаж; терроризм). При наличии в зоне конфликта гражданского населения затруднительно ставить минные поля и устанавливать мины-ловушки.
В соответствии с действующими положениями, операции в городской местности делятся на пять видов.
Операции по изоляции, направленные на изоляцию района боевых действий и группировки вооруженных сил противника от главных сил.Операции по удержанию, представляющие собой оборонительные операции по недопущению перехода городского района под политический и/или военный контроль противника.
Операции по сдерживанию, направленные на недопущение прорыва окруженных в городском районе сил противника.
Операции по недопущению, которые предусматривают проведение оборонительных операций по предотвращению проникновения противника извне в блокированный район города.
Операции по ослаблению - наступательные по сущности действия, направленные на прекращение контроля противника над городским районом или его частью.
При действиях в городской местности войска могут столкнуться с необходимостью установления контроля над потоками беженцев. В принципе, это считается задачей местной стороны, местных органов власти, которые должны в этом смысле помочь американским войскам. Если же со стороны местных властей и правоохранительных органов поддержки нет, американские войска должны принять все меры к контролю над перемещением беженцев, недопущению их несанкционированных движений.Прежде всего, необходимо «просветить» беженцев на предмет выявления пособников противника, равно как и агентов, а также диверсантов, засланных противником в тыл американских войск. Американские войска должны будут в городских условиях выполнять задачи по регулированию движения колонн беженцев, обеспечивать сопровождение (эскорт) этих колонн, осуществлять эвакуацию беженцев, выполнять иные полицейские функции, в частности, обеспечивая сохранность частной собственности жителей.
Как отмечается в американских наставлениях, при работе с местным населением может возникать большое количество проблем. Оно, например, может не говорить на английском языке, и американским солдатам будет очень трудно (если вообще возможно) объясняться с местными жителями. Женщины и особенно дети из числа городского населения могут неадекватно реагировать на команды американских солдат, нарушать распоряжения и команды оккупационных властей.
В соответствии с действующими в вооруженных силах США инструкциями, при действии в городских условиях любые объекты и постройки гражданского назначения не могут считаться целями. Однако если в них находится противник, или противник использует их в военных целях, то уничтожение данных объектов вполне допустимо. Так, например, недопустимо уничтожение медицинских учреждений, культурных и религиозных зданий. В то же время, если на колокольне находится снайпер противника, то храм автоматически становится легитимной целью для американского удара. То же самое относится и к больницам и госпиталям, не говоря уже о жилых и промышленных постройках в черте города.
В любом случае, как отмечается в соответствующих американских наставлениях, командир подразделения или части несет полную ответственность за применение оружия своими подчиненными и должен при отдании приказа на применение оружия осознавать легитимность своего поступка. Такая трактовка может поставить командира на поле боя в достаточно щекотливое положение.
Например, уничтожение дома считается правомерным, если он находится в секторе стрельбы и препятствует ведению огня. Однако уничтожение того же дома как акт наказания в отношении местного населения считается преступлением. В любом случае, отмечается в уставах, уничтожение дома, в котором находится противник, является легитимным актом.
При ведении боевых действий в условиях городов, когда возникает много трудностей с легитимностью использования огнестрельного оружия, особую значимость приобретают системы несмертельного оружия, выводящие из строя комбатантов и, возможно, некомбатантов.Боевые действия в городских условиях имеют свою особую специфику, требуя от личного состава высокого уровня специальной и общей профессиональной подготовки и навыков действий в городе. Высокие требования предъявляются к стрелковой подготовке личного состава. Подразделения, действующие в городской местности, должны проходить специальную подготовку, отличную от «традиционной» подготовки пехотинцев.
Так, например, как отмечается в наставлении рэйнджеров, из каждых десяти военнослужащих, принимающих участие в «зачистке» жилых помещений, только трое в ближнем бою имеют возможность применять оружие. В результате, 70% личного состава оказывается незадействованным в бою.
В наставлении для рэйнджеров по действиям в городских условиях формулируются основные принципы боевых действий в городе. К ним относятся: внезапность, безопасность, простота, скорость и решительность действий.
Суть принципа внезапности заключается в том, чтобы бить противника тогда и там, когда и где он не подготовлен.
Принцип безопасности предусматривает лишение противника каких- либо преимуществ в четырехмерном пространстве боя (высота, глубина, ширина и подземная составляющая). Безопасность должна быть круговой. Постоянное состояние бдительности является ключом к успеху действий в городских условиях.
