Травля в детском коллективе

2533 27

Педагог-психолог Людмила Петрановская – о том, почему возникает травля ребенка в школе, и как можно и как нельзя ей противостоять.

_________________

Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. А оно надо.

И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает вожделенное. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли, потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется.

Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.

Само выражение «козел отпущения» пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно, так, но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и «особыми», но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет, живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати, учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие, что сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом.

Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что «подвели команду». Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как группа назначила «козла отпущения» и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. «Повелитель мух» или «Чучело» — там все описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии — она в воздухе разлита, а уж форма найдется.



Типичные ошибки взрослых


Теперь о том, что заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе. О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.


Ждать, что само пройдет

Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже — есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении — это может сильно уменьшить травлю.

В нашем классе сильно травили мальчика из не очень благополучной семьи, очень жестоко, он считался «вонючим» (был энурез, как я теперь понимаю). Били, обзывали, отнимали портфель, в общем, по полной программе. Жалко его было всегда, но это воспринималось как данность, неизбежность — ведь «он такой».

Учителя тоже в основном пытались давить на жалость, что дела не улучшало. А потом, классе в 6, вдруг накрыло осознание, что так нельзя. Что просто нельзя и все, независимо от того, какой он. Ощущение холода между лопаток от 30 взглядов, когда я иду через весь класс и сажусь рядом с ним (на это место НИКТО и НИКОГДА добровольно не садился), я не забуду всю жизнь. И шепот «С вонючкой села! Сама провоняет!».

Это было почти социальное самоубийство с моей стороны. Но внутри было это вот новое чувство, и выбора не было. Как бы я теперь назвала, мораль проклюнулась. Как раз в 12. И ничего, обошлось. Поудивлялись и приняли как факт. Видимо, мораль начала не только у меня уже прорезаться, дети были умные. А мальчик потом приходил ко мне домой, я его по русскому подтягивала, очень интересный оказался, вежливый и читал много. Как-то потише стало вскоре с травлей. Не полюбили его, конечно, но обижали меньше.

Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять. И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, «антимораль». По крайней мере, ему будет гораздо труднее.


Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает травля — воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать.

Но. Если из всего этого делается вывод: «так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят», это и есть оправдывать, объясняя. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения неважно, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и «не такой», травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности «анализирует причины», вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет.

Причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю.

Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.


Путать травлю и непопулярность

Подмена проблемы. Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли — не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли — НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия.

Многим детям и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного — безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет — все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки.

Выиграл олимпиаду — «ботан».

Помог кому-то — «подлиза».

Нарисовал хорошо — «художник-мазила-мочи Левитана».

В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию.

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности — может быть. Если идет травля — нет. И даже может быть наоборот. Как-то я общалась с девицей, со смаком вспоминавшей, как они в каком-то лагере для детей-мажоров травили Яну Поплавскую, которая вип-родителей не имела, а путевку ей дали после успеха фильма про Красную Шапочку. Травили «чтобы знала, что она все равно не нашего круга, хоть и артистка». Сама девица была похожа на крысу, если честно.


Считать травлю проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все.

Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоционального развития из-за долгого и сильного стресса.

Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. В комментариях много было такого опыта. Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Приводили примеры, как испытанный острый стыд заставлял что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей.

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. Пиррова победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого «булли», а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будем немного, носи он хоть сплошное «Прада», как известно.

Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие — страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на учебу.

Если это не вашего ребенка травят — не думайте, что лично у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой — в том числе и ваш — ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…


Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа «все дело в том, что они такие».

Чаще всего приходится слышать, что жертва — «такая» (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго» и т. д.).



«Козлом отпущения» может стать каждый


Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда — все пойдет. Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли — чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя.

Также не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они «звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей» и т. п. Опять-таки, конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с травимым вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играли. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко «эти сволочи» поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы или повысить свой культурный уровень.

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике — болезнь группы. И работать надо с группой в целом. То же относится к попыткам «взять за грудки». Это может защитить конкретного ребенка, но группа, вкусившая «крови», тут же выберет другую жертву. Просто убрать жертву или зачинщика, все сведя к их личным особенностям, тоже не факт, что поможет — действо вполне может продолжиться с другими исполнителями главных ролей.

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц — все равно, что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить.


Давить на жалость

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет, только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик.


Принимать правила игры.

Это самое важное, пожалуй. Ошибка — выбирать между виктимностью и агрессией.

Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор.

Либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить». Либо «меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я».

При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира.

Подталкивать ребенка — это значит говорить ему «подумай, в чем ты сам виноват» или «дай ему, чтоб неповадно было». В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой месседж: «Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит — правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. Выбирай, детка!». По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь»

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя. Если до этого у него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье.

Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию, которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что «мир устроен так». Такие волны этой детской незащищенности плескались в комментариях к прошлым постам…

Когда я писала, что нужно идти на конфронтацию, я именно это имела в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым «сильный имеет право бить слабого». С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен — и точка.

Этот тот самый главный вывод, о котором я уже писала. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, «командообразование» тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.



Что можно сделать


Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.


Назвать явление

Никаких «У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов — как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про «Ну, он такой» — придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции — крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру «а что же вы со своим ребенком не поработали», но после вопроса «То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?» быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились.

Дальше тот взрослый, кто взял на себя ответственность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.

Дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим». Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это — недопустимо.

Бывает, небходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из «подумаешь, дети всегда друг друга дразнят». Я им предложила представить себе: «Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору — сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную — и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник — его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!» Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?»

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.

Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.



Дать однозначную оценку

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.

Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.


Обозначить травлю как проблему группы

Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное — оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль «супер-пупер альф». То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: «А чего он? А мы ничего.. А это не я.» и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно «он», кто именно что и т. д.

Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ.

Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть — насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной «альфы», которая «отвечает за здоровье класса». И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух» или (лучше) «Чучело». С маленькими — «Гадкого утенка».


Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

Результат не будет прочным, если дети просто прогнутся под формальные требования учителя. Задача — вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.

Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля».

Допустим 1 балл — это « я никогда в этом не участвую», 2 балла — «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла — «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах — сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, «троек» не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.

Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с «Гадким утенком» в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?».

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?

Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.


Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.

Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся — их разнимают». Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного — дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. «Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю, немедленно». Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере, для начала.

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше — чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта», он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.


Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото.

Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать «счетчик травли», какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», сделать график температуры! и т. д.

Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.


Гармонизировать иерархию

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование — арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.

Признак гармоничной групповой иерархии — отсутствие жестко закрепленных ролей «альф», «бет» и «омег», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той — другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

Ну, это уже из серии «совсем хорошо». Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.

Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями. Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общую стратегию я примерно описала.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
27 Комментариев » Оставить комментарий
  • 307 152

    Психологи даже для объяснения простоого действия – 2 умножить на 2 напишут пять страниц комментатиев, приплетут “потоки позитивных и негативных энергий”, “сдвиги хронополя”, “градуирование спина вдоль себя и возникновение спиритуальных вихрей” и, конечно же, “эгрегор”! На самом деле объяснение конфликтов просто. В любой ссоре всегда есть третья сторона, которая и раздувает конфликт. Нужно всего лишь применить стандартную, как таблица умножения, процедуру – “Поиск и обнаружение третьей стороны”. Нужно взять каждого ученика этого класса, дать ему лист бумаги и спросить: В этой школе кто-то говорил тебе, что (некто) поступает неправильно? и пусть выпишет все фамилии. Второй вопрос: В этой школе кто-то говорил тебе, что (некто) – плохой человек? И пусть выпишет все фамилии. Когда мы просмотрим все списки, окажется, что одно имя встречается чаще других. Это и будет искомая третья сторона. И, чудесным образом, когда третья стороны обнаружена, обе ссорившихся до этого группы разрывают с ней отношения. Все желающие пройти бесплатный онлайн-курс “Разрешение конфликтов”, заходите сюда https://www.youtube.com/watch?v=VFkszuzb0YY

    • 674 354

      Сатанология в РФ запрещена. Ты тут третья сторона. Уловил? Ищи теперь ты третьего между мной и тобой, я ведь на конфликт пошел. Найдешь,отпиши.

    • 6760 3799

      Многие участники школьных конфликтов в силу слабоумия не поймут Вашего вопроса. Никто никому ничего не говорит – Ваша третья сторона в данной ситуации входит в коллектив в качестве “заводилы” или лидера.

  • 510 163

    Иерархия мускул (слабый-сильный) + Иерархия знаний (с большими знаниями – с меньшими знаниями), есть пирамида Власти.

    С одной стороны, иерархия Власти, может проецироваться через насилие (ведь кто сильнее и умнее, тот властвует над плотью [мускул] и волей [сознанием жертвы]).

