Современное кино о войне страдает голливудскими болезнями
Нашему поколению повезло: мы видели Великую Отечественную войну лишь в кино. Именно голубой экран запечатлевал в нашем сознании целостную картину тех страшных событий, в точности демонстрировал шум взрывающихся гранат и моторов истребителей, реалистично делился эмоциями солдат, вызванных как потерей боевых товарищей, так и фронтовыми успехами. Заметьте: ни книги, ни учебники, ни рассказы очевидцев не могут столь точно передать ту страшную атмосферу. Поэтому роль кино невозможно переоценить.
В великом советском кинематографе войне отведена огромная роль. Через художественные образы солдат и мирных граждан зрителя учили самоотверженности и преданности идеалам, побуждали стремление походить на героев и, главное, помнить о Великой Победе своего народа над мощным врагом и гордиться ей. В классику не только отечественного, но и мирового кино вошли такие картины, как “А зори здесь тихие…”, “В бой идут одни старики”, “Они сражались за Родину”, “Аты-баты, шли солдаты” и многие другие.
Современный российский кинематограф старается не отставать в освещении тех событий. Из года в год на большой экран выходят фильмы о Великой Отечественной войне, в том числе и новые версии экранизации военных повестей и романов. К примеру, экранизированная в 1948 году повесть Александра Фадеева “Молодая гвардия” в прошлом году вновь вышла на экраны. Она пестрит яркими красками и отличается немного другим сюжетом. И здесь зрители разделились на два лагеря: представители первого утверждают, что классика должна оставаться классикой и не стоит делать современные экранизации, но им возражают: переснятая классика более адаптирована для современного зрителя. Так в чем же заключается основное отличие советского военного кинематографа от современного? Давайте разбираться.
Советский кинематограф
Возьмем в пример четыре популярных фильма: “Судьба человека”, “Они сражались за Родину”, “А зори здесь тихие…” и “Молодая гвардия” (1948).
“Судьба человека” снят по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Главный герой Андрей Соколов попадает на фронт. Отважно сражается с врагами, однако во время одного из боев попадает в плен, где переживает все тяготы концлагеря, но благодаря мужеству избегает расстрела. В конце войны возвращается на малую Родину, узнает, что его жена и дочери погибли во время бомбежки, а из родных остался только сын-офицер, который сражается под Берлином. Андрей живет мыслью о скорой встрече с ним, однако из письма узнает о его гибели.
После войны главный герой работает на разных работах, постепенно теряя смысл своего существования, но однажды встречает маленького беспризорника Ваню, родители которого погибли во время войны, и усыновляет, обретя смысл жизни в его воспитании. Таким образом, два совершенно одиноких человека — солдат и беспризорник — спасаются, став родными друг другу.
Недаром фильм называется “Судьба человека”. На наш взгляд, его основной посыл заключается в следующем: чтобы быть человеком, мало им родиться, надо им стать. Пережив все тяготы и лишения войны, он сохранил доброту, милосердие и желание помогать людям. Не спившись, не своровавшись, не покончив собой. Поистине, настоящий манифест силы воли и человечности.
Кинокартина “Они сражались за Родину”, на мой взгляд, является высшей точкой расцвета советского кинематографа о войне. Снят по повести одного из лучших русских писателей, все того же Михаила Шолохова. В главных ролях замечательный актерский дуэт Василия Шукшина и Георгия Буркова, которые и в реальной жизни были замечательными друзьями. Фильм примечателен еще и тем, что во время съемок скончался великий русский писатель, актер и режиссер Василий Шукшин. Помимо них в фильме сыграли такие звезды отечественного кино, как Юрий Никулин, Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов.
Действия фильма происходят в 1942 году, в один из самых тяжелых периодов отступления наших войск. Фильм рассказывает о подвигах солдат, о любви к родной земле и об отчаянном стремлении удерживать каждый её метр. Этот фильм выделяется атмосферой безысходности: герои вынуждены отступать. Им сложно смотреть в глаза местных жителей, которые остаются наедине с надвигающимся врагом, но солдаты вынуждены уходить в направлении к Сталинграду.
“А зори здесь тихие”, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывает о девушках-зенитчицах, которых повели через топи к скалам Синюхиной гряды, чтобы опередить диверсантов. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Их командир Васков понимает, что в лоб эту силу не остановить и, послав за помощью одну из девушек, которая погибает, утонув в болоте, принимает решение преследовать врага. Применяя различные хитрости, он вступает в ряд неравных боестолкновений, в которых погибают четыре остававшиеся с ним девушки. Ему всё же удаётся захватить оставшихся в живых диверсантов в плен, он ведёт их к советским позициям и на пути встречает своих.
Надо отметить, что все зенитчицы в картине предстают весьма простыми девушками, без капризов и модной в нынешнем кино «стервозности». Они, как и их боевые товарищи, преданно любят Родину и готовы отдать за нее жизни, однако при этом сохраняют бодрость духа.
Первая экранизация романа Александра Фадеева “Молодая гвардия”, датированная 1948 годом, также стала классикой нашего кино. Для борьбы с гитлеровцами бывшие школьники организовали крупную подпольную организацию «Молодая гвардия», деятельность которой создавала впечатление, что в городе функционируют силы сопротивления, оставленные большевиками.
Ребята вложили весомый вклад в борьбу за свободу своей Родины: они распространяли листовки с последними сводками с фронта и вели диверсионную деятельность, а Сережа Тюленин по личной инициативе совершил поджог штаба немецкого командования. Молодые, крепкие и энергичные люди являются мощной силой всего народа. Каждый из них, несмотря на свой юный возраст, уже сформировался как личность, выставил жизненные приоритеты и цели. Но в их дом пришло самое страшное несчастье — война, которая сметает всё на своем пути, включая и привычный уклад жизни, мечты и планы, не дает свершиться будущим открытиям.