Простота предполагает четкость планирования боевых действий в городе.
Принцип скорости боевых действий в городской местности гласит, что нужно быть очень внимательным, «двигаться быстро, но осторожно». Никогда нельзя двигаться до того, пока не уничтожены все цели.
Решительность действий предполагает «жестокость» действий при уничтожении противника.
В последние годы в США ведутся комплексные теоретические разработки и практические наработки в сфере подготовки вооруженных сил к ведению военных действий в городской местности. В октябре 2002 года в рамках проекта «Lincolnia» под руководством полковника морской пехоты (в резерве) Гэрри Андерсона были проведены специальные компьютерные исследования.Результат оказался удручающим: при наличии у противника легких зенитных ракетных комплексов, авиация США может потерять в городе до 50-75% своих вертолетов. По мнению полковника Г. Андерсона, это вовсе не означает, что в операциях в городских условиях вертолеты неэффективны. Просто знание своих слабых мест может предотвратить лишние потери и жертвы.
Данные полковника Г. Андерсона были доложены на совещании старшего руководящего состава Пентагона, на котором был сделан вывод о необходимости более широкого применения в городских условиях беспилотных летательных аппаратов военного назначения[2].
«Наши солдаты – в их городе»
Тема военных операций в городской местности занимает одно из центральных мест в концептуально-теоретических разработках известного американского военного эксперта Ральфа Питерса. Одна из его первых статей на эту тему появилась весной 1996 года в журнале «Parameters» и называлась «Наши солдаты, их города»[3]. В ней он отметил исключительную важность подготовки вооруженных сил к действиям в городских условиях.
«Мы провозглашаем, – пишет Р. Питерс, – что только дураки воюют в городах, и закрываем глаза на то, какое будущее нас ожидает. Но в следующем столетии, в неконтролируемо урбанизирующемся мире мы не сможем избежать боев в городской местности различного масштаба. Города всегда были центрами тяжести, а теперь они еще более притягательны, чем в прошлом… В них сосредоточены население и власть, коммуникации и системы управления, знания и возможности… Они представляют собой постсовременные эквиваленты джунглей и гор – оплот нищих и непримиримых. Армия, не подготовленная к широкому спектру операций в городе, является неподготовленной к завтрашнему дню».
Тенденция урбанизации, характерная сегодня для развития всех обществ, независимо от уровня их развития, ведет к тому, что большая часть населения в будущем будет проживать в городах или на урбанизированной местности. Американским вооруженным силам при выполнении миссий в разных регионах мира неизбежно придется вести боевые действия в городской местности.
Военные действия в городах в отличие от «традиционных» обычных военных действий будут иметь отчетливо выраженный вертикальный характер: от крыш и башен небоскребов до канализационных и коммуникационных туннелей, подземной транспортной метросети. В этих условиях крайне трудно будет управлять боем, получать своевременную информацию о поле боя.
В оккупируемом городе вооруженным силам США придется столкнуться с огромным количеством опасностей и проблем. Местное население, вовсе не обязательно враждебно настроенное к американскому присутствию, неизбежно будет мешать ведению боевых действий. В качестве «игроков» на «городском поле боя» помимо традиционных противников будут выступать криминальные банды, средства массовой информации, полувоенные формирования, политические организации и объединения местного населения. Очень трудно будет отличить врага от друга или от того, кто придерживается нейтралитета.
Американских солдат ожидают психологические стрессы и моральные нагрузки. На их глазах будут гибнуть невинные люди – в основном женщины и дети – из числа местного населения. Постоянная опасность будет поджидать солдат отовсюду, в том числе сверху и снизу. Противник может просачиваться в глубь расположения американских войск, прибегать к самым жестоким террористическим акциям с целью запугать и деморализовать американских военнослужащих. В этих целях – в качестве «живого щита» или исполнителей терактов – могут использоваться мирные городские жители.
Действия в городах требуют соответствующей реорганизации частей и подразделений вооруженных сил: они должны быть самостоятельными, способными в течение достаточно длительного времени действовать изолированно от главных сил. В боях в городе неизмеримо возрастают роль и значение младших командиров. Боевые действия могут вестись в одном здании (например небоскребе) и состоять из нескольких изолированных боев и схваток на разных этажах, в разных коридорах и помещениях.
Повышенные требования, по мнению Р. Питерса, будут предъявлены к физической подготовке солдат при ведении боевых действий в городе. Важное значение будет придаваться специальной («альпинистской») подготовке, то есть навыкам перемещения среди городских развалин, преодоления завалов, движения в трехмерном пространстве (вверх – в зданиях и сооружениях и вниз – в системы городских подземных коммуникаций). Соответствующим, более легким по весу должно быть и снаряжение солдат, включающее в себя специальные приспособления для преодоления городских «каменных джунглей».
В комплект индивидуального снаряжения солдата в будущем, по мнению Р. Питерса, должны быть включены специальные тепловые и звуковые детекторы, которые смогут сигнализировать о местонахождении противника в трехмерном пространстве городского боя. Такие датчики будут способны определить, мужчина или женщина находится поблизости, а по запахам и интенсивности потоотделения даже вскрыть намерения этого человека, степень угрозы от него.
Операции в городах неизбежно приведут к значительным потерям среди американских военнослужащих. Причем, эти потери будут не столько от прямых действий противника, сколько от косвенных причин: травм от рушащихся зданий, эпидемических заболеваний в результате деградации санитарно-эпидемической обстановки в разрушенном городе и т.д. Поэтому, готовясь к будущим вооруженным столкновениям в городской местности, уже сегодня необходимо, в частности, предусмотреть соответствующую комплектацию индивидуальных аптечек первой помощи.
По мнению Р. Питерса, в ближайшем будущем вряд ли будут созданы новые системы оружия и боевой техники, предназначенные специально для ведения военных действий в городских условиях. И все же определенные меры должны быть приняты на этом направлении уже сегодня. Так, крайне необходимо снабдить солдата-пехотинца дополнительной защитой – новым шлемом-каской, протекторами для коленей и лба.
Стрелковое оружие для действий в городе должно быть максимально легким, иметь небольшую дальность прицельной стрельбы. Тяжелое пехотное оружие, артиллерийские системы будут применяться в ограниченных масштабах, за исключением минометов. Средства связи, в том числе и индивидуальные, могут иметь меньший радиус действия, однако обеспечивать более высокое качество связи (способность подавлять помехи, неподверженность экранированию и воздействию огромного количества металлоконструкций).
Конкурентом артиллерии при ведении боевых действий в городе может и должна стать армейская авиация, прежде всего вертолеты, которые смогут накрывать цели противника сверху. Из артиллерийских систем только модернизированные минометы могут найти применение.
Главным огневым средством поражения на поле боя станет боевая машина с мощным вооружением, предназначенным для стрельбы прямой наводкой. Это будет танк или, скорее, боевая машина, созданная на основе современного танка, ставшего «смертельной западней при бое в городе».
Новая боевая машина явится развитием современных танков с рядом новых качеств: электронно регулируемой (изменяемой) толщиной брони; крупнокалиберным орудием с разнообразными калиберными и подкалиберными боеприпасами; лучшими возможностями обзора; меньшей скоростью движения, но способностью совершать «рывки» на коротких дистанциях; более совершенной системой разведки.
Очень много трудностей, по мнению Ральфа Питерса, возникнет в материально-тыловом обеспечении американских воинских частей, ведущих боевые действия в городских условиях. Отсутствие тыла как такового в городских условиях делает пути снабжения войск крайне уязвимыми от действий противника.
В заключение своего анализа Р. Питерс подчеркнул необходимость подготовки войск к ведению боевых операций в городе. Как считает американский военный специалист, подготовка американских войск к действиям в городских условиях ведется не по тому пути. Солдат готовят вести боевые действия в деревнях и поселках, а не в крупных современных городах.
В США нет соответствующих полигонов и учебных центров, где бы отрабатывались действия внутри небоскребов, в заводских цехах, на станциях метро. Сооружать такие полигоны – слишком дорого и вряд ли оправданно. Р. Питерс, с вязи с этим, призывает поступать новаторски, по согласованию с местными органами власти использовать пустующие жилые кварталы и неиспользуемые промышленные объекты внутри американских городов.
«Вооруженные силы США, – пишет Ральф Питерс, – должны прекратить практику подготовки к иллюзорной войне и осознать реальность раздробленного ужасающего мира, в котором мы живем, – мира современных городов. Мы должны начать трезвое реструктурирование вооруженных сил для подготовки их к боевым действиям в городе с целью достижения максимальной эффективности и эффекта, равно как и сохранения жизней наших солдат».
***