За кулисами парада Победы: интервью с легендарным ведущим

1469 0

Организация парада — это труд людей, многих из которых мы не знаем. Но голос некоторых из них отмеряет эпохи…

На Красной площади в Москве в 10:00 прошел военный парад в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Установленные на площади трибуны были заполнены зрителями.

В военном параде приняли участие более 10 тысяч военнослужащих. По главной площади страны проехали более 130 единиц военной техники. В небе над столицей пролетели более 70 военных самолетов и вертолетов. Летчики продемонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа.

О том, что сегодня для российских граждан означает День Победы и торжественный Парад на Красной площади, а также в чем уникальность «голоса Победы» — Юрия Борисовича Левитана — беседуем с советским и российским телеведущим, диктором Центрального телевидения Гостелерадио СССР, актёром и Народным артистом СССР, ведущим Парадов Победы на Красной площади — Игорем Леонидовичем Кирилловым…

http://rusvesna.su/sites/default/files/images/19102015/igor_leonidovich_kirillov.jpg

— Игорь Леонидович, что для вас лично означает сегодняшний праздник — День Победы?

— Скажу откровенно, для меня, как ребенка войны — мальчишки войны, День Победы — самый важный, самый главный национальный праздник нашей страны. День Победы 9 мая стал красным днем календаря только в 1965 году.

Мне довелось участвовать в «Голубом огоньке», который состоялся как раз 9 мая 1965 года. Когда еще молодые ветераны Великой Отечественной войны, у которых вся грудь была в орденах и медалях, шли под звуки сводного духового оркестра. Шли какой-то такой толпой удивительных людей, которым было от 35 до 50 лет, с радостными и счастливыми лицами. Они шли от площади Дзержинского к Колонному залу Дома Союзов.
http://jpgazeta.ru/wp-content/uploads/2016/05/fd00a7653ff6ee1c8ee78a51b9bee171.jpg

Ветераны входили в зал, в котором уже были убраны все стулья, а на сцене располагался наш эстрадный оркестр под управлением Юрия Васильевича Силантьева (доброй памяти нашему великому дирижеру) и они так свободно и легко себя чувствовали, что я волей -неволей вспомнил 9 мая 1945 года.

Тогда мне мальчишкой вечером удалось пробиться на Красную площадь. И я своими глазами видел то, о чем написал Тухманов в песне «День Победы». Это были рыдания и одновременно необыкновенная радость, которые не передать словами. Вот сейчас говорю, и комок к горлу подступает.

Люди в военной форме с гармошками и гитарами подбрасывали другу друга в воздух, кричали: «Ура»», «Ура, Родине!», «Ура, товарищу Сталину!». Невозможно передать ту атмосферу, что была 9 мая 1945 года и 9 мая 1965 года. Но эта атмосфера мне напомнила тот великий день. Я это запомнил на всю жизнь, и уже с этим уйду. Это самый великий день для меня и для многих еще живых людей моего поколения.

— Вы неоднократно выступали ведущим Парадов на Красной площади… Можете поделиться небольшими секретами? Например, в чем основная сложность в проведении Парада Победы?

— Сегодня Парад Победы 9 мая на Красной площади ведет прекраснейший ученик Ольги Сергеевны Высоцкой (диктор Всесоюзного радио. Народная артистка СССР — прим. ред.)- Евгений Александрович Хорошевцев. Он много лет работал на радио (одно время был даже генеральным директором). Сейчас он является президентским диктором. Это он всегда на официальных мероприятиях в Кремле объявляет: «Внимание! Президент Российской Федерации — Владимир Владимирович Путин». Он же ведет Парады.

На репетициях Парадов каждое действие замеряется вплоть до секунды: сколько секунд пройдет тот или иной батальон или техника, о которой нужно говорить. То есть у Евгения Александровича все расписано по секундам.

Мы же в свое время начинали с того, что вели репортажи из Шаболовки. Затем нам дали пятую трибуну (самая ближняя трибуна государственной башни). Обычно военные Парады комментировали мои коллеги: Женя Кочергин, Аза Лихитченко, Нонна Бодрова с такими очень хорошими мощными голосами. Как правило, текста было больше, чем нужно. И нам иногда приходилось на ходу вносить коррективы, то есть сокращать текст. Нужно было очень точно уложить этот текст в проход колонны мимо Мавзолея.

— Что можете сказать о новой народной инициативе, акции и шествии «Бессмертный полк»?

— В первую очередь «Бессмертный полк» — это акция памяти. Это великое дело! Это нужно обязательно! Нужно, чтобы подрастающее поколение помнило, помнило и никогда не забывало свою историю. Когда народ забывает свою историю. Происходит то, что мы сегодня наблюдаем в некоторых бывших Союзных республиках.

Я очень рад, что «Бессмертный полк» ведет Вася Лановой. Он тоже дитя войны, переживший оккупацию. Он знает, что это такое. Эта акция важна даже не для нашего уходящего поколения. Это важно для молодежи. Чтобы они знали и ценили то, благодаря кому они живут в свободной и прекрасной стране. В стране, которой многие завидуют, поэтому не любят.