Современный кинематограф
Давайте сразу рассмотрим новую экранизацию “Молодой гвардии” (2015), чтобы проанализировать их отличия, а затем такие фильмы, как “Брестская крепость” и “Битва за Севастополь”. Сразу отметим, что новая версия была показана в канун 70-летия Великой Победы. Однако картина вызвала бурю негодования у актрис первой экранизации 67-летней давности. Так, увидев, как в экранизации 2015 года одна из молодогвардейцев крутит любовь с фашистами, актриса первой экранизации Инна Макарова схватилась за валидол.
“Мне плохо стало, когда я увидела, как Люба легла на стол, за которым сидят фашисты, а у нее разрез на платье чуть ли не до пятой точки. Такое впечатление, что наряд ей подарили фашисты за любовь. Откуда у краснодонской девчонки такие туалеты? Когда немец сказал: «Ну что, продолжим игру? Раздевайся!» – я пошла за валидолом. Шпица сыграла фашистскую подстилку. Любка Шевцова такой не была”, — делится переживаниями актриса.
Еще одна актриса первой экранизации 1948 года также шокирована новой постановкой: “Новую версию я не могла смотреть. Мне стыдно, что разрешили профинансировать такой сериал. Не надо браться за такое, даже если тебе есть нечего”. Одна из героинь молодежного сопротивления Екатерина Шпиц имеет нехарактерный для советской девушки облик, есть и другие огрехи.
Режиссер документального фильма «По следам «Молодой гвардии» Ренита Григорьева рассказала, что сериал довел до инфаркта родственников реальных участников “Молодой гвардии”:
“Вопрос министру культуры Мединскому: зачем давать деньги под такой проект? Маму Кошевого сделали шлюхой, а она была партийным работником. Я могу только пожалеть актеров, что они снялись в этом сериале. Это – диверсия, полнейшее искажение фактов. Вспомните, Че Гевара носил в рюкзаке книгу Фадеева. А тут в сериале, показанном на 70-летие Победы, – один секс”.
Откровенно говоря, поражает, как Министерство культуры может спонсировать подобные искажения столь важных для каждого русского человека событий и даже транслировать по главным каналам страны. И, главное: в чем смысл сексуализации образа юных героинь-антифашисток? С какой целью была искажена повесть Александра Фадеева? Остается загадкой…
Следующий современный фильм о войне, который мы рассмотрим, — “Битва за Севастополь”, также снятый на государственные средства и аналогичным образом являющийся диверсией против памяти Великой Отечественный войны. Дело в том, что фильм распиарен как военный, однако здесь вы не увидите ни подвигов, ни солдатского быта, ни тягот войны. Внимание акцентировано на трех мужчинах Людмилы Павличенко.
“Война — это такая жизнь”, – изрекает первый из них, капитан Макаров. И понеслась душа в рай! Любовь на войне, среди кишок, оторванных рук и ног, ранений и контузий — уже со вторым. Поцелуи во время диверсионных операций. Нежное обмазывание друг друга грязью для маскировки — и снайперская стрельба вперемешку с любовными страстями. Свадьба подруги на передовой, разумеется, импровизированная, “самопальная”, со спиртом вместо шампанского и марлей вместо фаты, превращающаяся в похороны жениха.
Сама же битва за Севастополь вторична. Первична же поездка главной героини в США. И вот здесь начинается самое интересное. Америка, ее жители, сама Элеонора Рузвельт показаны стопроцентно положительными, а вот советские дипломаты — отрицательными. Отношения Элеоноры и Люды — нежная дружба: они вместе варят борщ, выпивают, вспоминают мужчин и делятся интимными личными секретами. Здесь Людмила раскрывается и ощущает себя женщиной. Здесь ей дарят подарки, посвящают песни, предлагают миллионные контракты…. Намек понятен? По-моему, вполне. Героям не место в злом СССР. Лучше всего им жить в благословенной Америке!
Рассказ о современном кино хотелось бы закончить все же на оптимистической ноте. В 2010 году на экраны вышел фильм “Брестская крепость”. Один из немногих новых фильмов, выдержанных в отечественной кинематографической традиции. Здесь нет интимных сцен или намеков на них, тяготы войны действительно занимают в картине главное место. Героические подвиги солдат, реалистичные сцены, приправленные съемками в месте происшествия событий — мемориальном комплексе “Брестская крепость-герой” образовали весьма интересную ленту, которая, на мой взгляд, практически не уступает советской классике.
Выводы:
Как видно, сексуальная революция, нахлынувшая на отечественный кинематограф в конце 1980-х – начале 1990-х, не обошла стороной и столь святую для нашего народа тему — Великую Отечественную войну. В двух из трех данных фильмов нашего времени о войне фактически не осталось места подвигам и военным действиям, зато привнесены сцены интимного характера. Голливудская традиция на лицо.
В связи с этим возникает много вопросов к Министерству культуры. Например: неужели надо тратить государственные деньги на такие фильмы о Великой Отечественной войне, после просмотра которых наши ветераны и народные артисты вынуждены принимать валидол? Неужели невозможно взять на вооружение советскую школу кинематографа и снова снимать сильные, правдивые и высокие фильмы о войне?
Источник: politrussia.com
К сожалению, в приведённых примерах советских фильмов в положительном контексте присутствует тема алкоголя (это, наверное, одна из главных системных ошибок советского кинематографа, за которую обществу сейчас приходится расплачиваться), надо этот момент учитывать при просмотре. Для понимания причин, по которым в России сегодня снимают даже военные фильмы, ориентируюсь в первую очередь на зарубежные опыт и идеалы, рекомендуем ознакомиться с видеообзором “Системный взгляд на российский кинематограф“:
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!