Почему слабое внимание растрачивает силы попусту?
Внимание очень сильно влияет на нашу работоспособность и производительность, чем-бы мы не занимались
http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/5018/i605_6.jpgЧто такое внимание?
Внимание – это способность сосредотачивать те или иные ресурсы психики. Как правило, внимание работает в режиме “прожектора”, когда мы выделяем и сосредотачиваемся на чём-то одном, сопровождая этот объект в течении некоторого времени. В этом случае бессознательное также направит свои ресурсы на сопровождение этого объекта. Другой режим внимания – “локатор”, когда внимание занимается поиском объекта с некоторыми признаками в области сознания. В этом случае ресурсы бессознательного, найдя искомый объект, выдадут его на уровень сознания. Внимание может быть подчинено как собственной воле, так и внешним силам – отсюда и устойчивое словосочетание “завладеть вниманием”.
Вам наверняка знакома ситуация: целый день на работе (или учёбе) что-то делали, в итоге сильно устали, а практически ничего не сделано. Дело в том, что мы очень часто распыляем внимание между огромным количеством различных вещей. То телефон зазвонил, то отвлекли коллеги, пришло сообщение в скайп, и т.д. По некоторым оценкам, производительность при постоянных отвлечениях составляет всего 7% от производительности без отвлечений. Вдумайтесь: 93% нашего ресурса просто растрачивается за зря! Вот вам и усталость без результата. Не умея управлять своим вниманием, решение многих внутренних конфликтов и проблем психики если не практически невозможно, то крайне тяжело. Как в своё время писал А.С. Пушкин,
Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою.
В своей книге “Сосредоточение” Э. Вуд писал, “Успех в изучении чего бы то ни было возрастает пропорционально тому сосредоточению, с каким мы отдаём себя этому делу”. Действительно – когда вы научитесь достаточно сильно концентрировать своё внимание на каком-то предмете, вы увидите, сколько новых мыслей об этом предмете начнут приходить в голову, будто силой вашей мысли предмет сам “раскрывается” перед вами. Поэтому важно учится держать свою мысль “на привязи” :)
Для желающих использовать силы более эффективно и меньше уставать, два простых упражнения на управление вниманием:
Упражнение 1: Следим за секундной стрелкой
Это простейшее и широко известное упражнение поможет вам проверить насколько развита ваша способность концентрировать внимание, и улучшить эту способность.
Для этого вам понадобятся стрелочные часы (наручные, настенные, или какие-то ещё – совершенно не важно). В этом упражнении нужно следить за секундной стрелкой, не отвлекая внимание ни на что другое. Причём не отвлекать не только глаза, но и мысли. Ваша задача: пронаблюдать за стрелкой хотя-бы одну минуту не отвлекаясь. Возможно, у вас сразу не получится минута, а получится 5-10-20 секунд. Сделайте несколько попыток (их может потребоваться много), доведите показатель до одной минуты. Достигнув этого, постарайтесь дойти до трёх минут. Всё это не обязательно делать в один день, можно растянуть на несколько дней. И ничего страшного, если не получится.
Упражнение 2: Слежение за вниманием в течении дня
Выберите один день в неделе (рабочий), распланируйте его. В течении этого одного дня, следите за тем как разные вещи отвлекают ваше внимание, будь то события, люди, сообщения, дети, и т.п. Старайтесь не реагировать ни на какие отвлечения, и действовать по своему плану, естественно кроме случаев, когда событие касается непосредственно вас и требует вашего немедленного вмешательства (но даже в таком случае подумайте – действительно ли нужно вмешиваться?). В случае если ваше внимание отвлечено чем-то неважным, постарайтесь спокойно отметить это, принять, и вернуть своё внимание на запланированную работу. Для себя отметьте, насколько сложно было игнорировать события не касающиеся вас, насколько сложно удерживать внимание на предмете? Было ли у вас чувство дискомфорта? Какие явления были наиболее отвлекающими? Как часто вам не удавалось проигнорировать событие, и сколько времени вы потратили на эти реакции?
Обратите внимание на разные режимы работы внимания. Ваше внимание работает больше в режиме “прожектора” или “локатора”?
В около-кастанедовском сообществе есть толковое определение разума – “Способность управлять вниманием”.
- Человек способен отвлечься от того, что его занимает сейчас и сознательно перенести “луч внимания” туда, куда ему надо;
- Поэтому, и только поэтому, возможны любые символические системы, включая саму членораздельную речь;
- Сами судите, чем закончиться для человека мир, в котором его призывают жить на уровне “хочу сейчас”;
- Разрушается не просто важный элемент обучения, разрушается “несущая стена разума”…