Реформа образования. Курс на омоложение?
Так называемые реформы уже поставили наше образование в сложное положение. Ситуация парадоксальная — уровень образования падает, недовольны все (общество, учителя, ученики, родители). А реформы, обрушающие уровень знаний — продолжаются.
Одним из аспектов ситуации, является «омоложение кадров». Или, если, называть вещи своими именами — замена педагогов «советской закалки» на тех, кто сам учился в эпоху реформ.
Об этом статья … студентки Хабаровского государственного университета экономики и права Краснослободцевой Дарьи.
http://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/02/img_56be4305102a6.png
Курс на омоложение: к чему может привести новая тенденция в системе образования?
Россия сегодня — сильное государство, переживающее непростой период развития. И трудности, которые преодолевает наша страна, связаны не только с обостренной ситуацией во внешней политике, но и с неопределенностью внутреннего курса развития государства.
Думаю, у либерально настроенной части правительства имеются различные причины на то, чтобы способствовать активному разрушению принятых в российском обществе устоев и ценностей. На мой взгляд, одна из главных причин — это отсутствие у либералов в мировоззрении ценностной компоненты, являющейся одной из составляющих образования гражданина. Если говорить точнее — утрата ими общегосударственных ценностей, патриотизма и уважения по отношению к своей стране.
Образование является важным звеном для возрождения успешно функционирующего на благо своих граждан государства. Не стоит рассчитывать на высокую эффективность вливаемых в проблемные отрасли денежных средств при отсутствии грамотных кадров, образованных, патриотично настроенных людей у власти.
Итак, российскому обществу стоит задуматься о том, что и как мы вкладываем в подрастающее поколение через образование, а также о том, кому мы доверяем воспитание молодежи. Здесь нельзя преувеличить значимость педагогов: воспитателей, учителей, преподавателей, которые играют исключительную роль в формировании системы знаний и в становлении личности.
Сегодня Министерство образования и науки РФ активно внедряет разнообразные нововведения в российскую систему образования. Некоторые из них касаются и профессиональных работников данной сферы, в том числе это и начало проведения Минобрнауки России политики омоложения педагогических кадров. О ней за последнее время приходится слышать довольно часто: это и заявление Дмитрия Викторовича Ливанова, Министра образования и науки РФ, на федеральном портале «Российское образование», где в одной из публикаций рассматривалась проблема снижения планки пенсионного возраста для учителей; и отчет министра перед депутатами Государственной думы в рамках правительственного часа; и заявление на Гайдаровском форуме Натальи Владимировны Третьяк, первого заместителя Ливанова, в котором прозвучала информация о том, что количество молодых учителей в школах в 2015 году сравнялось с числом педагогов пенсионного возраста.
В связи с наметившимся курсом на омоложение педагогических кадров возникают вопросы: как же оценивать данную тенденцию? Насколько она будет эффективна и своевременна? Кому данное омоложение образовательных кадров пойдет на пользу?
По обыкновению, новые кадры (ввиду ограничения по численности любой общественной системы) сменяют уже имеющиеся. На мой взгляд, для того, чтобы найти ответы на поставленные мною вопросы, необходимо задуматься о том, кому министерство образования ищет замену (педагоги пенсионного возраста) и, собственно, о профессионализме тех молодых кадров, которые стремительно вливаются в систему образования благодаря данной тенденции. На данный момент в Российской Федерации, согласно федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях», а именно — статье 30, п. 19, правом на досрочную выплату страховой пенсии обладают лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Итак, можно предположить, что на сегодняшний день педагогами пенсионного возраста являются выпускники высших учебных заведений 70-90-х годов.
Думаю, что для того, чтобы описать все прелести Народного образования в СССР необходима отдельная статья. В качестве примера приведу один из главных документов, имеющих непосредственное отношение к системе советского образования в период 70-х гг. — это «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Уже исходя из закрепленной в данном документе цели народного образования в СССР, вне всяких сомнений можно сказать, что выпускники данной системы — это высоко квалифицированные специалисты, настоящие творцы, всесторонне развитые граждане, уважающие свое государство. Именно они, воспитанные в традициях одной из лучших в мире системы образования, и по сей день отдают свои знания молодому поколению, так нуждающемуся во всестороннем развитии, в высоком уровне теоретической и практической подготовки, и что немало важно — в должном патриотическом воспитании.
К сожалению, система советского образования была разрушена и претерпела значительные изменения. Многие современные выпускники школ, а затем — и педвузов, являются наглядным результатом неэффективно действующей системы ЕГЭ, плодом разрушенной системы образования. Системы, воспитывающей не творцов благ, а их потребителей. Это поколение узко квалифицированных специалистов, не имеющих цельного мировоззрения.
Выступая на Гайдаровском форуме, Наталья Третьяк также заметила, что в педагогические вузы стали приходить грамотные абитуриенты — отличники и хорошисты, а не слабые выпускники школ как раньше. Так ли это? Об этом трудно сказать однозначно. Поскольку иной единой системы оценки знаний выпускников, нежели ЕГЭ, нет, приходится ориентироваться только на результаты данного экзамена. Взяв, к примеру, проходные баллы в вузы, где ведется подготовка по педагогическому направлению, можно увидеть, что в таких именитых учебных заведениях России, как МПГУ, РГПУ им. Герцена и другие, баллы весьма высоки. Но это и понятно — в ведущие вузы страны всегда огромный конкурс на поступление.
Но что если посмотреть и на показатели высших учебных заведений в небольших городах? Поскольку я являюсь жительницей Дальнего Востока, то мне стало интересно, как обстоит ситуация в местной высшей школе. К примеру, вузами Дальнего Востока, готовящими выпускников по педагогическим специальностям, являются : ПГУ им. Шолом-Алейхема (г. Биробиджан), ПИ ТОГУ (г. Хабаровск), ДВФУ (г. Владивосток). Итак, проходной балл на очную форму обучения в ПГУ им. Шолом-Алейхема в 2013 году на специальность «Педагогическое образование (Начальное образование и информатика)» — 121балл, в ПИ ТОГУ в 2013 году на специальность «Начальное образование» — 178 баллов; в ДВФУ в 2015 году на специальность Педагогическое образование (Начальное образование) — 168 баллов, в 2013 году — 149 баллов. Это результаты тех выпускников, которые уже через год будут готовы идти работать по профессии.
Как я уже говорила, можно сослаться на то, что система ЕГЭ не является достоверной проверкой знаний. Но при этом у Министерства образования нет полных оснований заявлять, что все нынешние учащиеся педвузов на этапе школьного образования высоко подготовлены к дальнейшему обучению.
Итак, говоря о тенденции омоложения педагогических кадров стоит отметить следующее: ее нельзя охарактеризовать однозначно положительно. Большинство молодых кадров, вливаемых в систему образования, еще не готовы заменить собой высококвалифицированных педагогов, воспитанных советской системой. По результатам опроса ВЦИОМ 2014 года, 48% опрошенных родителей считают, что современные школьные учителя учат детей хуже, чем в их время.
Несомненно, пожилые преподаватели нуждаются в замене, но в замене достойной. Именно поэтому, на мой взгляд, в сегодняшних условиях российской системе образования не нужно столь стремительное обновление кадров. Данную проблему необходимо решать не количественно, считая соотношение доли молодых и пожилых педагогов, а качественно, не забывая о преемственности кадров. Зрелым педагогам необходимо передавать молодым коллегам накопленный опыт, делиться знаниями, практическими навыками, прививать молодым педагогам любовь к своей профессии, побуждать к осознанию ее важности и необходимости качественного ее выполнения.
Импульсивное вливание молодых педагогов в образовательную среду может привести к резкому снижению количества учителей, преподавателей и воспитателей пенсионного возраста. И как следствие — к тому, что в скором времени не останется педагогов, готовых воспитывать тех самых патриотов, вдохновленных, относящихся с любовью к своей стране молодых людей, готовых менять нашу страну к лучшему. Смею предположить, что такая политика быстрой замены кадров может сыграть «на руку» лишь тем, кто ставит своей целью непосредственное разрушение нашей системы образования.
Закончить хотелось бы словами знаменитого русского литератора, историка, реформатора русского языка Николая Михайловича Карамзина: «В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!» Педагог сегодня — одна из ключевых фигур в необходимой реформации российского общества. В современной России нужно возрождать престиж данной профессии, воспитывать у нынешнего поколения уважение к ней. Делать все возможное для того, чтобы молодые преподаватели, учителя и воспитатели, только начинающие свой путь в системе российского образования, понимали ответственность, которая возлагается на их плечи. И кто, если не зрелые педагоги, могут помочь в этом?
Краснослободцева Дарья
Студентка 3 курса
Хабаровского государственного университета экономики и права
“заявление …первого заместителя Ливанова, в котором прозвучала информация о том, что количество молодых учителей в школах в 2015 году сравнялось с числом педагогов пенсионного возраста”
Как оценивать? Никак!!!
Эти ребята придумали для аспирантов и магистрантов ввести новые курсы – педагогики. По окончании у них будет дополнительная, скоропостижная, так сказать, специальность – преподаватель. Аспирантов к тому же заставили реально преподавать – как “обязаловку”, но только в высших учебных заведениях (где же столько ставок-то набрать и рабочих мест??). В результате аспирант проводит всё время не в научной лаборатории, а на разных спецкурсах. Качество его научной работы падает, ибо для достижения успеха нужно концентрироваться на чём-то одном. Так что в следующем году отрапортуют о полном обновлении преподавательского состава:))) Только что это за состав-то будет!!!
Пора заканчивать эти не имеющие смысла обсуждения. Все предельно ясно , рабам не дадут никогда настоящего образования, раб должен выпучиться в дураскоп, в комп. игру, поорать зенит чемпион, купить какое- нибудь га-но. Пока эта власть будет , все так и будет.
Пора заканчивать эти обсуждения,я такой вумный все знаю,мне в голову чип вставили и еще кое куда.)Прыгать лучше на обломках империи как обезьянки,это ж здорово пока печеньки транквилизаторы действуют.)))А потом хоть трава не расти,ну только если опиум какой нибудь.Правда ведь ляксей.?
Рыба тухнет с головы. Это всем известно. Не совсем ясно кто же, на самом деле, у нас Голова. Не Ливанов, конечно, боюсь, что даже и не Путин. Все они марионетки. А вот кто дёргает за верёвочки с маниакальным желанием уничтожить не только наше образование, но и нас самих – это вопрос. Но ответы есть на все вопросы, и вы их знаете.