— Вам посчастливилось работать с «голосом» нашей Победы, легендарным — Юрием Борисовичем Левитаном. Может немного рассказать о нем? Очень интересно…

— Когда я был мальчишкой, у нас был такой черный радиорупор, через который мы прислушивались к голосу Левитана… И не только к голосу, но и интонации. Я помню, как он говорил свое знаменитое «От советского Информбюро». Когда он говорил это грозно, было ясно, что войска оставили такие-то города, а если эта фразу звучала торжественно-приподнято: «Говорит Информбюро», ясно, что где-то разгромили немецко-фашистских захватчиков. Вот эта была кульминация. Даже не кульминация, а финал этого страшнейшего сражения под столицей нашего великого государства. Это дорогого стоит.

Когда мы уже были знакомы лично, мне приходилось бороться за то, чтобы начальство не назначало на ночную работу Юрия Борисовича и Ольгу Сергеевну Высоцкую. Им было уже под 80 лет, а их наравне с нами — мальчишками и девчонками назначают вести ночные Орбиты. Вот даже какие дела были…

— Игорь Леонидович, а какой главный урок вы получили от Юрия Борисовича Левитана?

— Да, я действительно учился у Юрия Борисовича. Более того, мы были дружны. Это замечательнейший человек. Достаточно было посмотреть, как он готовился к эфиру, как говорил, как он себя настраивал перед микрофоном. Дальше нужно было только слушать.

Я спрашивал у Юрия Борисовича, почему он не имеет учеников, а он отвечал: «Научить невозможно, пусть просто берут с меня пример». И это действительно так. У Юрия Борисовича была интонация, которая только ему свойственна. Когда он, Ольга Сергеевна Высоцкая, другие дикторы («дикторы» — условное название — это были мастера художественного слова) были уже пожилыми людьми, они из средних «тассовских» очерков делали художественные произведения, которые с удовольствием можно было слушать, понимать и даже запоминать.

Как они это делали! Слова «как» не должно даже существовать. Всегда надо понимать: что я говорю, кому я говорю, и ради чего — зачем. А «кому» — это один человек, это не миллионы слушателей телезрителей, а один конкретный человек, с которым вы знакомы на расстоянии и, прежде чем войти в гости, вы поправите галстук и обязательно спросите: «Можно войти?». Вот с таким человеком вы и беседуете.

Я, например, всегда обращался к простому человеку: своему соседу — замечательнейшему дважды Герою Советского Союза Евгению Яковлевичу Савицкому (отцу нашей известной космонавтки, тоже дважды герою Советского Союза — Светланы Евгеньевны Савицкой) или простым консьержкам, которые были в то время. Они меня слушали и с интересом комментировали.

Это профессия очень сложная. Некоторые наши руководители тогда считали: «Подумаешь, чего там почитать по бумажке?». Однако, читать по бумажке нужно очень уметь. Нужно так читать, чтобы это было тебе понятно. Ты должен дать свою человеческую, гражданскую и половую (в зависимости мужчина или женщина) оценку фактам, о которых ты рассказываешь. Без этого выступление не интересно.

Очень важно, чтобы любой диктор, любой выступающий был компетентным человеком. Когда-то я был в Казани. Нас принимал профсоюз драматургов и артистов телевидения. Я подумал, ну надо же! У них есть свой телетеатр. Я не удержался и на третий день спросил: Скажите, а драматурги — это редакторы, а вот артисты, это у вас что? Они на меня так посмотрели, сделали паузу и сказали: Нет. Любой человек, выступающий по телевидению, будь-то диктор или комментатор, будь это обозреватель или даже министр — так или иначе, но они становятся артистами телевидения.

В каждом из нас есть природный артистизм. Он заложен в нас с детства. У кого-то он развивается очень быстро, у кого-то медленно, но когда мы рассказываем о чем-то увиденном, пережитом, мы помимо своей воли проявляем свой природный артистизм. Важно, чтобы ваш слушатель и собеседник тоже также реагировал и видел картину, которую вы нарисовали в рассказе. Это и есть основа мастерства ораторского искусства. То, чего очень не хватает сегодня нашим журналистским факультетам.

— Так, а Юрий Борисович Левитан разве не природным артистизмом руководствовался, когда читал сводки Информбюро?

— Я с вами согласен. Он был величайшим артистом радио. Я помню как однажды, в день радио 7 мая мы пригласили его, и он вместе с Ольгой Сергеевной Высоцкой вел программу «Время» в студии на Шаболовке еще. Вы представляете себе? А он очень любил жестикулировать руками, и Ольга Сергеевна его тихонечко ногами притормаживала. И он старался сдерживать себя в кадре.

Природный артистизм это не тот артистизм, который проявляют артисты в кино и театре. Это совсем другое. Артистизм диктора — это умение быть интересным, убедительным и компетентным на экране. Это достигается за счет природного артистизма, ну и профессиональных знаний, конечно.

— Ваш случай, какой?

— У меня отец был фанатиком русского языка, поэтому любовь к нему привита во мне с детства. Нельзя свой язык терять. Нужно заставлять людей читать литературу. Нужно перелистывать страницы и возвращаться к тем местам в произведении, где идет красивое описание событий. Ты навсегда это запомнишь и будешь нести людям.

Именно классическая литература сыграло огромную роль в воспитании нашего уходящего поколения. Мы как губка впитывали это для того, чтобы также разговаривать в жизни. Не употреблять не то что нецензурных слов, но и просто неприличных. Особенно если тебя слушает большая аудитория.

Вячеслав Бочкарёв 

Журналистская Правда

Метки: мнения
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru