Гонка за жизнью. Стартовать в Ле Мане без рук и ног
История Фредерика Соссе о том, что иногда понятия «благодаря» и «вопреки» бывают очень близки
Эта история про настоящего мужчину. Он не смирился с несчастьем, которое убило бы многих из нас. Он выжил и теперь готовится к главному старту в своей жизни
Здоровье — штука хрупкая, и потерять его можно совершенно неожиданно. Летом 2012 француз Фредерик Соссе порезал во время отдыха палец, а вскоре из-за врачебной небрежности началось заражение крови. Сначала бактерии поражают руки и ноги, а после этого достигают жизненно важных органов. В таких случаях счёт идёт буквально на часы, поэтому чтобы спасти ему жизнь врачи… ампутировали конечности. Все.
О чём думают люди, внезапно оставшиеся без рук и ног? Страшно даже представить. Ощутив себя абсолютно беспомощным, взрослый мужчина отказался принимать собственную неполноценность. Нужна была какая-то большая цель, настоящий вызов, справившись с которым Фредерик мог бы доказать, что рано ещё ставить на своей жизни крест. Незадолго до трагедии наш герой посетил марафон в Ле Мане. А поскольку на тот момент он уже был пилотом-любителем, то безумная, на первый взгляд, идея пришла сама собой. И именно своей невыполнимостью она и была хороша — Соссе требовалась задача как раз такого масштаба! Фредерик решил выйти на старт самой трудной гонки в мире — 24-часового марафона в Ле Мане.
Как прорваться в Ле Ман?
Чтобы стартовать в Ле Мане, даже здоровому человеку нужна техника, бюджет и гоночный опыт.У Фредерика препятствий ещё больше — нужно было изобрести способ водить автомобиль с учётом особенностей его тела, потренироваться на серьёзном уровне, а также найти лазейку в регламенте, которая позволит выйти на старт марафона. С последней всё решилось в начале года: Западный автомобильный клуб Франции, который является организатором «24 часов Ле Мана», утвердил команду Фредерика Соссе в качестве участника из так называемого Гаража 56 для экспериментальных машин.
Поддержку проекту стоимостью 3 миллиона евро оказывают инжиниринговая фирма Onroak Automotive (ей принадлежат уникальные технические решения по адаптации болида Morgan Nissan), компания Audi, Michelin, страховая фирма Аха, банки, спортсмены и другие благотворители.
В 2012 году клубом была учреждена особая категория экспериментальных болидов для участия в Ле Мане — в последующие годы в ней ехали прототипы Deltawing с необычной треугольной формой кузова и гибрид ZEOD RC, а также пытался стартовать водородный болид Н2 из Швейцарии. Morgan LM P2, на котором поедет Соссе с напарниками, оснащён самым обычным гоночным мотором Nissan, но его инновационность в другом. Этот автомобиль призван доказать, что даже люди с сильно ограниченными возможностями могут не просто водить автомобиль, а делать это на самом высоком уровне, какой только известен человеку. Что даже такая инвалидность не приговор, а напротив — стимул заиметь и воплотить мечту всей жизни.
Подготовка: человек и машина
Вскоре после ампутации Соссе стал самостоятельно ходить с помощью протезов для рук и ног. Через полгода он сел за руль специально адаптированного Volkswagen Tiguan, а в апреле 2013 поучаствовал в тестах лемановского прототипа в качестве пассажира у пилота Кристофа Тинсо. В декабре Фредерик рулил на гоночной трассе уже самостоятельно — он вёл по треку переделанный хотхэтч Audi RS3: продолжающие бёдра протезы управляют педалями, а закреплённый на руле протез правой руки позволяет задавать направление движения. Тогда он проиграл своему многоопытному тренеру всего 3 секунды с круга длиной более 2 минут.
В гоночном прототипе Ligier с мотором Audi, на котором Фредерик провёл прошлый сезон в гонках на выносливость серии VdeV, руль отсутствует вовсе — там протез правой руки соединяется с закреплённым на рулевом валу особым рычагом. По словам пилота, уже прошлым летом он смог добиться точно таких же водительских ощущений, как он испытывал до ампутации. Смена передач происходит в автоматическом режиме, а софт для трансмиссии написан инжиниринговой компанией Magneti Marelli индивидуально под каждую конфигурацию трека.
Система управления с минимальными изменениями перенесена в прототип Morgan Nissan LM P2, на котором Соссе поедет в Ле Мане. Это позволит сэкономить средства и уложиться в бюджет. Поэтому же отказались и от пересадки в созданное компанией Onroak шасси мотора Audi вместо двигателя Nissan — поддерживающая пилота финансово и технически немецкая марка готова была предоставить более мощный двигатель, но связанные с этим инжиниринговые работы оказались слишком дорогими. Поэтому Audi осталась в статусе просто спонсора этого проекта.
Система эвакуации пилота при аварии адаптирована в Morgan под Фредерика: в экстренном случае по команде гонщика срабатывает газовый лифт кресла, который позволяет пилоту покинуть кокпит и отдалиться от болида на 1,5 метра за 12 секунд. Это укладывается в принятые в Ле Мане нормы безопасности.
Подготовка пилота — не менее важная задача, чем подготовка техники. Соссе готовится не менее усердно, чем другие пилоты-профи: в его графике полтора часа плавания ежедневно, несколько еженедельных сессий физиотерапии, тренировка шеи и пресса, занятия на гоночных симуляторах и практика на автодромах. Так как он рулит одной только правой «рукой», она у него очень сильная: в прошедшем сезоне эндуранс-серии VdeV Фредерик выдерживал сессии по 45-55 минутнепрерывного вождения. Также команда отрабатывает смену пилота: летом это занимало около 5 минут, но к старту марафона этот результат должен быть доведён до 2-2,5.
Команда
Фредерик является лидером команды SRT41 By Oak Racing, и, помимо него, в составе ещё два пилота. Они втроём проедут 24-часовой марафон в Ле Мане, который пройдёт в июне. Напарниками Соссе стали Кристоф Тинсо и Жан-Бернар Буве, которые выступали в этой гонке 11 и 8 раз соответственно. Тинсо участвует в этом проекте с самого начала и является гоночным наставником Фредерика, а также первым пробует и настраивает их болид Morgan на тестах. Буве — лемановский пилот и инструктор, с которым наш герой познакомился и сдружился в ходе сезона в VdeV.
Я присоединился к команде, которая творит историю. Я видел Фредерика в деле и не сомневаюсь в его способностях как пилота. Если мы и не доедем, то только по вине техники
Жан-Бернар Буве, напарник Соссе по команде в 24 часах Ле Мана
На настоящий момент Фредерик уже проехал тесты и гонки за рулём своей боевой машины на треках Maison Blanche, Paul Ricard, Bugatti и Silverstone и планирует тренироваться до упора — хватило бы средств. Соссе говорит, что хоть он и новичок в таких серьёзных соревнованиях, среднее с его напарниками время круга даёт неплохой результат. Конечно, он испытывает серьёзный психологический прессинг, но в сравнении с уже преодолёнными трудностями это проблема, с которой можно справиться.
Трагедия и мечта
Иногда для мечты нужно что-то особенное. Какой-то вызов, перелом в жизни человека. Кто знает, поставил ли бы себе Фредерик эту большую цель, если бы та царапина осталась просто царапиной? Написал бы он книгу Ma course à la vie (Моя гонка за жизнью)? Подружился бы с лучшими гонщиками мира? А теперь он пилот-любитель без рук и ног, который бросает вызов тяжелейшей гонке планеты. И он однозначно по-своему счастлив.
В мире существует масса приспособлений и объектов инфраструктуры для инвалидов: пандусы, парковки, автомобили, краны для опускания в бассейн, туалетные комнаты, спортивные снаряды и многое другое. Надеемся, что после 24 часов Ле Мана 2016 года призовой подиум, куда можно въехать на коляске, встанет с этими вещами в один ряд.
Видеоматериалы про Фредерика Соссе вы найдёте на сайте его команды: https://srt41.com/.