    С другой стороны, иерархия Власти, может реализовываться через Отеческое и Материнское начало (при снисхождении к более слабым “Детям”, включая себя же по отношению к более сильным “Родителям”, так и при снисхождении к менее познавшим “Детям”, включая себя же по отношению к более познавшим “Родителям”).

    Ещё существует две противоположные истины восприятия жизни:

    Так, доброго Мальчика/или Девочку, считают трусом/трусихой, обычно за то, что он/или она не могу дать сдачи (по какой либо причине), постоять сражаясь за себя. Таких считают ничтожными существами, обузой в СТАЕ, в обществе.
    Однако этот Мальчик/или Девочка, не могут дать сдачи не потому что он/или она трусиха, а потому, что для них, причинить боль другому человеку, равносильно тому же самому, что причинить эту самую боль СЕБЕ. Ну не могут они ударить, не могут ответить, это внутренний барьер и это трудно очень передать другим…
    Но не понимают те, кто травит ЖЕРТВУ, что сражение И ТАК идёт в душе Доброго ребенка, и лишь от воли ЕГО зависит, останется ли он с ними в тяжелые времена, или проиграет и покинет общество, перед будущей, грозящей им (всем) опасностью…

    • 6760 3799

      Доброму мальчику/девочке нужно сделать выбор. Нужно понять, что причинение боли – это полезный урок. А не ради самой боли. В этом должны помочь взрослые.

  • 18 8

    Дети это слепок своих родителей,с их нравами ,позициями.И они все эти проблемы тащат в школы и тд.Там происходит столкновение всех этих позиций и самая поддерживаемая побеждает.

    • 2105 822

      не всегда, иногда одна паршивая овца портит все стадо

      • 6760 3799

        Эта паршивая овца находит поддержку в стаде и не становится изгоем. Значит, стадо какие-то качества (силу, наглость, хуцпу) этой паршивой овцы ставят выше её паршивости.

        • 2105 822

          тут не о поддержке речь, а о том, что она имеет аргументы правящего класса. Вот пример – у знакомых ребенок собирался с классом на экскурсию, сын обеспеченных родителей, которые в 90-е убивали водителей, а машины их прихватизировали и продавали, однако сейчас – они все единоросы и депутаты… так вот сынулия предложил на день поездки скинуться по 15 т каждому. класс встал и вышел. осталось три прихлебателя, которые не щадя горла своего орали уходящим – мразь… вшивота и нищеброды. Примерно такой же случай был и в нашем классе, там дочка начальника гаи предложила съездить в Питер и скинуть по трицадке… когда все отказались начался круговой бойкот… пятеро травили целый класс в течение уч года, классная даже не вникала

  • 5071 1707

    Хорошая статья,человек понимает суть,грамотно определил пути разрешения проблемы.Но здесь необходимо знать ещё теорию развития коллектива,технологию воспитательного процесса.Была в прошлом назначена в самый проблемный класс интерната для детей из социально неблагополучных семей.Психологов тогда не было,да и появившись мало что они могли.Я тогда обратилась к опыту В.Сухомлинского-одни лозунги,потом к А.С.Макаренко-технология!Через год уже 8 класс мог жить без опеки воспитателя.Всё дело в том,что “озверело” наше общество и хорошо,если классным руководителем является просто добрый человек с нормальной моралью,особенно в младших классах,меньше навредит.Да,в институтах не дают знаний по работе с коллективом детей,но став педагогом,не имея ответственности за судьбы вверенных тебе детей,надо менять профессию.И ведь приходящих в школу за зарплатой,а не из-за любви к профессии,детям и науке педагогике,увы подавляющее большинство,а ведь только это триединство рождает настоящих педагогов.

  • 12631 7260

    «Иерархия власти» хороша для животного мира и для людин с животным строем психики ,для недочеловеков…подобное варновое деление и начинает проявляться в подростковом возрасте. Именно в это время должна появиться коррекция поведения детей со стороны педагогов. Но воспитание в школах отменено!!!!! Отсюда и все проблемы…педагогов следует обязать НЕСТИ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ вверенных им детей. Сегодня этого нет, поэтому с их стороны-полная безответственность…Зайдите в школу на переменах-ни одного учителя, наблюдающего за поведением детей вы не увидите…они тупо сидят в своих кабинетах, приклеили свои задницы к стульям…и где в это время так наз. «психологи»? То, что вытворяют дети на переменах-садизм ! Именно варновый, врождённый строй психики лежит в основе этого явления….Детей с животным строем гораздо больше, они не обременены нравственными запретами ,сбиваются в стаи и начинают издеваться над теми, кто не такие, как они…детям надо дать знания о варнах и методах самосовершенствования

    • 239 82

      НЕСТИ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ…должна мать при выборе самца.

      • 12631 7260

        Андрей,с какой целью ты прикидываешься дурачком? Родители (не все,но большинство) и несут ответственность,когда чадо находится под их присмотром и влиянием…но речь о времени,когда дети находятся В ШКОЛЕ,или на территории школы,где чаще всего и совершается насилие…Почему воспитатели детского сада несут персональную ответственность(ставят свою роспись в соотв. документе),а учителя в школах этого не делают?Тогда они не сидели бы сиднем кабинетах и равнодушно не взирали на то,как дети издеваются друг над другом,и уж тем более не провоцировали на это детей…Вся эта гадость-именно от учителей…

        • 239 82

          Что Вы привязались к учителям?
          В РФ никто ни за что не отвечает.
          Доктор не отвечает за лечение больного.
          Строитель не отвечает за свои постройки.
          И т.д. и т.п.
          Матери рожают неизвестно кого и обвиняют в этом учителей.
          Зайдём с другой стороны. Учителя живут в том же обществе. Почему они должны за что-то отвечать? Кому хочется быть белой вороной? Кому нужен геморрой?
          Если уж Вы настолько патриотично-педагогичны, воспитывайте сами нужных учителей. Вы же знаете, какие нужны.

        • 6760 3799

          Вы не правы. Вина учителей присутствует, но и вина родителей – не меньше. Просто подумайте, почему именно этого конкретного ребёнка травят? Все проблемы всегда от безнаказанности, от попустительства. Ребёнок однажды позволил унизить себя. Эта ошибка оказалась роковой. Почему ребёнок это допустил? Потому что дома не было воспитания. Есть мамочки, которые учат “интеллигентности”, типа “драться плохо” и т.п. А папы в воспитании не участвуют, или такие же инфанты.

  • 344 302

    Разумеется проблема “травли” как взрослой так и детской, кроется в воспитании агрессивного мировоззрения. На мой взгляд, нет проблемы только детской травли, создана проблема именно травли в различных слоях общества, в литературной среде, искусства, научной, управленческой, и.т.д. Просто в детской среде, школьной это наиболее очевидно и выражено в резких тонах из-за невозможности индивидуума смены коллектива или среды.
    Немного удивлена была восприятием мировоззрения коллектива сотрудников которым сейчас от 30 до 40 лет на предыдущей работе, где мне примерно каждый из сотрудников в разные периоды времени утверждал что грызня, подстава и травля кого-то в коллективе это норма, что так везде. И на ответ, (а мне уже за 50) что нет это совсем не норма, и так не везде они делали очень удивленные глаза, складывалось впечатление, что это они слышат первый раз в своей жизни…
    На мой взгляд, это дурное, агрессивное воспитание, которое очень жестко продвигается и навязывается людям по всему земному шару, независимо от страны, через СМИ и первую роль играет в этом телевидение и большинство голливудских фильмов.
    Если человек попробует отказаться от просмотра любых телевизионных передач хотя бы на два месяца, он почувствует себя лучше, увидит более гармоничный мир, более широкий диапазон взаимодействия, время как бы растянется, расширяя горизонты… Конечно первые недели две будет очень сильная ломка, на уровне депресии и потерянности в пространстве и быттии, человек как бы заново начинает учиться думать самостоятельно. Тогда и приходит понимание, что эти стереотипы поведения навязаны человеку извне, возможно даже из другого мира.)) уводя его от главного – развития сознания.

  • 854 362

    За всеми этими обсуждениями забыли хорошее старинное лекарство против всякой дури. Это такой тонкий кожанный ремешок -обжигатель ягодиц, и убедительный аргумент убеждения несмышленных детенышей!

    • 5071 1707

      Дать это “лекарство” в руки иезуитов по сути своей?В Англии розги отменили в государственных школах в 1987г.,в частных-в 1999г.,в Шотландии в 2000г.,в Ирландии в 2003 г.,а в 5 штатах США существуют до сих пор.Это наш передовой Запад.И как нравится некоторым его сияющая обёртка!Умеем мы воспитывать,не мешайте только нам жить,демократические страны!

    • 44632 23600

      По тебе давно плачет большой отцовский ремень,выключил планшет быстро и делать уроки двоечник.)))

    • 6760 3799

      Извращенец? Иди на сайты BDSM! Наказание это выльется потом на жертве в классе, т.к. весь коллектив обвинит в своих страданиях именно жертву.

  • 6760 3799

    Огромная проблема в том, что ребёнок часто попадает в чуждый ему коллектив. Взрослые могут выбирать среду общения. Дети – нет. Школа – это как зона. Это хуже армии. Куда распределился – с теми и живи.
    Часто решением является просто смена класса или школы. Зачем бороться с нечистотами, сидя в помойной яме? Логичнее выбраться из неё. Во взрослой жизни покушение на свободу личности обычно заканчивается тяжёлыми последствиями для одной из сторон. Для детей почему-то иные правила. Типа у них всё не по-настоящему.
    Зачастую в школе вина классного руководителя в травле огромна. Если ребёнка травят – смело травите классного руководителя. Возможно, это отчасти решит проблему. Или усугубит, если классный руководитель окажется сильнее и умнее вас. В 90% случаев травля идёт со скрытого поощрения классного руководителя. В начальных классах – в 99% случаев.
    Если нет возможности уйти из класса, надо объяснить ребёнку психологию толпы. Нужно выбрать из толпы “обидчиков” самого сильного и авторитетного и нанести ему сокрушительный удар. Например, стулом по голове. По настоящему. Перед этим ударом родители должны помочь ребёнку – написать кучу заявлений о травле, о потенциальном доведении до самоубийства и т.д. Потому что после удара ребёнка нужно будет оправдать – довели. После этого толпа мгновенно угомонится – все будут помнить своего лидера в луже крови и как его увозили санитары. Никто не захочет повторить этот путь. Кто захочет – должен неминуемо повторить. Это путь к спасению.

  • 239 82

    Ничего с годами не меняется в школе. И в 70-ые и в 80-ые годы в любом классе происходили битвы за девочек, за мальчиков, за власть, за место под солнцем. Это нормально. Класс – это мини государство со своими Путиными, Абамками, Моисеевыми Борисками, Фильками, Алками т.д. Что немного меняется, так это половая принадлежность полов. Мальчиковые девочки и девчачьи мальчики образуют коллектив практически среднего рода. В данном случае борьба усиливается многократно.
    Учителя не виноваты в том, что они не понимают, кто перед ними: мальчик или девочка. Одинокая мать видит сыночку мальчиком, дочку девочкой. Но учитель-то об этом не знает. Он не знает, кого готовить в защитники Родины, кого в жёны.
    Так что, прежде чем наезжать на учителя, надо самим родителям определить пол ребёнка, и только потом…

    • 6760 3799

      Независимо от того, что определили родители по поводу “пола” своего ребёнка, это не повод устраивать травлю в классе. Учитель (классный руководитель) отвечает за порядок. Он – “смотрящий”. Значит, ответственный. Тем более, что травля по указанному Вами принципу – большая редкость. Это, видимо, у Вас что-то из личных наблюдений.

  • 1 0

    Уверена, все идет из семьи!

  • 1392 1087

    Николай Александрович Добролюбов “считал невозможной подлинную реформу общеобразовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
    …Воспитание через труд, т. к. труд является основой нравственности.” (из книги В. А. Шемшука “Украденная история”)
    Излишняя детская энергия не находит применения в созидательном общественно-полезном процессе труда, поэтому находит другие всевозможные уродливые формы проявления. В какую сторону перестроили наше общество и школу как неотъемлемую его часть мы видим с 90-х. Учителей интересует только размер кармана родителей. Человеческое достоинство, нравственность и мораль не находят места в обществе ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
    В романе «О дивный новый мир!» Олдос Хаксли ( известный в СССР ранним творчеством как Владимир Маяковский)”ничего не придумал, когда «строил» его экономическую модель. Он просто «продлил в будущее» основные принципы «общества массового потребления». Человечество научилось много производить, и массово потреблять произведенное, чтобы потом снова производить и потреблять… Но писателю, как, впрочем, и многим другим в наше время, ясно, что «на той огромной фабрике, какую являет собой современный индустриализированный мир, нет места ни человеку как биологической особи, ни человеку-творцу, ни человеческой индивидуальности.” (Е. Апенко “Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли”)http://royallib.com/author/haksli_oldos.html

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru