Труд как одна из высших общественных ценностей
Обращаясь к теме «1-ое мая — Праздник Весны и Труда», мы не только хотели бы поздравить наших читателей с наступающим праздником, пожелать, чтобы он прошёл с большой пользой для каждого из нас и окружающих, но и использовать возникшую возможность для серьёзного разговора о таком понятии кактруд.
Тем более, что о самом празднике мы уже писали в заметке «Весна и Труд или Первомай?» (http://inance.ru/2014/05/may/), в которой изложили нашу позицию по вопросам возникновения праздника, по его предназначению с точки зрения официозов, различных политических сил и большинства российских граждан.
Но как бы там ни было, Первомай был и остаётся, во всяком случае пока, в мировоззрении значительной части населения Днём, установленным именно в честь труда (слово весна в наименование праздника попало явно с подачи либералов, безраздельно орудовавших во властных структурах в 1992 году во время его переименования, и очевидно с целью противопоставления названию праздника в СССР — День международной солидарности трудящихся, и снижения значения в названии ключевого слова — труд).
Заметки на полях
Сразу же оговоримся, что, принимая во внимание принципиальное различие, содержательную разницу между понятиями «труд», связанным с добром, справедливостью и Богом, и «работой», сопряжённой с однокоренными словами раб и рабство, несмотря на то, они, казалось бы, имеют сходный смысл (подробности на сайте в статье «Работа — не волк, а без труда — нет добра» http://inance.ru/2015/09/trud-rabota/), мы в своём материале используем исключительно термин труд, так как именно это определение включает в себя духовное и нравственное содержание, в том числе и «потребность человека, который стремится восстановить утраченную с Богом связь».
При этом мы исходим из того, что в общественном мнении труд всегда имел значение высшей моральной ценности. По словам Н.А. Добролюбова:
„По степени большего или меньшего уважения к труду, по умению оценивать труд более или менее соответственно его истинной ценности можно узнать степень цивилизации народа.”
Именно в отношении к труду, к трудовым мотивациям преломляется моральный облик человека. Сам труд, как важная нравственная категория, не исчерпывается своими внешними результатами, произведёнными материальными и духовными ценностями. Созидательный труд несёт в себе и иной, не менее важный, нравственный результат. Речь идёт о том, что в процессе свободного труда развивается сам субъект труда — человек. В процессе труда он не только удовлетворяет свои потребности, но и получает нравственное удовлетворение.
Но в настоящее время приходится констатировать, что в условиях, когда в течение последних десятилетий истинные ценности, в том числе и уважение к честному труду, последовательно вымывались из мировоззрения людей, а вместо них внедряли — и далеко небезуспешно — такое «значение» как деньги, деньги и ещё раз деньги в соответствующей «обёртке» либеральных «ценностей», со всей решительностью стал вопрос о формировании основанных на нравственности, то есть на нерасторжимой связи справедливости, выражающей себя в общественной морали и человеческой личности, социокультурных ориентиров в обществе. Вот как об этом говорит Президент России:
К сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы… Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей… Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества (Послание Федеральному собранию 12 декабря 2012 годаhttp://special.kremlin.ru/events/preside
Среди основных традиционных российских ценностей, которые делают нас единым целым, придаёт нам новое качество, новые возможности и к которым относятся, прежде всего, любовь к Родине, правдивость, добросердечие, милосердие, поддержка и взаимопомощь, далеко не последнее место занимает труд.
Следует подчеркнуть, что это не только наше мнение. Принимаемые в последнее время на государственном уровне меры подтверждение тому. Наиболее яркое доказательство — решение об установлении звания Героя Труда Российской Федерации:
„Для присвоения гражданам Российской Федерации за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России.”
Кстати, уже традиционно вручение золотых медалей Героя Труда приурочивается к 1 мая. Между прочим, это в какой-то степени подтверждает наш вывод о том, что главной составляющей праздника всё-таки является понятие труд, а вовсе не искусственно добавленное в название слово весна.
В этом же направлении можно рассматривать и проводимые государственными и общественными структурами мероприятия по популяризации и подъёму престижа трудовых профессий в реальном секторе экономики, такие как региональные и всероссийские конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», хотя, скажем прямо, информационная поддержка со стороны СМИ, где по-прежнему руководящую роль играют либералы, далеко не соответствует их важности. Более того, создаётся впечатление, что средства массовой информации тему человека труда сознательно замалчивают.
Внушает определённый оптимизм и недавнее заявление В.В. Путина по вопросу о целесообразности признания трудового воспитания неотъемлемой частью образования:
„Но то, что нужно что-то делать, я полностью с вами согласен, нужно обязательно двигаться в этом направлении. Вопрос только — какими темпами, как конкретно это все прописать и не навредить, а наоборот сделать лучше.”
Заключение
Если подходить объективно, то необходимо заметить, что, хотя шаги по возвращению понятия труд в ценностный консенсус российского общества и делаются в правильном направлении, их эффективность оставляет желать лучшего. Разрушать, опускать людей к примитивизму всегда легче, чем отстраивать да и отстаивать высшие ценности, проявление которых на практике, в жизни тоже требует немалых трудовыхусилий.
И вот здесь уместно привести пример, касающийся каждого из нас. Известно, что, если ребёнок не наблюдает, как его родители, близкие трудятся (даже в быту: на кухне, по дому, на приусадебном участке), то к годам к пяти — семи он формируется в законченного лентяя, более того в аморальную личность.
А поскольку природа пустоты не выносит, душу, ничем не занятую, заполняет всякое зло. Это можно отнести и к мировоззрению населения. А его основы формируются в самом раннем возрасте, фактические до пяти лет.
Поэтому кардинально изменить отношение к труду, в первую очередь у молодёжи, чтобы не потерять молодое поколение, а значит и страну, можно лишь в том случае, если каждый из нас на своём месте действительно будет честно трудиться, беря на себя ответственность за результаты труда, во имя и на благо России, показывая пример трудолюбия нашему общему будущему — детям.
Молодёжная аналитическая группа
***
Рассматривая картинки.
Я так думаю, что пионерам с верхней картинки влетело по первое число…
Пилят лобзиком они не на верстаке. Судя по салфеточкам, часикам и прочим “фуськам” – это комод, убранный и обставленный заботливой мамочкой))))